Нарушения темпа речи не судорожного. Этиопатогенез. Симптоматика. Методы коррекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: изучить этиологию, патогенез, речевую и неречевую симптоматику, задачи и содержание коррекции брадилалии, тахилалии и ее видов, дифференциальные признаки заикания и тахилалии.

Понятийный аппарат: темп речи, ритм речи, мелодика речи, нарушения темпа речи не судорожного характера, брадилалия, тахилалия, баттаризм, полтерн, клатеринг, физиологические итерации.

 

Вопросы для собеседования

  1. Определение темпа речи.
  2. Онтогенез темпа речи.
  3. Оптимальный и патологический темп речи.
  4. Брадилалия, определение, этиология.
  5. Патогенез брадилалии.
  6. Речевые симптомы брадилалии.
  7. Неречевая симптоматика брадилалии.
  8. Тахилалия, определение, этиология.
  9. Патогенез тахилалии.
  10. Речевые симптомы тахилалии.
  11. Неречевая симптоматика тахилалии.
  12. Речевая симптоматика баттаризма и полтерн как видов тахилалии.
  13. Перечислите задачи коррекционной работы по нормализации тема речи.
  14. Охарактеризуйте комплексный метод нормализации темпа речи при брадилалии.
  15. Охарактеризуйте комплексный метод нормализации темпа речи при тахилалии.
  16. Какова специфика преодоления баттаризма и полтерн?
  17. Перечислите дифференциальные признаки тахилалии и ее видов и заикания.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить перечень игр и заданий (десять) по нормализации темпа общих движений при тахилалии.
  2. Составить перечень заданий (восемь) и подобрать лингвистический материал для восстановления планирующей функции речи у лиц с баттаризмом.
  3. Сформулировать дифференциальные критерии и заполнить таблицу:

Таблица 1

Дифференциальная диагностика тахилалии (и ее видов) и заикания

Дифференциальные критерии Тахилалия Баттаризм Полтерн Заикание
  1. Заполнить таблицы (три) по направлениям, этапам и содержанию коррекционной работы при брадилалии, тахилалии, баттаризму и полтерну (три таблицы)

Таблица 2

Содержание коррекционного воздействия

 при брадилалии (тахилалии, баттаризме и полтерне)

Этапы коррекционного воздействия Использование методов педагогического воздействия Использование методов медицинского воздействия

 

Литература:

1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 179-198.

2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

3. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 8-24.

 

Тема 2.

История изучения заикания. Этиология заикания

Цель: изучить историю изучения заикания, основные этапы развития учения о механизмах заикания, предрасполагающие и производящие причины возникновения заикания, влияние на возникновение заикания биологических и социальных факторов.

Понятийный аппарат: заикание как нарушение функционирования речевых органов, заикание как механическое несовершенство периферического речевого аппарата, заикание как судорожный невроз, логоневроз, заикание как нарушение саморегулировки системы речи, естественный речевой цикл, внутренняя синхронизация естественного речевого цикла, предрасполагающие причины, производящие причины, биологические и социальные факторы риска возникновения заикания.

 

Вопросы для собеседования

  1. Охарактеризуйте представления Гиппократа и Аристотеля о заикании.
  2. Каковы были теорети­ческие представления и методы коррекции заикания до середины XIX века?
  3. Раскройте значение трудов русских ученых И.А.Сикорского и Г.Д. Нетка­чева в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX - нача­ле XX веков.
  4. Каковы взгляды западноевропейских ученых конца XIX - начала XX веков на проблему и механизмы заикания?
  5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х гг. XX века. Вклад трудов В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, Ю.А.Флоренской и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специали­зированной медико-педагогической помощи заикающимся детям.
  6. Какие группы факторов выделяют в этиологии заикания?
  7. Охарактеризуйте предрасполагающие причины заикания.
  8. Опишите производящие причины.
  9. Перечислите биологические и соци­альные факторы риска в развитии заикания.
  10. Какова роль наследственности, среды, воспитания в возникновении заикания?

