Труд, трудность, тягость, забота
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Труд, трудность, тягость, забота [евр. амаль, йагиа, инъян]. В ВЗ эти понятия тесно связаны с земным путем человека (см. Пс 89:10; в Синод. пер. этим словам соответствуют также "истощение", "горе", "обида" и др.; ср. Иов 3:17; 11:16; 20:22). Трудящемуся человеку свойственно постоянно ставить перед собой цели в жизни, однако путь к каждой цели затруднен превратностями бытия. Но тяжелее всего то, что все Т. человека в итоге - "суета сует" и "томление духа" (Еккл 1:3,8; 2:11; 4:8). Понятия "труд" и "забота" охватывают многое из того, что происходит с человеком "под солнцем" (Еккл 2:22; 3:10). Здесь действует та же причина, что и при других человеч. -> страданиях; Притч 22:8 (в Синод. пер. - "беда"; Еккл 2:26). Именно потому, что в Библии путь человека всегда рассматривается в связи с волей и заповедями Божьими, в ней так реалистично отражены тяготы земной жизни. В НЗ эти понятия приобретают новый смысл. Наиболее часто они встречаются в посланиях ап. Павла, нередко выступая на первый план, когда он описывает свою жизнь, посвящ. проповеди Евангелия (соотв. греч. слово копос в 2Кор 11:23 передано в Синод. пер. как "труды"). Цель этого, сопряженного с большими тяготами, служения - "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол 1:28,29). Если этого удастся достичь, то Т. апостольского служения окажется не тщетным и удостоится похвалы в день Христов (Флп 2:16). Однако служение до самого конца остается исполненным трудностей и тягот, поскольку осуществляется оно в мире греха и смерти, проходит во внутр. и внешней борьбе (2Кор 7:5). Но ему содействует сила Христа (Кол 1:29), и поэтому, вопреки всем препятствиям, оно достигает цели (Флп 1:6).

 

Труп

I. Тело умершего человека хоронили в семейной гробнице (Быт 49:29-31; Суд 16:31; 2Цар 2:32); перспектива быть похороненным не рядом с предками воспринималась как огромное горе (3Цар 13:22). Считалось недопустимым оставлять непогребенными тела убитых или казненных, чтобы они были предоставлены "зною дневному" и "холоду ночному" (Иер 36:30) или доставались на растерзание хищникам (3Цар 14:11; 16:4). Наложница Саула Рицпа отдала своим казненным сыновьям последнюю дань любви, благодаря чему их Т. были пристойно похоронены (2Цар 21:10-14). Бог предупреждал израильтян, что в случае их отпадения от Него Он отдаст их Т. на съедение зверям и птицам (Втор 28:26). Позднее эта угроза была повторена через пророка (Иер 7:33; 16:4; 19:7), и это наказание обрушилось на народ после завоевания Иерусалима Навуходоносором (Пс 78:2,3).

 

II. Согл. Втор 21:23, тело повешенного не должно было оставаться на дереве на ночь. Поэтому иудеи позаботились о том, чтобы после распятия Иисуса тело казненного было снято с креста до наступления праздника (Ин 19:31).

 

III. В Лев 26:30; Иез 6:4,5 звучит угроза бросить Т. идолопоклонников на обломки идолов и посвящ. им жертвенников. Царь Иосия исполнил эту угрозу, когда разрушил израил. капища (4Цар 23:15-20). -> Погребение -> Гробница -> Мертвечина.

 

Тувалкаин

Тувалкаин, сын -> Ламеха (из рода Каина) и его жены Циллы. Согл. Быт 4:22, он был "ковачЁм всех орудий из меди и железа", т.е. основоположником кузнечного ремесла.

 

Тук, жир

Тук, жир. Израильтянам, наряду с кровью, запрещалось употреблять в пищу Т. - жир с внутренностей животных, а также жирный овечий хвост (Лев 3:14 и след.; 7:23 и след.). Т. чистых животных сжигался в качестве -> жертвы Богу (Исх 29:13,22; Лев 3:3 и след.; 4:8 и след.), а Т. нечистых животных мог употребляться только для хоз. целей. Еще Авель приносил в жертву Богу жир "от первородных стада своего" (Быт 4:4). Позднее в указаниях о заклании животных говорится только о запрете употреблять в пищу их кровь, но не жир (Втор 12:15 и след.,20-24). -> Пищевые запреты. В переносном значении Т. означал самое лучшее и ценное в ч.-л. (Быт 45:18; ср. Ис 25:6; 55:2; Иер 31:14; Иез 34:3).

 

Тутовое дерево

Тутовое дерево, возм., другое название для -> смоковницы или -> мастикового дерева (-> Бальзам).

