Билет 24. В.1. Искусство Новейшего времени первой половины 20 в.: стиль модернизм и его направления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

20 век – чемпион по стилевому многообразию. Никогда еще не было такого огромного количества худ. объединений и стилевых направлений сразу. В 20 веке условно выделяют три больших худ. направления: модернизм -  антимодернизм и затем постмодернизм. Эти 3 центральных художественных направления вобрали в себя большое количество стилей.

Модернизм (первая треть века) - характеризовался полным отходом от изображения реальности, переходом к беспредметному искусству с отказом от повествовательности;

Антимодернизм (вторая треть) -  возврат к изображению реальности и повествовательности под решающим влиянием массовой культуры;

 Постмодернизм (третья треть) – подмена реальности на симулякр, ироническое обыгрывание и цитирование всего предшествующего опыта в истории искусства.

 

  МОДЕРНИЗМ. 20 век – переломный в искусстве. Впервые в истории случился переход от фигуративного искусства к не фигуративному, беспредметному - абстрактному; перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства. Стилевое многообразие.

Причины:

-технический прогресс: научные открытия, широкое применение электричества, появление массовых средств быстрой коммуникации: телеграф, телефон, интернет, скоростной транспорт, авиация. Влияние научно-технических достижений на развитие предметного мира, переосмысление его роли.

- дальнейшее развитие демократизации: социалистические и национально-освободительные революции, их отражение в художественной культуре.

- две мировые войны 20 столетия – первая: ничего подобного еще не было в истории человечества, и еще ужаснее - вторая. Гонка вооружений чтобы не было третьей: наличие ядерного оружия– сдерживающий фактор, из-за него страны боятся затевать новую мировую войну – новым оружием легко уничтожить всё, а это никому не выгодно.

- после периода формирования национальных школ предшествовавших веков, возникло развитие международных движений. Процесс интеграции в мировом искусстве всех региональных типов культур (глобализация).

В 20 веке возникает сразу огромное количество стилей и художественных направлений. Его черта - стилевое многообразие. Взаимодействие старого и нового искусства 20 века, пересечение и параллельность художественных движений.

Модернистские худ. течения (стили) первой половины 20 века:

- функционализм, или «международный стиль» в архитектуре

(и его течения– русский «конструктивизм»; американская «органическая архитектура», или иначе- «стиль прерий»),

-фовизм в живописи,

- экспрессионизм

-кубизм

-футуризм

-метафизическая живопись

-абстракционизм

-дадаизм

-сюрреализм

*Русский модернизм в изобразительном искусстве называют «авангардизм».

Возникновение новых худ. течений модернизма, которые отражали субъективный внутренний мир и представления художников. Анархический протест против противоречий мировой политики, стихийный антимилитаризм.

Архитектура модернизма. Развитие интернационального стиля в архитектуре первой половины 20 века: функционализм, или «международный стиль» (в России получил название «конструктивизм»)

Демократичный функционализм стал в начале 20 века вытеснять элитарный модерн. Функционализм ориентирован на общественную пользу, массовое потребление. Главное - не красота и уникальность, требовавшие больших материальных вложений и таланта, а доступность, простота и максимальная практичность: типичность и утилитарная полезность

(утрируя об утилитарной логике: «молотком можно забить гвоздь, а картиной Леонардо да Винчи – трудно, молоток в утилитарном, то есть житейском, смысле полезнее, он практичнее»).  

Отрицание декоративных мотивов и национальных традиций.

Признаки международного стиля:

здания со стальным несущим каркасом, «навесными стенами», лишенные какого бы то ни было декора, состоящие из элементов, созданных в заводских условиях и смонтированных на строительной площадке.

Если в модерне каждое здание становилось уникальным произведением искусства и элитарным (как правило это были частные особняки), то в функционализме здание стало типовым домом. Появление небоскребов.

Многоквартирные дома и типовая застройка города – существовали уже в регулярных городах эллинизма в Др. Греции и в трехэтажных городских домах инсулах Древнего Рима – уже до нашей эры в них жило большинство горожан, но освещения, водопровода и канализации в них не было, мыться ходили в городские бани – роскошные термы.

Функционализм 20 века привнес каркасную конструкцию, позволившую быстро строить высотные небоскребы, и в них уже были все блага современной цивилизации – электричество, водопровод, канализация, они стали доступны всем гражданам в западных странах.

Функционализм в Германии

Баухаус - Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, создавшее направление Баухаус в архитектуре.

