К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Нарушения темпа речи не судорожного. Этиопатогенез. Симптоматика. Методы коррекции

Цель: изучить этиологию, патогенез, речевую и неречевую симптоматику, задачи и содержание коррекции брадилалии, тахилалии и ее видов, дифференциальные признаки заикания и тахилалии.

Понятийный аппарат: темп речи, ритм речи, мелодика речи, нарушения темпа речи не судорожного характера, брадилалия, тахилалия, баттаризм, полтерн, клатеринг, физиологические итерации.

 

Вопросы для собеседования

  1. Определение темпа речи.
  2. Онтогенез темпа речи.
  3. Оптимальный и патологический темп речи.
  4. Брадилалия, определение, этиология.
  5. Патогенез брадилалии.
  6. Речевые симптомы брадилалии.
  7. Неречевая симптоматика брадилалии.
  8. Тахилалия, определение, этиология.
  9. Патогенез тахилалии.
  10. Речевые симптомы тахилалии.
  11. Неречевая симптоматика тахилалии.
  12. Речевая симптоматика баттаризма и полтерн как видов тахилалии.
  13. Перечислите задачи коррекционной работы по нормализации тема речи.
  14. Охарактеризуйте комплексный метод нормализации темпа речи при брадилалии.
  15. Охарактеризуйте комплексный метод нормализации темпа речи при тахилалии.
  16. Какова специфика преодоления баттаризма и полтерн?
  17. Перечислите дифференциальные признаки тахилалии и ее видов и заикания.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить перечень игр и заданий (десять) по нормализации темпа общих движений при тахилалии.
  2. Составить перечень заданий (восемь) и подобрать лингвистический материал для восстановления планирующей функции речи у лиц с баттаризмом.
  3. Сформулировать дифференциальные критерии и заполнить таблицу:

Таблица 1

Дифференциальная диагностика тахилалии (и ее видов) и заикания

Дифференциальные критерии Тахилалия Баттаризм Полтерн Заикание
  1. Заполнить таблицы (три) по направлениям, этапам и содержанию коррекционной работы при брадилалии, тахилалии, баттаризму и полтерну (три таблицы)

Таблица 2

Содержание коррекционного воздействия

 при брадилалии (тахилалии, баттаризме и полтерне)

Этапы коррекционного воздействия Использование методов педагогического воздействия Использование методов медицинского воздействия

 

Литература:

1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 179-198.

2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

3. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 8-24.

 

Тема 2.

История изучения заикания. Этиология заикания

Цель: изучить историю изучения заикания, основные этапы развития учения о механизмах заикания, предрасполагающие и производящие причины возникновения заикания, влияние на возникновение заикания биологических и социальных факторов.

Понятийный аппарат: заикание как нарушение функционирования речевых органов, заикание как механическое несовершенство периферического речевого аппарата, заикание как судорожный невроз, логоневроз, заикание как нарушение саморегулировки системы речи, естественный речевой цикл, внутренняя синхронизация естественного речевого цикла, предрасполагающие причины, производящие причины, биологические и социальные факторы риска возникновения заикания.

 

Вопросы для собеседования

  1. Охарактеризуйте представления Гиппократа и Аристотеля о заикании.
  2. Каковы были теорети­ческие представления и методы коррекции заикания до середины XIX века?
  3. Раскройте значение трудов русских ученых И.А.Сикорского и Г.Д. Нетка­чева в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX - нача­ле XX веков.
  4. Каковы взгляды западноевропейских ученых конца XIX - начала XX веков на проблему и механизмы заикания?
  5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х гг. XX века. Вклад трудов В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, Ю.А.Флоренской и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специали­зированной медико-педагогической помощи заикающимся детям.
  6. Какие группы факторов выделяют в этиологии заикания?
  7. Охарактеризуйте предрасполагающие причины заикания.
  8. Опишите производящие причины.
  9. Перечислите биологические и соци­альные факторы риска в развитии заикания.
  10. Какова роль наследственности, среды, воспитания в возникновении заикания?

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите литературу по проблеме и составьте таблицу «История изучения заикания».

2. Изучите подходы к классификации причин заикания у различных авторов. Используйте Хрестоматию по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Проанализируйте работы И.А. Сикорского (с.382-383), Г.Д.Неткачева (с.397) М.Е. Хватцева (с.453-455), М. Зеемана (с.465-467), выделите причины, описываемые всеми авторами и те специфические факторы, которые выделяет каждый автор.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 63-68.

2. Данилов И.В., Черепанов И.М. Краткий исторический очерк.// Логопедия. Заикание: Хрестоматия /Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 5-15

 

3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 198-207, 205-207.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 25-30, 49-53.

5. Сикорский И.А. О Заикании.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 382-383.

6. Неткачев Г.Д. Заикание. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 397.

7. Хватцев М.Е. Заикание.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 453-455.

8. Зееман М. Заикающиеся дети.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 465-467.

Тема 3.

Вопросы патогенеза заикания

Цель: изучить современные теории механизмов заикания, роль эмоциогенных структур мозга, билатеральности в формировании речедвигательной программы.

Понятийный аппарат: функциональная система речедвигательного акта, речедвигательная программа, эмоциогенные зоны коры головного мозга, билатеральность, заикание как закрепленное или обученное поведение, физиологический дефицит, физиологический дефект.

