Стенание, стенать (вздыхать) [евр. анах]. -> Плач, оплакивать.
I. В ВЗ слово "стенать" выражает, как правило, реакцию на события или обстоят-ва, к-рые угрожают человеку и против к-рых он бессилен. Сыны Израиля стенают (в Синод. пер. - "вопиют") от непосильного труда (Исх 2:23); народ стенает, когда господствует нечестивый (Притч 29:2); скот стонет, когда для него нет пастбищ (Иоил 1:18). С. так тесно связано с его причинами, что часто отож-дествляется с ними: так, молящийся, страдающий от тяжелой болезни или от внешних врагов, говорит: "Утомлен я воздыханиями моими" (Пс 6:7) или: "Лета мои в стенаниях" (Пс 30:11). Само С. - это еще не молитва, а простое выражение горя; но Бог не остается безучастным к истинному горю, Он восстает ради воздыхания бедных (Пс 11:6), а в молитве можно просить Бога о том, чтобы Он внял С. находящихся в беде (Пс 78:11; Плач 3:56). Когда Господь избавляет Свой народ от бедствия, прекращаются и С.: от избавленных Господом удалятся печаль и воздыхание (Ис 35:10; 51:11).
II. В НЗ верующим запрещены горестные, гнетущие сетования друг на друга: так, Иаков требует от членов церкви, чтобы они не сетовали один на другого (Иак 5:9). Послание к Евреям увещевает Церковь не давать наставникам повода к воздыханию, "ибо это для вас не полезно" (Евр 13:17). Иисус Христос лишил власти те силы, к-рые заставляли человека стенать. Поэтому С. уже не является бессильным воплем бедствия, а превращается в молитву о том, чтобы Бог сделал нас сопричастными к победе Христа. Прежде чем излечить глухонемого, Иисус Сам вздыхает, воззрев на небо (Мк 7:34). Дух Божий ходатайствует за нас "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26). Божьи чада стенают уже не из страха, а чаще о том, что в этой телесной жизни они еще не могут постигнуть всю полноту спасения, будучи пока что "спасены в надежде" (Рим 8:24). Поэтому С. бессилия превращается в воздыхание надежды на Бога. Мы "стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим 8:23), и вся тварь стенает вместе с нами (ст. 22). То же сказано и в 2Кор 5:2: "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище".
Стенобитные машины
Стенобитные машины, осадные орудия, к-рыми разбивали ворота и разрушали стены (Иез 4:2; 21:22). Они состояли из бревна с заостренным металлическим наконечником, подвешенного на передвижной станине. Израильтяне впервые познакомились с такими машинами у египтян, а позднее - у ассирийцев. -> Крепость, укрепление (III).
Стефан
Стефан [греч. стефанос, "венок", "венец"]: 1) христианин из Коринфа, домочадцев к-ро-го крестил Павел (1Кор 1:16). Они были первыми верующими в -> Ахаии и посвятили себя служению церкви (1Кор 16:15). Сам С. входил в число верующих, направленных из Коринфа в Эфес, где в то время находился Павел (ст. 17); 2) один из семи мужей, избранных в Иерусалиме, чтобы заниматься попе-чительством об иудеохрист. вдовах, т.е. о вдовах эллинистов; над этими женщинами, говорившими на греч. языке, нависла опасность оказаться обделенными евреями, т.е. иудеохристианами, к-рые говорили на арам. языке (Деян 6:1-6). Греч. имя Стефана позволяет предположить, что он сам принадлежал к эллинистам. В пользу его избрания -> слу-жителем (IV) решающую роль сыграло то, что он был исполнен веры и Духа Святого. С. успешно благовествовал в Иерусалиме. Это возбудило ненависть ортодоксальных (не признававших Иисуса Мессией) иудеев-эллинистов, сначала тщетно пытавшихся про-тивостоять ему, а затем выдвинувших лжесвидетелей с надуманным обвинением против С. в том, что он якобы хулил Бога, Моисея и храм. С. был схвачен и приведен в -> синедрион (Деян 6:8-15). Здесь он произнес речь в свою защиту (Деян 7:1-53), в к-рой проследил израил. историю вплоть до сооружения храма Соломоном и показал при этом, что в народе Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу. Судьи приговорили С. к смертной казни, и он был побит камнями за пределами города (Деян 7:54-59). Возможно, здесь имело место стихийная расправа, поскольку без согласия римлян иудеи не имели права подвергать к.-л. смертной казни (Ин 18:31). Умирающему С. в откровении явилась Божья слава. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме (Деян 8:1) под руководством Савла (-> Павел), в результате чего верующие - прежде всего, вероятно, эллинисты - вы-нуждены были бежать из города. Это гонение имело большое значение для последующих времен: беженцы начали проповедовать Евангелие за пределами Иерусалима, вплоть до Кипра и Антиохии (Деян 8; 11:19), и их проповедь послужила фундаментом для дальнейшей христианизации Средиземноморья.
