III. ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЯ СУДА И СТРАШНЫЙ СУД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Библия свидет-вует, что начиная со всемирного потопа (Быт 6-8) и кончая звуками труб и чашами гнева Божьего (Откр 8-11; 16) для свершения Божьего С. на земле существуют строго определ. судные времена. "Всему свое время", и Божьему С. - в том числе (Еккл 3:1 и след.). Самому суровому С. Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса (Мф 27:25). Отвергнув Иисуса, они отделили себя от Него. Страдания народа, последовавшие за разрушением Иерусалима, - самое убедит. тому сви-дет-во. Эти тяжкие времена - всего лишь предвестники Страшного Божьего С., на к-ром будет вынесен окончат. приговор.

 

Б. Апостолы в своих проповедях постоянно указывают на то, что Бог поставил Христа Судьею, и в назначенный день Он будет судить вселенную (Деян 10:42; 17:31). В НЗ есть два подробных описания, в к-рых, вероятно, представлены различные аспекты одного и того же события: 1) СУД НАД НАРОДАМИ (Мф 25:31-46) Иисус Христос будет вершить после Своего Второго пришествия, когда установит Свое Царство. "Все народы" предстанут перед Его С., на к-ром Он решит, кто достоин "наследовать" Царство (ст. 34). Один из критериев, по к-рым будет приниматься решение, - это отношение людей к тем, кого Иисус называет Своими братьями. Нек-рые из тех, кто не рассчитывал на оправдат. приговор, будут оправданы и призваны в Царство Христа, потому что они послужили Иисусу в лице Его "меньших братьев". И напротив, нек-рые неожиданно для себя останутся за пределами Царства. На этом С., время к-рого совпадает с последним С. над мертвыми, Страшным С., будет дан ответ на вопрос: существуют ли помимо достигших славы спасенных христиан другие люди, к-рые могут наравне с верующими стать участниками славы Христова Царства? Очевидно, что спасенных окажется намного больше, чем мы предполагаем; 2) СУД НАД МЕРТВЫМИ (Откр 20:11-15) вынесет окончат. приговор всему остальному человечеству, пребывающему в царстве мертвых вплоть до последнего Судного дня. Этот С. представляет собой начало полного преобразования вселенной (-> Воскресение). Возникнут "новое небо и новая земля" (Откр 21). Последний С. совершится Христом, Судьей над миром, от лица Которого "бежали" прежние "небо и земля" (Откр 20:11). Вместе с Ним С. будут вершить святые, к-рые объединены с Господом (1Кор 6:2 и след.; Откр 3:21). Каждый человек судится по его делам, т.к. именно в них выражается его истинная духовная сущность. В судебниках Божьих, в "книгах", записаны все мысли, слова и поступки человека. Для человека существует только одна возможность избежать наказания и быть оправданным: его имя должно быть занесено в "книгу жизни". Обвинит. же приговор будет означать вечное -> проклятие (Мф 25:41; Откр 20:14 и след.). Возможность помилования людей еще во время их пребывания в царстве мертвых подразумевается словами о сошествии Христа в ад для проповеди "находящимся в темнице духам", с тем чтобы они "жили по Богу духом" (1Пет 3:19; 4:6). Но это не означает, что призыв Христа к покаянию должен быть услышан только после смерти человека. Сказанное в Библии о Божьем С. показывает, что спасти от него может только Христос. -> Право, правосудие -> Судиться -> Оправдание -> Судить -> Судилище.

 

Судейское место, судилище

Судейское место, судилище: 1) греч. слово бэма означает находившееся на возвышении С.М. в зале суда. Это место упоминается в связи с отправлением суда рим. прокураторами Пилатом (Мф 27:19; Ин 19:13) и Фестом (Деян 25:6,17), а также проконсулом Галлионом (Деян 18:12,16); 2) судилище Христово (2Кор 5:10); -> Суд (II,Б,1).

 

Судилище

Судилище -> Судейское место, судилище.

 

Судить.

Судить. В Библии глагол "С." имеет несколько значений: "разбирать спорные дела", "выносить приговор", "вершить суд" (-> Судьи -> Право, правосудие), а также "судить о ч.-л. вообще".