 

Вопросы для собеседования

  1. Охарактеризуйте функциональную систему речедвигательного акта.
  2. Какова роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедвигательной программы?
  3. Какова роль билатеральности в формировании речедвигательной программы?
  4. Как протекает естественный речевой цикл?
  5. Почему на современном этапе ученые рассматривают заикание как сложное психофизическое расстройство?
  6. Дайте определения заикания с позиций клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.
  7. Каковы осо­бенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании?
  8. Охарактеризуйте направления российской клинической школы в изучении механизмов заикания, используя работы Н.И. Жинкина, М.И. Лохова, И.В.Данилова, И.М. Черепанова.
  9. Перечислите концепции механизмов заикания.
  10. Опишите механизм заикания как невроза.
  11. Охарактеризуйте механизм заикания как закрепленного или обученного поведения.
  12. Заикание как физиологический дефект или дефицит.
  13. Опишите механизмы возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.
  14. Каково приоритетное направление в исследова­нии заикающихся, проведенное под руководством Р.Е.Левиной С.А.Мироновой, Н.А.Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.?

Задания для самостоятельной работы

  1. Используя материал статьи Р.Е.Левиной «Заикание у детей» (в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 34-46.) составьте схему механизма заикания с позиций психолого-педагогического подхода.
  2. Используя материалы статьи И.В.Данилова, И.М. Черепанова «Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности» (в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 46-54.) сопоставьте этапы организации речевой дечтельности в норме и при заикании.
  3. Используя материалы статьи М.И. Лохова «Межполушарные взаимодействия в процессах речи» ( в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 54-65) составьте таблицу «Функции полушарий коры головного мозга в процессе организации речевой деятельности», покажите взаимосвязь в работе полушарий.
  4. Проработайте конспект статьи Н.И. Жинкина «Заикание» (в кн. Хрестоматия по логопедии. Т.I. – М., 1997, с.445-450): всю известную и понятную информацию выделите желтым маркером, всю неизвестную, но понятную информацию – зеленым маркером, и всю неизвестную и непонятную информацию – красным.
  5. Составьте графические схемы механизмов возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.

Литература:

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. – С. 10-21.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 98-113.

3. Данилов И.В., Черепанов И.М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 46-54.

4. Жинкин Н.И. Заикание.//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С.445-450.

5. Левина Р.Е. Заикание у детей. //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 34-46. 

6. Лохов М.И. Межполушарные взаимодействия в процессах речи.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 54-65.

Тема 4.

Вопросы для собеседования

1. Перечислите физические симптомы заикания.

2. Охарактеризуйте судорогу по типу, локализации и степени тяжести.

3. Характеристика речевого дыхания при заикании.

4. Особенности изменения тема речи, голоса и интонации при заикании.

5. Перечислите вегетативные реакции заикающегося в процессе речи.

6. Охарактеризуйте сопутствующие речи движения.

7. Какие виды уловок используют заикающиеся?

  1. Почему возникает логофобия и чем она проявляется?
  2. Какие изменения личности возникают под воздействием заикания?
  3. Как определяется степень фиксации на дефекте при заикании?
  4. Опишите типы течения заикания в разные возрастные периоды.
  5. Какие лингвистические факторы влияют на проявление заикания?
  6. Как определяют степень тяжести заикания в разные возрастные периоды?
  7. Как происходит формирование симптомокомплекса заикания?

Задания для самостоятельной работы

  1. Понаблюдать за речью и поведением заикающегося ребенка и взрослого и перечислить все отмеченные симптомы заикания.
  2. Проанализировать выдержки из дневников заикающихся и квалифицировать физические и психологические симптомы заикания.
  3. Используя материалы статьи Г.Д. Неткачева «Клиника и психотерапия заикания» ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с. 402-404) составить перечень страхов и навязчивых мыслей, свойственных заикающимся.
  4. Используя материалы статьи Ф.Н. Досужкова «Невроз болезненной застенчивости» ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.471-474) дайте определение скоптофобии и перечислите ее симптомы у заикающихся.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 50-62.

  1. Досужков Ф.Н. Невроз болезненной застенчивости.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С.471-474.

3. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 207-212.

  1. Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 402-404.
  2. Сикорский И.А. О заикании.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 377-382.

 

Тема 5.

Вопросы для собеседования

  1. Раскройте роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания.
  2. Каковы особенности ранних этапов мо­торного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания?
  3. Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания.
  4. Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?
  5. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заи­кания. Особенности динамики невротической формы заикания.
  6. Раскройте психолого-педагогические особенности детей дошкольного воз­раста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.
  7. Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической формой заикания: характерологические особенности, особенности общения со сверстниками и взрослы­ми; личностные реакции подростков на речевой дефект.
  8. Психологические особенности взрослых лиц, страдающих невро­тической формой заикания: особенности проявления логофобии; об­щение в разной ситуации.
  9. Раскройте роль биологических факторов в этиологии неврозоподобной формы заикания.
  10. Охарактеризуйте анамнестические данные детей с невротическим заиканием.
  11. Каковы особенности ранних этапов мо­торного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания?
  12. Раскройте особенности высших психических функций детей дошкольного воз­раста с неврозоподобной формой заикания.
  13. Какова специфика познавательной деятельности и эмоционально-волевых процессов детей с неврозоподобным заиканием.
  14. Опишите особенности формирования симптомокомплекса невротического заикания.
  15. Охарактеризуйте психолого-педагогические особенности подростков, с неврозоподобной формой заикания: характерологические особенности, особенности общения со сверстниками и взрослы­ми; личностные реакции подростков на речевой дефект.
  16. Охарактеризуйте типы течения неврозоподобной формы заикания в разные возрастные периоды.
  17. Сформулируйте прогноз нормализации плавности речи у лиц с неврозоподобным заиканием.

Задания для самостоятельной работы

1.Проанализировав данные по патогенетическим механизмам заикания, описанные в учебнике Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. с. 98-113 опишите возможные механизмы невротического и неврозоподобного заикания.

