Блок совместной деятельности воспитателя с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели и задачи этого блока также специфичны и состоят в том, чтобы, наряду с развитием общих социальных навыков, обеспечить развитие речи ребенка. Отправной момент для постановки этих задач - диагноз учителя-логопеда, а основное условие их успешного решения - освоение разных видов деятельности, характерных для образовательно-воспита­тельного процесса в ДОУ (игра, конструирование, изобразительная дея­тельность и т.п.).

Воспитатели, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкрет­ные цели, связанные с автоматизацией навыков грамматически пра­вильной речи. В качестве примера такого подхода к решению развиваю­щих задач в условиях ДОУ приведем систему педагогических действий, обеспечивающих экологическое воспитание, развитие естественно -научных представлений и формирование представлений о человеке в ис­тории и культуре.

Развитие экологической культуры. Цель перспективного учебно-тема­тического планирования в данном направлении - знакомство с окружающим миром, развитие творческой личности, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней, формирование лексико-грамматических ка­тегорий у детей с нарушениями речи.

В ходе работы решаются следующие задачи:

— научить детей наблюдать, анализировать, делать определенные выводы;

— расширять знания детей о природе;

— привить детям трудовые природоведческие навыки;

— закреплять правила поведения на природе и формировать осо­знанно правильное отношение к ней;

— расширять активный и пассивный словарь, совершенствовать грамматический строй, развивать связную речь дошкольников с ОНР.

Исходя из перечисленных задач составлен перспективный учеб­но-тематический план с учетом лексических тем. Например, тема по развитию речи «Птицы» подкрепляется темой занятия по экологическо­му воспитанию «Душой исполненный полет». По этой теме проводятся беседа о птицах, опыты с перьями и бумагой и их анализ; игра «Назови действия» (воробей — чирикает, прыгает, клюет, летает и т.д.), в ходе которой дети учатся подбирать глаголы. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включае­мые в экологические беседы, являются важным средством выработки и закрепления грамматических навыков у детей.

В процессе экологического воспитания, построенного таким обра­зом, дети учатся наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, у них развиваются все формы речи, прежде всего диалогическая.

Развитие естественно -научных представлений также осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Планируемая цель - развитие лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР, автомати­зация навыков речи через формирование элементарной системы знаний о неживой природе. Задачи конкретизируют деятельность воспитателя и сводятся к следующим:

— дать детям к моменту поступления в школу достаточно полное и правильное представление как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отно­шениях;

— научить детей подходить к пониманию физических явлений с на­учных позиций, отражая свое отношение к явлениям в устной речи;

— научить детей использовать красочные речевые обороты и син­таксические конструкции по изучаемым темам.

Перспективный план по ознакомлению детей с ОНР с естественно­научными представлениями составляется с учетом плана учителя-логопеда. В нем отражены не только изучаемые физические явления, но и форма организации познавательной деятельности. Каждое занятие за­вершается дидактической игрой или лексическим упражнением по дан­ной теме. Например, по плану учителя-логопеда изучается лексическая тема «Посуда», а по развитию естественно -научных представлений —тема «Полезные ископаемые». На этом занятии рассматривается мате­риал, из которого изготовлена посуда,  глина (продукт распада грани­та). В занятие входит лепка посуды, изучение свойств глины, сравнение глиняной посуды с хрустальной, стеклянной, фарфоровой, чтение про­изведений о других полезных ископаемых, экскурсия в музей и знаком­ство с полезными ископаемыми. За счет новых терминов у детей по­полняется словарный запас, а лексическое упражнение «Кто чем гордится? Кому что нужно для работы?», закрепляющее употребление существительных в косвенных падежах, завершает тему.

Аналогично строится работа в период изучения темы по плану учите­ля-логопеда «Продукты питания». Тема по развитию естественно -научных представлений тесно с ней переплетается, например, «Легенда о соли». В процессе ее изучения дети знакомятся с назначением соли в жизни человека, проводят опыты с солью, эксперимент по получению соли в домашних условиях и т.д.

Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре. Цель учебно-тематического планирования по данному на­правлению - формирование у дошкольников первоначальных элемен­тарных представлений о развитии человека в истории и культуре, раз­витие познавательной активности, расширение кругозора, развитие связной речи.

