Отгадайте загадку:
Она весну встречает – серёжки надевает,
Накинута на спинку зелёная косынка,
А платьице – в полоску…
Узнаешь ты … (берёзку).
– Вот они, берёзки в нашем лесу. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветут они в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжаются берёзки в зелёную листву и зеленовато-жёлтые серёжки. Серёжки – это соцветия. А плод берёзы – маленький орешек с двумя прозрачными крылышками. Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Но это очень вредно для дерева! Оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения. Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим! Кроме того, ветер может занести в ранку споры грибов трутовиков. Это несъедобные грибы, они наносят берёзе большой вред. Есть народная примета: из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Давайте, ребята, потрогаем кору берёзы, мокрая она от сока или нет? Рассмотрите молодые листочки (набухшие почки), они блестящие, клейкие.
Дети рассматривают веточки берёзы.
– А теперь послушайте стихотворение:
Ели на опушке –
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
– Вот они, наши ели. Это вечнозелёные деревья. Их листья называют игольчатыми, или хвоей. Как и все деревья, весной ели цветут. Цветки, красные и сочно-зелёные, живут недолго. Через несколько месяцев на их месте появятся шишки.
Ребята, а вы хотите узнать, сколько лет нашим ёлочкам? Я вам расскажу, как это сделать. Когда еловая семечка прорастает, корешок идёт вглубь, а стебелёк – вверх. Каждый год верхняя почка на стебле дает новый побег. А через 3–4 года стебель одеревенивает, становится стволом, и на нём начинают развиваться боковые веточки. Ель раскидывает их во все стороны. Год прошёл – вырос новый «этаж», через год – ещё.
Давайте посчитаем еловые «этажи», прибавим 3–4 года – и узнаем возраст ели.
Дети определяют возраст елей.
– Какая из наших елей самая старшая? Какая младшая?
– Ребята, а посмотрите, в нашем лесу кроме берёзы есть ещё лиственные деревья? Эти деревья про себя могли бы сказать:
Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветреный знойный день.
– Как называются эти деревья? (Липы.) У липы мощный корень с множеством ответвлений, уходящих глубоко в землю. Он крепко держит дерево в почве. Обратите внимание, как растут ветки на липе: верхние – вверх, средние – в стороны, а нижние – вниз. Смотрите, почки набухли, и на них появляются плотные, темно-зелёные листья.
Дети рассматривают липу.
– В нашем лесу есть и листопадные кустарники, например спирея.
Форма кустов – полушаровидная. Посмотрите, ребята, какие красивые веточки у наших кустарников – изящные, тонкие, красиво изгибаются. Листочки мелкие, но многочисленные. Сейчас наши спиреи ещё не цветут, а вот если вы придете сюда в конце мая, то увидите, что у спиреи цветки собраны в соцветия. А какой запах они распространяют!
– В смешанном лесу растут и травы. И конечно, подорожник. Про него есть такая загадка: «Его бьют сапогом, его бьют колесом, а ему всё нипочем, хоть ударь кирпичом». В народе его зовут «поранником». Натёр ли ноги, поранился или обжёгся – стоит приложить к больному месту чистый молодой листок подорожника, как боль уймётся, рана быстрее заживёт. Рассмотрим листья подорожника.
Рассматривают подорожник.
– А сейчас я познакомлю вас ещё с одним растением, которое меньше травы. Высота его всего несколько миллиметров – это мох. Мхи в лесу живут, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя «коврики», «подушки». Устроены они несложно: у них нет настоящих корней, не бывает цветков и плодов. Есть только стебли и листья. Листья у них настолько мелкие, что порой едва различимы невооруженным глазом. Давайте рассмотрим листья мха с помощью лупы.
Рассматривают мох.
– Смотрите, в скворечнике поселились птицы, видимо, наш лес стал их домом.
Учитель рассказывает о скворцах.
III. Итог урока.
– Какие изменения произошли в неживой природе весной? Какие изменения произошли в живой природе? Каких птиц вы видели? Какие растения?
Урок 58
ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ ВЕСНОЙ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарем появления комаров, бабочек, пчёл, муравьёв после зимнего покоя; способствовать развитию речи, умения описывать насекомых.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: кроссворд «Насекомые»; фотографии и другие изображения насекомых; загадки про насекомых; карточки для самостоятельной работы; картинка «Зоошутка».
Ход урока
Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.