Третьей составляющей триады государственной власти является судебная власть. Заметим, что третьей она является не по важности, а по счету. По своей значимости она не уступает ни законодательной, ни исполнительной властям.
Определяя понятие судебной власти, следует подчеркнуть, что это самостоятельная и специфическая ветвь государственной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, которые принадлежат специальным государственным органам — судам.
В отличие от законодательной власти, устанавливающей общие правила путем принятия законов, и исполнительной власти, управляющей государственными делами путем исполнительно-распорядительной деятельности, судебная власть обеспечивает господство права путем осуществления правосудия.
Судебная власть обладает широким функциональным диапазоном. Ей принадлежат различные функции, среди которых основной, определяющей является правосудие.
Правосудие — это специфическая форма деятельности судебной власти по разрешению различных конфликтов и споров, сторонами которых выступают физические и юридические лица, муниципальные и государственные органы и даже само государство.
Помимо правосудия, к функциям судебной власти относятся:
1) судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения соответствующими органами, за деятельностью иных органов государственной власти;
2)толкование правовых норм конституции и законов;
3)официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение правосубъектности граждан.
Помимо данной классификации функций судебной власти, в литературе встречаются и другие классификации, например, по признаку субъектов судебного спора и адресата судебных санкций.
Так, белорусский конституционалист М. Чудаков выдел яе т три функции судебной власти:
1) наказание граждан за нарушение государственных предписаний;
2) защита граждан от государственного произвола;
3) разрешение споров между государственными органами и учреждениями.
Три основные функции судебной власти выделяет и российский ученый В. Туманов:
1) охрана прав и законных интересов граждан;
2) охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;
3) контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.
Сравнительный анализ трех ветвей власти позволяет выделить следующие особенности судебной власти.
1. В отличие от законодательной и исполнительной властей, носителями которых являются лишь высшие органы в лице парламента, главы государства и правительства, судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов. Ее носителем являются как высшие, так и низшие суды, все заседающие в них судьи.
2. Важнейшую особенность судебной власти составляет ее исключительность. Если в сферах законодательной и исполнительной властей отсутствует жесткая отграниченность одной от другой, имеют место проявления взаимозависимости и переплетения функций, то судебная власть жестко отграничена от других ветвей власти, и ее функции не может осуществлять ни один государственный орган, кроме суда.
3. К специфике судебной власти относится принципиальная значимость процессуальной формы ее осуществления. Любое ее нарушение служит основанием для отмены приговора суда, несмотря на его справедливый характер.
Специфичность судебной власти придают также судейское самоуправление, особый статус судей, внутренний характер контроля за ее деятельностью посредством судебного надзора и др.
Основные функции и специфический характер судебной власти обусловлены ее социальным предназначением, о котором известный французский ученый и политический деятель 19 в. Токвиль писал: «Великая цель правосудия состоит в замене насилия идей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой».
Оказаться на высоте своего социального предназначения судебная власть может только в той стране, которая формирует у своих граждан уважение к праву и суду.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.