Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
• доброта;
• ответственность;
• терпение;
• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
• уважение и любовь к своим воспитанникам;
• профессиональная честность и порядочность.
Выскажете общее суждение о биологических и психосоциальных причинах нарушений развития. Раскройте сущность биологических причин нарушений развития. Охарактеризуйте психосоциальные факторы нарушений развития.
ПРИЧИНЫ:
По времени воздействия патогенные факторы делятся:
1) пренатальные (до начала родовой деятельности);
2) натальные (в период родовой деятельности);
3) постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до 3 лет).
К БИОЛОГИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ РИСКА способным вызвать серьёзные отклонения в
физическом и психическом развитии детей относятся:
1) хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций; К патологии развития могут приводить недостаток или избыток хромосом, т.е. если их меньше или больше 23 пар. В большинстве случаев хромосомная аномалия приводит к гибели плода ещё в утробе матери или к преждевременным родам и выкидышам. Однако существует достаточно распространённые аномалии развития.
2) Неблагоприятное течение беременности
- инфекционные и вирусные болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- венерические заболевания (гонорея, сифилис);
- хронические соматические заболевания матери, начавшиеся ещё до беременности (порок сердца, заболевания щитовидной железы), эндокринные заболевания матери, в частности диабет; серьёзные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание гиповитаминоз, опухолевые заболевания, включая общую соматическую ослабленность;
- токсикозы, особенно во 2-й половине беременности, токсоплазмоз;
- биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и т.д.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
- патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия новорожденных и её угроза.
3. Нарушения развития в первые годы жизни:
- мозговые травмы и тяжёлые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребёнком в раннем возрасте;
- хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:
Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребёнка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребёнка и которые направлены на ребёнка:
- желание прервать беременность;
- негативные или тревожные чувства, связанные с будущим
материнством матери;
- педагогическая запущенность в результате ограниченного
эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития
(до 3-х лет), так и на более поздних возрастных
Дата: 2019-05-28, просмотров: 325.