Стихии
Стихии [греч. стойхейа, "первопричины", "первичные составные части"]: 1) под С. под-разумеваются первичные элементы (огонь, земля, воздух, вода), из к-рых, по мнению древних, состоит всЁ, что окружает человека. Эти С. при наступлении последнего Божьего Суда расплавятся от невиданного жара (2Пет 3:10,12); 2) в Евр 5:12 слово стойхейа переводится как "первые начала" и подразумевает "первоосновы" ч.-л., напр. веры; 3) в Гал 4:3,9 слово стойхейа переведено как "вещественные начала мира". Обращенные язычники ранее почитали С. за богов (возм., имеются в виду небесные тела), но Христос одержал над ними победу. Закон тоже причисляется к С. мира (ст. 3 и 5; ср. Кол 2:20 и след.). Итак, С. мира - это реальности, на к-рых человек ос-новывает свое бытие без живого Бога, явленного нам во Христе; в результате С. становятся порабощающими человека богами (ср. комментарий М.Лютера к первой заповеди: "Бог это то, к чему человек привязывает свое сердце"). Об этом говорит и ап. Павел в Кол 2:8. Согл. Кол 2:20, Христос умер "для стихий мира" и не имеет больше жизненных связей с ними.
Стихии мира
Стихии мира. Греч. выражение стойхейа ту косму (в Синод. пер. - "стихии мира" - Кол 2:8,20; "вещественные начала мира" - Гал 4:3,9) в эллинистич. языч. мировосприятии обозначало не только четыре элемента (огонь, воду, воздух и землю), но и духов этих элементов, к-рых почитали божествами (Прем 13:1 и след.). Внешнее послушание, с к-рым язычник относился к духам элементов, соответствовало отношению иудея к ветхозаветному Закону (Гал 4:3-5; 5:1; Кол 2:6-8,20). -> Стихии (1).
Стоики
Стоики. В Деян 17:18 и след. говорится о дискуссии Павла со "стоическими философами" (-> Эпикурейцы) в Афинах. Термин С. происходит от названия портика (Stoa) в Афинах, в к-ром учил основатель этой философ. школы Зенон из Китиона (310 г. до Р.Х.). Основное внимание С. уделяли этике, к-рую они считали учением о жизни. Целью человеч. существования считалось счастье, а его могли обеспечить только праведные поступки. К праведным действиям С. относили прежде всего проявление справедливости, благоразумия, мужества, исполнение долга по отношению к другим людям, власть рассудка над чувствами и влечениями. Бога С. представляли в виде некого предопределения или рока (Логос в значении всемирного разума), к-рый создал и поддерживает вселенную. Образ мышления С. оказал большое влияние на рим. общество, особенно на государств. мужей и политиков (Сенека, современник Павла и воспитатель Нерона; имп. Марк Аврелий). Сторонники стоицизма нередко обращались к народу с проповедью стоической этики, чтобы указать ему путь к лучшей, по их мнению, и более счастливой жизни.
