Работа с детьми, достигшими второго уровня речевого развития, предусматривает:
-дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;
- развитие устной речи, уточнение и расширение словарного запаса ребенка;
-практическое усвоение простых грамматических категорий;
-работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;
-закрепление правильного произношения;
-обучение составлению рассказов.
( I ) В первом периоде обучения воспитатель закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей. Хлеб режут ножом. Оля убирает игрушки. Затем вводится определение: Сережа построил большой дом. Далее в предложение вводится косвенное дополнение с предлогом: Машина едет по дороге. Дети смотрели на машину. И, наконец, вводятся обстоятельства.
Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами, ведется работа по его грамматическому оформлению. Она начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде. числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.
( II ) Во втором периоде обучения после отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с назначением предлогов через их практическое усвоение.
Параллельно с работой над структурой предложения воспитатель должен вести работу над повествовательной и вопросительной интонацией.
На занятиях воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения и строятся первые сложные предложения.
При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. (Воспитатель: «Почему ты сел на стул?» Ребенок: «Потому, что я устал».) В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения, так как в придаточном предложении дети часто опускают вторую часть союза или подлежащее.
В это же время продолжается работа по формированию диалогической речи. Воспитатель может вести диалоге ребенком в процессе любой деятельности, на текущих занятиях и в свободное от занятий время. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.
( III ) В третьем периоде на занятиях воспитателя дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала воспитатель дает образец короткого рассказа. Ребенок его повторяет. Затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.
Планируя работу, воспитатель должен иметь в виду, что в этот период дети еще не владеют навыками самостоятельного высказывания, поэтому при составлении предложения они нуждаются в наглядной опоре.
Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых детям игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.
Работа по развитию речи может эффективно включаться в конкретные режимные моменты. Ситуации, предполагающие соответствующую работу над лексико-грамматическим строем речи, достаточно разнообразны: самообслуживающий труд, уборка игрушек, уход за растениями и т.д.
Основные этапы обучения в ходе овладения практическими навыками:
— детальный показ способов и порядка выполнения действий, совместное их выполнение;
— действия по образцу, по словесной инструкции;
— анализ результатов работы с описанием последовательности действий
— оценка результатов работы.
Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях.
В ходе обучения практическим навыкам воспитатель оречевляет все действия, объясняет их, планирует предстоящую работу, оценивает отношение ребенка к труду и его результатам. На каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.
В качестве задания на занятии, проводимом воспитателем, можно предложить дошкольникам назвать предметы, их части (реальные, изображенные графически, по памяти), свойства, материал, цвет, форму, величину, принадлежность предмета и т.д. Например, во время уборки посуды детям предлагается: перечислить предметы посуды, дать обобщающее понятие, назвать выполняемые действия, выполнить их по инструкции, перечислить качества и свойства предмета, сравнить предметы, охарактеризовать действие, оценить работу товарища, свою собственную по качеству ее выполнения (используя отрабатываемую лексику и синтаксические конструкции); угадать предмет по описанию, отгадать или составить загадку; с опорой на вопросы педагога дополнить фразу - Какой чайник? Как стоят тарелки? Когда ты сядешь за стол? Чей это стул? и т.д.
Учитывая требования программы и особенности речевого развития детей, воспитателю следует предусмотреть возможность использования дополнительных заданий, направленных на совершенствование не только лексических, но и фонетико-фонематических и элементарных морфологических навыков детей. Это называние предметов, в наименовании которых есть определенный звук; перечисление слов, имеющих общую морфологическую часть (расстелить, разложить);называние предмета по родовому окончанию прилагательного (чистая ...ложка).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 234.