Постмодернизм в изобразительном искусстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дальнейшее развитие худ. экспериментов (поп-арт, концептуализм) привело к размытию уже не только граней между искусством и не искусством (массовой культурой и промышленным дизайном), но и между видами искусства: изобразительным искусством и зрелищными - театром, цирком и проч. Игровое сознание времени постмодернизма породило синтез зрелищных и изобразительных искусств - появились новые форматы -  хепенинг и перформанс. Их уже невозможно назвать изобразительным искусством, все это уже вплотную приблизилось к театру. Но стали заниматься таким искусством именно художники.

Цель творчества здесь привлечь внимание как можно большего числа зрителей, и более того - вовлечь их самих в создание образа (использование злободневных политических и социальных лозунгов; участие в политических манифестациях, карнавалах).

Сделан следующий шаг- стирание грани между искусством и жизнью.

Рождение в рамках поп-арта «хепенинга» (анг. happening – «происходящее») – абсурдного действа, разыгрываемого художниками на публике без определенного сценария. Это форма искусства конца 20 века, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хепенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Основоположником хепенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, автор музыкального произведения «4.33», который осуществил первый в истории хепенинг в 1952 году. В соответствии с его представлениями о значении случая в художественном творчестве, хепенинги иногда называют «спонтанными бессюжетными театральными событиями».

Термин в 1958 году был предложен Алланом Капроу, учеником Кейджа. Капроу отказывался от традиционных принципов художественного мастерства и постоянства в искусстве. В США к числу художников, развивавших искусство хеппенинга в период его становления, помимо Кейджа и Капроу относятся Джим Дайн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Идея хеппенинга связана с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды, как многие из работ Йозефа Бойса, или с целью шокировать общественную мораль.

В 1959 году театр «Рубен-Гэллери» поставил пьесу 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts), придуманную Алланом Капроу. Зрители могли приобщиться к происходившему прямо в зале, выпив бокал вина вместе с героями.

Хеппенинги стали известны с начала 1960-х годов. На 1960-е годы пришёлся их расцвет (преимущественно в США). Одним из известных устроителей хеппенингов в Европе является французский художник Жан-Жак Лебель (слева на фото).

*Одним из известных современных видов регулярных хеппенингов в России является Монстрация.

Преображение хеппенинга в 1970-х в культуре концептуализма в перформанс (анг. performance – «выступление», «представление»). Это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя.

Режиссирование перформансов и приобретение ими ритуально-символического характера. Деятельность ярких представителей (Джима Дайна, Роя Лихтенштейна и Роберта Раушенберга в США, Ива Кляйна во Франции, Йозефа Бойса в Германии).

  

Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.