 

Тушканчик (мышь горная)

Тушканчик (мышь горная). Т., или горной мышью, в Синод. пер. назван, видимо, даман, или жирян [Procavia syriaca; евр. шафан]. Даманы - млекопитающие животные. По внешнему виду и строению зубов напоминают грызунов. Длина тела - 30-60 см, хвоста - 1-3 см. Туловище толстое, голова большая, шея толстая; конечности стопоходячие, относит. короткие. На передних лапах по 4, на задних - по 3 пальца с плоскими ногтями. Живут колониями, иногда довольно крупными, в горных, скалистых районах (Пс 103:18 - в Синод. пер. - "заяц"; Притч 30:26 - в Синод. пер. - "горные мыши"). Встречается в Передней Азии и в Африке. В Израиле живут в скалах вдоль долины р. Иордан и в горах вокруг Геннисаретского озера, а также на юге Палестины. Израильтяне считали дамана нечистым животным (Лев 11:5; Втор 14:7 - в Синод. пер. - "тушканчик").

 

Тьма

 

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) Т., как и свет, - творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт 1:2 и след.; Иов 26:10; Пс 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место "новому небу и новой земле" (Откр 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (ст. 25), а вместе с ними - солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр 22:5); 2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4 и след.; 20:26; Пс 34:6; 106:10; 111:4; Ис 5:30; 8:22; 58:10; Иер 13:16; Плач 3:2; Мих 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис 45:7).

 

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в пе-реносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис 9:2; 60:2; Лк 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф 5:8), в призвании из Т. к свету (1Пет 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин 12:46); 2) Т. - это мир греха и безбожия (Ис 5:20; Мф 6:23; Лк 11:35 и след.; Ин 1:5; 3:20; Рим 2:19; 2Кор 6:14; Еф 5:8; 1Фес 5:4; 1Ин 1:6; 2:8). Поэтому грехи - это "дела тьмы" (Рим 13:12; Еф 6:12). В мире греха властвует сатана, а "духи злобы" представляют "власть тьмы" (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12; Кол 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес 5:4 и след.); 3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф 6:23); 4) Т. - это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, "тьма внешняя" (Мф 8:12; 22:13; 25:30); 5) Т. во время распятия (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44; ср. Ам 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха; 6) о египетской Т. -> Казни египетские.

 

Тщеславие

Тщеславие -> Гордость, тщеславие, надменность.

 

Тысяча

Тысяча -> Число.

 

Тысячелетнее царство

I. Под Т.Ц. подразумевается та эпоха в Священной и мировой истории, к-рая предшествует последнему великому Суду. Об этом вполне определенно говорится только в Откр 20:4-6; близкие по смыслу идеи высказываются и в 1Кор 15:23-28, но само понятие Т.Ц. здесь отсутствует. Указ. сообщение в книге Откровения относится к грандиозному видению -> Второго пришествия Иисуса (Откр 19:11 - 20:15). Победивший Иисус, "Господь господствующих" (Откр 19:16), теперь одолевает "зверя", "лжепророка" и их воинства, т.е. восстающие против Него мировые царства и религии; зверь и лжепророк ввергнуты Им в огненное озеро, а их приверженцы убиты (ст. 17-21). Однако источник зла, сатана, еще не уничтожен, а только скован и на нек-рое время (Откр 20:1-3) изолирован от мира. С этого момента начинается эпоха, когда у сатаны отнята всякая возможность воздействовать на людей и над миром властвует Иисус Христос. Вместе с Ним участие в управлении миром - в качестве судей, властителей и священников - принимают и воскрешенные Иисусом мученики, умерщвл. за Слово Божье и за свидет-во об Иисусе (ст. 4-6). Это первое воскресение касается только их, а не всех умерших к этому времени людей (-> Воскресение, III,В,1 и 2). Продолжит-сть этой эпохи, как сказано в Откровении, составляет тысячу лет (ст. 4,6). После этого сатана вновь будет освобожден (ст. 7) и выйдет "соблазнять народы земли" на последнее, отчаянное восстание против Господа (ст. 8,9); но огонь с неба уничтожит их всех, и тогда в огненное озеро будет ввержен и сатана (ст. 10). После этого приходит срок второго, всеобщего воскресения для последнего, окончат. Суда, к-рым завершается эта мировая эпоха (ст. 11-15) и за к-рым следует сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1 и след.). Для изображаемой в Откровении картины Т.Ц., как и для высказываний в 1Кор 15:23 и след., характерна сдержанность. Здесь не раскрываются подробности, к-рые будут иметь место в будущем, а также отсутствует изображение этого времени в духе "золотого века". Данный фрагмент Откровения лишь сообщает, что за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, к-рому будут подчинены все жители земли; но последующее за ним последнее возмущение людей показывает, что эти новые внешние установления не отождествляются с коренным внутр. обновлением всех людей. При этом слова "тысяча лет" нельзя принимать как указание точного календарного периода; согл. Пс 89:4 и 2Пет 3:8, Т.Ц. следует понимать как очень долгий, законч. временной отрезок, сравнимый с "днЁм" творения. Эту тысячу лет надо рассматривать как исполнение ветхозаветного пророчества (ср., напр., Ис 2:1 и след.; 11; 60-66; Мих 4:1-7; 7,11-20). На протяжении огранич. времени жизнь на земле будет опре-деляться тем фактом, что верховная власть будет принадлежать Иисусу, а силы зла будут скованы и бессильны. При этом Иисус особо восславит тех, кто отдал жизнь, следуя за Ним; здесь исполнится то, что обещано в Откр 1:6; 3:21; 6:9-11. Но в Т.Ц. конечная Божья цель еще не достигнута, ибо сама земля, на к-рой установлено это царство, предназначена к гибели (Мф 24:35; 2Пет 3:10,13), к тому же власть Иисуса распространяется и на тех людей, к-рые внутренне еще не обновились и потому при освобождении сатаны станут жертвами его иск-ва обольщения. Сама по себе жизнь в Т.Ц. не может спасти человека для вечности, если этот человек не возрожден духовно.

