Один из ведущих теоретиков Винсент Скалли писал во введении к вентуриевским «Сложностям и противоречиям в архитектуре»: «Это, возможно, самый важный труд о том, как следует делать архитектуру, после “К архитектуре” Ле Корбюзье (1923)».
Характерно, что книга начинается с «вежливого манифеста» — A Gentle Manifesto — манифеста «непрямолинейной архитектуры». И начинается со слов: «Я люблю сложность и противоречия в архитектуре».
Что характерно, не модернистское «мы», а «я». И далее: «Я — за беспорядочную жизненность против обязательного единства.
Я скорее за богатство значения, чем за ясность значения… Я предпочитаю скорее «И-И», чем «ИЛИ-ИЛИ».
Другая важная книга опубликована в 1972 году — это «Уроки Лас-Вегаса», написанные Вентури вместе с женой Дениз Скотт Браун и Стивеном Айзенуром. Книга построена на материалах исследовательского проекта, который авторы проводили вместе со студентами в Вегасе. Она посвящена тому, как работает коммуникация в архитектуре. В частности, в «Уроках» появляется знаменитое разделение построек на «утки» и «декорированные сараи». Это два предельных случая коммуникации: «дом-утка» - пример предельно ясного значения, такой дом говорит о себе, о своем назначении посредством формы (дом-книга – здание библиотеки, или дом-рояль как концертный зал). В качестве иллюстрации взят «Лонг-айлендкий утенок» — киоск для торговли утиным мясом и яйцами, воспроизведенный Питером Блейком в книге «God's Own Junkyard» («Свалка Господа Бога»). Это пример из литературы, а это уже из архитектуры 50-60 х гг:
Longaberger Basket Building image by Barry Haynes или бидончик молока:
А «декорированный сарай» — буквально decorated shed — это постройка, которая сообщает о своей функции не через облик, а с помощью других знаков. Например, если построить обычный дом и повесить табличку «Продаем утятину» — это будет декорированный сарай. Согласно Вентури и Скотт Браун, именно декорированные сараи и есть правильная архитектура для правильной коммуникации, «утки» же утратили актуальность, хотя в послевоенной архитектуре их расплодилось изрядное множество.
Архитектура посмодернизма – это разностилевое пространство и деконструктивизм. Если взять список лауреатов Притцкеровской премии (а вручают ее с 1979 года), то там присутствуют представители совершенно разных направлений, идеологий, ценностей. Эта премия - (англ. Pritzker Architecture Prize) — награда, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры. Премия широко известна в мире и считается аналогом Нобелевской премии.
В конце 20 века стало очевидно, что невозможно сегодня предъявить какое-то одно решение, универсальный один рецепт и стиль для оформления образа жизни вашего — и вашего соседа. Даже мода сейчас разностилевая: на улице одновременно и люди в костюмах, и хипстеры, и казаки в папахах и штанах с лампасами, и люди в советском и так далее. И в жизни каждого человека явления из разных сфер сосуществуют — почему тогда надо ждать от архитектора, что он должен накрыть все это разнообразие каким-то общим зонтичным решением? Скажем, есть архитекторы, которые больше других уделяют внимания экологии. Это не значит, что их не интересует история, но доминанта их интересов — в экологии, sustainability и так далее. Есть те, кто и сегодня сосредоточен на модернизме, на главном архитектурном языке XX века. Есть мастера, которые исповедуют классические ценности и используют язык классической архитектуры. А есть те, кто колонну в здании не использует, не поотшибав ей по дороге детали, как завещали сорок лет назад архитектор Чарльз Мур и компания.
Майкл Грейвз (1934-2015) – американский архитектор и дизайнер, главная фигура американского постмодернизма. Еще одна из постмодернистских «икон» — Humana Building Майкла Грейвза в Луисвилле, штат Кентукки, 1986 год. (1) Здание коммунальных служб в Портленде (2).
1 2
У Грейвза все, что любит современный зритель, налицо: симметрия, материалы, членение, цвет, исторические ассоциации, разнообразие. Тридцать лет спустя в Москве возникает «лужковский стиль», который копирует постмодернистскую архитектуру того же Грейвза, создавая здания для банков или отделений пенсионного фонда.
Но в постмодернизме – важно именно оригинальное переосмысление опыта прошлого, приемы из истории архитектуры используются дозированно и сознательно, как узнаваемые жесты –приветы из прошлого.
Примеры архитектуры постмодернизма с чертами необарокко: подвижность, деформация. Стиль деконструктивизм: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (архитектор Д. Либескинд). the Royal Ontario Museum в Канаде (1)
1
«Танцующий дом» на ул. Героев Монте-Кассино в Сопоте, в Польше (1),
«Танцующий дом» в Праге, в Чехия (2)
1 2
Центр Лу Руво Лас-Вегаса арх Фрэнк Гери (3), Общежитие Кэмбриджа - STATA CENTER(4)
3 4
Заха Хадид (1950 – 2016) –современный гений архитектуры периода постмодернизма, ирако-британская архитектор и дизайнер арабского происхождения, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной, награждённой Притцкеровской премией. Дама-командор ордена Британской империи (2012).
Galaxy SOHO by Zaha Hadid Architects Пекин, Китай (1,2,3)
1 2 3
Стадион в Катаре –для Чемпионата мира по футболу в 2022 году (4), дизайн яхты (5),
4 5
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай (6) Оперный театр в Гуанчжоу в Китае (7)
6 7
Другой современный гений архитектуры - испанский архитектор Сантьяго Калатрава (г.рожд 1951) Здания Валенсии
Знаменитые здания постмодернизма: Отель Marina Bay Sands в Сингапуре (1) Архитектор Моше Сафди (род. 1938) — израильский, канадский и американский архитектор.
Музей современного искусства Соломона Гуггенхейма в Бильбао, в Испании (2) Архитектор: Фрэнк Гери
1
2
2
В 21 веке посмодернизм в архитектуре, зародившийся в 70-гг 20 века уже распространился в мире, утратив всю «подкладку», идеологический и социальный контекст, философию, став просто формальным приемом работы с формой.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 390.