Коррекционно-воспитательная работа с детьми второго уровня речевого развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Работа с детьми, достигшими второго уровня речевого развития, предусматривает:

-дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;

- развитие устной речи, уточнение и расширение словарного запаса ребенка;

-практическое усвоение простых грамматических категорий;

-работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;

-закрепление правильного произношения;

-обучение составлению рассказов.

( I ) В первом периоде обучения воспитатель закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей. Хлеб режут ножом. Оля убирает игрушки. Затем вводится определение: Сережа построил большой дом. Далее в предложение вводится косвенное дополнение с предлогом: Машина едет по дороге. Дети смотрели на машину. И, наконец, вводятся обстоятельства.

Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое пред­ложение с однородными второстепенными членами, ведется работа по его грамматическому оформлению. Она начинается с усвоения согласо­вания существительного с прилагательным в роде. числе, падеже; место­имения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

( II ) Во втором периоде обучения после отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с назначением предлогов через их практическое усвоение.

Параллельно с работой над структурой предложения воспитатель должен вести работу над повествовательной и вопросительной интона­цией.

На занятиях воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения и строятся первые сложные предложения.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматиче­скому построению сложного предложения хорошо использовать во­просно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. (Воспитатель: «Почему ты сел на стул?» Ребенок: «Потому, что я устал».) В дальнейшем сложное предло­жение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правиль­ным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предло­жения, так как в придаточном предложении дети часто опускают вторую часть союза или подлежащее.

В это же время продолжается работа по формированию диалогиче­ской речи. Воспитатель может вести диалоге ребенком в процессе лю­бой деятельности, на текущих занятиях и в свободное от занятий вре­мя. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

( III ) В третьем периоде на занятиях воспитателя дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала воспитатель дает образец короткого рассказа. Ребенок его повторяет. Затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.

Планируя работу, воспитатель должен иметь в виду, что в этот период дети еще не владеют навыками самостоятельного высказывания, поэто­му при составлении предложения они нуждаются в наглядной опоре.

Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматри­вание хорошо знакомых детям игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.

Работа по развитию речи может эффективно включаться в конкретные режимные моменты. Ситуации, предполагающие соответствующую работу над лексико-грамматическим строем речи, достаточно разнообразны: самообслуживающий труд, уборка игрушек, уход за растениями и т.д.

Основные этапы обучения в ходе овладения практическими навы­ками:

— детальный показ способов и порядка выполнения действий, со­вместное их выполнение;

— действия по образцу, по словесной инструкции;

— анализ результатов работы с описанием последовательности действий

— оценка результатов работы.

Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности, закрепление и авто­матизацию слов в морфологических и синтаксических моделях.

В ходе обучения практическим навыкам воспитатель оречевляет все действия, объясняет их, планирует предстоящую работу, оценивает от­ношение ребенка к труду и его результатам. На каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

В качестве задания на занятии, проводимом воспитателем, можно предложить дошкольникам назвать предметы, их части (реальные, изо­браженные графически, по памяти), свойства, материал, цвет, форму, величину, принадлежность предмета и т.д. Например, во время уборки посуды детям предлагается: перечислить предметы посуды, дать обоб­щающее понятие, назвать выполняемые действия, выполнить их по инст­рукции, перечислить качества и свойства предмета, сравнить предметы, охарактеризовать действие, оценить работу товарища, свою собствен­ную по качеству ее выполнения (используя отрабатываемую лексику и синтаксические конструкции); угадать предмет по описанию, отгадать или составить загадку; с опорой на вопросы педагога дополнить фразу - Какой чайник? Как стоят тарелки? Когда ты сядешь за стол? Чей это стул? и т.д.

Учитывая требования программы и особенности речевого развития детей, воспитателю следует предусмотреть возможность использова­ния дополнительных заданий, направленных на совершенствование не только лексических, но и фонетико-фонематических и элементарных морфологических навыков детей. Это называние предметов, в наимено­вании которых есть определенный звук; перечисление слов, имеющих общую морфологическую часть (расстелить, разложить);называние предмета по родовому окончанию прилагательного (чистая ...ложка).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.