 

I. Бог Сам будет судить Свой народ (Втор 32:36), как и все народы земли (Пс 9:9; 109:6; Мих 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Ис 11:3; Деян 17:31; Рим 2:16). Бог судит нелице-приятно (1Пет 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов 13:9; Пс 34:24). -> Суд.

 

II. Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:1 и след.; Лк 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (Рим 2:1; 14:13), чужого раба (ст. 4) или своего брата (ст. 10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иак 4:11 и след.), поскольку действует не из любви.

 

III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1Кор 2:13 и след.; Деян 15; -> Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1Кор 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе "внутренних", т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1Кор 5:11 и след.; 1Тим 5:20,24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или -> соблазну (Рим 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (Гал 2:11,14; 1Тим 5:20) и двух-трех свидетелей (2Кор 13:1; 1Тим 5:19) уладить спорный вопрос. В Мф 18:15-18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1Кор 5:13), и даже к преданию сатане (ст. 5; 1Тим 1:20; ср. Мф 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (Кол 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1Кор 6:1-8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: "если бы мы судили сами себя" - и соответственно поступали бы или искали бы прощения, - "то не были бы (более) судимы (Богом)" (1Кор 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1Кор 4:4). -> Исповедание -> Увещевание -> Свет (II,4).

 

Судиться, вести тяжбу

I: 1) Бог призовет на -> суд народы земли (Иер 25:31; Иоил 3:2), в т.ч. и Свой собств. нераскаявшийся и неблагодарный народ (Мих 6:1 и след.). Бог всегда праведен (Иер 12:1); Он вызывает Свой народ на суд, говоря: "...тогда придите, и рассудим!", "...станем судиться!" (Ис 1:18; 41:1; 43:26; Иер 2:35); 2) несмотря на всю безнадежность состязания с Богом (Рим 9:20), люди вновь и вновь вступают с Ним в спор. Как ни странно, но чаще всего это касается именно благочестивых людей. Сомнения в том, что Бог правит миром, становятся для них искушением. Классич. пример здесь - -> Иов (Иов 13:3). Он считал себя готовым для такого состязания: "Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня?" (ст. 18 и след.). Но ему приходится признать, что нельзя состязаться со Вседержителем (Иов 39:32). Пророки тоже мечтали о возможности вызвать Бога на суд, хотя и сознавали, что Бог все равно окажется прав (Иер 12:1; Авв 2:1). Когда же грешный народ пытается оспорить Божью правоту - это признак высокомерия и надменности (Ис 58:2).

 

II. Ап. Павел упрекает верующих уже за одно то, что они затевают между собой тяжбы; особое же его негодование вызывает тот факт, что для разрешения этих тяжб члены Церкви обращаются к суду язычников (1Кор 6:1-7). Церковь сама должна быть в состоянии однозначно и окончат. решать такие вопросы (ср. -> Судить). -> Право, правосудие.

 

Судный день

Судный день -> Суд -> Второе пришествие Иисуса.

 

Судьи

I: 1) после смерти -> Иисуса Навина (Нав 24:29-31; Суд 2:6-10) Израилем "управляли судьи" (Руфь 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Суд 9) и насилием (Суд 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1Цар 10:17 и след.; 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных -> начальников и -> старейшин (Суд 2:7; 10:18; 11:5-21; 1Цар 4:3; 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Суд 17:6; 18:1; 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Суд 5:15-17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Суд 8:1-3; 12:1-6). Народ был разделен на группы: 1) колена, жившие на вост. берегу Иордана, 2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и 3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Суд 1:19,21,27-35; 3:1-6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Суд 2:10-13), непослушание и -> идолослужение. Наряду с главным местом поклонения - скинией, находившейся в Силоме (Нав 18:1; 1Цар 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Суд 17) и святилища отдельных колен (Суд 18:30); 2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Суд 2:11-15; 3:7 и след., 12-14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Суд 6:1; 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Суд 3:9,15; 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, к-рый освобождал Израиль от врагов (Суд 1:18; 3:31) и устанавливал в стране мир (ст. 11; 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Суд 3:12; 4:1; 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

