Антимодернизм и его разновидности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модернизм начала века – суть которого была в отказе от изображения реальности и от повествовательности в искусстве во второй трети 20 века продолжал развиваться одними художниками, и в то же время был отринут другими. Возникла противоположная тенденция в искусстве - антимодернизм. В антимодернизме произошел возврат к изображению реальности и к повествовательности. Отличительная особенность: дальнейший процесс коммерциализации привел к возникновению «массовой культуры», обслуживающего ее дизайна, которые стали оказывать решающее влияние на искусство: американский поп-арт, русский соцарт, неореализм и гиперреализм.

  Архитектура второй половины ХХ века – начала XXI вв.

Градостроительство -  главное направление развития европейской архитектуры после Второй мировой войны. Цель – обеспечить всех жильем со всеми удобствами. Создание нового типа города, и восстановительные работы в старых городах, разрушенных во время Второй мировой войны по единому плану согласно требованиям «Афинской хартии» Международного конгресса по современной архитектуре, изданной в 1943году. Разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах; поиск равновесия между городом и природной средой.

Революция строительной техники, приведшая к разнообразию мира архитектуры с середины 1950-х годов.

Продолжает развиваться архитектура функционализма, а также стиль Райта (здание музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке) органической архитектуры, заимствуя формы и конструкции из живой природы – гибкие линии, а также стремясь к гармоническому сочетанию архитектуры и ландшафта, как единого целого, красивые футуристические конструкции.

Пьер Луиджи Нерви, Аннибале Вителлоцци. «Малый дворец спорта» Рим; 1956 – 1957(1,2)

Нерви создал большепролетные покрытия из армоцемента – материала, им исследованного и разработанного, они получили всеобщее признание и принесли ему всемирную известность.

1 2

Оскар Нимейер. «Здание Национального конгресса. Бразилия» 1960 (1). Кафедральный католический собор Св. Девы Марии. Бразилия 1960-е гг (2,3)

1 2

 

 3

Кэндзо Тангэ. Вершиной его творческой карьеры стал комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм 1964 года, проходившим в Токио (1)

 

Йорн Утцон. «Оперный театр. Сидней» 1957 – 1973 гг.(1).

            

Развивают этот стиль современные архитекторы - испанец Сантьяго Калатрава (г.рожд 1951), Заха Хадид.  – их творчество пришлось уже на время постмодернизма.

 Минусы функционализма (модернизма). Архитектура – та область, которая непосредственно касается всех, людям приходится жить в городах, в домах и прочувствовать на себе все достоинства и недостатки нового стиля. В послевоенное время принципы функционализма, разработанные модернизмом первой трети 20 века были поставлены под сомнение, их стали переосмысливать.

Функционализм учитывал только биологические потребности, не беря в расчёт этические – этичность отношения к людям и к жизни (уважение к человеческой индивидуальности, ее право на свободное личное пространство, к природе и др.). В радикальных версиях модернизма (социальное жилье функционализма) все вообще свелось к тому, что у всех людей одинаковые физические потребности — и довольно. Реальность показала, что такой подход не работает, функционализм угнетал человеческую психику.

 Знаковым событием стал снос жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» англ. Pruitt-Igoe (1,2) —в стиле функционализма. Утопия социального типового квартала себя не оправдала на деле.  История этого комплекса социального жилья стала хрестоматийной. Это социальный жилой комплекс, существовавший с 1954 по 1974 год в городе Сент-Луисе штата Миссури, США. Состоял из 33 типовых жилых зданий в 11 этажей. Был спроектирован талантливым американским архитектором японцем Минору Ямасаки (1912-1986).

     

*Тольятти – город 20 века в современном для того времени стиле функционализма. Так что он тоже памятник архитектуры своего времени. Во всем нашем унылом однообразии виноват основатель функционализма – француз Ле Карбюзье J. Но в концепции Карбюзье – важную роль играет цвет, его дома разноцветные. Так что это правильно, что фасады Тольятти стали делать цветными, это как раз соответствует концепции функционализма.