Стол
Стол: 1) С. как предмета мебели в библ. времена не существовало. Евр. слово шулхан (букв. "снятая шкура" или "распяленная шкура") обозначает кожаную подстилку, к-рую семейство расстилало на полу или на низкой столешнице, чтобы расположиться вокруг нее для трапезы - лежа или сидя на корточках. Только в домах правителей и знатных людей были настоящие С. (Суд 1:7; Иез 23:41), за к-рыми, однако, могло разместиться лишь малое число гостей. Т.о., можно предположить, что на княж. трапезах использовалось большое количество отдельных С. Судя по 1Цар 20:24 и след. за С. Саула сидели только Ионафан, Авенир и Давид; 2) в новозаветные времена под влиянием греч. обычая для праздничных -> трапез стали использовать низкие С., вокруг к-рых гости возлежали (Мф 9:10; 26:7; Мк 16:14; Лк 7:36). Ложа или подстилки располагались у С. либо с четырех сторон, либо с трех, чтобы к ним могли подойти рабы, обслуживающие гостей (см. ил. на стр. 979).
Столб (столп)
Столб (столп), опора или несущая балка к.-л. части здания. По представлениям израильтян, земля и небо тоже покоились на С. (Иов 9:6; 26:11; Пс 74:4). Материалы археологич. раскопок говорят об обычае возведения в языч. храмах памятных С. (-> Памятник, памятный знак, I); возм., с этим связано и обетование в Откр 3:12, с той только разницей, что здесь говорится о храме Божьем. В НЗ Церковь Христова названа "столпом и утверждением истины" (1Тим 3:15). Кр. того, столбами (столпами) метафорически называют стойких и сильных людей (Иер 1:18; Гал 2:9).
Столбы
Столбы. В языч. капищах наряду с маццебами, освящ. камнями, стояли и ашеры, освящ. С. (Исх 34:13; Втор 7:5; 3Цар 14:23 - в Синод. пер. - "капища"; 4Цар 17:10 - в Синод. пер. - "изображения Астарт"). Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, С. - богиню -> Ашеру (Суд 6:25 и след.,28,30 - в Синод. пер. - "священное дерево"; 3Цар 16:33 - в Синод. пер. - "дубраву"; 2Пар 17:6 - в Синод. пер. - "дубравы"; Ис 17:8 - в Синод. пер. - "кумиры Астарты"). Нельзя с полной уверенностью сказать, стали ли называть С. по имени богини или богиню - по этому предмету культа, но первое предположение кажется более вероятным. Такие С. (сначала это были, вероятно, освящ. деревья) стояли вплотную к жертвенникам.
Столп облачный
Столп облачный, превращавшийся по ночам в столп огненный, двигался впереди израильтян, указывая им путь во время их -> странствования в пустыне (Исх 13:21 и след.; 14:19; Чис 14:14). Столп определял время, когда следовало трогаться в путь или разбивать стан (Исх 40:36 и след.). Как зримое знамение присутствия Божьего (Исх 33:9; 40:34 и след.,38; Чис 12:5; Втор 31:15) он упоминается и позднее (Неем 9:12,19; Пс 77:14; 98:74 104:39; 1Кор 10:1).
Сторож (хранитель)
Сторож (хранитель). Задача С. - сберечь все, что находится под его охраной. Соотв. евр. слово подразумевает прежде всего -> пастуха, стерегущего овец (1Цар 17:20). Слово "С." употреблено также в Быт 4:9, а в метафорическом значении, когда о Господе говорится как о хранителе Израиля, - в Пс 120:5. Девушка, приставленная стеречь виноградник, является главной героиней Песни Песней (Песн 1:5); упоминаются здесь и другие С. ви-ноградника (Песн 8:11 и след.). Левиты, приставленные охранять святилище, названы "стоящими на страже у порога" (4Цар 23:4; 1Пар 9:22 и след.), С. ворот или привратниками (Неем 3:29; 1Пар 9:17 и след.; 26:1-12). Что касается хранителя одежд, то неизвестно, был ли он должностным лицом в храме или в цар. дворце (4Цар 22:14). Страж жен, т.е. С. гарема перс. царя, был придворным чиновником (Есф 2:8,14 и след.). Под "стерегущими дом" подразумеваются руки, к-рые с возрастом начинают дрожать (Еккл 12:3).
