Фовизм и его основные представители
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (от франц. «fauves» - «дикие; 1899 – 1905) -  одно из первых течений во французском искусстве 20 века, выступившее с утверждением принципа субъективизма в искусстве.

Он возник на пересечении трех противоречивых направлений искусства: искусства Гогена, Ван Гога и неоимпрессионизма. Фовисты также использовали чистой цвет, отказались от перспективы и традиций классического искусства, отрицали изображение пространства, света и импрессионистическое понимание реальности. Уход в декоративность.  Основные представители фовизма: А. Матисс, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо.

Творчество Анри Матисса (1869 – 1954) – французский художник, открывший новые выразительные средства отображения окружающего мира.  «Автопортрет» (1918), «Зеленая полоса (Мадам Матисс)» (1905). «Мастерская художника» 1911

1 2 3

Роль цвета, линии, ритма в композиции – декоративная композиция, четкий контур, локальные цвета, цветовые контрасты. На эстетические принципы искусства А. Матисса оказало сильное влияние японское национальное искусство и примитивизм (африканское искусство). В то же время Матисс интересовался и перенимал опыт мастеров прошлого, но переосмыслял его. Декоративная красочность живописи, плоскостность в трактовке форм, поиски ритмического решения композиции и рисунка в произведениях:

«Красная комната» 1908(1), «Испанка с бубном» 1909(2), натюрморт «Золотые рыбки» (3) - внушительных размеров, «Танец» 1910(4), «Музыка» 1910 (5),

1 2 3

4 5

«Семейный портрет» 1911(6), «Марокканский триптих» 1912-1913(7).

6 7

Монументально-декоративные произведения художника: оформление «Капеллы четок» в Вансе (1948-1951). Графика: серия цветных литографий «Джаз» (1944-1947).

Андре Дерен (1880 – 1954), живописец, мастер книжной графики, театральный художник. Глубоко продуманные композиции и колорит, внимание к форме. Панно «Золотой век» 1905(1) – программная живописная утопия. «Лодки в Коллиуре» (1905), «Просушка парусов» (1905, ГМИИ им. А.С. Пушкина), «Две шлюпки» (1906), «Вестминстерский мост в Лондоне» (1906).

1 2

Морис де Вламинк (1876 – 1958). Не получил систематического образования. Динамичные и яркие по колориту пейзажи. «Пейзаж с красными деревьями. Улица в Марли» (1905), «Баржи на Сене» (1906), «Буживаль. Городок с церковью» (1911).

1 2

Творчество Альбера Марке (1875-1947) – выдающегося мастера пейзажной живописи ХХ века. Поэтическая простота пейзажей, мастерство в передаче состояний природы: «14 июля в Гавре» 1906(1), «Гавань в Ментоне» (1905), «Новый мост ночью» (1937), «Церковь Нотр Дам» (1946).

1 2 3 4

Жорж Руо (1871 – 1958), живописец, витражист. Трагизм; применение широкого черного контура для обведения цветных форм. Серия «Клоун» (1,2,3), «Король» (4). 

1 2 3 4

Экспрессионизм (1905 – 1920-е годы):

Экспрессионизм Германии. Экспрессионизм сложился в Германии, где развивался художественными объединениями: «Мост» и «Синий всадник». Была также и «парижская школа» «лирического экспрессионизма», куда входил Марк Шагал, а также были и яркие последователи в других странах: Эдвард Мунк в Норвегии, Эгмон Шилле в Австрии и др.

Особенности: ставка на выразительность, обостренное восприятие мира, индивидуализм, субъективное самовыражение как протест против бездушной реальности и порожденной ее противоречиями войны

Художественное объединение «Мост» - группа студентов, изучавших архитектуру в Технической школе Дрездена, объединились для создания нового искусства, новой живописи.в Германии в 1905—1913 годах, выступили основоположниками немецкого экспрессионизма. Дрезденский и берлинский периоды. Самый яркий представитель -Э.Л. Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 – 1938) Портреты «Автопортрет с моделью» (1), «Сидящая девушка: Франци» 1910 – 1920 (2). «Марцелла-артистка» 1909 (3)

1 2 3

Художественное объединение «Синий всадник» - основано в 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Объединение выпускало одноименный альманах. Основной целью было освобождение от схоластических традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени — фовизму и кубизму. Ведущая роль В. Кандинского в развитии экспрессионизма, его теоретические труды «О духовном в искусстве», «Ступени». «Название Синий всадник мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».