 

II: 1) С., к-рых Господь -> воздвигал Своему народу (Суд 2:16,18; 3:9,15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназ-начение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Суд 4:5; 1Цар 7:15 - 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Суд 2:17,19), улаживать споры, устранять неспра-ведливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Суд 4:5-7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1Цар 3:20). Илий был первосвященником (1Цар 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Суд 10:1-5; 12:8-15). Гедеон (Суд 6) и Самсон (Суд 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Суд 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они "восстали для спасения Израиля" и были С. Израиля (Суд 10:1,3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1Цар 8:1-3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Суд 3:10; 6:34; 11:29; 13:25); 2) судья действовал по поручению Господа, подобно -> Моисею и -> Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоят-во, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжит-сть эпохи С. Нек-рые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что -> царем Израиля является Сам Господь (Суд 8:22 и след.). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Суд 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, "как у прочих народов" (1Цар 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (ст. 6-9); 3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], к-рые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из к-рых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. См. карту на стр. 188. -> Право (II).

 

Суеверие

Суеверие -> Вера -> Заклинание мертвых -> Предсказание, прорицательство, гадание -> Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы.

 

Суета

Суета: 1) евр. слово хэвэл - "дуновение", "ничтожность", "иллюзия" - особенно часто встречается в Книге Екклесиаста (Еккл 1:2,14 и др. - всего 30 раз). С. обозначает здесь чисто физическую земную жизнь с ее преходящими радостями и ценностями, к-рые, в сущности, пусты, поскольку не связаны с Божьим благословением. Хотя земная жизнь рассматривается в Кн. Экклесиаста как Божий дар, ее бренность кажется особенно горькой, поскольку в этой книге еще не идет речь о жизни, исходящей от Бога и продолжающейся после смерти; 2) евр. слово авен ("ничто", "ложь") особенно часто употребляется в отношении идолов (-> Беф-Авен), к-рые немы и глухи и не могут слышать ничего из того, о чем их молит ослепленный ими народ (Ис 41:29; Зах 10:2 и пр.); 3) бессодержательность, пустота выражаются в евр. яз. словом шав (Иов 15:31; Пс 30:7); 4) слово тоху - "пустынный и не представляющий ценности" (ср. Быт 1:2: земля была тоху ва воху) - указывает на тщетность идолопоклонства (Ис 41:29 - в Синод. пер. - "пустота"; 44:9; 59:4); 5) греч. слово матайотес (Рим 8:20; Еф 4:17) соответствует евр. шав и передает состояние неспасенного человечества или всей Божьей твари в противоположность полноте новой жизни, к-рую дарует Бог.

 

Суждение (приговор)

Суждение (приговор) -> Право, правосудие -> Судить -> Наказание, наказывать.

 

Сузы

Сузы [евр. Шушан], престольный город Эламской области (царство -> Элам), располаг. на р. Улай (Дан 8:2; см. карту на стр. 10, ныне это развалины Шуш, прим. в 250 км от сев. побережья Персидского залива. После завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей С. в Самарию (Езд 4:9,10). В Персидском царстве С. стали столицей провинции Сузианы, где размещалась зимняя резиденция царей (Неем 1:1). Здесь происходили события, о к-рых рассказывается в Книге -> Есфирь (Есф 1:2 и проч.). (См. также ил. на стр. 241; 708.) Раскопки показали, что гарем цар. дворца в С. соединялся переходом с внутр. двором, а зал, где стоял престол, со стороны двора был открытым, так что царь должен был сразу же увидеть пришедшую по переходу Эсфирь (Есф 5:1,2). См. цвет. вклейку 92.

 

Суккот-беноф

Суккот-беноф, вавил. божество (4Цар 17:30); ср. это имя бога с Сиккут (Ам 5:26, в Синод. пер. - "скиния").

 

Сукхиты

Сукхиты, народ, принявший участие в походе егип. войска при фараоне Сусакиме (2Пар 12:3). В Септуагинте это слово переводится как "троглодиты". Страбон говорит о некой "крепости Сухус" на зап. побережье Красного моря, к-рое антич. историки называли "побережьем троглодитов". Крепость располагалась под Суакином (прим. в 60 км юж. Порт-Судана).