  1. Изучите речевые карты обследования детей с заиканием и проанализируйте анамнестические сведения, данные по особенностям раннего речевого и моторного развития у детей и подростков с различными клиническими формами заикания.
  2. Смоделируйте возможный стиль воспитания и поведения родителей ребенка с невротическим заиканием.
  3. Проанализировав специальную литературу по дисциплине, составьте перечень особенностей произносительной стороны, словаря и грамматического строя речи дошкольников с неврозоподобным заиканием.
  4. Сравните симтомокомплексы невротической и неврозоподобной форм заикания, выделите дифференциальные критерии. Заполните таблицу:

Таблица 3.

Тема 6.

Обследование лиц с заиканием. Содержание, методы и приемы обследования.

Вопросы для собеседования

1. Каковы цель и задачи обследования заикающихся?

2. Перечислите виды обследования заикающихся.

3. В чем заключается комплексный характер обследования заикающихся?

4. Изучение какой медицинской и педагогической документации и с какой целью необходимо при обследовании заикающихся?

5. Раскройте содержание обследования заикающихся.

6. В чем заключаются особенности обследования дошкольников, младших школьников, подростков и взрослых с заиканием?

7. Охарактеризуйте особенности первой беседы с заикающимися разных возрастов.

8. Опишите приемы сбора анамнестических сведений при обследовании заикающихся.

9. Охарактеризуйте приемы изучения речи заикающихся: от облегченных форм, до эмоциональной речи.

10. На основе каких данных обследования и какими приемами проводится оценка выраженности моторного компонента заикания?

11. На основе каких данных обследования и какими приемами проводится оценка выраженности психологического компонента заикания?

12. Охарактеризуйте приемы обследования моторной сферы заикающихся.

13. На основе каких данных обследования и какими приемами исследуется личностное реагирование заикающегося на свой дефект?

14. Перечислите методы выявления уровня страха речи, речевой тревоги у заикающихся разных возрастов.

15. Каковы подходы к оформлению логопедического заключения при заикании?

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировав специальную литературу, подготовьте карту обследования заикающегося дошкольника.

2. Составьте примерные варианты логопедических заключений в зависимости от возраста и формы заикания.

3.Проанализируйте речевые карты обследования заикающихся и обоснуйте логопедические заключения. Там, где необходимо, дополните логопедические заключения.

4.Проанализируйте ситуационные задачи и сформулируйте логопедические заключения.

Задача 1.

Маша К., 4 года 9 месяцев

Жалобы родителей на множественные запинки и непонятную речь.

Анамнестические данные: токсикоз первой половины беременности, гипоксия плода, двойное обвитие пуповиной, родилась девочка в результате кесарева сечения.

Раннее развитие: головку начала держать к 3 месяцам, сидеть стала в 7 месяцев, ходить - в 1 год и 1 месяц, гуление появилось в 5 месяцев, лепет – к 8 месяцам, лепетала мало и однообразно, первые слова появились к 18 месяцам и были понятны только маме. Словарь накапливался медленно. К 2 годам и 6 месяцам появилась простая фраза. Темп речи всегда был ускорен. На момент обследования словарный запас ограничен, в самостоятельной речи множественные аграмматизмы в согласовании слов и построении предложений, нарушение звукопроизношения: (шипящие заменятся межзубными свистящими, [Л ]– губно-губной, [Л'], [Р], [Р']–заменяется на[ j].

Запинки в речи появились в 4 года, сначала их было мало и возникали они, когда девочка рассказывала о чем-то интересном и важном для нее, но в последнее время количество запинок увеличилось, они стали проявляться не только в самостоятельной речи, но и в диалоге, при повторении длинных фраз. Во время судороги мышцы языка быстро сокращаются, ребенок несколько раз делает короткие вдохи и многократно повторяет первый слог в слове. В момент судороги иногда наблюдается непроизвольное поднимание и опускание бровей, подергивание плечами и незначительное запрокидывание головы при судорожном вдохе. Количество запинок в речи увеличивается, когда девочка сильно устает. Запинки не мешают Маше общаться со сверстниками и взрослыми.

Девочка посещает детский сад, очень эмоциональна, хорошо идет на контакт, общительна, подвижна, движения стремительные, порывистые, не может долго заниматься каким-либо делом, по словам мамы, часто начав играть, рисовать, лепить очень быстро теряет интерес к занятию, все бросает, в детском саду конфликтует с другими детьми, может подраться. Воспитатели отмечают непоседливость и трудности засыпания во время дневного сна.

Задача 2.

Витя С., 5 лет 5 месяцев

Жалобы родителей на запинки в речи, нарушение произношения звука Р, стеснительность, необщительность.

Анамнестические данные: наследственность речевой патологией не отягощена, беременность и роды протекали без серьезных отклонений от нормы. Мальчик родился в срок, закричал сразу. Вес при рождении 3800 г. В первые месяцы жизни плохо набирал вес. После года стал часто болеть простудными заболеваниями.

Раннее развитие: головку начал держать к 2 месяцам, сидеть стал в 5 месяцев, ходить - в 1 год, гуление появилось в 4 месяца, лепет – к 7 месяцам, первые слова появились к 14 месяцам, словарь быстро пополнялся, к 2 годам мальчик говорил развернутой фразой, темп речи ускоренный. В 2 года 6 месяцев мама обратила внимание на то, что ребенок часто повторяет отдельные слоги, слова, может недоговорить слово, не закончить предложение. Мама была внимательна к сыну, всегда выслушивала его и к 3 годам речь нормализовалась. На момент обследования словарный запас соответствует возрасту, грамматический строй речи сформирован, отмечается нарушение звукопроизношения: [Р]–увулярный.

Из-за частых болезней мальчик не посещал детский сад, мало контактировал с другими детьми. Родители его очень опекали. Ребенок рос эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, боязливым, засыпал при свете (боялся темноты), боялся собак, не оставался дома один.