В 20 веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с 15 по 19 век, были поставлены под сомнение. Избыточность украшений не соответствовала современной технократической реальности, духу масштабной индустриализации. Функционалисты отказались от архитектурного орнамента, переломив многовековую традицию. Вначале новые здания казались убогими в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. Баухаус в теоретии провозглашал лозунг «функционализм»: то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Это не так, конечно, но лучшие создания функционализма действительно красивы, потому что их создатели-дизайнеры обладали вкусом и художественным чутьём. В выпущенном школой Баухаус «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции.

Здание Баухауса в Дессау (Германия). 1928 год

 Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Также под влиянием Баухауса сформировалась идея Нового ви́дения в фотографии, архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне.

 

Функционализм во Франции

Эйфелева башня (1889 г) - металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто «300-метровой башней» (tour de 300 mètres). Башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Это самое знаковое сооружение из металлоконструкций стало предтечей каркасной архитектуры функционализма (в том числе «небоскребов»).

Творчество Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере (1887 – 1965) – французский архитектор-модернист, основатель функционального стиля, «злой гений архитектуры».  Был также живописцем, скульптором, дизайнером, публицистом и теоретиком. Разработал принципы строительства современного города и жилища – это было главной темой творчества. (*Тольятти – наш Автозаводский район создавался с 1966 года в стиле самого модного на тот момент функционализма (русский конструктивизм) + парковая скульптура в стиле модного тогда же витализма)

Ле Корбюзье создал первый в истории архитектуры проект каркасного дома свободной планировкидля серийного производства. Проект «Дом-Ино» 1914 (1). В 1926 Ле Корбюзье опубликовал свой манифест под названием «Пять отправных точек новой архитектуры», в котором определил 5 основных принципов, стандартизирующих архитектурный подход, позволяя адаптировать сооружение к особенностям местоположения и климата. Первый принцип – система колонн, пришедшая на замену типичным несущим стенам, это позволило создавать свободную планировку. Второй принцип, обеспечивающий гибкость в передвижении стен. Третий принцип - свободный фасад – отделил структуру здания (первый принцип) от фасада здания, дав возможность размещать окна непрерывной горизонтальной лентой — четвертый принцип. Пятый принцип – крыша-терраса, обнесенная экраном, обрамляющим пейзаж, позволяет свету проникать в дом. Пример: вилла Савой (2)

1 2

Поездки в Россию в 1928-1930 годах. Здания Центросоюза 1929 – 1935 (1) – первый реализованный проект большого общественного сооружения Ле Корбюзье. Работа по исследованию пропорций. Создание модулора (1945) – универсального измерительного масштаба, основанного на средних размерах человеческого тела и на «числах Фибоначчи». Жилой дом в Марселе 1947 – 1952 (2) – стал центральной моделью архитектурного и пространственного мышления, и остается ей до сих пор.

1 2

Постройки 50-60 –х – художественные открытия ХХ века. Капелла в Роншане 1950 – 1955(1); монастырь Ля-Туретт близ Лиона (1957 – 1959); здание Национального музея западного искусства в Токио (1956 – 1959); Центр искусств в Кембридже, США (1961- 1964).

1 2 3

4

Функциональность и утилитарность.

Функционализм в США

Творчество Людвига Мис ван дер Роэ (1886 – 1969) –немецкий архитектор-модернист, представитель «интернационального стиля», полжизни отдавший сначала Германии, а затем – США. Его американские постройки, главное для которых – универсальность, стали знаковыми для Нью-Йорка и Чикаго и оказали огромное влияние на облик всех мегаполисов в XX веке. Разработка Мис ван дер Роэ идеи «свободного плана» и «непрерывного пространства» архитектурных сооружений. Металлокаркас – скелет здания, его несущая часть, а стены – «кожа», не несущие нагрузку. Красиво развил и воплотил идею Карбюзье.

«Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне» в Испания, 1929 (1); «вилла Тугендхата в Брно» (Чехословакия, 1930) – внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2,3,4) Образцовый дом для Берлинской строительной выставки (1931)

1 2

Стекло (панорамные окна) — наряду со стальным или железобетонным каркасом — стало основой универсального языка, с помощью которого Роэ создавал свою архитектуру, «переносил в пространство волю эпохи».

3 4

В США создание однотипных небоскребов в тридцать-сорок этажей. Жилые дома на Лейк-Шор-драйв в Чикаго 1951(1); конторское здание Сигрем-билдинг в Нью-Йорке 1958 – 38 этажей, 157 метров(2). «Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, штат Иллинойс. 1946-1950 вместо стен стекло (3).

