Билет 25. В.1. Искусство Новейшего времени второй трети 20 в.:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Новая волна» модернизма и антимодернизм

(популярное массовое искусство и поп-арт, неореализм и гиперреализм)

1940-1960-гг. Развитие художественного процесса в Европе было прервано событиями второй мировой войны. В послевоенные годы наметились две противоположные тенденции:

 - продолжалось дальнейшее развитие модернистских направлений: абстракционизм перерос в 50-60 е гг в абстрактный экспрессионизм, возник еще оп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др.  

 -новое: появился  антимодернизм.

«Новая волна» модернизма и ее разновидности:

Абстрактный экспрессионизм (или «нью-йоркская школа», или «живопись действия»). Формирование в США под влиянием эмиграции ярких художников европейского модернизма в начале Второй мировой войны. Смелое использование техник спонтанного автоматизма в творчестве американских художников. «Дриппинг» Джексона Поллока (1912 – 1956) – один из методов живописи действия (или «живописи жеста»). Крупный масштаб работ, контроль со стороны автора, сознательность построения композиции. Д. Поллок «Без названия» (около 1945). Марк Ротко (1903 – 1970) – один из лидеров движения в 50-60-х гг. Уникальный живописный язык Ротко, заключающийся в нанесении на большие холсты прозрачных слоев краски геометризованных очертаний, завораживающий тайной сочетаний пространственных красочных наслоений. Марк Ротко «Номер 10» 1950 (1), «Желтое и золотое» 1956 (2).

Самая дорогая картина Марка Ротко на данный момент № 6 (Фиолетовое, зелёное и красное). 1951. Цена - $186 млн. год продажи - 2014. частные торги (3)

1 2 3

Минимальное искусство (или «бедное искусство») – произведения мастеров этого течения внешне напоминают абстрактные скульптуры, но главный акцент делается не на формах, а на материалах. Обыгрывание физических качеств вещей, отождествление личности художника с творящей Природой. Дональд Джадд «Ноосфера» (4).

Концептуализм (от лат. conceptus – «мысль», «представление») или концептуальное искусство. Возникновение в середине 1960-х в Англии и США. Создание идей, концепций – как единственная достойная задача художника. Важность ассоциаций, рождающихся в мозгу зрителя при взгляде на предлагаемый объект, а не само изображение. Рождение произведения концептуализма в момент, когда идея автора соединяется с мыслями зрителя по этому поводу. Джозеф Кошут (род. 1945, США) «Искусство как идея» (1967); «Один и три стула» 1965 (5). Концептуальные объекты.

4 5

В 1951 году Роберт Раушенберг выставил «Белые картины» - три белые поверхности. Они были задуманные как экраны, на которые подают тени пораженных пустотой зрителей. эта реакция зрителей и есть произведение искусства художника. Об этом же музыка Джона Кейджа «4.33», точнее ее отсутствие.

Мироощущение второй половины 20 века. Состояние послевоенного западного общества было близко к мироощущению барокко конца 16 — середины 18 в. Поэтому некоторые философы его назвали - необарокко (термин ввел испанский философ Х.Р. де Вентос). Основные черты барокко вновь обозначились в обществе:

- преобладание фрагментарного и противоречивого восприятия реальности над целостным (осмысленным), потому что изменился образ мира, увеличился его масштаб. Потребовалось время, чтобы новая информация улеглась в голове

- ощущение неустойчивости и беспокойства

- ориентация на динамизм, напряжение между чувственным и интеллектуальным

- парадоксальное сочетание противоположного: утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, отвлеченной символики с подчеркнутым натурализмом, науки и мистики, религии.

- в литературе и искусстве - взаимодействие и взаимопроникновение жанров, а также размывание их прежних границ и принципов.

Главное: все это суммируясь, выражается как особое мироощущение барокко: характеризуется глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности жизни, которое скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием и легкостью. Все эти черты барокко проявились вновь в искусстве всей второй половины 20 века.  

Наряду с понятием необарокко представители возникшего затем на этой почве постмодернизма используют и другие названия: «общество спектакля» (Г. Дебор), «театрократия» (Ж. Баландье), «империя эфемерного» и «эра вакуума» (Ж. Липовецкий), «система симулякров» (Бодрийяр) и др. Своеобразным девизом становится принцип: «Главное — не быть, а казаться».

На мировоззрение эпохи влияют и научные открытия. Вся эта склонность мировоззрения видеть во всем эфемерность – в прямой связи с научной картиной мира. Если в 17 веке, в эпоху барокко в науке был открыт вакуум (честь этого открытия принадлежит итальянскому математику и физику Эванджелисте Торричелли (1608–1647), ученику Галилео Галилея), то в 20 веке открыли космический вакуум. Эти открытия показали насколько ничтожно количество материи, из которой складывается реальный мир, и все озаботились проблемой поиска мельчайшей неделимой частицы (т.н. бозон Хиггса, элементарная частица, отвечающая за массу частиц).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 255.