Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) -
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного термина могут выступать:

«дети с ограниченными возможностями здоровья»,

«дети с особыми образовательными потребностями»,

«дети с отклонениями в развитии»,

«дети с особыми нуждами»,

«нетипичные дети»,

«дети с трудностями в обучении»,

«дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития),

«исключительные дети»,

«дети с недостатками в умственном и физическом развитии»,

«дети с недугом» и др.

В Беларуси дети с ОПФР составляют ~ 6,11 % от общей численности детей.

Дети с ОПФР составляют:

· 67,54 % - дети с нарушениями речи,

· 17,36 % - дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР,

· 14, 00 % - дети с умственными ограничениями,

· 6,45 % - дети с нарушениями зрения,

· 4, 07 % - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

· 2, 19 % - дети с комбинированными нарушениями,

· 2, 15 % - дети с нарушениями слуха.

 

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения анормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. «Но все дело в том, что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями». (Л.С. Выготский)

Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе.

Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота – вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки – недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.

Закономерностьюв соотношении первичного и вторичного дефектов: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом». (Л.С. Выготский)

Чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.

Дидактическая игра «Лото».

Задачи:

1. Учить детей узнавать и называть грибы, соотносить их цветное изображение с черно-белым.

2. Закреплять знания о грибах, месте их произрастания, частях гриба, способах их сбора, приготовления и приема в пищу.

3. Упражнять в умении отвечать на вопрос педагога простым распространённым предложением.

Оборудование: игровая карта «Грибы» с черно-белым изображением и набор картинок с цветным изображением тех же грибов.

Описание игры:

Ребёнку предлагается выбрать картинку с изображением понравившегося гриба и наложить на чёрно-белое изображение.

Вопросы педагога:

Ø Как называется гриб?

Ø Почему он так называется?

Ø Какого цвета и формы шляпка?

Ø Какая ножка у гриба?

Ø Как можно есть этот гриб?

 

 

6. Предложите приёмы развития познавательной активности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Система коррекционных игр-упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов детей с нарушением интеллекта.
1.Анализ и синтез.
Цель: способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки и объединить части предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.
Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мешочек», разрезные картинки, «Собери пирамидку”, “Собери из лепестков цветок”, игра “Лепим снеговика», «Сделай целое», «Нарисуй целое», «Сложи свою картинку», «Угадай, о чем рассказала», «Загадки», игра «Секрет», игры «Танграм», «Волшебное яйцо».
2.Сравнение.
Цель: находить общие и различающие признаки.
Обучение сравнению проходит после занятий по формированию видовых и родовых понятий. После занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Посуда» проводится сравнение видовое: чашка красная — синяя, потом сравнение родовое: чайная (чашка) и кастрюля (кухонная) … Сравнение на разном материале: на натуральных предметах, на цветных иллюстрациях, черно-белых рисунках.
Последовательность работы:
1.Уточнить понимание понятий: одинаковые, похожие, различные, непохожие и пользоваться ими.
2.Учить анализировать объекты по плану (выделят существенные и несущественные признаки) для предметов: название, форма, величина, цвет, части, назначение; для животных и птиц: название, части тела, покров тела, способ передвижения, пища, образ жизни, приносимая польза.
3.Практическое освоение анализом сравнения с опорой на план, с использованием пиктограмм и вопросам дефектолога;
4. Перенос приема сравнения на новый материал.
Дидактические игры и упражнения: «Помоги поставить по росту», «Новоселье у животных», «Подбери и расставь», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди такую же», «Самый непохожий», «Парочки», «Домино».
3.Абстрагирование.
Цель: уметь наблюдать отдельный признак, абстрагировать его от всех других.
Дидактические игры и упражнения: «Найди пару», «Найди похожие», «Что где растет», «Зверюшки на дорожках», «Разноцветные вагончики» «Замри»,
4.Обобщение.
Цель: объединять различные объекты по каким-то общим признакам, и оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Учитывая, что мышление данной категории развито слабо, то формирование понятий возможно только на основе неоднократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними, широкого применения наглядности.
Последовательность работы:
· обобщение по картинкам: подобрать предмет, задать вопрос, правильно определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты.
· по цвету, по форме, по величине,
· по функциональным признакам (одежда, обувь и т. д.)
· по родо-видовым отношениям (платье летнее — транспорт воздушный)
· по логическим признакам (живое — неживое, съедобное — несъедобное).
Дидактические игры и упражнения: «Протолкни «все такие», «По грибы», «Кто где живет», «Принеси такие», «Разложи игрушки в свои домики», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Чудесный кубик».
5.Классификация.
Цель: учить выделять существенные (основные) и второстепенные (вспомогательные), объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.
Последовательность работы:
На первом этапе большое внимание уделяли группировке по сенсорным эталонам. С начало учили группировать по образцу по одному признаку, затем по двум — трем признакам. Позднее группировка и классификация проводилась по словесной инструкции и самостоятельно.
Например: по величине (большой — маленький); по цвету (красный — желтый, синий — зеленый); по форме (круг, квадрат, треугольник); классификация по двум - трем признакам: по величине (пять предметов в прямом и обратном порядке); по цвету (оттенки, холодные и теплые тона); по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольники).
Далее группировать предметы по образцу и без обобщающего слова:
- относить к определенной группе
- называть группу обобщающим понятием
- подбирать предметы к обобщающему понятию
6.Исключение четвертого лишнего.
Задания на исключения идут параллельно классификацией, что обеспечивает развитие обобщения, сравнения и абстрагирования.
Цель: объяснять принцип группировки:
- по цвету, по форме, по величине, по видовым понятиям,
- функциональным признакам.
Последовательность работы:
взрослый предлагает группу предметов - заданное основание, ребёнок выполняет разделение;
взрослый предлагает группу предметов по одному признаку, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание;
взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.
«Исключение» по одному признаку: цвет; форма; величина; предметы- картинки; по двум признакам: величина и цвет; величина и форма; форма и цвет.
Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы в две коробки по цвету», «Разложи фигуры по форме», «Соедини линиями», «Рассели человечков в домики», «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы».
7.Закономерности.
Цель: устанавливать связи между предметами и явлениями, основанных на действиях определенных законов.
- продолжи ряд, выбрав подходящую фигуру (картинку)
- установление последовательности действий или событий
Одной из основных мыслительных операций является сериация. Сериация - это умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.
Последовательность работы:
· мы учили детей работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Используем не более трех элементов (матрешки, пирамидки, бочонки).
8.Серия картинок.
Цель: выделять и понимать временные события и учитывать эту последовательность при раскладывании картинок. Последовательность работы: сначала из практической жизни упорядоченность действий (одевания, раздевания, приема пищи).
Дидактические игры и упражнения: «Кто кем будет», «Разложи по порядку и составь рассказ», «Продолжи ряд картинок», Игры с пирамидками, матрёшками, «Включение в ряд», «Спортсмены строятся», «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях).
Таким образом, представленная система дидактических упражнений по формированию мыслительной деятельности с нарушением интеллекта позволит сформировать взаимосвязь между всеми видами мышления.

 

























































Дата: 2019-05-28, просмотров: 344.