Учитель читает стихотворение:
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли.
Голубые слёзки капали
И проталинку оставили.
– Какие чувства вызвали у вас эти строки?
– Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне. (Тает снег, тают сосульки, появились проталинки.)
– Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением первого весеннего месяца.
Откроем первую страницу нашего устного журнала. Эта страница называется «Неживая природа весной». Давайте перечислим признаки весны в неживой природе.
1. Главный признак весны в неживой природе – солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. Оно всё ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
2. Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега. Начинает таять и лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
3. Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега и льда, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодьем.
4. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям.
5. Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.
– А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы? (Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано.)
Открываем вторую страницу нашего устного журнала, она называется «Растения весной». Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья.)
– Что происходит в жизни травянистых растений весной? (Появляется молодая травка; некоторые травянистые растения начинают цвести.)
– Отгадайте загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
(Подснежник.)
– А кто знает, почему эти цветы так назвали? (Они первыми появляются из-под снега.)
– Где появляются первые весенние цветы? (На открытых местах, где много солнца, света и влаги.)
– Верно. А вот тепла им требуется немного, потому они и цветут в самом начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах – и узнаете названия других раннецветущих растений.
– Как вы думаете, почему медуницу так назвали? (Медуницу любят шмели и пчёлы, так как в её цветках много нектара.) Помните, что эти цветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов. А кто знает, как ещё называют такие растения? (Первоцветы. Раннецветущие растения.)
– Какие ещё раннецветущие травянистые растения вы знаете? Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
Мать-и-мачеха появляется, как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает ещё под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – как мачеха, а нижняя тёплая – как мать. Используется для лечения простудных заболеваний.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это тоже лекарственное растение. Используют его для лечения болезней лёгких.
Ветреница дубравная – это стройное небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают, и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
– Какие ещё первоцветы вы знаете? (Примула, сон-трава.)
– Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это? (Нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу.)
– Скажите, только ли травянистые растения цветут ранней весной? (Цветут ещё и некоторые деревья.) Какие? (Ива, ясень, тополь, осина, дуб и др.)
– Растения, которые цветут до распускания листьев, называют раннецветущими. Пыльцу цветущих берёз, ив разносит ветер, и листья не мешают пыльце разлетаться на большие расстояния. На голых прутиках орешника тоже распустились первые цветки. Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют серёжками. Правда, на серёжки они не очень-то похожи. Качнёшь такой хвостик – из него вылетит облачко пыльцы. На тех же веточках орешника есть и другие цветки. Они сидят парочками или по три, их можно принять за почки, только из верхушки каждой «почки» высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Это рыльца, они ловят пыльцу, летящую по ветру. Отцветёт орешник, отвалятся серёжки, засохнут розовые ниточки странных цветов-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.
Учитель проводит игру «Угадай растение».
– У неё тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. Ее серёжки как меховые шарики. (Верба.)
– Это растение любит расти у воды. Из веток плетут корзины. (Ива.)
– У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму. (Осина.)
– Почему эти деревья зацветают рано, когда у них ещё нет листьев? (Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы опылению. Вот они и торопятся цвести, пока нет листьев.)
Физкультминутка
– Давайте поиграем. Если я назову первоцвет, то вы приседаете. Если нет – поднимайте руки вверх и хлопайте в ладоши.
Учитель называет слова: ноготки, колокольчик, хохлатка, мак, василёк, медуница, ромашка, астра, ветреница, георгин, мать-и-мачеха, роза, сон-трава.
– Послушайте стихотворение. О каких гостях в нём идёт речь?
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Следующая страница нашего журнала – «Животные весной».
– Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны? (Возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы.)
– Каких перелётных птиц вы знаете? Отгадайте загадку:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач).
– Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15–20 гнёзд.
А кто знает пословицы о грачах? (Увидел грача – весну встречай. Грач на горе – весна на дворе.)
– Отгадайте следующую загадку:
Он выступает перед вами
Как молодой весны гонец,
Он рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут его … (скворец).
– Вслед за грачами прилетают скворцы. Сначала – скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают и скворцы-мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи. А у кого из вас уже готовы скворечники?
– Отгадайте следующую загадку:
Шумит листва, лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет?
Какая это птица?
Кто первым даст ответ?
(Кукушка.)
– Кто знает, чем отличается эта птица от всех других? (Сама не высиживает птенцов, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц.)
– А кто знает, как встречают весну звери? (Некоторые звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши.)
– Давайте послушаем сценку «Девочка и медведь».
Девочка. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь. Без забот и без тревоги
Спал я в тёпленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка. Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет…
Медведь. Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Девочка. Заспешил медведь наружу…
Медведь. Заливает! Не до сна!
Девочка. Вылез он и видит…
Медведь. Лужи! Тает снег! Пришла весна!
– Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (Он пробуждается от спячки, выходит из берлоги.)
– Какие животные ещё пробуждаются от спячки? (Ёж, барсук, бурундук.) Как вы думаете, почему они пробуждаются? Оказывается, в их организме есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Так же они показывают и время года, хотя вокруг, в норе, ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени уже не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, тоже проснувшись рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он «лёгок на подъём», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернётся, то барсук ещё может поспать. Медведь дольше всех воспитывает своих детёнышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти, в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 года.
Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных. А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной? (Не тревожить и не беспокоить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину.)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.