В 4 года и 7 месяцев поехал с родителями в деревню к родственникам, когда шли с мамой по улице мальчик увлеченно рассказывал о том, как ему нравится в деревне. Вдоль дороги паслись коровы, вдруг одна корова резко выскочила на дорогу прямо перед мальчиком и мамой и пошла на них. Оба сильно испугались, мальчик вцепился в маму, зажмурил глаза. Корову отогнали, а Витя еще долго не отпускал маму, был очень зажат и молчал. Когда через полчаса мальчик успокоился и стал говорить, все сразу обратили внимание на сильные запинки в речи. С тех пор, когда ребенок волнуется, оказывается в обществе незнакомых детей или взрослых, то губы дрожат, и мальчик многократно повторяет один и тот же слог или же не может начать говорить и тянет первый гласный в слове, все движения в этот момент скованы. Дома в спокойной обстановке, при разговоре с родителями речь плавная.

Со слов мамы, в последнее время практически перестал играть с детьми во дворе, не хочет идти ни к кому в гости, если в дом приходят друзья или знакомые родителей, то Витя отсиживается в своей комнате. Стал молчаливым, замкнутым. Однажды после прогулки и игры с детьми спросил у мамы: «Кто такой заика?», из чего мама поняла, что мальчика дразнили во дворе.

Задача 3.

Павел Д., 8 лет 11 месяцев

Жалобы родителей на повторное возникновение заикания.

 Анамнестические данные: наследственность речевой патологией не отягощена, беременность и роды протекали без серьезных отклонений от нормы. Мальчик родился от первой беременности, первых родов в срок, закричал сразу.

Раннее развитие: головку начал держать к 2 месяцам, сидеть стал в 5 месяцев, ходить - в 11 месяцев, гуление появилось в 5 месяцев, лепет – к 7 месяцам, первые слова появились после года, словарь быстро пополнялся, к 2 годам мальчик говорил развернутой фразой, темп речи ускоренный. Мальчик рос эмоциональным, подвижным, впечатлительным. В 3 года пошел в детский сад, хорошо адаптировался, воспитатели обратили внимание на то, что ребенок очень переживает и начинает плакать, когда возникают конфликтные ситуации.

Когда ребенку было 4 года, родители подали на развод, часто ругались при сыне, выясняя отношения. Мальчик постоянно плакал, долго не мог успокоиться. После очередного скандала, когда мама укладывала сына спать, она обратила внимание, что мальчик перед тем как начать говорить делает многократные вдохи и при этом повторяет первый слог. Когда дома было все спокойно, речь Паши была плавной, но стоило родителям или окружающим начать говорить на повышенных тонах, запинки возобновлялись.

 В 6 лет мальчик прошел курс лечения от заикания, отношения между родителями нормализовались, речь ребенка стала плавной.

При поступлении в школу мама объяснила учительнице проблемы мальчика, попросила внимательно к нему относиться. В первом классе все было благополучно. Когда Павел учился во втором классе, учительница заболела, и на подмену прислали другую. В этот день мальчик только вышел после болезни и не знал, что нужно принести чистые тетради и другой учебник. Некоторые дети тоже забыли о тетрадях и учебнике, и учительница ругала весь класс, а Пашу вызвала к доске и перед всеми отчитала, а после этого сразу попросила рассказать правило, которое было задано на дом. Мальчик не смог произнести ни слова, ему поставили двойку и отругали за невыученный урок. Вечером мама заметила, что сын очень расстроен, молчит, отвечает однословно, попытки выяснить причину плохого настроения ни к чему не привели. Вскоре сын стал получать двойки по основным предметам, мама забеспокоилась и пошла в школу. Оказалось, что когда мальчика спрашивали с места или у доски, он не мог сказать ни слова, а лишь «мычал», а потом замолкал. Учитель расценил такое поведение как неподготовленность к  урокам. Когда прежняя учительница вернулась в класс, она сразу обратила внимание на поведение мальчика, вызвала маму в школу, и после долгой беседы выяснились причины такого поведения.

Во время разговора со взрослыми Паша очень волнуется, долго не может начать говорить, все тело напряжено, подбородок выпячивается вперед, губы напряженно вытягиваются в улыбке, потом напряжение ослабевает, мальчик делает несколько коротких вдохов и повторяет один и тот же слог. Дома речь мальчика плавная, но говорить он стал меньше.

Одноклассники начали посмеиваться и дразнить мальчика, он стал замкнутым, перестал на переменах играть с другими ребятами, общается только с одним мальчиком из класса. Каждый публичный ответ дается Паше с трудом.

Задача 4.

Максим И. , 13 лет

Жалобы родителей на запинки в речи, плохую успеваемость по русскому языку.

Анамнестические данные: токсикоз первой половины беременности, гипоксия плода, роды преждевременные в 37 недель, масса тела при рождении 2100 г.

Раннее развитие: головку начал держать к 3 месяцам, сидеть стала в 6 месяцев, ходить - в 1 год и 1 месяц, гуление появилось в 6 месяцев, лепет – к 10 месяцам, лепетала мало и однообразно, первые слова появились к 2 годам. Словарь накапливался медленно. К 3 годам появилась простая фраза с множественными аграмматизмами. Темп речи всегда был ускорен, мальчик часто повторял отдельные слоги, слова, недоговаривал или пропускал слова, отмечались множественные нарушения звукопроизношения. С 5 лет Максим посещал логопедическую группу детского сала для детей с ОНР.

Мальчик рос непослушным, конфликтным, трудно привыкал к детскому коллективу, на занятиях быстро уставал и отвлекался, плохо запоминал стихи, не любил рисовать, лепить, вырезать. К школе речь нормализовалась, осталась некоторая смазность, малоразборчивость неряшливость речи.

Когда Максим пошел в школу, то родители сразу столкнулись с трудностями на письме и при чтении. К концу первого класса мальчик читал по слогам, несколько раз повторяя слоги, пропуская звуки, терял строку. На письме заменял или пропускал буквы, переставлял слоги. Родители наняли репетитора. Мальчик очень уставал, при утомлении возрастало эмоциональное и мышечное напряжения ребенок начал впадать в истерики. Родители стали замечать в речи ребенка запинки, количество которых возрастало, когда мальчик уставал или заболевал.