 

Суламита

Суламита [евр. Шуламит, "девушка из Сулама (=Сунем)" или "мирная", "совершенная"]. С. (Песн 7:1) пытались отождествить с -> Ависагой из Сунема (-> Песнь Песней Соломона, III). Но возм., что здесь подразумевается не девичье имя, а производное от "Соломон" - почетное наименование невесты (см. Песн 3:6-11; 8:11 и след.).

 

Сума, сумка

Сума, сумка обычно представляла собой мешок, изготовл. из дубленой козьей шкуры. Ее носили на ремне через плечо или за спиной. Сумка была снаряжением пастуха (1Цар 17:40,49) и путешественника (Лк 9:3; 10:4). -> Мешок (2).

 

Сумка

Сумка -> Сума, сумка.

 

Сунем (Сонам)

Сунем (Сонам), город в уделе Иссахара (Нав 19:18), место, где филистимляне разбили свой стан перед битвой на горе Гелвуй (1Цар 28:4); родина Ависаги (3Цар 1:3; -> Суламита). Здесь в одном из домов жил в гостях Елисей (4Цар 4:8 и след.). Ныне это Солем (новоевр. Шунем) на юго-зап. склоне холма Море, в 5 км сев. Иерусалима. С. упоми-нается еще Тутмосом III; согл. док-там из архива Телль-Амарны, Лавайя, царь Сихема, разрушил С. в XIV в. до Р.Х. Позднее С. был восстановлен царем Мегиддо. Фараон Шешонк (библ. Сусаким) называет его в своем списке покор. городов. См. карты на стр. 960; 1004.

 

Сур

Сур (возм., "стена"): 1) пустыня между Палестиной и вост. границей Египта (Быт 16:7; 20:1; 25:18), через к-рую израильтяне перешли в Мерру (Исх 15:22). В Чис 33:8 эта пустыня названа Ефамом; 2) [евр. удаленный], ворота Сур (4Цар 11:6) - это, предположит., боковой вход в цар. дворец или в Иерусалимский храм. Не исключено, что их можно отождествить с воротами Иесод (2Пар 23:5).

 

Суровый

Суровый, сердитый, угрюмый. В Библии слово "С." употребляется в основном в словосочетании "говорить сурово", т.е. говорить резко, враждебно (Быт 42:7; 42:30; 3Цар 12:13), а также в значении "строгий" (Еккл 8:1; 1Цар 20:10; 1Пет 2:18; Кол 3:19).

 

Суса

Суса [евр. Шавша], писец, высокопост. придворный чиновник царя Давида (1Пар 18:16; 2Цар 20:25); он назван также Сераией (2Цар 8:17) и Сивой (3Цар 4:3). Наличие разных форм одного имени дало основание предположить, что С. носил чужеземное, возм., егип. имя.

 

Сусаким

Сусаким, библ. фараон С. - это Шешонк I (945-924 гг. до Р.Х.; см. ил. на стр. 286; 562; 662), ливиец, основатель XXII егип. династии. Его отец был предводителем ливийских вспомогат. войск. С. - это первый фараон, назв. в Библии по имени (3Цар 11:40; 14:25 и след.; 2Пар 12:1-12). О своем походе на Палестину (925 г. до Р.Х.) Шешонк сам рассказал в надписях на стенах храма в Карнаке. Из списка названий следует, что египтяне опустошили и разграбили юг Иудейского царства и все Северное царство, но, очевидно, не затронули центральных областей Иудейского царства. После этого, видимо, Ровоам добровольно отдал захватчикам храмовые и цар. сокровища и тем самым спас Иерусалим от разорения (ср. поведение Езекии, описанное в 4Цар 18:14-16).

 

Сусанна

Сусанна [евр. Шошана, "лилия"], ученица Иисуса, к-рую Он исцелил и к-рая стала служить Ему (Лк 8:2,3).

