Конституционные основы организации судебных систем и их виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источниками, регламентирующими организацию и деятельность судебной власти, являются конституция, законодательство страны и соответствующие международно-правовые акты.

Большинство современных конституций содержат специальные главы, статьи либо разделы, посвященные судебной власти. В конституции Японии ей посвящены глава VI под названием «Судебная власть», в конституции ФРГ глава IX «Правосудие», в конституции США ст. Ш «Основы судебной власти», в конституции Италии глава IV второй части «Магистратура», в конституции Франции разделы VII «Конституционный совет», VIII «О судебной власти» и др.

В названных главах, разделах и статьях нашли свое закрепление конституционные основы судебной власти, получившие детальное развитие в специальных законах (например, в Японии - это Закон о судах, в ФРГ - Закон о судоустройстве, во Франции - Кодекс судоустройства и т.д.).

Важнейшим элементом конституционных основ судебной власти являются основные принципы организации судебной системы.

Судебная система представляет собой совокупность всех судов данного государства, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.

Конституционные предписания, касающиеся вопросов организации судебной власти, определяют судебные органы, входящие в судебную систему, и принципы их иерархического построения.

Судебная система современных стран включает в себя следующие виды судебных и квазисудебных органов:

1) органы досудебного разбирательсгва;

2) общие суды;

3) специальные и специализированные суды;

4) суды обычного права.

Органами досудебного разбирательства являются различного рода негосударственные квазисудсбныс учреждения. Во многих странах при торговых палатах существуют третейские суды. В Советском Союзе к квазисудебным органам относились товарищеские суды, во Франции к ним относятся медиаторы (посредники), в Италии - консилиаторы (примирители), в Индии - народные суды, в Великобритании - административные трибуналы, административные судьи в США и т.д.

Квазисудебные органы не имеют властных полномочий. Рассмотрение в них дел и исполнение принятых решений основывается исключительно на добровольной основе сторон спора или конфликта.

Основным и универсальным органом судебной системы большинства стран являются суды общей юрисдикции (общие суды), рассматривающие, как правило, уголовные и гражданские дела. Однако в ряде стран им подсудны и иные дела (административные, трудовые и др.).

Специальные суды предназначены для определенных категорий граждан. Например, военные суды для военнослужащих, суды по делам малолетних и др.

К специализированным судам относятся суды с предметно ограниченной юрисдикцией. К такого рода судам относятся административные, финансовые, конституционные и другие суды.

Что касается судов обычного права, то это племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины и которые во многом похожи на органы досудебного разбирательства.

Совокупность названных судебных органов в различном их сочетании в каждой отдельно взятой стране выстраивается в судебную систему на основе закрепленных в конституции принципов. К числу таких принципов относятся принципы территориальности, специализации, инстанционности и др.

В соответствии с принципом территориальности создаются суды, юрисдикции которых ограничиваются определенной территорией. В одних случаях эта территория соответствует административно- территориальным единицам (коммуна, уезд, провинция, область, губерния и т.д.), в других этой территорией являются судебные округи, объединяющие несколько административно-территориальных единиц.

Принцип территориальности обеспечивает не только рациональное построение судебной системы, но и способствует реализации принципа равного доступа граждан к правосудию при оптимальном определении территории судебных округов с учетом численности и состава населения.

Конституционный принцип специализации реализуется путем создания упомянутых выше специальных и специализированных судов, в целях повышения эффективности и качества правосудия.

Благодаря принципу инстанционности судебная система приобретает характер иерархической многоступенчатой структуры.

В структурном отношении современные судебные системы делятся на двухступенчатые, трехступенчатые и четырехступенчатые.

Двухступенчатая система встречается очень редко, в небольших по территории и численности населения государствах.

В большинстве случаев судебные системы носят трехступенчатый характер (Болгария, Польша, Венгрия и др.). В Венгрии, например, судебная система состоит из местных судов (1 ступень), областных и столичного судов (2 ступень) и Верховного Суда (3 ступень).

Четырехступенчатые системы функционируют во Франции, Италии, Украине. Так, судебная система Франции состоит из трибуналов малой инстанции (1 ступень), трибуналов большой инстанции (2 ступень), апелляционных судов (3 ступень) и кассационных судов (4 ступень). В Японии судебная система состоит из следующих 4-х ступеней:

1) дисциплинарные суды;

2) окружные суды;

3) высшие апелляционные суды;

4) Верховный Суд.

Иерархическое построение судебной системы не только позволяет распределить дела между судебными органами с учетом их характера и важности, но и обеспечивает контроль со стороны вышестоящих судов за законностью судебных решений и соблюдением процедуры их принятия нижестоящими судами. Речь идет об апелляционной и кассационной формах обжалования судебных решений.

Весьма своеобразна иерархическая структура организации судебной системы в Великобритании. Здесь функционируют три региональные судебные системы:

1) Англии и Уэльса;

2) Шотландии;

3) Северной Ирландии.

Судебная система Англии и Уэльса составляют начиная с нижней ступени: суды магистратов; суды графств, три высших суда - в лице Суда Короны, Высокого суда, Апелляционного Суда. Аналогична судебная система в Северной Ирландии. Судебная система Шотландии несколько отличается от первых двух. Общей высшей судебной инстанцией для региональных систем является Верховный суд Великобритании, заменивший судебный комитет палаты лордов. Как видим, судебные системы Англии и Уэльса, Северной Ирландии являются четырехступенчатыми.