К концу начальной школы запинки в самостоятельной, диалогической и повторной речи стали постоянными. В момент речи у мальчика дрожат губы, он многократно поворачивает голову в сторону, открывает и закрывает рот, напрягаются мышцы шеи, плечевого пояса, спины, а потом повторяет один и тот же слог. В речи часто встречаются слова «ну», «вообще».

К своему дефекту относится спокойно, хочет исправить, потому что «мешает говорить с друзьями». Мама заметила, что последнее время стал меньше встречаться с одноклассниками, в основном общаются через Интернет.

Задача 5.

Константин С., 23 года

Жалобы на заикание, страх перед общением.

По линии матери дедушка страдал заиканием в течение всей жизни, в детстве Константин часто гостил у дедушки летом.

Как возникло заикание, молодой человек знает со слов мамы (в 4 с половиной года на него залаяла соседская собака, когда мальчик выходил из лифта, и он сильно испугался), говорит, что заикается, сколько себя помнит. Запинки в речи то усиливались, то пропадали совсем, а к школе стали проявляться постоянно. Своей речи начал тяготиться уже в начальной школе. Постоянно ощущал себя не таким как все, а потом и хуже других. В школе учился хорошо, но с одноклассниками общался мало, не участвовал в школьных мероприятиях, не знакомился с новыми людьми. При общении старался скрыть свое заикание, мысленно заменял и переставлял слова, меньше говорил. Страх общения и речи усилился, когда Константин поступил в институт и познакомился с девушкой, которая однажды при всей аудитории высмеяла его заикание и застенчивое поведение. После этого случая даже хотел бросить институт, но родители настояли на продолжении учебы. После окончания учебы встала новая проблема – поиск работы. Перед каждым собеседованием молодой человек так волнуется, что не может ничего сказать и ему отказывают в вакансии. Константину отказали уже в трех местах, мотивировав это заиканием, что привело к новым тяжелым душевным переживанием и потере веры в собственные силы.

Дома с родителями, близкими родственниками, друзьями запинок нет или они появляются крайне редко. При разговоре с новыми людьми, в незнакомой компании заикание проявляется очень ярко. Перед началом речи молодой человек сильно волнуется, потирает ладони, поднимает и опускает плечи, все тело сильно напрягается, лицо искажается гримасой, губы сильно напрягаются, он долго не может вступить в речь, многократно вдыхает воздух, лицо краснеет, лоб покрывается испариной. Константин говорит, что в момент речи он задыхается, ощущает металлический обруч на груди.

Константин дважды лечился от заикания: до школы и в 13 лет, но через некоторое время после лечения запинки возвращались вновь, а со временем заикание усиливалось. Он понимает, что в свое время не довел лечение до конца и не полностью соблюдал все требования, которые предъявляли к нему и его речи во время лечения.

Задача 6.

Михаил В., 29 лет.

Жалобы на заикание.

В детстве был болезненным и слабым ребенком. Со слов мамы знает, что родился недоношенным, в два года переболел гриппом, после которого были множественные осложнения, и он почти полгода провел в больницах, говорить начал поздно, после 3 лет. Когда точно возникли запинки в речи, не знает. Со слов мамы запинки стали заметны к 6 годам и значительно усиливались, когда Михаил заболевал. Учился в школе плохо, чтобы не прослыть слабаком, стал усиленно заниматься спортом (борьбой), со временем начал показывать хорошие результаты. Своей речи не тяготился, общению со сверстниками запинки не мешали. Впервые задумался о своей речи в 17 лет, когда познакомился на дискотеке с девушкой, которая ввела Михаила в свою компанию, где молодые люди много обсуждали новые фильмы, книги, события в стране, часто споря и перебивая друг друга, аргументируя свое мнения. Не особо разговорчивый Михаил скоро почувствовал, что он не интересен своей девушке, они все реже стали общаться. Впервые появилась неуверенность в себе, Михаил стал избегать шумных компаний и полностью ушел в спорт. В 21 год на соревнованиях получил черепно-мозговую травму, после чего заикание усилилось, появилось волнение, беспокойство во время речи. Речь с запинками стала приносить неудобства, в некоторых случаях ограничивала общение. Врачи посоветовали лечить заикание. Начал лечение, речь значительно улучшилась, запинки исчезли, продолжать лечение не стал. Через несколько месяцев запинки вернулись. Со временем стал замечать, что заикание усиливается не только при утомлении, но и когда сильно волнуешься. Из спорта ушел, получил профессию автослесаря, сейчас работает в автосервисе. Три года назад женился. Полгода назад родился сын. К логопеду обратился повторно по настоянию жены. Сам стал интересоваться заиканием, читать книги и узнал, что заикание может передаваться по наследству и не хочет, чтобы их ребенок страдал этим недугом.

Во время речи губы плотно сжимаются, раздуваются крылья носа, долго не может начать говорить, часто моргает, потом несколько раз повторяет слова «ну» или «это», после чего удается начать говорить, повторяя при этом первый слог. «Трудными» являются звука Б, П, Т, Д. Старается заменить слова, если они начинаются на эти звуки. Заикание проявляется в самостоятельной и диалогической речи, при чтении вслух.

5.Составьте три плана первой беседы с заикающимися разного возраста.

6.Подберите тесты или опросники для выявления уровня страха речи, речевой тревоги у заикающихся разных возрастов.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 114-130.

2. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 214-220.

Тема 7.

Вопросы для собеседования

1. Раскройте исторический аспект возникновения методов коррекции заикания.

2. Опишите терапевтические приемы лечения заикания.

