Порядок формирования правительства регулируется конституцией и законодательством страны.
В современных государствах в зависимости от формы правления правительства формируются тремя основными способами, специфические черты которых определяются степенью участия парламентов в этом процессе.
Внепарламентский способ формирования правительства применяется в президентских республиках. Уполномочие на формирование правительства здесь имеет юридически своим источником не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов. Глава государства формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика, и др.), хотя в некоторых таких республиках в формировании правительства участвует верхняя патата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности назначаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность и моральный облик кандидатов). В единичных еще сохранившихся абсолютных монархиях, в том числе и прикрытых конституционно-парламентской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Выбор министров свободен для главы государства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуацию в парламенте.
Частично парламентский способ формирования правительства применяется в полупрезидентских республиках. Партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты). В Украине и некоторых других постсоциалистических государствах установлен именно такой порядок. После выборов президента, даже если избрано то же лицо на второй срок, правительство формируется заново.
Парламентский способ формирования правительства применяется в парламентских монархиях и парламентских республиках. После каждых выборов (и при досрочном роспуске парламента) правительство формируется заново, даже если у власти и осталась та же партия, но выборы нового президента не влекут за собой создание нового правительства. При этом способе формирования правительство считается созданным, когда получает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т. п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сначала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им однопартийное или коалиционное правительство получит в парламенте при голосовании утверждение — вотум доверия. Предварительно глава государства иногда встречается с представителями различных партий для выяснения их мнения. Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента, при котором против не проголосовало большинство (а не большинство "за"). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствующий нормативный документ. В Болгарии и Германии парламентом утверждается только глава правительства, а министров назначает или смещает он сам.
В отдельных странах, особенно там, где в парламенте представлено много мелких партий (некоторые Скандинавские страны, государства Северной Европы), кандидат на пост премьер-министра, которому глава государства поручает формирование правительства, обычно называется форматором. Иногда сменяются несколько форматоров, прежде чем состав правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.
При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают обычаи и традиции страны. В Индии в состав правительства обязательно включаются представители крупнейших штатов (Уттар-Прадеш, Гуджарат и др.), в Кении — представители племен, насчитывающих не менее 3 % населения страны, в Канаде учитываются национальность и язык. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства устанавливаются конституцией. В Бельгии согласно ст. 86-бис конституции в состав правительства должно быть включено равное количество министров, говорящих на французском и нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает, что в состав правительства не может быть включено более одного министра от одного кантона.
Компетенция правительства.
Правительство любого государства обладает широким кругом полномочий, который охватывает практически все сферы жизни государств и общества. Однако подробный их перечень содержат конституции немногих стран (Беларусь, Украина, Япония).
Как правило, в большинстве конституций о компетенции правительства говорится в общих чертах. Примером тому может служить ст.20 конституции Франции, которая гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами». Таким же образом определяет компетенцию правительства ст. 82 конституции Греции. «Правительство, - говорится в ней, - определяет и руководит общей политикой страны в соответствии с полномочиями конституции и законами».
Такая лаконичность конституционных предписаний предоставляет правительству возможность свободного истолкования и осуществления своих полномочий, что позволяет оперативно решать возникающие новые проблемы.
Одним словом, чем лаконичней конституционные предписания о компетенции правительства, тем шире у него круг полномочий де- факто.
Рассмотрим полномочия правительства в важнейших сферах государственной жизни.
1. В сфере политического руководства правительства наделены полномочиями по разработке, формированию и реализации внутренней и внешней политики государства.
2. В сфере управления широкий круг правительственных полномочий касается вопросов согласования, координации и руководства деятельностью всех центральных органов исполнительной власти (министерств и других ведомств.)
3. В сфере законодательной власти правительства многих стран обладают правом законодательной инициативы. О том, насколько активно правительство пользуется этим правом, свидетельствует тот факт, что в ряде стран 90% всех законопроектов, рассматриваемых парламентом, являются правительственными.
К правительственной компетенции отнесены также вопросы гарантии прав и свобод человека; обеспечения охраны существующего публичного порядка; разработки и реализации бюджета; защиты внешних интересов государства и др.
Правительственные полномочия реализуются путем издания соответствующих нормативно-правовых актов. В США такими актами являются указы, директивы и исполнительные приказы президента, в Великобритании - приказы королевы в совете, во Франции — декреты и ордонансы, в Испании — декреты, в РФ — постановления и т.д.
Согласно «классической» конституционной доктрине акты исполнительной власти носят подзаконный характер. Однако в современных условиях первичное регулирование общественных отношений осуществляется не только законами, но и некоторыми актами исполнительной власти, которые утратили свой подзаконный характер. Речь идет о нормотворчестве правительств ряда стран, получивших право регламентарной власти, либо делегированного законодательства (Франция, США, Великобритания).
Акты регламентарной власти, издаваемые по вопросам, не урегулированным законом, носят не подзаконный, а первичный характер. Так, Конституция Франции, ограничив законотворческую сферу парламента определенным кругом вопросов, наделила тем самым правительство регламентарной властью, т.е. правом издания первичных актов- регламентов, которые называются декретами. Несмотря на свой первичный характер, акты регламентарной власти не обладают юридической силой закона.
Юридической силой закона обладают правительственные акты де-легированного законодательства. Речь идет о делегированном правительству парламентом праве принятия актов, соответствующих, по своей материальной сути, законам. Правом издавать такие акты наделены правительства Франции, Великобритании, Испании и др. стран.
Обладая широким кругом властных полномочий, правительство несет ответственность за результаты своей деятельности. В зависимости от формы правления оно ответственно перед главой государства и парламентом. В абсолютных монархиях и президентских республиках правительство несет ответственность только перед монархом и президентом. В странах с парламентской формой правления правительство ответственно перед парламентом или только перед его нижней палатой.
В смешанных республиках правительство несет ответственность перед президентом и парламентом или нижней его палатой (Национальное Собрание Франции, Государственная Дума РФ).
Ответственность правительства носит политический характер и выражается в его отставке на основании решения главы государства, либо на основании парламентского вотума недоверия или резолюции порицания.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.