 

II. Учение о Т.Ц. имело в истории христианства самые разные последствия. В древних христ. общинах и в ранней Церкви оно было живо, и в результате гонений вера в него постоянно получала новые импульсы. Христиане шли на смерть с ожиданием, что, воскреснув, они как мученики воссядут на престол в Т.Ц. Но когда со времен Константина (с 313 г. по Р.Х.) христ. вера превратилась в гос. религию, эта надежда стала меркнуть, пока в конечном итоге не был объявлен еретиком каждый ее приверженец. Христианство начало относить это библ. понятие к текущему периоду, и рассматривать Т.Ц. как уже насту-пившую эпоху церк. и Свящ. истории. Поэтому надежду на будущее Т.Ц. церковные власти воспринимали как выступление против доктрины, утверждавшей, что оно уже существует в настоящем. Но всякий раз во времена войн и бедствий знания о Т.Ц. оживали и давали людям утешение и надежду. Большая осторожность евангелич. церквей в подходе к этому вопросу связана с тем, что в течение столетий идея Т.Ц многокр. использовалась учителями, чьи взгляды были весьма далеки от подлинно библ. Иногда эта идея даже полностью вытесняла ожидание последнего Суда и окончат. обновления, к-рые соотв. являются целью всей истории. Картина золотого века, в к-рой Христос не обязательно занимает центр. место, а главное внимание уделяется исполнению мирских надежд на лучшие условия жизни, осуществления к-рых люди не видят в настоящем, представляет собой фальсификацию Свящ. Писания. К явным заблуждениям относятся и постоянно повторяющиеся попытки установить срок наступления Т.Ц. Как показывает опыт, одностор. концентрация на ожиданиях, связ. с ближайшим будущим, ведет к агрессивности, фанатизму и надменности. Они являются следствием отступления от присущей Библии трезвой взвешенности.

 

Тысяченачальник

Тысяченачальник -> Начальник, вождь (II,1).

 

Тяжкий.

Тяжкий. Слово "Т." используется в Синод. пер. Библии, как правило, для обозначения тяжелого физич. труда (Исх 2:11), а также когда речь идет о непомерных тяготах (пода-тях, дани, личных затруднениях, наказаниях, см. 3Цар 12:14; Флп 2:26; Ис 47:6). Слово "Т." используется, кр. того, для характеристики человеч. греха (2Цар 24:10; Плач 1:8).

 

 

 

 

 

Убийство

Убийство [евр. рецах]: 1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соотв. с древним обычаем укрыться в святилище (Исх 21:12,14). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь (Исх 21:12,13) (-> Кровная месть -> Города-убежища). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, к-рый выяснял, не было ли вражды между ним и убитым (Чис 35:20-25). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением (Втор 19:4-13). В этом случае убийцу ждала смертная казнь (Исх 21:12; Чис 35:31). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или "вора подкапывающего", убивал его, то убившему "кровь не вменялась". Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце (Исх 22:2,3); 2) в соотв. с Чис 35:33 кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы (Чис 35:33). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву - телицу, к-рая не была в работе и на к-рую не возлагали ярма (Втор 21:1-9). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве бы-ло предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении (Чис 31:19-24). Согл. 1Пар 22:8-10; 28:3, кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу; 3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деят-сти человека обусловлены его внутр. состоянием - тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом (Мф 5:21,22; 15:19,20; ср. 1Ин 3:15). Согл. Откр 21:8 и 22:15, убийцы не наследуют Царства Божиего.

 

Убийца

Убийца -> Кровная месть -> Города-убежища (I).