3. Охарактеризуйте хирургический метод лечения заикания.

4. В чем заключался дидактический способ коррекции?

5. Психотерапия как метод лечения заикания.

6. Понятие комплексного метода лечения заикания.

7. Каковы составляющие комплексного метода коррекции?

8. Раскройте содержание медицинского аспекта коррекции заикания.

9. Какова роль медикаментозного лечения заикания?

10. Лечебная физкультура, физиотерапия, массаж как направления воздействия на заикающегося.

11. Психотерапия в коррекции заикания.

12. Охарактеризуйте роль и место рациональной психотерапии в коррекции заикания у детей, подростков, взрослых.

13. Роль и место суггестивного воздействия в коррекции заикания у детей, подростков, взрослых. 

14. Аутогенные тренировки в комплексной системе лечения заикания.

15. Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.

16. Охарактеризуйте педагогический аспект комплексного метода коррекции заикания.

17. Раскройте взаимосвязь медицинского и педагогического воздействия при коррекции заикания.

18. Раскройте взаимосвязь в работе различных специалистов в системе комплексной реабилитации заикающихся.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработайте статьи И.И. Тартаковского «Психология заикания и коллективная психотерапия», Г.Д. Неткачева «Заикание» и изложите сущность психологического метода лечения заикания и преимущества лечения заикания в коллективе ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.398-400, 417-426).

2. Используя статью В.М. Шкловского «Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов» ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.490-506) перечислите методы психотерапевтического воздействия на каждом этапе коррекции и цели использования каждого метода.

3. Подберите материал для проведения аутогенных тренировок с заикающимися дошкольниками, подростками, взрослыми.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 240-249.

2. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 220-229.

  1. Неткачев Г.Д. Заикание.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 398-400.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 54-81.

  1. Тартаковский И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 417-426.
  2. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 490-506.

Тема 8.

Вопросы для собеседования

1. Перечислите методы медицинского воздействия при коррекции невротического заикания.

2. Каковы методы педагогического воздействия при коррекции невротического заикания?

3. Перечислите приемы преодоления логофобий у заикающихся разного возраста.

4. Функциональные тренировки как способ преодоления страха речи.

5. Специфика использования функциональных тренировок при лечении заикающихся разного возраста.

6. Особенности использования функциональных тренировок на разных этапах лечения заикания

7. Охарактеризуйте особенности коррекции невротического заикания в детстве, в подростковом и взрослом возрасте.

8. В чем заключается специфика работы с семьей, имеющей ребенка с невротическим заиканием?

9. В чем заключается профилактика рецидивов невротического заикания в разные возрастные периоды?

10. Какие коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия проводятся при лечении дошкольников с невротической формой заикания?

11. Какова роль и место логопедических и логоритмических занятий в коррекции невротического заикания у дошкольников?

12. Какова роль и место психотерапии в коррекции невротического заикания у дошкольников?

13. Охарактеризуйте коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых. 

14. Какова роль и место психотерапии в коррекции невротического заикания у подростков и взрослых?

15.Охарактеризуйте роль комплексного медико-педа­гогического подхода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

16. Перечислите методы медицинского воздействия при коррекции неврозоподобного заикания.

17. Каковы методы педагогического воздействия при коррекции неврозоподобного заикания?

18. Каковы особенности коррекции неврозоподобного заикания у дошкольников?

19. В чем специфика коррекции неврозоподобного заикания у подростков и взрослых?

20. Перечистите основные приемы нормализации фонационного дыхания, темпа и плавности речи, интонации на каждом этапе лечения неврозоподобного заикания.

21. Охарактеризуйте методы снятия мышечного напряжения у заикающихся разного возраста с неврозоподобным заиканием.

22. Какова роль логоритмики в коррекции неврозоподобного заикания?

23. Раскройте содержание логопедической работы по развитию всех сторон речи на каждом этапе лечения неврозоподобного заикания.

24. Роль и место функциональных тренировок в коррекции неврозоподобного заикания.

25. В чем заключается специфика работы с семьей, имеющей ребенка с неврозоподобным заиканием?

26. В чем заключается профилактика рецидивов неврозоподобного заикания в разные возрастные периоды?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень возможных вариантов функциональных тренировок с заикающимися в разные возрастные периоды.

2. Составьте конспекты консультаций с родителями дошкольника и подростка с невротическим заиканием.

3. Составьте конспект беседы с родителями по профилактике возникновения невротического заикания.

4. Составьте перечень приемов психотерапевтического воздействия, применяемых на разных этапах лечения заикания у лиц разного возраста.

5. Составьте методическую копилку упражнений, игр на формирование фонационного дыхания, голоса, интонации, развитие всех видов моторики с учетом возраста заикающихся.

6. Составьте методическую копилку упражнений по снятию мышечного напряжения у заикающихся разного возраста.

7. Составьте конспекты консультаций с родителями дошкольника и подростка с неврозоподобным заиканием.

8. Составьте конспект беседы с родителями по профилактике возникновения неврозоподобного заикания.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 131-189, 240-278.

2. Лубенская А.И. Специализированная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 268-278.

3. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 125-130.

4. Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 297-308.

5. Поварова Л.И. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Изд-во Союз, 2001. С. 67-80, 87-118, 145-158.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 58-100.

 

Тема 9.

Вопросы для собеседования

1. Раскройте понятие инициального заикания.

2. Опишите особенности формирования программы действия в речедвига­тельной функциональной системе при возникновении невротического заикания.

3. Опишите особенности формирования программы действия в речедвига­тельной функциональной системе при возникновении неврозоподобного заикания.

4. Как сосуществуют нормальная и патологическая программы действия в ре­чедвигательной функциональной системе ребенка при инициальном заикании?

5. Опишите роль эмоций в патогенети­ческих механизмах нарушения речедвигательной функциональной сис­темы у детей дошкольного возраста.

