Цель: изучить основные методики коррекции заикания у подростков и взрослых, знать общие и специфические, отличительные черты авторских методик, уметь обосновать комплексность каждой из изученных методик коррекции заикания у подростков и взрослых.
Понятийный аппарат: комплексная медико-психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся, методика устойчивой нормализации речи, синхронизация речи с движениями пальцев рук.
Вопросы для собеседования
1. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации подростков с заиканием, разработанной М.И. Буяновым.
2. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной В.М. Шкловским.
3. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани.
4. Раскройте основные положения и содержание системы устойчивой нормализации речи взрослых заикающихся, разработанной Л.З. Арутюнян.
5. Раскройте основные положения и содержание системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.
6. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной Л.Я. Миссуловиным.
7. Обоснуйте комплексность каждой из изученных методик лечения заикания у подростков и взрослых.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучив авторские методики коррекции заикания, составьте по каждой таблицу «Этапы комплексной системы коррекции заикания у взрослых (подростков) … (автор)», отразив в ней содержание медицинского и педагогического воздействия на каждом этапе.
2. Изучите специальную литературу и составьте перечень общих и отличительных черт авторских методик лечения заикания у взрослых.
3. Составьте по одной электронной презентации авторской методики лечения заикания у подростков и взрослых.
Литература:
1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. – С. 22-94.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 198-206.
3. Буянов М.И. Заикание у подростков. – М.: Просвещение, 1989. – С. 28-92.
4. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 248-254.
5. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л.: Медицина, 1988. – 123-170.
6. Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники).//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 241-246.
7. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 162-168.
8. Шкловский В.М. Комплексная система лечения заикания.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 246-256.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература
1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – 204 с.
2. Логопедия. Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И.Бедякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – 416 с.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680 с.
4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактичесике основы логопедического воздействия. - М.: Владос, 2001. – 208 с.
Дополнительная литература
1. Арутюнян (Андронова) Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. - М.: МОИУУ, 1990. - 167 с.
2. Арутюнян Л.3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
3. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у больных, страдающих заиканием //Дефектология. 1975. N 3. - С.86-89.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1949.
5. Буянов М.И. Заикание у подростков. М., Просвещение, 1989.
6.Власова Н.А., Беккер К.-П. (ред.) Заикание. - М., 1978.
7.Волкова Г.А. Взаимоотношение в семье заикающегося ребенка //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
8. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.
9.Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. - Л.: Медицина, 1970.
10. Драпкин Б.Э. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков //Клиника и терапия заикания. - М., 1992.
11. Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии речи. - Харьков: ЦНИПИ. 1959. т.XXXII.
12. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. 1969. N 3. - С.9-17.
13. Левина Р.Е. Заикание у детей //Преодоление заикания у довкольников. - М., 1975.
14. Лубенская А.И. Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий со взрослыми заикающимися. Автореф. канд.дис. -М., 1974. - 33 с.
15. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии заикания //Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина. - М., 1960, 8. - С.195-208.
16. Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников //Дошкольное воспитание. 1979. N 8.
17. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.
18. Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.й. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием //Новые исследования в психологии. - М., 1981, N 1. - С.85-93.
19. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения //Вопросы психологии. 1991. N 5. - С. 123-129.
20. Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. - М., 1909.
21. Неткачев Н.Г. Клиника и психотерапия заикания. - М., 1913.
22. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференциального применения логопедической ритмики в работе со взрослыми заикающимися //Дефектология. 1982. N 1.
23. Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязи некоторых сторон мото-рики и речи взрослых заикающихся //Дефектология. 1983. N 3.
24. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
25. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников с нормой //Заикание, проблемы теории и практики. - М., 1992.
26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.
27. Сикорский И.А. О заикании. - Киев, 1889.
28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: илл.
29. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей //Дефектология. 1977. N 1. - С.20-23.
30. Чевелева Н.А. Родителям о заикании у детей //Дефектология. 1978. N 1.
31. Чевелева Н.А. Логопедическое обследование заикающихся детей //Исправление заикания у школьников в процессе обучения. - М., 1982.
32. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994.
33. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобра-вовательной школы. - М., 1980.
34. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием //Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы для контрольных работ (для студентов заочного отделения)
1. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 3 (Использовать статью Михайлова Е.А. К вопросу о дифференциальной диагностике речевых проявлений заикания, тахилалии и ее видов.).
2. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 4.
3. Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания» (см. отдельный текстовый документ).
4. Тема 6. Задания для самостоятельной работы № 4.