 

Сусий

Сусий (возм., от евр. "лошадь"), отец Гаддия, соглядатая из колена Манассии (Чис 13:12).

 

Сусло

Сусло -> Вино.

 

Суф

Суф (евр. "тростник"), местность на юге Восточной Иордании, вероятно, тождественна местности -> Суфа.

 

Суфа

Суфа (евр. "тростник" или "разрушительная буря"), местность в Моаве, в к-рой был расположен Вагеб (Числ 21:14 и след.). Остается, однако, невыясн., было ли первонач. слово "С." названием местности. Самые древние переводы по-разному трактовали Чис 21:14 и след.; в Септуагинте это место переведено так: "Потому и сказано в книге: война Господня ввергла в огонь Зооб [=Вагеб] и потоки Арнона".

 

Сухайцы

Сухайцы, кенейский (-> Кенеяне) род из г. Суха (или Сохо), о к-ром нет подлинных сведений. С. жили в Иабеце и служили писцами (евр. софрим, в Синод. пер. - "племена Соферийцев" - 1Пар 2:55).

 

Сухой

Сухой -> Болезнь.

 

Считать, исчисление

Считать, исчисление: 1) подробными сведениями о том, как вели счет израильтяне, ученые не располагают. Известно лишь, что в отдельных случаях, напр. при исчислении народа (Чис 1:18 и след.), им приходилось иметь дело с большими -> числами (Исх 38:21-31) и они производили сложные подсчеты (Лев 25:27,50; 27:16,18). Израильтяне не только знали дроби, но и произв. с ними арифм. действия (Лев 5:16; 6:5; Чис 15:4; Иез 4:11; 45:13). -> Деньги -> Меры длины, площади, объема и веса; 2) глаголы "считать", "числиться" употребляются в Библии и в метафорич. значении "причислить" (Чис 23:9; Ис 53:12).

 

Сын

I: 1) рождение С. - это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; 21:2; 30:12-24; Суд 13:2-5; 1Цар 1:11; Лк 1:13-17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след.; 30:3,6); 2) евр. слово бен, означающее "сын", употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются: а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о "сынах сынов" (Суд 12:14, 1Пар 8:40 - в Синод. пер. - "сыновья и внуки"; Быт 45:10 - в Синод. пер. - "сыны сынов"; Исх 10:2; 34:7, в последнем случае в Синод. пер. - "дети детей"); б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. "сыны Сиона" (Пс 149:2), "сыны Вавилона" (Иез 23:15), "сыны пророческие" (3Цар 20:35; Ам 7:14), "сыны Белиала" (т.е. служащие злому духу Белиалу, - 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синод. пер. - "люди нечестивые"), "сыны смерти" (1Цар 26:16, в Синод. пер. - "вы достойны смерти"), "сыны нищеты" (Притч 31:5, в Синод. пер. - "угнетаемые"); в) детеныши зверей (Пс 146:9, в Синод. пер. - "птенцы воронов") и ветви растений (Быт 49:22, в Синод. пер. - "отрасль и ветви"); 3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим 1:2; 1Пет 5:13). Ср. также -> Дети, сыновья, младенцы, чада, I.

 

II: 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (-> Дети, сыновья, младенцы, ча-да, IV); они должны подчиняться отцу, к-рый, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. "Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери" (Притч 10:1; ср. 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар 3:27; 16:3; 17:31; 23:10; Мих 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев 20:1-5; Втор 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих 7:6; Мал 4:5,6); 2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт 27 и 33; 37 и 45). Любая обида ощущается го-раздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. -> Первородство, первородный.

 

III. Бог тоже -> Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12-16), к-рый особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в -> Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греч. гюйос] Божьим Иисуса, а верующих - чадами [греч. текна] Божьими. В иудаизме эпохи "второго храма" не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает -> усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41-44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39 и след.), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин 1:12 и след; Гал 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (ст. 29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин 11:51 и след.).

 

Сын Божий

Сын Божий -> Иисус Христос -> Имена Иисуса Христа.

 

Сын дяди.