Современные судебные системы классифицируют не только в зависимости от количества ступеней в их иерархической структуре, но и используя в качестве критерия принадлежность к той или иной правовой семье. В соответствий с ним выделяют следующие виды судебных систем: англосаксонская, романо-германская, мусульманская.

Англосаксонскую модель характеризуют следующие признаки: приоритетная роль судебного прецедента, а не закона; использование суда присяжных, которому принадлежит право выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого (в уголовном процессе) либо о справедливости или несправедливости требований истца (в гражданском процессе); апелляционная форма обжалования судебных решений; пассивная роль судьи в судебном процессе.

Важнейшую особенность англосаксонской модели составляет ее моносистемный характер. В странах, в которых реализована эта модель (Великобритания, США, Австралия, Китай, Швеция и др.), действует единая система общих судов, с юрисдикцией, охватывающей все основные виды судебных дел (уголовные, гражданские, административные и др.).

В отличие от англосаксонской модели, романо-германская модель полисистемна. Ей присущи несколько самостоятельных ветвей юстиции, т.е. судебных систем.

В Италии и Франции функционируют три ветви юстиции - общая, административная, конституционная; в РФ - конституционная, общая, арбитражная. Судебная система ФРГ состоит из шести ветвей юстиции - общей, конституционной, административной, финансовой, трудовой й социальной. Каждая из них имеет свой верховный орган.

Романо-германскую модель характеризуют также приоритетная значимость закона, а не судебного прецедента; использование как апелляционной, так и кассационной формы обжалования судебных решений; активная роль судьи, который не только ведет заседание, но и принимает решения; участие вместе с судьей в судебном процессе и в принятии решений «судей из народа»: в РФ — это народные заседатели, в ФРГ - шеффены, во Франции - ассизы и т.д.

Мусульманская модель представлена религиозными судами, которым подсудны лишь мусульмане и которые осуществляют судебный процесс по канонам шариата. Шариат (надлежащий путь) - это свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исламом вечным и жизненным плодом божественных установлений.

Принципы правосудия

К конституционным основам судебной власти относятся не только принципы организации судебной системы, но и принципы, которыми суд должен руководствоваться при отправлении правосудия.

Набор принципов правосудия достаточно велик, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Независимость суда и судей, которые подчиняются только закону. Никто не может указывать судье, какое решение он должен принять. Придавая исключительное значение этому принципу, Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 1985 г. приняла резолюцию «Основные принципы независимости судебных органов», в которой говорится о том, что все государственные органы и негосударственные учреждения обязаны уважать независимость судов и судей и не вмешиваться в отправление правосудия, а судьи обязаны быть беспристрастными и подчиняться в своей деятельности только закону.

2. Открытость и гласность правосудия, означающие свободный доступ на судебные заседания публики и средств массовой информации, публичное оглашение решения суда.

3. Свобода доступа к суду, запрещающая суду отказывать в приеме дела по принципам отсутствия закона или его неясности. Принятие иска к рассмотрению является обязанностью, а не правом суда.

4. Состязательность сторон, согласно которой обвинитель и подсудимый, истец и ответчик равноправны и имеют равные возможности для отстаивания своих позиций.

5. Коллективное отправление правосудия с использованием коллегии судей, суда присяжных либо «судей из народа».

6. Ответственность государства за судебную ошибку, предполагающая возмещение физическому или юридическому лицу ущерба, нанесенного ошибочным решением суда.

7. Право граждан на защиту, закрепленное в конституции и международных правовых актах. Так, согласно ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950 г.), каждый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника.

Среди принципов правосудия есть такие, которые относятся с сфере уголовного процесса. Речь идет о презумпции невиновности; о запрете обратной силы закона; о недопущении повторного осуждения за одно и то же преступление; о праве обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей; о ничтожности доказательств, полученных с нарушением закона и др.

Правовой статус судей.

Конституции многих стран уделяют особое внимание вопросам формирования судейского корпуса и принципам, составляющим основу правового статуса судей.

В основном судейский корпус формируется путем назначения, нередко с использованием конкурса (Франция, Италия). В большинстве стран назначение осуществляется актом главы государства. В ряде стран в процедуре назначения принимает участие парламент. Так, в РФ судьи федеральных судов (кроме высших) назначаются Президентом, а судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов - Советом Федерации по представлению Президента. В США федеральные судьи назначаются Президентом с согласия Сената.

Имеют место случаи использования в отдельных странах как процедуры назначения, так и процедуры выборности судей. Во многих штатах США, например, судьи избираются гражданами на определенный срок.

В ряде европейских государств активное участие в назначении судей и в решении дисциплинарных вопросов в их отношении играет специальный орган в лице Высшего совета магистратуры, в формировании и работе которого участвуют сами судьи. Высшие советы магистратуры созданы в Италии, Франции, Португалии, Румынии и в других странах.

К кандидатам на должность судьи предъявляются высокие требования, в частности, определенные возраст, ценз оседлости, срок практической работы в правовых органах, пребывание в гражданстве, соответствующее образование и др.

Основу правового статуса судей составляют следующие принципы: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, деполитизированность и др.

Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

2.Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, первый девятый классы. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс).

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

- в своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

- в любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

- не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности;

- не может быть третейским судьей или арбитром;

- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

- не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

-не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом.

5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

Сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

10. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

11. Судьи неприкосновенны.

Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

13. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.