5. Тема 5. Задания для самостоятельной работы № 7. Составить 3 ситуационных задачи (дошкольники, школьники, взрослые), клиническую форму заикания выбирать произвольно.
6. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников по методике Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской, Н.А. Чевелёвой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой, А.И. Богомоловой (обзор одной методики по выбору).
7. Коррекция заикания у подростков и взрослых по методике Н.Н. Асатиани, М.И. Буянова, В.М. Шкловского, Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасовой, Л.Я. Миссуловина (обзор одной методики по выбору).
8. Система упражнений по снятию мышечных зажимов (по работам И.Г.Выготской, Е.А.Пеллингер, Л.П.Успенской, А.И.Лубенской и др.):
- упражнения по снятию напряжения с мышц ног, рук; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)
- упражнения по снятию напряжения с мышц спины, плечевого пояса и шеи; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)
- упражнения по снятию напряжения с мышц артикуляционного аппарата. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)
9. Система упражнений по формированию речевого дыхания у заикающихся. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)
10. Система упражнений для работы над голосом у заикающих. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)
11. Составить конспект фронтального занятия с заикающимися дошкольниками на основном этапе коррекции заикания (отработка плавной речи при произнесении слов, словосочетаний, простых и сложных фраз, разных видов текстов).
План анализа методик преодоления заикания (вопросы 6 и 7)
1. Понятие заикания с точки зрения автора методики.
2. Этапы методики, краткая характеристика этапов.
3. Способ снятия судороги.
4. Сочетание психотерапевтического и педагогического направлений в ходе реализации методики.
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Заикание. История изучения механизмов.
2. Определения заикания.
3. Этиология заикания.
4. Современные концепции механизмов заикания.
5. Механизмы возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.
6. Место заикания в ряду других речевых нарушений по известным классификациям.
7. Заикание как устойчивое патологическое состояние.
8. Заикание как патологически измененное функциональное состояние.
9. Симптоматика моторного компонента заикания.
10. Симптоматика психологического компонента заикания.
11. Типы течения заикания. Течение заикания в разные возрастные периоды.
12. Особенности просодического компонента речи заикающихся.
13. Определение степени тяжести заикания.
14. Классификации заикания.
15. Особенности проявления невротического заикания.
16. Особенности проявления неврозоподобного заикания.
17. Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания.
18. Характер и фиксация на дефекте при разных формах заикания.
19. Обследование лиц с заиканием: содержание, методы, приёмы.
20. Методика обследования заикающихся разного возраста.
21. История возникновения способов коррекции заикания.
22. Характеристика комплексного метода устранения заикания.
23. Медицинский и педагогический аспекты комплексного подхода к преодолению заикания.
24. Теоретическое обоснование основных положений методики Л.З. Арутюнян.
25. Психологическое направление коррекции заикания. Анализ работ некоторых авторов. (Г.Д. Неткачев, И.И.Тартаковский)
26. Система устойчивой нормализации речи заикающихся по методике Л.З. Арутюнян.
27. Особенности первой беседы с заикающимися.
28. Коррекция личности заикающегося в процессе нормализации речи.
29. Функциональные тренировки в работе с заикающимися.
30. Система упражнений по нормализации речевого дыхания и голоса в процессе коррекции заикания.
31. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов В.М. Шкловского. Анализ статьи.
32. Система упражнений по снятию мышечных зажимов.
33. Коррекция просодической стороны речи заикающихся (по Л.З. Арутюнян)
34. Приёмы по формированию целенаправленного произвольного внимания разных модальностей в процессе коррекции заикания.
35. Основные рекомендации при остро возникшем заикании у детей.
36. Коррекция заикания по методике Н.М. Асатиани.
37. Коррекция заикания по методике Л.Я. Миссуловина.
38. Коррекция заикания по методике М.И. Буянова.
39. Коррекция заикания по методике Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау.
40. Коррекция заикания по методике Г.А. Волковой.
41. Коррекция заикания по методике В.И. Селиверстова.
42. Устранение заикания по методике И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской.
43. Коррекция заикания по методике Н.А.Чевелевой.
44. Коррекция заикания по методике С.А.Мироновой.
45. Коррекция заикания по методике Ю.Б.Некрасовой.
46. Коррекция заикания у подростков и взрослых. Обзор методик.
47. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников. Обзор методик.
48. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей и подростков.
49. Брадилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.
50. Тахилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.
51. Разновидности тахилалий. Этиопатогенез, симптоматика баттаризма и полтерна.
52. Основные направления преодолений нарушений темпа речи.
53. Задачи, методы, приемы устранения брадилалии.
54. Задачи, методы, приемы устранения тахилалии, баттаризма и полтерна.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 446.