Сын дяди. Евр. слово дод, к-рое может означать "двоюродный брат", "дядя", "друг", "возлюбленный", в первом из указ. значений передано в Синод. пер. как "сын дяди" (Лев 25:49; Иер 32:12).

 

Сын человеческий

Сын человеческий [евр. бен-Адам]: 1) библ. название человека вообще, особенно в поэтич. текстах (см. Быт 11:5; Чис 23:19; 1Цар 26:19; Пс 89:4; Притч 8:4; Еккл 1:13); 2) название, к-рым Господь именует пр. Иезе-кииля, тем самым особо отличая его (Иез 2:1; 27:2; 28:2; 29:2; 37:3 и др.); 3) именование Мессии в Книге Даниила (Дан 7:13, арам. бар-наш); 4) Сын Человеческий - так назван Иисус Христос в Мф 8:20; 9:6; 25:31; Мк 8:38; Лк 17:26; Ин 3:13 и множестве других мест.

 

Сыновья

Сыновья -> Дети, сыновья, младенцы, чада.

 

Сыновья Енномовы

Сыновья Енномовы -> Долина сыновей Еннома.

 

Сыны Аароновы

Сыны Аароновы -> Аарон.

 

Сыны Божьи

Сыны Божьи -> Ангел (I) -> Исполины.

 

Сыны грома

Сыны грома -> Воанергес.

 

Сыны Узииловы

Сыны Узииловы -> Узиил (1).

 

Сыр

Сыр -> Молоко.

 

Сытый, насытить

Сытый, насытить. Бог заботится о существовании Своих созданий: когда Господь дает, все насыщаются (Пс 103:28). Он насыщает телесно (Исх 16:12; Пс 147:3; Мф 14:20) и духовно (Пс 16:15; Иер 31:25; Мф 5:6). Его надлежит благодарить (Втор 8:10) за пищу (Втор 6:11; 11:15; Ис 23:18), нельзя за дарами забыть Дающего и возгордиться в сытости (Втор 8:11,12; 31:20), ибо самодовольство, как и пресыщенность, таит в себе опасность не только для тела (Притч 25:16; 27:7), но и для духовной жизни (Неем 9:15 и след.; Притч 30:9; Ос 13:6; 1Кор 4:8). Тот, кто принимает дары Господа как должно, может жить и в скудости, и в изобилии (Флп 4:12), а когда насыщается, у него "еще остается" (Руфь 2:14; 4Цар 4:43 и след.; 2Пар 31:10; Мф 14:20; Ин 6:12). "Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение" (Притч 13:25; Иез 16:28). И наоборот, подлежащий суду Господа, будет есть, но не будет сыт (Лев 26:26; Ос 4:10; Агг 1:6). Смерть и преисподняя тоже ненасытны (Притч 30:15 и след.; Авв 2:5, -> Ад, преисподняя). О насыщении в Библии говорится и в метафорич. значении. Господь насыщает долгой жизнью (1Пар 29:28; Пс 90:16), так что старец умирает "насыщенным жизнью" (Быт 25:8; 2Пар 24:15; Иов 42:17).

 

Сюзюгос

Сюзюгос (греч. "сотрудник" или "сотоварищ"). Греч. слово сюзюгос, переданное в Синод. пер. как "сотрудник" (Флп 4:3), может быть истолковано и как имя собств. некого христианина в Филиппах.

 

 

 

 

 

Табафа

Табафа, город вблизи Авелмехолы (Суд 7:22), располож. предположит. на возвышенности Рас-Абу-Табат, вост. Иордана (см. карту на стр. 188) и зап. Аджлуна. Город расположен на пути, ведущем от брода через Иордан на восток.

 

Таббаоф

Таббаоф [евр. Таббаот, "кольцо с печатью"], нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46).

 

Табеел

Табеел [евр. Тавеэл, "Бог добр"], перс. чиновник во времена царя Артаксеркса (Езд 4:7).

 

Тавеил

Тавеил [евр. Тавеал], отец человека, к-рого Рецин и Факей хотели воцарить вместо иуд. царя Ахаза (Ис 7:6). Возм., однако, что речь здесь идет о названии родного города этого претендента на престол; в одном из писем периода правления Тиглатпаласара III некий человек обозначен как Тааб-и-ла-айя - "происходящий из Тавеила"; из контекста следует, что этот город находился сев.-вост. Аммо-на и Галаада.

