Цель: изучить особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при инициальном заикании, первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической и неврозоподобной формы заикания, научиться составлять рекомендации родителям детей с инициальным заиканием.
Понятийный аппарат: инициальное заикание, первичные охранительные меры, режим ограничения общей психической активности, режим ограничения речи, щадящий речевой режим.
Вопросы для собеседования
1. Раскройте понятие инициального заикания.
2. Опишите особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при возникновении невротического заикания.
3. Опишите особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при возникновении неврозоподобного заикания.
4. Как сосуществуют нормальная и патологическая программы действия в речедвигательной функциональной системе ребенка при инициальном заикании?
5. Опишите роль эмоций в патогенетических механизмах нарушения речедвигательной функциональной системы у детей дошкольного возраста.
6. Перечислите первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка с невротической формой заикания.
7. Перечислите первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка с неврозоподобной формой заикания.
8. В чем заключается охранительный режим при инициальном заикании?
9. Обследование и консультации каких специалистов необходимо получить родителям и ребенку с только что возникшим заиканием?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучив специальную литературу, законспектируйте основные методы лечения остро возникшего заикания, предложенные Г.Д. Неткачевым. ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.400-402)
2. Составьте рекомендации родителям ребенка с инициальным заиканием в зависимости от его клинической формы.
3. Составьте перечень мероприятий общего и речевого охранительного режимов.
Литература:
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 131-189, 206-215.
2. Неткачев Г.Д. Заикание.//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 400-402.
Тема 10.
Особенности коррекции заикания у дошкольников
И младших школьников
Цель: изучить основные методики коррекции заикания у дошкольников и младших школьников, знать общие и специфические, отличительные черты авторских методик, уметь обосновать комплексность каждой из изученных методик коррекции заикания у дошкольников и младших школьников.
Понятийный аппарат: реабилитация заикающихся, комплексная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся, авторские методики.
Вопросы для собеседования
1. Раскройте основные положения и содержание комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау.
2. Раскройте основные положения и содержание психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников и младших школьников, предложенной В.И. Селиверстовым.
3. Раскройте основные положения и содержание психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников, предложенной И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской.
4. Раскройте основные положения и содержание комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников, предложенной Г.А.Волковой.
5. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в работе с заикающимися дошкольниками.
6. Раскройте основные положения и содержание методики преодоления заикания у дошкольников Н.А.Чевелевой.
7. Раскройте основные положения и содержание методики коррекции заикания у дошкольников С.А.Мироновой.
8. Раскройте основные положения и содержание методики коррекции заикания у младших школьников А.В.Ястребовой.
9. Классифицируйте авторские методики лечения заикания у дошкольников в зависимости от понимания природы нарушения и подхода к лечению заикания.
10. Обоснуйте комплексность каждой из изученных методик лечения заикания у дошкольников и младших школьников.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучив авторские методики коррекции заикания, составьте по каждой таблицу «Этапы комплексной системы коррекции заикания у дошкольников (младших школьников) … (автор)».
2. Изучите специальную литературу и составьте перечень общих и отличительных черт авторских методик лечения заикания у дошкольников.
3. Составьте по одной электронной презентации авторской методики лечения заикания у дошкольников или младших школьников.
Литература:
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 189-197.
2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 519-535.
3. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 240-247.
4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 137-162.
Тема 11.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 365.