Работа по учебнику.
– Прочитайте в учебнике рассказ «Лесные новости». (Читают.)
– Ребята, как называют в народе первый весенний месяц? («Март-капельник».)
– Почему его так называют? (Потому что часто наблюдается капель – падение капель с тающих сосулек или снега.)
– Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе? (Проталины.)
– Что это такое? (Чёрные пятна на солнечных пригорках.)
– Рассмотрите репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник Саврасов нарисовал удивительную картину. На ней хорошо видны первые проталины. Так какая же птица прилетает первой? (Первым прилетает грач.)
– Почему? (Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.)
– А теперь давайте послушаем, какие есть народные приметы, связанные с прилетом грачей.
Грач прилетел – через месяц снег сойдет.
Если грачи прямо на гнездо летят – будет дружная весна.
Если грачи сели в гнезде – через три недели можно выходить на посев.
Если на чёрной кочке увидишь грача – под землей началось пробуждение.
Грачи играют – будет хорошая погода, а если стаями с криком вьются над гнездами – то сядут, то опять взволнуются, – погода переменится.
– Итак, прилетает первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.
IV. Итог урока.
– Прочитайте слова и подумайте, на какие группы вы можете их разделить? По какому признаку?
Слова : половодье, ветреница, грачи, скворцы, ледоход, мать-и-мачеха, медуница, ласточки, гроза.
Ответ : 1 2 3
половодье ветреница грачи
ледоход мать-и-мачеха скворцы
гроза медуница ласточки
– Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.
Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали? (Звук капели, треск льдин, журчание ручьёв, пение птиц.)
– Какие у весны запахи? (Запах цветов, молодых листьев, набухших почек, оттаявшей земли.)
Урок 52
ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной, прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам; способствовать развитию коммуникативных навыков.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием.
Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование: картинки с изображением птиц; карточки с изображением мест обитания птиц, птичьих гнёзд; аудиозапись голосов птиц.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня … (весна).
– Какие изменения в неживой природе происходят весной?
– Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
– Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 257.