Весь культурно-исторический материал распределен согласно лек­сическим темам, изучаемым дошкольниками с ОНР. Например, парал­лельно с темой учителя-логопеда «Домашние животные» воспитатель рассказывает о развитии скотоводства, а также о том, как люди прируча­ли животных, ухаживали за ними, использовали в труде. Завершает тему лексическое игровое упражнение «У кого кто?», в ходе которого воспи­татель закрепляет названия детенышей домашних животных. При изуче­нии лексической темы «Посуда» дети вместе с воспитателем отправля­ются в «Путешествие за ценными находками», знакомятся с историей происхождения ложки и вилки, с их эволюцией от древности до наших дней. Дидактическое упражнение «Из чего посуда?» закрепляет умение детей образовывать относительные прилагательные (стеклянный ста­кан, деревянная ложка, хрустальная ваза).

Учитывая особенности дошкольников с ОНР, используются такие методы и приемы работы, которые не носят характер сухого запомина­ния фактов. Каждая тема расписывается по целям, формам организа­ции познавательной деятельности детей и задачам общего и речевого развития. В данном перспективном плане предусмотрены следующие формы: беседы, экскурсии, «путешествия во времени», дидактические игры, просмотр мультфильмов, проведение итоговых мероприятий в форме игр «Колесо истории», «Что? Где? Когда?» и т.д.

В плане предусмотрены дополнительные мероприятия, которые можно использовать в зависимости от временных и творческих возмож­ностей педагога. При проведении совместной деятельности использу­ются загадки, подобранные в соответствии с лексическими темами, так как загадки развивают память, логическое, наглядно-образное мышле­ние. Например, изучая тему «Домашние животные», педагог предлагает следующие загадки: «Пятак есть, да ничего не купит» (свинья), «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой» (кош­ка). Но дети не только отгадывают загадки, но и сами сочиняют, при­думывают их. Если в начале года они составляют простые загадки («Оно красное, он тесный»), к концу года должны придумывать загадки из распространенных сложных предложений. Например, о яблоке: «Оно красное, круглое, бывает сладкое и кислое, растет на дереве» или о грибах: «Они растут в лесу, у них есть ножка и шляпка. Из них варят вкусный суп».

Театрализованная деятельность. Потешки, стихотворения, сказки, подобранные в соответствии с лексическими темами учителя-логопеда, позволяют расширять, активизировать, обогащать словарный запас де­тей. При организации театрализованной деятельности воспитатель не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием пальчикового, теневого, настольного, кукольного те­атров.

Например, при изучении лексической темы «Фрукты» воспитатель предлагает инсценирование считалки «Апельсин», обращая внимание на выразительность речи, умение детей пользоваться мимикой, жеста­ми. Затем проводит дидактическое упражнение «Кого угостим» с целью научиться употреблять существительные в родительном падеже (этой долькой мы угостим «ежа»). При изучении лексической темы «Транс­порт» воспитатель, организуя театрализованную деятельность, предла­гает инсценировать произведение К.Чуковского «Тараканище» с ис­пользованием театра на фланелеграфе.

Примерный перспективный план по театрализованной деятель­ности дополнен этюдными тренажами, которые позволяют разви­вать у дошкольников сценические навыки, способности при переда­че характера персонажа пользоваться выразительными средствами (мимикой, интонацией, жестом, позой, походкой).

По лексической теме «Профессии» с целью развития воображения воспитатель проводит этюдный тренаж: ребенок выбирает один из предложенных предметов (ножницы, весы, расческа, градусник, по­ловник) и рассказывает, с какой профессией он связывает выбранный предмет, чем ему нравится эта профессия; хотел бы он, став взрос­лым, выбрать ее. При изучении темы «Продукты питания»предлагает­ся этюд на развитие коммуникативных навыков, воображения, выра­зительности речи «Колобок»: дети катают мяч друг другу. Тот, кому попадает «колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос - «Где ты живешь?», «Колобок, давай с тобой дружить», «При­ходи ко мне в гости» и т.д.

3. Блок самостоятельной деятельности детей

Цели и задачи этого блока решаются через самостоятельную дея­тельность детей, для которой в общей сложности отводится в среднем 2-3 часа в день пребывания ребенка в ДОУ. Наряду с развитием твор­ческой активности детей в рамках свободной самостоятельной дея­тельности закрепляются навыки речевого общения и взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную предметную среду, обеспечивая каждому ребенку мак­симум условий для контактов со сверстниками. Учебно-тематическое планирование свободной самостоятельной деятельности детей, за­ключающееся в обеспечении условий для игровой деятельности, также подчинено целям и задачам деятельности учителя-логопеда.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.