 

Тавера

Тавера ["пастбищные угодья" или "пепелище" (?)], место в пустыне Фаран, где израильтяне разбивали свой стан (Чис 11:3) и где Господь покарал их огнем, поглотившим окраинные участки стана (ст. 1). Это место, очевидно, находилось вблизи -> Киброт-Гаттаавы.

 

Тавифа

Тавифа [арам. Тавита, "газель" (в Синод. пер. - "серна")], христианка из Иоппии, воскреш. Петром (Деян 9:36-41).

 

Тавкегаф

Тавкегаф [евр. Тавкехат], отец Шаллума, мужа пророчицы Олданы (2Пар 34:22). В 4Цар 22:14 он назван Тиквой ("надеждой").

 

Тавримон

Тавримон [евр. Тавриммон, "(Бог) Римон добр"], сын Хезиона, отец -> Венадада (1) (3Цар 15:18).

 

Тайна

Тайна: 1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим (Быт 41:38 и след.). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, "но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Дан 2:28); 2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного" (Мф 13:11; ср. Мк 4:11; Лк 8:10). Эта Т. (в Мк слово "тайна" употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса (Лк 17:21). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидет-вует о том, что Божье откровение было усвоено учениками; 3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении -> Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16). Он призывает церкви "хранить таинство веры в чистой совести" (ст. 9). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян (Рим 11:25) и наследование обетования "во Христе Иисусе" язычниками (Рим 14:24; Еф 3:6; Кол 1:27). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки бы-ли призваны (1Кор 13:2) открывать Церкви Т., к-рые Бог открыл им Своим Духом (1Кор 2:10; ср. Быт 18:17). Особая Т., к-рую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан (1Кор 15:51). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы "тайна беззакония" (2Фес 2:7 и след.): антихрист будет уничтожен Господом (ст. 8). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, к-рые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. "жены ... и зверя, носящего ее" (Откр 17:7 и след.). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью (Еф 5:32). Т. "семи звезд" в деснице (руке) Иисуса (Откр 1:20) также связана с Т. Церкви.

 

Тайный, скрытный

Тайный, скрытный. Тайно, скрытно действует тот, кто стремится утаить свои злые намерения (Мф 2:7), скрыть нечто постыдное (2Кор 4:2; Еф 5:12) или опасается других людей (Ин 19:38). Скрытность свойственна тому, кто ходит во тьме, кто, осознавая свою неправоту, "не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин 3:20 и след.). Писание призывает скрывать лишь чужую тайну (Притч 25:9) и личную беседу с Богом в молитве (Мф 6:5 и след.). Говоря о милостыне, Иисус призывает творить ее "втайне" (Мф 6:1-4). В двух последних случаях Господь явно воздает тому, кто тайно творит добро (Мф 6:4,6). О Божьем сокровенном (Мф 13:35) и о тайной (сокровенной) Божьей мудрости (1Кор 2:7) -> Тайна.

 

Талант

Талант -> Меры длины, площади, объема и веса (II) -> Деньги.

 

Талмон

Талмон (возм., "свет", "сияние"): 1) левит, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45); 2) левит-привратник, очевидно, из рода Т. (1), современник Неемии (1Пар 9:17; Неем 11:19; 12:25).

 

Талмуд

Талмуд -> Мишна.

 

Тамара (Фадмор)

Тамара (Фадмор) - город в пустыне (3Цар 9:18; Иез 47:19; 48:28). Судя по упоминаниям в Книге пр. Иезекииля, он находился на юго-вост. краю земли обетованной и предположит. тождествен Хацацон-Фамару в Быт 14:7. (См. карту на стр. 449.) Вероятно, это совр. Айн-эль-Арус (новоевр. Эйн-Тамар), располож. в 10 км юго-зап. Мертвого моря. См. карту на стр. 896.

 

Таммуз

Таммуз -> Календарь.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.