Предложите пути компенсации и коррекции данного отклонения в психофизическом развитии ребёнка (технологии и методики обучения, направления социально-психологической реабилитации)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОМПЕНСАЦИЯ - сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Компенсация (возмещать, уравновешивать) - внутренняя перестройка, восстановление равновесия между средой и индивидом путём возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функции путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных, утраченных функций. При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в её осуществлении.

Уровни протекания компенсаторных процессов:

1. Биологический или телесный.

2. Психологический - работа защитных механизмов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачиваются копинг стратегии - сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях. Психологическая компенсация – достижение, восстановление чувства внутренней стабильности, самопринятия в связи с переживаниями несостоятельности.

3. Социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

4. Социальный - его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями

Все компенсационные процессы проводятся в 5 этапов:

1) определение пораженной (утраченной) функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

5) процесс компенсации приостанавливается при восстановлении поврежденной (утраченной) функции.

Уровень компенсации определяется:

а) характером, степенью дефекта, резервными силами организма;

б) внешними социальными условиями.

Благоприятные условия для компенсации:

- ранняя диагностика и начало коррекции;

- специально организованная система обучения и воспитания;

- специальные методы и приёмы работы в образовательном процессе;

- принцип соединения обучения с трудом;

- хорошая психологическая атмосфера, взаимопонимание участников образовательного процесса;

- правильная организация режима учебы и отдыха, исключение перегрузок;

- использование учебных пособий, ТСО, спецоборудования.

 

КОРРЕКЦИЯ - система внешних мероприятий по отношению к человеку, локальные воздействия, нацеленные на исправление тех или иных нарушений, отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например, коррекция внутрисемейных отношений).

Различия между компенсацией и коррекцией - степенью или выраженностью нарушения.

Особенности взаимодействия процессов компенсации и коррекции (Л.С. Выготский):

1. Включение ребенка с ОПФР в разнообразную социально значимую деятельность;

2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов;

3. Применение коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе со вторичными дефектами (чем теснее связано вторичное с первичным, тем сложнее коррекция);

4. Специальное воспитание по собственным методикам (своего интереса и потребности);

5. Включение людей с ОПФР в активную трудовую деятельность - полноценная интеграция в общество.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - система комплексных мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

Включает сложный процесс: виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации оптимальных реабилитационных мер, направленных на восстановление, имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей лица с ОПФР к выполнению определенных видов деятельности.

Компенсация - внутренний процесс; реабилитация - внешний

Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека.

Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего на восстановление того, что называется основными жизненными опорами - семья, профессия и социальное окружение.

Социальная реабилитация решает три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление лица с ОПФР к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Человек с высоким уровнем социальности должен быть активным - у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям. Трудности овладения социальной ролью возникают тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб). Внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так и по поводу способов её воплощения. Условия организации жизнедеятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру» без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как автономия, инициативность, ответственности за свое поведение, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др. Утрата базового доверия проявляется в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с другой. Возможно слияние с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), с группой людей (хорошо известное детдомовское «МЫ»), в подростковом возрасте действие этого механизма может провоцировать формирование зависимости. Трудности социальной реабилитации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам - социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме. Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии. Причины возникновения проблем вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми с ОПФР требований, которые предъявляет окружающий социум.

 

Выскажите общее суждение о нарушении зрения как нарушения в психофизическом развитии детей. Раскройте причины данного нарушения в психофизическом развитии детей. Классифицируйте виды данного нарушения психофизического развития у ребёнка.

1. Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

2. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни.    Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

3. Категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна. По степени нарушения зрения и зрительным возможностям она включает следующие подкатегории:

I. Слепые дети. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не является единственным критерием слепоты.

II. Слабовидящие дети.

IIIДети с пониженным зрением или дети с зрением пограничным

1.Нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека2.Причины дефектов зрения: Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности — такие инфекции, как: туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери, алкоголем, лекарственными препаратами: гормональными, снотворными и т.д.

Нередкой причиной является патология родов.

Среди постнатальных заболеваний основное место занимают: острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

Наследственным факторам в происхождении патологии зрения отводится от 15 до 17%. 3. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической активности (особенно в дошкольном и преддошкольном возрасте), возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Причем, в наибольшей степени данные особенности проявляются у незрячих с рождения детей и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и наименее они выражены у слабовидящих. Исследования специалистов показывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больших усилий и знания специфических отклонений и сохранных возможностей детей.

Нарушение зрения оказывает негативное воздействие на развитие всех психических функций слепого и слабовидящего ребенка, психические процессы приобретают своеобразие как в процессе формирования, так и в результате их реализации в соответствующей деятельности. Однако это не означает, что они не могут достигать того же уровня развития, как у детей без нарушений зрительных функций. Например, произвольное и непроизвольное внимание ребенка с нарушением зрения формируется в деятельности, которая активизирует духовные потребности, интересы, волевые качества и определяет уровень развития и направленность внимания. Серьезные нарушения зрения отражаются на сенсорной организации человека и его познавательной деятельности. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у тотально слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у частично зрячих доминирующим видом восприятия остается зрение.

Полная или частичная утрата функции зрения, ограничивая возможность чувственного отражения внешнего мира, отражается и на процессе развития мышления. У слепых и слабовидящих детей затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения. Наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Однако эти недостатки не делают мышление слепых неотвратимо неполноценным. В условиях специального обучения в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний, и это способствует коррекции отклонений в развитии мышления слепых и слабовидящих детей.

Речь у незрячих детей, помимо своих основных функций, выполняет особую, компенсаторную функцию, так как о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут получить представление только при помощи речи. 4.Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) детей рассматриваемой категории приводят к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Это затрудняет формирование деловых и личностных взаимоотношений с окружающими. .Основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции индивидов по зрению в общество является установление или восстановление социальных контактов как со сверстниками, так и значимыми взрослыми людьми, расширение сферы деятельности (общественно-полезный труд, занятия спортом, музыкальным искусством и т.д.), то есть социально-психологическая адаптация.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 309.