 

Увещевание (призыв), увещевать (призывать)

Увещевание (призыв), увещевать (призывать). Словом "увещевать" в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, к-рый переводится как "призывать", "просить", "утешать", "ободрять" (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ "спасение души"). В НЗ это слово употребляется в след. значениях: 1) "призывать к.-л. (приглашать)", "обращаться к к.-л.", "просить к.-л." Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев (Деян 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме (Деян 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности (Деян 19:31). Люди просят Иисуса исцелить больных (Мк 6:56; 7:32; 8:22); 2) "призывать к ч.-л.", "предостерегать от ч.-л.", "(дружески) наставлять к.-л." (2Кор 5:20; Флп 4:2; 1Тим 5:1). В Деян 15:32 и Еф 4:1 содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения (ср. 1Фес 2:11 и след.; 5:11 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу (Рим 12:1), призывают к молитве (Рим 15:30), бдительности (Рим 16:17), целомудрию (Тит 2:6). Учение и У. (1Тим 6:2) - два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения - давать людям знание и веру, то задача У. - воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они пре-образовывали свою жизнь. У. - основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом "наставление" (Деян 20:2 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. вы-ше). Наставление имеет своей целью научить людей жить в соотв. с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать (2Тим 4:2; Тит 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса (Мф 18:15 и след.; см. также Гал 6:1). Подобное У. являлось преиму-щественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами (Рим 12:1; 1Фес 4:10; 5:14; 1Пет 2:11); позднее оно было пору-чено их ученикам (1Тим 4:13; 6:2; 2Тим 4:2; Тит 1:9; 2:6,15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом (1Фес 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак; 3) "ободрять", "утешать", "вселять мужество" (Мф 5:4; Деян 20:12; 2Кор 7:6; 1Фес 3:2; 4:18 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку - немощному и малодушному (2Кор 1:4); 4) в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос ("утешитель", "опора"), выступающее как именование Св. -> Духа в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7; в 1Ин 2:1 это слово употреблено в значении "ходатай").

 

Увясло

Увясло (слав.), головной убор наподобие тюрбана; в Ис 3:19, возм., под этим словом подразумеваются покрывала.

 

Угодное (Богу)

Угодное (Богу), любимое Богом, приятное, благоугодное, благоприятное Богу. Явления и люди называются в Библии У. Богу, если они соответствуют Божьим требованиям. Богу У.: чистосердечие (1Пар 29:17); молитва праведных (Притч 15:8); жертвы всесожжения, принесенные иноплеменниками, придерживаю-щимися завета (Ис 56:7); молитвы за других людей (1Тим 2:3); духовные жертвы, "благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет 2:5). Быть У. Богу значит быть отмеченным Его благодатью, обращенной на всех людей ("Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" - Деян 10:35), а также благодатью Иисуса Христа (Еф 1:6).

 

Угол

Угол, укромное место, где можно скрыться или спрятать ч.-л. Так, муж, к-рый не хочет находиться рядом со сварливой женой, живет в У. на кровле (-> Горница) (Притч 21:9; 25:24). Но такие события как служение, смерть и воскресение Христа, напротив, происходили не в У. (Деян 26:26), Его подвиг искупления должен быть виден и проповедан всем народам (ср. Мф 28:19).

 

Уголь, уголья

I. В Библии под У. в большинстве случаев подразумевается древесный У. (Ис 44:19; Притч 26:21). Доказат-ва применения каменного У. в древней Палестине нет, хотя в Ливане имеются его месторождения. За недостатком леса древесный У. получали, сжигая кустарник и хворост (Пс 119:4). Его использовали для обогрева (Ис 47:14; Иер 36:22; Ин 18:18) и приготовления пищи, для выпечки хлеба и зажаривания мяса (Ис 44:19; Иез 24:11), а также для возжигания курения (Лев 16:12) и при обработке металлов (Ис 44:12; 54:16). Но обычно израильтяне довольствовались тем, что сжигали хворост, валежник, сухие растения и навоз (Пс 57:10; Еккл 7:6; Ис 44:15; Иез 4:12,15; 15:2,4,6; Мф 6:30). В Ис 6:6 речь, возм., идет не о горящем У., а о раскаленном камне, на к-ром выпекали и зажаривали хлеб и другую пищу. От такого камня произошло евр. название печеной лепешки (3Цар 19:6, досл. "хлеб с раскаленного камня").

 

II. Выражение "горячие угли" нередко употребляется в Библии и в метафорич. значении. Властное вмешат-во Бога сравнивается с жаром У. (2Цар 22:9,13; Пс 17:9,13 и след.; 139:11). В Иов 41:13 говорится о дыхании бегемота, которое "раскаляет угли". Иезекииль в видении, сопутствовавшем его призванию, сравнивает херувимов с горящими У., а также видит горящие У. между херувимами (Иез 1:13; 10:2). Делающий добро своему врагу "собирает горящие угли на голову его" (Притч 25:22; Рим 12:20).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 277.