Коррекционно-воспитательная работа с детьми первого уровня речевого развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, основной контингент которых представляют дети 3-4-летнего возраста, главными задачами воспитателя следует считать:

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содер­жание;

— развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;

— обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;

— развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.

Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппа­ми (2-3 человека). Ведущая форма занятий — игра. Это помогает сфор­мировать мотивационную основу речи.

Занятия первого периода обучения (сентябрь-ноябрь) должны быть насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, мяча­ми, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.

Обязательное условие в коррекционно-воспитательном воздейст­вии - многократное повторение одного и того же слова, фразы, предло­жения. Эмоциональный контакт между неговорящим ребенком и воспи­тателем обеспечивает успех работы.

Укажем направления, в которых ведется коррекционно-воспитательная работа.

Развитие понимания речи. На занятиях в ходе режимных моментов дети усваивают определенные знания об окружающих предметах и яв­лениях. На полученных представлениях основана работа по расшире­нию понимания конкретных слов и выражений.

Воспитатель может решать эти задачи с помощью следующих прие­мов обучения детей: показ и рассматривание игрушки, предмета, яв­ления окружающего мира и его называние; выполнение поручений деть­ми; показ картинок; наблюдения. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только действиями, но и словами.

Чтобы ребенок вместо мимики и жеста мог употребить слово, педа­гог может использовать специальные приемы для активизации его речи: внезапно убрать и снова показать предмет; побуждать отвечать на во­просы: Кто это? Что это? Кто спрятался? и т.д.; отраженное и совместное проговаривание слова; договаривание знакомых слов; предъявление речевого образца.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (голова, ноги, руки, нос, рот, уши)-, предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.); предметы туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, рас­ческа); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка)] отдельные предметы и явления окружающей его жизни (цветы, дом, машина, трава, земля, солнце, во­да)-, названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий дейст­вий, которые ребенок совершает сам (сидит, стоит, ест, спит, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевает­ся, раздевается, причесывается, подметает, копает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, рисует, несет). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди и кото­рые он неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, шьет, гладит и т.д.). У детей с ОНР пассивный глагольный словарь по своему объему значительно меньше предметного словаря, поэтому не­обходимо как можно раньше начинать обучать их понимать вопросы, за­даваемые по поводу происходящих действий.

Используя ситуативные моменты режимных процессов, игры, про­гулки и т.д., воспитатель должен называть предметы, которые ребенок берет в руки, действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, те ощущения, которые испытывает ребенок.

Педагог должен говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Важно, чтобы одни и те же словосочетания повторялись воспитате­лем по 2-3 раза, а слова употреблялись в разных грамматических формах.

Речь взрослых — средство регуляции детской деятельности. Она может как ограничивать действия детей («Нельзя!»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями («Будем одеваться на прогул­ку» — «Оделись на прогулку» — «Раздеваемся»).

Постепенно словосочетания усложняются. Адекватное выполнение заданий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обра­щенной речи. Необходимо поддерживать у детей интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, к самим взрослым и на осно­ве устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных образцов речи, в том числе и различных вариантов предложений.

Вся речь воспитателя должна быть насыщена вопросами, которые нацелены на побуждение ребенка к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицания, звукоподражания, слоги, слова и т.д.).

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходят обогащение словарного запаса ребенка и уточнение лексических и грамматических значений слов. Видимый пред­мет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновремен­но и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лек­сического значения закрепляется в понятии о предмете.

Развитие самостоятельной речи. Начинать работу по активизации лексического запаса у детей необходимо с создания потребности под­ражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются как отраженное проговаривание в обстанов­ке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. Воспитатель должен создать такую игровую ситуацию, в которой у ре­бенка появятся звуковые комплексы или лепетные слова (подражание крикам животных, шуму и т.д.). При этом не ставится задача правиль­ного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.

Процесс речевого подражания должен быть тесно связан с практи­ческой деятельностью, игрой, наглядной ситуацией. Упражнения прово­дятся не только на занятиях воспитателя, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д. при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произ­вольного внимания.

По мере развития речевой активности следует постепенно отказы­ваться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы окружающего мира (машина вместо «би-би» и т.д.).

Необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом (дай, пойдем), затем словосочетанием (дай машину и т.д.) и предложением. Речевое общение должно разви­ваться сначала через отраженную побудительную речь, а затем через самостоятельную.

На основе развития интереса к окружающим предметам надо учить детей обращенной речи в форме простых вопросов: Кто это? Куда положил? и т.д. При этом допустимо обращение к взрослым на ты.

По мере усвоения речевых средств необходимо обучать детей ис­пользованию их в других обстоятельствах. Например, при изучении темы «Фрукты» дети знакомятся со словами зеленый, круглый, боль­шой, маленький. Дальнейшее уточнение значений этих слов осуществ­ляется при изучении темы «Овощи». В рамках изучения других тем про­исходит широкая активизация данного ряда слов.

Формирование самостоятельной речи связано не только с накопле­нием запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с тру­дом овладевают согласованием слов в роде, числе, падеже, выража­емым их окончаниями; употреблением слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образова­нием новых слов и т.д.

Во втором периоде обучения (декабрь - март) на занятиях воспитате­ля особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в са­мостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа, существи­тельные в сочетании со словом «много»; правильно передавать слоговую структуру двух- и трехсложных слов; активно пользоваться имеющимся сло­варем. На общеобразовательных занятиях педагог закрепляет речевые на­выки и умения, полученные детьми на логопедических занятиях.

В процессе третьего периода обучения (апрель-июнь) детей с первым уровнем речевого развития воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения. Как можно раньше на занятиях по развитию речи следует начинать заучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с обязательной опорой на предметные или не­сложные сюжетные картинки. При этом необходимо убедиться, что ре­бенок понимает содержание стихотворений, для чего к картинкам ста­вятся соответствующие вопросы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.