1 2 3

  

Творчество Фрэнка Ллойда Райта (1869 – 1959) – Frank Lloyd Wright -чудесный американский архитектор, создатель органической архитектуры. Ф.- Л. Райт создал собственный стиль, получивший название также «стиль прерий». В России и сейчас очень популярен. При жизни Райт в Америке не был понят, его признавали больше в Европе, чем на родине. Но теперь по заключению Американского института архитекторов, он — самый влиятельный из всех архитекторов США. Британская энциклопедия называет его «наиболее креативным гением американской архитектуры».

 Возможно, главный фактор развития его таланта – то, что в детстве он много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Никакого классического системного образования он так и не получил. Родители Райта развелись по причине неспособности отца, преподавателя музыки, содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. На школу средств в семье не было, Райт учился на дому. Он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета, но оставил его, не получив учёной степени, так как вынужден был одновременно работать помощником местного инженера-строителя. Переехав в Чикаго, он устроился в архитектурную фирму «Адлер и Салливен», возглавляемую идеологом «чикагской школы» Луисом Салливеном, настоящим мастером, у которого Райт и научился серьезному проектированию сразу на практике, ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. Но Райту пришлось уйти из компании, когда Салливан узнал, что тот проектирует дома еще и «на стороне», Райт брался и за другие заказы. В 1893 году он основал собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке было уже около 50 удачных проектов. В 20 век Райт вступил желая соединить в архитектуре рациональное мышление и естественность. Увлекся культурой Востока, достижениями модерна и ар-деко, погружался в американский фольклор и архитектуру доколумбовой Америки (индейцев). Райт еще до постмодернизма стал создавать архитектуру на основе понимания образа жизни заказчика. У него был индивидуальный подход к каждому проекту (а не универсальный и обезличивающий как у Карбюзье).  Административное здание компании Ларкин (Larkin), Буффало, Нью-Йорк, США 1903 г.(2)

Разработка органической архитектуры, «стиля прерий». По мере взросления формируется уникальный стиль архитектора, появляются "дома прерий". К ним относят ряд зданий в Иллинойсе, Буффало, Чикаго. Это время открытия Западом культуры Японии. Проектирование непрерывного архитектурного пространства отчасти было основано на идеях японского национального зодчества. Их изучением Райт увлекся в 90-х годах 19 века. Для Райта японский дом стал образцом гармонии духа и материи. По его мнению, в нем не было ничего лишнего. Каждый элемент на своем месте и имеет значение. Этот же подход был перенесен на американскую модель проектирования. Дома лишились тривиальности.     Самым ярким примером и образцом «домов прерий» стал дом для Ф. Роби в Чикаго 1906 – 1910 (1).

1 2

При его создании архитектор использовал асимметрию, ленточные окна, многоплановость. И хотя менеджмент чикагского университета хотел разрушить постройку, чтобы на ее месте возвести кампус для студентов, дом был выкуплен строительной фирмой, что спасло его от уничтожения и сохранило как художественную архитектурную ценность.

Дом-студия Фрэнка Ллойда Райта в чикагском пригороде Оук-Парк в «стиле прерий»

Именно «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы, принесли Райту известность. Они созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания наоборот должна быть продолжением ландшафта, вытекать из специфического назначения здания и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы, скрытый вход. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются Дом Уиллитс -Willits House (1), дом Мартина (2) и дом Роби

1 2

Принципы «органичной» архитектуры, сформулированные Райтом: архитектура неотъемлемая часть естественной среды, окружающей человека; «свободный план», развивающий пространство изнутри наружу; работа с бетонными конструкциями и архаическими материалами: натуральный камень (одной из стен дома стал естественный выступ скалы), дерево. «Дом над водопадом» семейства Кауфманов

 

1 2

Здания компании «Джонсон и сын» (1936 – 1939); Древовидные колонны в интерьере

 Музей современного искусства Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, США (1959).

Вершиной творчества Райта считается музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке (США), который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу-вверх.

Музей, созданный американским меценатом и коллекционером Соломоном Гуггенхаймом в здании архитектора Райта, расположен на Манхэттене в пределах т. н. музейной мили. Это одно из старейших и самых посещаемых собраний современного искусства в мире, где есть работы Марка Шагала в том числе, и других художников-модернистов.

Архитектурные находки Фрэнка Ллойда Райта впоследствии получили развитие в архитектуре 50-60 гг (необарокко)

Стиль модернизм в изобразительном искусстве:

Дата: 2019-05-28, просмотров: 287.