Жилой комплекс «Пруитт-Айгоу» был открыт в 1956 году. Целью создания комплекса было решение проблемы жилья для молодых квартиросъёмщиков, относящихся к среднему классу. На строительство Казначейством США было выделено в общей сложности 36 млн долларов. Плотность заселения оказалась выше, чем в городских трущобах. В комплексе было 2870 квартир, что делало его одним из самых больших в стране. Крохотные квартиры, с маленькими кухнями. Лифты останавливались только на первом, четвёртом, седьмом и десятом этажах. Эти этажи были оборудованы большими коридорами, комнатами для стирки, общественными комнатами и мусоропроводами. Вентиляция была недостаточной, централизованного кондиционирования воздуха не было. В соответствии с принципами Ле Корбюзье и Международного конгресса современной архитектуры для того, чтобы сохранить придомовую площадку и нижний этаж в качестве мест общего пользования, были спроектированы 11-этажные здания. Каждый ряд зданий отделялся полосой насаждений согласно концепции Харланда Бартоломью. Однако рекреационные и парковые зоны были неудобны, а детские площадки были созданы только после долгих требований и многочисленных обращений жителей.

Своё название жилой комплекс получил в честь героя Второй мировой войны чернокожего пилота Уэнделла О. Пруитта и белокожего конгрессмена от штата Миссури Уильяма Айгоу. До 1954 года в жилищной политике Сент-Луиса использовался принцип раздельного проживания белых и чернокожих, планировалось, что комплекс будет состоять из двух частей для двух этих групп. С отменой такой политики комплекс вначале имел смешанный состав жильцов, но в течение двух лет большинство белых квартиросъёмщиков переехали в другие места, и в комплексе осталось в основном малообеспеченное негритянское население. Вскоре это место стало ассоциироваться с нищетой и преступностью. В середине 1960-х годов квартал стал отчётливо напоминать гетто, а не тот радужный уголок доступного жилья, каким он являлся в первые годы после своего заселения.

Работа дворников прекратилась, а на место привычных дверей и светильников в подъездах начали устанавливать антивандальные. Полиция всё чаще отказывалась выезжать по вызову в этот район. В связи с возросшей стоимостью содержания района местные власти приняли решение увеличить стоимость арендной платы для жителей Пруитт-Айгоу в три раза. Позже в этом году массовая неуплата счетов привела к коммунальной трагедии — прорыву канализации в одном из домов. В 1970 году городские власти объявили квартал зоной бедствия. Не найдя средств для ремонта местной инфраструктуры, власти решили начать отселение жильцов.

После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе, 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание, затем, в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 году. Передача о подрыве домов комплекса широко транслировалась по телевидению США, что сделало «Пруитт-Айгоу» одним из самых известных неудавшихся проектов социального жилья. Сцены упадка и разрушения комплекса отображены в философском фильме 1983 года «Койяанискаци».

После расчистки территории на одной её половине была создана лесопарковая зона, на другой — построен комплекс учебных заведений Сент-Луисcкой Публичной школы и малоэтажное жильё.

Впрочем, не будем забывать, что функционализм, родившийся в Европе, лежавшей в руинах после войн, был ориентирован на бедный и неустроенный, разоренный мир, в котором нужно было быстро обеспечить всех хотя бы самым необходимым. Для сравнения - другие проекты Ямасаки (общественные здания) – природные формы обыгрываются: Здание Северо-западной государственной компании страхования (1,2) и др.

 

 

 

Минору Ямакаси широко  известен как автор проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке официально открытого в 1973 году. Это те самые «Башни-близнецы» - символ Нью-Йорка. Но и этому амбициозному масштабному проекту тоже не повезло, башни были уничтожены террористами 11 сентября 2001 года – знаковое событие, положившее начало новым проблемам нового века, и 3 тысячелетию).

Сейчас на месте этих башен возвели новые – первая названа «Башня Свободы».

*Основоположник «небоскребов» - модернист Мис ван дер Роэ.

 

Другое детище послевоенной архитектуры – так называемые дома, своей формой прямо указывающие на свое назначение. Это тоже в некотором смысле развитие идеи функционализма. Форма говорит о функции.

Публичная библиотека Канзаса, США

 

Дом-рояль со скрипкой (Piano shaped building). Город Хуайнань, Китай.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 320.