Цель: изучить этиологию, патогенез, речевую и неречевую симптоматику, задачи и содержание коррекции брадилалии, тахилалии и ее видов, дифференциальные признаки заикания и тахилалии.
Понятийный аппарат: темп речи, ритм речи, мелодика речи, нарушения темпа речи не судорожного характера, брадилалия, тахилалия, баттаризм, полтерн, клатеринг, физиологические итерации.
Вопросы для собеседования
Задания для самостоятельной работы
Таблица 1
Дифференциальная диагностика тахилалии (и ее видов) и заикания
Дифференциальные критерии | Тахилалия | Баттаризм | Полтерн | Заикание |
Таблица 2
Содержание коррекционного воздействия
при брадилалии (тахилалии, баттаризме и полтерне)
Этапы коррекционного воздействия | Использование методов педагогического воздействия | Использование методов медицинского воздействия |
Литература:
1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 179-198.
2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
3. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 8-24.
Тема 2.
История изучения заикания. Этиология заикания
Цель: изучить историю изучения заикания, основные этапы развития учения о механизмах заикания, предрасполагающие и производящие причины возникновения заикания, влияние на возникновение заикания биологических и социальных факторов.
Понятийный аппарат: заикание как нарушение функционирования речевых органов, заикание как механическое несовершенство периферического речевого аппарата, заикание как судорожный невроз, логоневроз, заикание как нарушение саморегулировки системы речи, естественный речевой цикл, внутренняя синхронизация естественного речевого цикла, предрасполагающие причины, производящие причины, биологические и социальные факторы риска возникновения заикания.
Вопросы для собеседования
Задания для самостоятельной работы
2. Изучите подходы к классификации причин заикания у различных авторов. Используйте Хрестоматию по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Проанализируйте работы И.А. Сикорского (с.382-383), Г.Д.Неткачева (с.397) М.Е. Хватцева (с.453-455), М. Зеемана (с.465-467), выделите причины, описываемые всеми авторами и те специфические факторы, которые выделяет каждый автор.
Литература:
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 63-68.
2. Данилов И.В., Черепанов И.М. Краткий исторический очерк.// Логопедия. Заикание: Хрестоматия /Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 5-15
3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 198-207, 205-207.
4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 25-30, 49-53.
5. Сикорский И.А. О Заикании.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 382-383.
6. Неткачев Г.Д. Заикание. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 397.
7. Хватцев М.Е. Заикание.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 453-455.
8. Зееман М. Заикающиеся дети.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 465-467.
Тема 3.
Вопросы патогенеза заикания
Цель: изучить современные теории механизмов заикания, роль эмоциогенных структур мозга, билатеральности в формировании речедвигательной программы.
Понятийный аппарат: функциональная система речедвигательного акта, речедвигательная программа, эмоциогенные зоны коры головного мозга, билатеральность, заикание как закрепленное или обученное поведение, физиологический дефицит, физиологический дефект.
Вопросы для собеседования
Задания для самостоятельной работы
Литература:
1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. – С. 10-21.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 98-113.
3. Данилов И.В., Черепанов И.М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 46-54.
4. Жинкин Н.И. Заикание.//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С.445-450.
5. Левина Р.Е. Заикание у детей. //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 34-46.
6. Лохов М.И. Межполушарные взаимодействия в процессах речи.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 54-65.
Тема 4.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 587.