«Новая волна» модернизма и антимодернизм
(популярное массовое искусство и поп-арт, неореализм и гиперреализм)
1940-1960-гг. Развитие художественного процесса в Европе было прервано событиями второй мировой войны. В послевоенные годы наметились две противоположные тенденции:
- продолжалось дальнейшее развитие модернистских направлений: абстракционизм перерос в 50-60 е гг в абстрактный экспрессионизм, возник еще оп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др.
-новое: появился антимодернизм.
«Новая волна» модернизма и ее разновидности:
Абстрактный экспрессионизм (или «нью-йоркская школа», или «живопись действия»). Формирование в США под влиянием эмиграции ярких художников европейского модернизма в начале Второй мировой войны. Смелое использование техник спонтанного автоматизма в творчестве американских художников. «Дриппинг» Джексона Поллока (1912 – 1956) – один из методов живописи действия (или «живописи жеста»). Крупный масштаб работ, контроль со стороны автора, сознательность построения композиции. Д. Поллок «Без названия» (около 1945). Марк Ротко (1903 – 1970) – один из лидеров движения в 50-60-х гг. Уникальный живописный язык Ротко, заключающийся в нанесении на большие холсты прозрачных слоев краски геометризованных очертаний, завораживающий тайной сочетаний пространственных красочных наслоений. Марк Ротко «Номер 10» 1950 (1), «Желтое и золотое» 1956 (2).
Самая дорогая картина Марка Ротко на данный момент № 6 (Фиолетовое, зелёное и красное). 1951. Цена - $186 млн. год продажи - 2014. частные торги (3)
1 2 3
Минимальное искусство (или «бедное искусство») – произведения мастеров этого течения внешне напоминают абстрактные скульптуры, но главный акцент делается не на формах, а на материалах. Обыгрывание физических качеств вещей, отождествление личности художника с творящей Природой. Дональд Джадд «Ноосфера» (4).
Концептуализм (от лат. conceptus – «мысль», «представление») или концептуальное искусство. Возникновение в середине 1960-х в Англии и США. Создание идей, концепций – как единственная достойная задача художника. Важность ассоциаций, рождающихся в мозгу зрителя при взгляде на предлагаемый объект, а не само изображение. Рождение произведения концептуализма в момент, когда идея автора соединяется с мыслями зрителя по этому поводу. Джозеф Кошут (род. 1945, США) «Искусство как идея» (1967); «Один и три стула» 1965 (5). Концептуальные объекты.
4 5
В 1951 году Роберт Раушенберг выставил «Белые картины» - три белые поверхности. Они были задуманные как экраны, на которые подают тени пораженных пустотой зрителей. эта реакция зрителей и есть произведение искусства художника. Об этом же музыка Джона Кейджа «4.33», точнее ее отсутствие.
Мироощущение второй половины 20 века. Состояние послевоенного западного общества было близко к мироощущению барокко конца 16 — середины 18 в. Поэтому некоторые философы его назвали - необарокко (термин ввел испанский философ Х.Р. де Вентос). Основные черты барокко вновь обозначились в обществе:
- преобладание фрагментарного и противоречивого восприятия реальности над целостным (осмысленным), потому что изменился образ мира, увеличился его масштаб. Потребовалось время, чтобы новая информация улеглась в голове
- ощущение неустойчивости и беспокойства
- ориентация на динамизм, напряжение между чувственным и интеллектуальным
- парадоксальное сочетание противоположного: утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, отвлеченной символики с подчеркнутым натурализмом, науки и мистики, религии.
- в литературе и искусстве - взаимодействие и взаимопроникновение жанров, а также размывание их прежних границ и принципов.
Главное: все это суммируясь, выражается как особое мироощущение барокко: характеризуется глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности жизни, которое скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием и легкостью. Все эти черты барокко проявились вновь в искусстве всей второй половины 20 века.
Наряду с понятием необарокко представители возникшего затем на этой почве постмодернизма используют и другие названия: «общество спектакля» (Г. Дебор), «театрократия» (Ж. Баландье), «империя эфемерного» и «эра вакуума» (Ж. Липовецкий), «система симулякров» (Бодрийяр) и др. Своеобразным девизом становится принцип: «Главное — не быть, а казаться».
На мировоззрение эпохи влияют и научные открытия. Вся эта склонность мировоззрения видеть во всем эфемерность – в прямой связи с научной картиной мира. Если в 17 веке, в эпоху барокко в науке был открыт вакуум (честь этого открытия принадлежит итальянскому математику и физику Эванджелисте Торричелли (1608–1647), ученику Галилео Галилея), то в 20 веке открыли космический вакуум. Эти открытия показали насколько ничтожно количество материи, из которой складывается реальный мир, и все озаботились проблемой поиска мельчайшей неделимой частицы (т.н. бозон Хиггса, элементарная частица, отвечающая за массу частиц).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 309.