Василий Кандинский (1866 – 1944) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, впоследствии стал еще и одним из основоположников абстракционизма. Оригинал обложки альманаха «Синий всадник» (1912, ксилография), «Улица в Мурнау» (1908).

1 2

Кандинский родился в Москве, жил и получил начальное музыкальное и художественное образование в Одессе, окончил Юридический факультет Московского университета, где затем преподавал в статусе доцента. В 30 лет Кандинский принял решение стать художником под огромным впечатлением от выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году. В 1896 году он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами и основал объединение немецких экспрессионистов «Синий всадник». После начала Первой мировой войны вернулся в Москву, но в 1921 году вновь уехал в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переехал с женой во Францию, в 1939 году получил французское гражданство. После периода экспрессионизма основал и последовательно развивал направление «абстракционизм».

Франс Марк (1880 – 1916) «Лошадь в пейзаже» 1910 (1), «Башня синих лошадей» (2), «Синий конь» (3)

Август Макке (1887 – 1914) «Дама в зеленом жакете» 1913 (4).

1 2 3 4

Алексей фон Явленский (1864-1941) – «Принцесса с белым цветком» (1), портреты (2,3)

1 2 3

Экспрессионизм Франции. «Парижская школа». Стиль экспрессионизма объединил интернациональную группу художников во Франции – итальянский художник и скульптор Амадео Модильяни, Марк Шагал из Витебска (Российская империя, совр. Белоруссия), иммигрировавший во Францию, другой белорусский еврей, иммигрировавший во Францию- Хаим Сутин, француз Морис Утрилло, создавшие вариант «лирического экспрессионизма».

Амадео Модильяни (1884-1920) -  вырос в Италии, изучая античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж, где большое влияние на него оказал Пабло Пикассо. С 1909 по 1914 годы занимался в основном скульптурами. И в его живописи, и в скульптуре основная тема-человек. Сохранились несколько пейзажей. Натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Скульптура 1912 г (1), «Анук Ами» (2), «Портрет Жанны Эбютерн» 1919 (3), «Рыжеволосая девушка» (4).

1 2 3 4

Марк Шагал (1887-1985) – один из самых известных художников-модернистов 20 века. Живопись, книжная графика, театральные декорации, скульптура, поэзия, витражи. «Невеста с веером», 1911 (1), «Любовники в розовом», 1916 (2), «Мужчина за столом» 1911 (3), Автопортрет (1914)

1 2 3 4

Марк Шагал – ровесник века, прожил 98 лет, в его творчестве отразилась вся его сложная эпоха,в которой Шагалу удалось оставаться собой. Он был художник, мечтатель, эксцентрик, живописец и поэт, смело смешавший темы, стили, времена и краски. Герои его картин смогли подняться и воспарить над серыми буднями. Марк Шагал — магический реалист, художник магии реальности. Его творчество посвящено любви и памяти, причудам и чудесам воображения, поэтизации мира и повседневности.

Морис Утрилло(1883-1955) – парижанин, сын художницы Сюзанны Валадон, которая была натурщицей, позировавшей для импрессионистов («Танец в Буживале» Ренуара). Писал виды Парижа, близкие к импрессионизму. «Дом Мими Пинсон» (1), «Сад в Монманьи» (2) «Мулен де ла Галетт, Монмартр» (3)

1 2 3

Экспрессионизм Австрии

Эгмон Шилле (1890-1918) -  основная тема творчества – человек: «Сидящая девушка с согнутой ногой» (1), портреты (2,3), автопортрет (4).