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите литературу по проблеме и составьте таблицу «История изучения заикания».

2. Изучите подходы к классификации причин заикания у различных авторов. Используйте Хрестоматию по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Проанализируйте работы И.А. Сикорского (с.382-383), Г.Д.Неткачева (с.397) М.Е. Хватцева (с.453-455), М. Зеемана (с.465-467), выделите причины, описываемые всеми авторами и те специфические факторы, которые выделяет каждый автор.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 63-68.

2. Данилов И.В., Черепанов И.М. Краткий исторический очерк.// Логопедия. Заикание: Хрестоматия /Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 5-15

 

3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 198-207, 205-207.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. – С. 25-30, 49-53.

5. Сикорский И.А. О Заикании.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 382-383.

6. Неткачев Г.Д. Заикание. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 397.

7. Хватцев М.Е. Заикание.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 453-455.

8. Зееман М. Заикающиеся дети.// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 465-467.

Тема 3.

Вопросы патогенеза заикания

Цель: изучить современные теории механизмов заикания, роль эмоциогенных структур мозга, билатеральности в формировании речедвигательной программы.

Понятийный аппарат: функциональная система речедвигательного акта, речедвигательная программа, эмоциогенные зоны коры головного мозга, билатеральность, заикание как закрепленное или обученное поведение, физиологический дефицит, физиологический дефект.

 

Вопросы для собеседования

  1. Охарактеризуйте функциональную систему речедвигательного акта.
  2. Какова роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедвигательной программы?
  3. Какова роль билатеральности в формировании речедвигательной программы?
  4. Как протекает естественный речевой цикл?
  5. Почему на современном этапе ученые рассматривают заикание как сложное психофизическое расстройство?
  6. Дайте определения заикания с позиций клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.
  7. Каковы осо­бенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании?
  8. Охарактеризуйте направления российской клинической школы в изучении механизмов заикания, используя работы Н.И. Жинкина, М.И. Лохова, И.В.Данилова, И.М. Черепанова.
  9. Перечислите концепции механизмов заикания.
  10. Опишите механизм заикания как невроза.
  11. Охарактеризуйте механизм заикания как закрепленного или обученного поведения.
  12. Заикание как физиологический дефект или дефицит.
  13. Опишите механизмы возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.
  14. Каково приоритетное направление в исследова­нии заикающихся, проведенное под руководством Р.Е.Левиной С.А.Мироновой, Н.А.Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.?

Задания для самостоятельной работы

  1. Используя материал статьи Р.Е.Левиной «Заикание у детей» (в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 34-46.) составьте схему механизма заикания с позиций психолого-педагогического подхода.
  2. Используя материалы статьи И.В.Данилова, И.М. Черепанова «Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности» (в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 46-54.) сопоставьте этапы организации речевой дечтельности в норме и при заикании.
  3. Используя материалы статьи М.И. Лохова «Межполушарные взаимодействия в процессах речи» ( в кн. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. с. 54-65) составьте таблицу «Функции полушарий коры головного мозга в процессе организации речевой деятельности», покажите взаимосвязь в работе полушарий.
  4. Проработайте конспект статьи Н.И. Жинкина «Заикание» (в кн. Хрестоматия по логопедии. Т.I. – М., 1997, с.445-450): всю известную и понятную информацию выделите желтым маркером, всю неизвестную, но понятную информацию – зеленым маркером, и всю неизвестную и непонятную информацию – красным.
  5. Составьте графические схемы механизмов возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.

Литература:

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. – С. 10-21.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2003. – С. 98-113.

3. Данилов И.В., Черепанов И.М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 46-54.

4. Жинкин Н.И. Заикание.//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С.445-450.

5. Левина Р.Е. Заикание у детей. //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 34-46. 

6. Лохов М.И. Межполушарные взаимодействия в процессах речи.//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 54-65.

Тема 4.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 542.