6. Перечислите первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка с невротической формой заикания.

7. Перечислите первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка с неврозоподобной формой заикания.

8. В чем заключается  охранительный режим при инициальном заикании?

9. Обследование и консультации каких специалистов необходимо получить родителям и ребенку с только что возникшим заиканием?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучив специальную литературу, законспектируйте основные методы лечения остро возникшего заикания, предложенные Г.Д. Неткачевым. ( в кн. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.400-402)

2. Составьте рекомендации родителям ребенка с инициальным заиканием в зависимости от его клинической формы.

3. Составьте перечень мероприятий общего и речевого охранительного режимов.

 

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 131-189, 206-215.

2. Неткачев Г.Д. Заикание.//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 400-402.

Тема 10.

Особенности коррекции заикания у дошкольников

И младших школьников

Цель: изучить основные методики коррекции заикания у дошкольников и младших школьников, знать общие и специфические, отличительные черты авторских методик, уметь обосновать комплексность каждой из изученных методик коррекции заикания у дошкольников и младших школьников.

Понятийный аппарат: реабилитация заикающихся, комплексная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся, авторские методики.

 

Вопросы для собеседования

1. Раскройте основные положения и содержание комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау.

2. Раскройте основные положения и содержание психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников и младших школьников, предложенной В.И. Селиверстовым.

3. Раскройте основные положения и содержание психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников, предложенной И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской.

4. Раскройте основные положения и содержание комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся дошкольников, предложенной Г.А.Волковой.

5. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в работе с заикающимися дошкольниками.

6. Раскройте основные положения и содержание методики преодоления заикания у дошкольников Н.А.Чевелевой.

7. Раскройте основные положения и содержание методики коррекции заикания у дошкольников С.А.Мироновой.

8. Раскройте основные положения и содержание методики коррекции заикания у младших школьников А.В.Ястребовой.

9. Классифицируйте авторские методики лечения заикания у дошкольников в зависимости от понимания природы нарушения и подхода к лечению заикания.

10. Обоснуйте комплексность каждой из изученных методик лечения заикания у дошкольников и младших школьников.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучив авторские методики коррекции заикания, составьте по каждой таблицу «Этапы комплексной системы коррекции заикания у дошкольников (младших школьников) … (автор)».

2. Изучите специальную литературу и составьте перечень общих и отличительных черт авторских методик лечения заикания у дошкольников.

3. Составьте по одной электронной презентации авторской методики лечения заикания у дошкольников или младших школьников.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 189-197.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 519-535.

3. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 240-247.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 137-162.

 

Тема 11.

Вопросы для собеседования

1. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации подростков с заиканием, разработанной М.И. Буяновым.

2. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной В.М. Шкловским.

3. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани.

4. Раскройте основные положения и содержание системы устойчивой нормализации речи взрослых заикающихся, разработанной Л.З. Арутюнян.

5. Раскройте основные положения и содержание системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

6. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной Л.Я. Миссуловиным.

7. Обоснуйте комплексность каждой из изученных методик лечения заикания у подростков и взрослых.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучив авторские методики коррекции заикания, составьте по каждой таблицу «Этапы комплексной системы коррекции заикания у взрослых (подростков) … (автор)», отразив в ней содержание медицинского и педагогического воздействия на каждом этапе.

2. Изучите специальную литературу и составьте перечень общих и отличительных черт авторских методик лечения заикания у взрослых.

3. Составьте по одной электронной презентации авторской методики лечения заикания у подростков и взрослых.

 

Литература:

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. – С. 22-94.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 198-206.

3. Буянов М.И. Заикание у подростков. – М.: Просвещение, 1989. – С. 28-92.

4. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 248-254.

5. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л.: Медицина, 1988. – 123-170.

6. Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники).//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 241-246.

7. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 162-168.

8. Шкловский В.М. Комплексная система лечения заикания.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 246-256.

 

 РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – 204 с.

2. Логопедия. Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И.Бедякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – 416 с.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680 с.

4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактичесике основы логопедического воздействия. - М.: Владос, 2001. – 208 с.

Дополнительная литература

1. Арутюнян (Андронова) Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. - М.: МОИУУ, 1990. - 167 с.

2. Арутюнян Л.3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

3. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у больных, страдающих заиканием //Дефектология. 1975. N 3. - С.86-89.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиоло­гии активности. - М., 1949.

5. Буянов М.И. Заикание у подростков. М., Просвещение, 1989.

6.Власова Н.А., Беккер К.-П. (ред.) Заикание. - М., 1978.

7.Волкова Г.А. Взаимоотношение в семье заикающегося ре­бенка //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

8. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.

9.Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. - Л.: Медицина, 1970.

10. Драпкин Б.Э. Психотерапия в комплексном лечении заика­ния у подростков //Клиника и терапия заикания. - М., 1992.

11. Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии ре­чи. - Харьков: ЦНИПИ. 1959. т.XXXII.

12. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. 1969. N 3. - С.9-17.

13. Левина Р.Е. Заикание у детей //Преодоление заикания у довкольников. - М., 1975.

14. Лубенская А.И. Аутогенная тренировка в системе логопе­дических занятий со взрослыми заикающимися. Автореф. канд.дис. -М., 1974. - 33 с.

15. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогене­за и терапии заикания //Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина. - М., 1960, 8. - С.195-208.

16. Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников //Дошкольное воспитание. 1979. N 8.

17. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.

18. Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.й. К проблеме диаг­ностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием //Но­вые исследования в психологии. - М., 1981, N 1. - С.85-93.

19. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения //Вопросы психологии. 1991. N 5. - С. 123-129.

20. Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. - М., 1909.

21. Неткачев Н.Г. Клиника и психотерапия заикания. - М., 1913.

22. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов диф­ференциального применения логопедической ритмики в работе со взрослыми заикающимися //Дефектология. 1982. N 1.

23. Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязи некоторых сторон мото-рики и речи взрослых заикающихся //Дефектология. 1983. N 3.

24. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

25. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников с нормой //Заикание, проблемы теории и практики. - М., 1992.

26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.

27. Сикорский И.А. О заикании. - Киев, 1889.

28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: илл.

29. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1977. N 1. - С.20-23.

30. Чевелева Н.А. Родителям о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1978. N 1.

31. Чевелева Н.А. Логопедическое обследование заикающихся детей //Исправление заикания у школьников в процессе обучения. - М., 1982.

32. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994.

33. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобра-вовательной школы. - М., 1980.

34. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заи­канием //Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 Вопросы для контрольных работ (для студентов заочного отделения)

1. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 3 (Использовать статью Михайлова Е.А.  К вопросу о дифференциальной диагностике речевых проявлений заикания, тахилалии и ее видов.).

2. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 4.

3. Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания» (см. отдельный текстовый документ).

4. Тема 6. Задания для самостоятельной работы № 4.

5. Тема 5. Задания для самостоятельной работы № 7. Составить 3 ситуационных задачи (дошкольники, школьники, взрослые), клиническую форму заикания выбирать произвольно.

6. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников по методике Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской, Н.А. Чевелёвой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой, А.И. Богомоловой (обзор одной методики по выбору).

7. Коррекция заикания у подростков и взрослых по методике Н.Н. Асатиани, М.И. Буянова, В.М. Шкловского, Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасовой, Л.Я. Миссуловина (обзор одной методики по выбору).

8. Система упражнений по снятию мышечных зажимов (по работам И.Г.Выготской, Е.А.Пеллингер, Л.П.Успенской, А.И.Лубенской и др.):

- упражнения по снятию напряжения с мышц ног, рук; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

- упражнения по снятию напряжения с мышц спины, плечевого пояса и шеи; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

- упражнения по снятию напряжения с мышц артикуляционного аппарата. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

9. Система упражнений по формированию речевого дыхания у заикающихся. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

10. Система упражнений для работы над голосом у заикающих. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

11. Составить конспект фронтального занятия с заикающимися дошкольниками на основном этапе коррекции заикания (отработка плавной речи при произнесении слов, словосочетаний, простых и сложных фраз, разных видов текстов).

 

 

План анализа методик преодоления заикания (вопросы 6 и 7)

1. Понятие заикания с точки зрения автора методики.

2. Этапы методики, краткая характеристика этапов.

3. Способ снятия судороги.

4. Сочетание психотерапевтического и педагогического направлений в ходе реализации методики.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине

1. Заикание. История изучения механизмов.

2. Определения заикания.

3.  Этиология заикания.

4. Современные концепции механизмов заикания.

5. Механизмы возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.

6. Место заикания в ряду других речевых нарушений по известным классификациям.

7. Заикание как устойчивое патологическое состояние.

8. Заикание как патологически измененное функциональное состояние.

9. Симптоматика моторного компонента заикания.

10. Симптоматика психологического компонента заикания.

11. Типы течения заикания. Течение заикания в разные возрастные периоды.

12. Особенности просодического компонента речи заикающихся.

13. Определение степени тяжести заикания.

14. Классификации заикания.

15. Особенности проявления невротического заикания.

16. Особенности проявления неврозоподобного заикания.

17. Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания.

18. Характер и фиксация на дефекте при разных формах заикания.

19. Обследование лиц с заиканием: содержание, методы, приёмы.

20. Методика обследования заикающихся разного возраста.

21. История возникновения способов коррекции заикания.

22. Характеристика комплексного метода устранения заикания.

23. Медицинский и педагогический аспекты комплексного подхода к преодолению заикания.

24. Теоретическое обоснование основных положений методики Л.З. Арутюнян.

25. Психологическое направление коррекции заикания. Анализ работ некоторых авторов. (Г.Д. Неткачев, И.И.Тартаковский)

26. Система устойчивой нормализации речи заикающихся по методике Л.З. Арутюнян.

27. Особенности первой беседы с заикающимися.

28. Коррекция личности заикающегося в процессе нормализации речи.

29. Функциональные тренировки в работе с заикающимися.

30. Система упражнений по нормализации речевого дыхания и голоса в процессе коррекции заикания.

31. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов В.М. Шкловского. Анализ статьи.

32. Система упражнений по снятию мышечных зажимов.

33. Коррекция просодической стороны речи заикающихся (по Л.З. Арутюнян)

34. Приёмы по формированию целенаправленного произвольного внимания разных модальностей в процессе коррекции заикания.

35. Основные рекомендации при остро возникшем заикании у детей.

36. Коррекция заикания по методике Н.М. Асатиани.

37. Коррекция заикания по методике Л.Я. Миссуловина.

38. Коррекция заикания по методике М.И. Буянова.

39. Коррекция заикания по методике Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау.

40. Коррекция заикания по методике Г.А. Волковой.

41. Коррекция заикания по методике В.И. Селиверстова.

42. Устранение заикания по методике И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской.

43. Коррекция заикания по методике Н.А.Чевелевой.

44. Коррекция заикания по методике С.А.Мироновой.

45. Коррекция заикания по методике Ю.Б.Некрасовой.

46. Коррекция заикания у подростков и взрослых. Обзор методик.

47. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников. Обзор методик.

48. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей и подростков.

49. Брадилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.

50. Тахилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.

51. Разновидности тахилалий. Этиопатогенез, симптоматика баттаризма и полтерна.

52. Основные направления преодолений нарушений темпа речи.

53. Задачи, методы, приемы устранения брадилалии.

54. Задачи, методы, приемы устранения тахилалии, баттаризма и полтерна.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 566.