1 2 3 4

Экспрессионизм Норвегии

Эдвард Мунк (1863-1944) - норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. «Меланхолия» 1894-1896 (1), «Вечер» 1888. Знаковая картина экспрессионизма - «Крик» (3)

1 2 3

Кубизм (1907 – 1912). Франция

Пабло Пикассо – основатель кубизма, опирался на идеи Поля Сезанна (постимпрессионизм), который использовал принцип обобщения худ. формы, выявил конструктивные закономерности, взяв за основу три основные геометрические фигуры: шар, цилиндр и конус. Через год после смерти Сезанна состоялась его посмертная персональная выставка, которая показала всю глубину и масштаб его творческого наследия и имела большой успех. А через месяц Пабло Пикассо выставил свою картину «Авиньонские девицы», где изображена рука художника, отдергивающая занавес: так он представил публике новое направление – кубизм, взяв за основу конструктивного построения обойденный вниманием Сезанна куб.

Этапы развития кубизма отразили эволюцию его изменений в сторону беспредметности: предтеча кубизма - сезаннизм,  1. Аналитический кубизм и 2. Синтетический.

Художественные принципы кубизма. Если Сезанн и его последователи изображали реальность, хоть и субъективно, то кубисты конструировали новую реальность из области фантазии, она подчинена специфическим пространственно-временным отношениям: аналитическая и синтетическая стадии. В каждой последующей стадии было все меньше реалистичности и все больше геометрии. Обобщение до прямого использования геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), принцип деформации, совмещение одновременно разных ракурсов одного объекта, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма важнее цвета.

Аналитический кубизм : поиски Пикассо были основаны на его убеждении, что живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз. Должен быть способ, как показать мир таким, каков он есть "на самом деле". Надо писать "не то, что вижу, а то, что знаю", как говорил Пикассо. Показывать сущее. Не сами вещи, а, так сказать, платоновские идеи вещей. Но как это сделать? Первое – отброшен цвет. Нужно убрать "раскраску". То, что мир цветной - это обман зрения. Одна из отличительных особенностей живописи периода аналитического кубизма – монохромность. «Цвет ослабляет!» - заявляет Пикассо, наблюдая эксперименты Матисса в живописи. И сам сосредотачивается на форме и объеме предметов. Второе, от чего следует отказаться - раздельность вещей, которая особенно ощущается при изображении фактур и материалов. Тщательные выписывания пылинок, волосков, шелков и бархата живописцами прошлого уже не актуальны. Все эти различия - кажимость, на самом деле реальность - едина. "Вещество" мира, из которого "сделаны" все вещи, одно и то же – электроны, протоны и вакуум, все возникает в космическом пространстве из того, что называется «звездная пыль». В картине «Девушка с мандолиной» вы не различите "материал", из которого "созданы" девушка или мандолина. Более того, из этого же материала сделан и стол в «Столе архитектора», и пейзаж в «Пейзаже Сере». И третье - в кубизме исчезает какая бы то ни было перспектива. Если цель - изобразить само понятие предмета, а то где он расположен, вдали или вблизи, не имеет никакого значения.

В результате - на картинах аналитического кубизма возникли мерцающие разными гранями монохромные изображения, создающие иллюзию некоего метафизического пространства. Предмет и окружающий его фон - суть одно и то же, и отдельные предметы в этой единой структуре реальности не имеют четко очерченных границ. Всяческая фигуративность исчезает, мы видим лишь мерцающую массу, у которой нет фактуры, внутренних различий, и можем догадываться о том, что изображено, лишь по отдельным деталям-намекам. Пикассо называл их «атрибутами». Где-то, кажется, видна рука, где-то усы, или ключ, или гриф гитары, но все они "сделаны" из одного и того же условного "вещества". Иногда в нагромождениях ломаных плоскостей можно уловить линию плеч или намек на абрис бутылки. Но это лишь символы и знаки предметов, а не они сами. Аналитический кубизм, таким образом, поставил себе не изобразительную, а философскую задачу. Очевидно, нарисовать конкретную вещь легче, чем само понятие вещи или, как говорил Пикассо, "знание" вещи. Попробуйте нарисовать не комнату, наполненную предметами, а саму "наполненность", саму "материальность".

