Характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания
Цель: изучить характеристику невротической и неврозоподобной форм заикания, особенности формирования симптомокомплексов невротического и неврозоподобного заикания, дифференциальную диагностику форм заикания.
Понятийный аппарат: клиническая классификация заикания, невротическая форма заикания, неврозоподобная форма заикания, психическая травма (острая, хроническая), сензитивность, адаптационные возможности, характарологические особенности заикающихся, анамнестические данные.
Вопросы для собеседования
- Раскройте роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания.
- Каковы особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания?
- Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания.
- Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?
- Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания.
- Раскройте психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.
- Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической формой заикания: характерологические особенности, особенности общения со сверстниками и взрослыми; личностные реакции подростков на речевой дефект.
- Психологические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания: особенности проявления логофобии; общение в разной ситуации.
- Раскройте роль биологических факторов в этиологии неврозоподобной формы заикания.
- Охарактеризуйте анамнестические данные детей с невротическим заиканием.
- Каковы особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания?
- Раскройте особенности высших психических функций детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания.
- Какова специфика познавательной деятельности и эмоционально-волевых процессов детей с неврозоподобным заиканием.
- Опишите особенности формирования симптомокомплекса невротического заикания.
- Охарактеризуйте психолого-педагогические особенности подростков, с неврозоподобной формой заикания: характерологические особенности, особенности общения со сверстниками и взрослыми; личностные реакции подростков на речевой дефект.
- Охарактеризуйте типы течения неврозоподобной формы заикания в разные возрастные периоды.
- Сформулируйте прогноз нормализации плавности речи у лиц с неврозоподобным заиканием.
Задания для самостоятельной работы
1.Проанализировав данные по патогенетическим механизмам заикания, описанные в учебнике Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. с. 98-113 опишите возможные механизмы невротического и неврозоподобного заикания.
- Изучите речевые карты обследования детей с заиканием и проанализируйте анамнестические сведения, данные по особенностям раннего речевого и моторного развития у детей и подростков с различными клиническими формами заикания.
- Смоделируйте возможный стиль воспитания и поведения родителей ребенка с невротическим заиканием.
- Проанализировав специальную литературу по дисциплине, составьте перечень особенностей произносительной стороны, словаря и грамматического строя речи дошкольников с неврозоподобным заиканием.
- Сравните симтомокомплексы невротической и неврозоподобной форм заикания, выделите дифференциальные критерии. Заполните таблицу:
Таблица 3.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 348.