Страдание, страдать
Страдание, страдать.
I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ
В мире, к-рый Бог изначально создал "хорошим" (Быт 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Быт 2:17; 3:19); человек утратил свободу и познал С. (Евр 2:15). Поскольку в сотвор. мире человек был образом и подобием Божьим (Быт 1; 2), его поступок обрек на С. и остальных земных тварей (Рим 8:18-23). С тех пор порядок, установленный на земле Богом, включает в себя бытие и небытие, жизнь и смерть (Быт 3:17-19). Они служат предзнаменованием грядущего Божьего Суда над всей вселенной. Т.о., С. - это результат безбожной жизни человека, разлада между Богом и созданным Им миром. По приговору Божьего суда мир смерти через С. проникает в нашу жизнь, причем более всего тогда, когда смерть противится зарождению новой жизни. В псалмах глубочайшее С. сравнивается со смертью (Пс 17:5; 21:16; 114:3, 8). Человек не в силах самостоят. избавиться от этих уз; доступ в -> рай - мир, в к-ром нет С. и смерти, - для него закрыт (Быт 3:24). Человек рассматривается в Библии прежде всего как существо глубоко страдающее и - сознат. или нет, - стремящееся к избавлению.
II. О ХАРАКТЕРЕ СТРАДАНИЙ
1) С. подвержено все существо человека - тело (напр., через болезни, гонения, тюремное заключение), душа (напр., в связи с утратой близких людей) и дух (напр., в поисках ответов на вопросы о смысле жизни и о Божьей справедливости). -> Иов, прототип страждущего человека, испытал самые разнообразные формы С. Среди библ. страдальцев можно вспомнить также Давида (потерявшего нескольких сыновей), автора 72-го псалма, Екклесиаста, ап. Павла (2Кор 11:23-29) и мучеников за Слово Божье, о к-рых говорится в книге Откровение (Откр 6:9-11; 17:6); 2) о характере С. можно отчасти судить по употребляемым для их обозначения греч. словам. Здесь встречаются преимущ. два понятия: "бессилие", "слабость" [греч. астенея] и "пре-терпевание" [греч. патема]. И то и другое го-ворит об одном и том же: человек немощен, не имеет сил сопротивляться, поэтому ему приходится испытывать на себе действие чуждой ему силы, к-рая отягощает его жизнь. Осознав, что он не властен над собой, человек должен решить, как ему жить дальше. Он может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Откр 16:9), либо признать, что С. посланы ему Богом (Пс 38:12; 93:12; Евр 12:6), что они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь (2Кор 12:7; Пс 37; 65:10-12). И тогда С. принесут ему спасение: "Страдающий плотию перестает грешить" (1Пет 4:1); 3) виновником С. и смерти, как о том говорится в Кни-ге Иова, является -> сатана (Иов 2:4 и след.; ср. также 2Кор 12:7; 1Пет 5:8,9). Бог допускает его разрушит. деяния в качестве наказания людям за грех (Иер 21:5 и след.), в качестве воспитат. меры, призванной отучить от греха (Евр 12:5-11), а также для очищения (Ис 48:10) и сохранения от греха (2Кор 12:7; ср. также 1Пет 4:1). Именно в Книге Иова раскрывается таинств. смысл изгнания человека из рая в мир С. и смерти, дабы он "не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:22); Бог производит над человеком Свой суд; через С. и смерть Он заставляет его осознать последствия отпадения; существует, однако, и возможность преодоления разрыва с Богом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.