Существуют искусствоведческие гипотезы, что одним из истоков кубизма мог быть интерес художников к новейшей естественно-научной картине мира, формировавшейся как раз в это время. Известно, что Пикассо с Браком живо интересовались, например, теорией относительности. И отсюда, в том числе, могли проистекать их поиски метода изображения того, что скрывается под видимостью мира. Они хотели узнать, «проанализировать» (отсюда – «аналитический кубизм»), как мир устроен, а не как он выглядит.

Пытались «вскрыть» внешний глянец традиционной реалистической живописи, показать сразу все – и изнутри и снаружи, вывернуть наизнанку форму предмета.  И все эти предметы, пейзажи, люди на их картинах предстают как некая абстрактная «материя», разобранная на первокирпичики.  Первокирпичики, или - «кубики», как это высокомерно назвали в свое время критики. Художники тоже ищут первоосновы бытия. Возможно, таков в трактовке кубизма первозданный хаос, скрытый под поверхностью привычных вещей (снова древнегреческая тема: хаос и космос, никому никуда от нее не деться).

Образцы «высокого», рафинированного кубизма – Поэт (1), Аккордеонист (2), Кларнетист (3), и Бутылка рома (4) – 2011, Поэт 2012 (хорошо виден атрибут – усы)

1 2 3 4 5

ПИКАССО И БРАК Принято считать, что основоположником стиля был не только Пикассо, но и Жорж Брак. Сумевший в свое время оценить значение Авиньонских девиц, важнейшее прокубистское произведение Пабло Пикассо, он с 1907 года присоединился к художественным поискам Пикассо, а затем стал равноправным партнером в их творческом союзе. Это было настоящее сотворчество, непрерывные встречи, обсуждения, обмен находками.

Синтетический кубизм : коллажи - наклеивали на полотна куски газет, ткани и др. с яркой фактурой, вводили шрифт, текст. Возврат к цвету. Жорж Брак «Натюрморт с газетой «День» 1929 (1). Пабло Пикассо. Натюрморт (2). Позже этот прием заимствовали дадаисты и представители поп-арта.

1 2

Главные представители кубизма: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже и др.

Творчество Пабло Пикассо (1881-1973). – основатель кубизма, выдающийся художник 20 века, оставивший знаковые произведения во всех направлениях живописи этого периода; особенности различных периодов деятельности.  

Ранний период (1889-1901): в возрасте 7 лет (!!!!)  «Желтый пикадор» 1889 (1), «Вид на порт Малаги» (1889-1900)

1 2

 

В 12 лет (!!!) Академический рисунок «Мужской торс, гипс» и «Бельведерский торс» 1893

 

 

В 16 лет: «Знание и милосердие» 1897

Автопортрет в 15 лет, 1896 (1) В 17 лет (1898)

копия портрета испанского короля Филиппа IV с картины Диего Веласкеса 1653 (2)              

1   2

Произведения «голубого» периода (1900-1905): возраст Пикассо - 19-24 года

«Свидание» 1900(1), Автопортрет 1901(2), «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты) 1901 (3), «Женщина с шиньоном» 1901 (4)

1 2 3 4

«Две женщины, сидящие в баре» 1902 (1) «Старый еврей с мальчиком» 1903 (2), Женский портрет 1904 (3),

1 2 3

 

«Розовый» период (1904-1906):

 «Актер» 1904 (1) «Странствующие гимнасты»1905 (2), «Девочка на шаре» 1905 (3).

1 2 3

Стремление к обобщениям и иносказаниям, своеобразие композиционных и колористических решений.

 

 

Кубизм в творчестве Пикассо. Экспериментальные поиски новой художественной выразительности. Картина «Авиньонские девушки» (1907-1908)первая картина кубизма.  (под влиянием Сезанна и африканского искусства). «Африканский» период (1907-1909): Автопортрет 1907 (2), Пейзаж с двумя фигурами 1908 (3).

1  2   3

Аналитический кубизм: короткий период в творчестве Пабло Пикассо, который называется периодом аналитического кубизма, и который изменил направление развития всего мирового искусства 20 века, длился всего два - два с половиной года. Лучшие образцы стиля были созданы в 1910 и 1911 годах, хотя некоторые работы были написаны ещё в 1909, на исходе сезанновского (африканского) периода. Предтеча абстракционизма.

Портрет Амбруаза Воллара 1910 (1), «Женщина с мандолиной» (2) Бутылка, бокал , вилка 1911 (3)

1 2 3

Синтетический кубизм: Пабло Пикассо. «Бутылка перно, или Столик в кафе». 1912 (1), Гитара, бокал, бутылка Vieux Marc (2)

1 2

 

Период сюрреализма (1925-1937) и Второй мировой войны:

Портреты превращаются в декоративные цветные «головоломки», соединение разных ракурсов в одном образе. Лица, фигуры и объекты часто изображают в качестве плоских прямоугольников или треугольников, присутствует асимметрия, неправдоподобность, правила перспективы и светотени не учтены. Все предметы на полотне как будто составлены из геометрических фигур. Прием изображения лица одновременно в профиль и фас. Пабло Пикассо « Плачущая женщина (Дора Маар)». 1937 (1) Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар 1937 год (2) «Портрет Доры Маар на стуле» 1941 (3) Портреты Доры Маар (4,5)

1 2 3 4 5

Такой образ любимой женщины был полным уходом от традиций академического искусства, Красота академизма не спасла мир. Пабло Пикассо изображает деформацию мира, иронически переосмысливает принципы древнего искусства, с его декоративностью и совмещением разных ракурсов объекта в одном изображении.

Пикассо создает произведения общественной значимости, участвует в борьбе за мир, в борьбе испанцев с фашизмом. Панно «Герника» (1937) – название испанского города, подвергшегося нацистской бомбежке до объявления войны. Его значение в развитии современного искусства. Антивоенная тема в произведениях «Резня в Корее» (1921), панно капеллы в Валлорисе «Война» и «Мир» (1954).

Графические произведения Пикассо 1920-х-1930-х годов: иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, к «Неведомому шедевру» Бальзака, серия офортов «Сюита Воллара», состоящая из двух циклов: «Мастерская скульптора» и «Минотавр» (1933-1934), иллюстрации к поэме П. Элюара «Лицо мира» 1950 (1) Публицистические серии офортов: «Мечты и ложь» генерала Франко» (1937). «Голубь мира» Пикассо 1949-1950, 1962 (2).

1 2

Творчество Жоржа Брака (1882-1963). Основные периоды развития, кубистические пейзажи и натюрморты Ж. Брака:

сезаннизм - «Дома в Эстаке» (1908), «Акведук в Эстаке» 1908 (2), «Музыкальные инструменты» (1908), «Гавань в Нормандии» (1909)

1 2 3 4 5

Аналитический кубизм – «Женщина с мандолиной» 1910 (1), «Скрипка и палитра» 1909-1910 (2), «Женщина с гитарой» (1913).  «Натюрморт на столе» (1918) – переход к синтетическому кубизму

1 2 3 4

Синтетический кубизм: «Два туза» (1), «Натюрморт с ножом и газетой» (2)

1 2

 

Творчество Фернана Леже (1881-1955). Развитие кубизма в новое направление – ПУРИЗМ. Тема – «человек и машина» как символ современной цивилизации в произведениях: «Город» (1919), «Строители» (1950). Цикл Леже «Загородная прогулка» (1950-е г). Портрет жены (3)

1 2 3

 

Пуризм (от фр. pur ← лат. purus «чистый») — направление в живописи и архитектуре XX века, ищущее при создании своих произведений эстетической ясности, точности, подлинности в изображении. Это течение было создано французским художником и теоретиком искусства Амеде Озенфаном («Очки художника (1), «Натюрморт» (2) и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году с написанием ими художественного манифеста «После кубизма». Пуристы преследовали цель в создании простой, функциональной живописи и архитектуры, в которых эстетическое соединяется с механическим миром, подобным миру машин. Наиболее рациональным считается использование точного соединения геометрических орнаментов. Идеальной пропорцией в отображении рассматривается золотое сечение. Ле Карбюзье «Натюрморт» 1922 (3)

1 2 3

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 550.