Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО употребляется в двух основных значениях.
1) избирательное право в широком (объективном) смысле – представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. В этом смысле оно образует обширный институт конституционного права.
2) избирательное право в узком (субъективном) смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.
К числу источников на федеральном уровне относятся:
Конституция РФ;
ФКЗ «О референдуме РФ»;
ФЗ «О выборах Президента РФ»;
ФЗ «О выборах депутатов Г.Д.;
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»;
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» и др.
Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов.
1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2) Принцип равного избирательного права - означает, что каждый избиратель имеет такое же количество голосов, что и любой другой избиратель (обычно один голос) и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.
3) Принцип прямого избирательного права - означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
4) Принцип тайного голосования - означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.
5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
6) Принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Обязательность означает, что ни одно выборное должностное лицо, ни один выборный орган не может легитимно получить властные полномочия иначе как на основании волеизъявления народа, осуществленного на выборах. Периодичность означает, что выборы должны проводиться через определенные законом промежутки времени, соответствующие срокам полномочий выборных органов и должностных лиц.
7) Принцип альтернативности выборов. Он означает, что на выборах должна присутствовать состязательность различных кандидатов и избирательных объединений, а избиратели должны иметь возможность выбора между реальными альтернативами. Голосование должно проводиться более чем по одному кандидату или списку кандидатов.
8) Принцип подлинности и нефальсифицированности выборов означает, что выборы должны отражать действительную волю народа. Государство должно обеспечивать функционирование действенного правового механизма, препятствующего осуществлению кем-либо фальсификаций на выборах, искажению истинных итогов голосования.
Избирательные цензы
Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.
Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.
В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.
Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.
Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.
Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).
Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.
Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.
Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.
Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.
Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.
Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.
В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.
Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.
Понятие главы государства
Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.
Глава государства бывает единоличным (монарх или президент) и коллегиальным (постоянно действующий орган парламента).
В соответствии с конституцией, в одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая составная часть парламента, поскольку без его подписи законы недействительны (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США, Египет), наконец, как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую либо ветвь власти (Германия, Италия). Глава государства может быть единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия), а также лишь символом государства, не имеющим реальной власти (Япония).
Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным. К последнему относятся: Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет ВСНП Китая.
В ряде стран Британского Содружества полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, которого представляет в этих странах генерал-губернатор, утверждаемый монархом по рекомендации правительства этих стран.
Монарх – глава государства и глава исполнительной власти получающий свой пост по наследству.
Существует ряд систем наследования: салическая, кастильская, австрийская, шведская, мусульманская, племенная.
(- Салическая система – трон переходит только по мужской линии, старший сын обладает приоритетом, пример, Япония, Норвегия, Бельгия.
- Кастильская система – трон могут наследовать женщины при условии, если у покойного монарха не было сыновей, это Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды.
- Австрийская система – (она сейчас не применяется) Женщина может наследовать трон при условии, если во всех поколениях данной династии нет мужчин, Австро- Венгрия, Царская Россия.
- Скандинавская система (Шведская) – и мужчины и женщины на равных основаниях могут наследовать трон, эта система применяется в Швеции с 1985года.
- Мусульманская система – трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает кто из родственников займет освободившийся пост, Это Катар, Кувейт.
- Племенная система – монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного монарха).
В Малайзии монарх – избирается на 5 лет султанами монархических субъектов малайской федерации.
При наследовании престола малолетним монархом назначается регент из числа родственников монарха, либо регентский совет действующий от имени монарха.
Монарх имеет особый титул: император, король, султан. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности.
В отличие от президента монарх может обладать правом абсолютного вето (парламент не может его преодолеть). Однако, это право на практике редко используется.
Конституции Испании и Японии не наделяют монарха правом вето.
По конституции монарх назначает правительство. В парламентарных монархиях монарх лишь подписывает документ о назначении правительства. Кандидатуры в состав правительства подбираются лидером партии парламентского большинства.
В дуалистической монархии монарх сам подбирает и назначает министров, на деле возглавляет правительство.
В абсолютной монархии, как правило, монарх назначает премьер-министра (обычно из числа своих родственников). Правительство полностью подотчетно монарху.
Таким образом, реальной властью обладают главы государства в абсолютной и дуалистической монархии.
В парламентарной монархии глава государства лишь подписывает акты, принятые парламентом и правительством. У монарха в этих странах имеются так называемые «спящие полномочия», т.е. прерогативы, которые им обычно не используются, но могут быть использованы в определенной ситуации (в Испании в 1981 году король выступил в защиту демократии против попытки реставрации авторитарного политического режима).
Монарх не несет парламентской ответственности за свои действия.
Монарх имеет государственные регалии (трон, корона) и двор. Содержание главы государства в парламентарной монархии осуществляется на основе утверждаемого парламентом бюджета – цивильного листа.
Положение президента в системе государственных органов власти различно:
а) только глава государства (Германия);
б) одновременно глава государства и глава исполнительной власти (США, Бразилия);
в) глава государства и фактический руководитель правительства при наличии административного премьер-министра (Белоруссия, Казахстан).
Президент избирается на конкретный срок: от 3 лет в Латвии до 5 лет во Франции.
Кандидат в президенты должен быть:
·- гражданином данного государства (в некоторых странах уроженцем страны, а не натурализованным гражданином);
·- обладать полными гражданскими и политическими правами;
·- иметь определенный возраст (Никарагуа – 25, Италия – 50), иногда конституция устанавливает кроме минимального возраста и максимальный (Намибия – не старше 65 лет);
·- определенный срок проживания в данной стране (Болгария – 5 лет, США – 14, Грузия – 15);
·- иметь определенное образование (Азербайджан – высшее, Нигерия – среднее, Филиппины – уметь читать и писать).
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей (Украина – 500 человек, но для регистрации кандидата в президенты здесь необходимо собрать в его поддержку подписи не менее 100 тысяч избирателей в 2/3 избирательных округов по 1,5 тысячи в каждом из них).
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой членов парламента (Венгрия – 50 депутатов, Египет – большинством членов парламента).
Кандидат в президенты может быть выдвинут политическими партиями, избирательными объединениями, блоками на их съездах (США).
В ряде стран регистрация кандидата обусловлена внесением значительного избирательного залога (Франция).
Существуют способы избрания президента:
- избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция);
- голосование выборщиков – при этом способе избиратели голосуют за выборщиков, которые избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями. Президентом становится кандидат, имеющий большинство выборщиков (Аргентина, США);
- голосование в парламенте. Для избрания президента этим способом в первом туре требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов (в Турции 2/3 от общего числа депутатов), поэтому обычно проводится несколько туров голосования, требования с каждым туром снижаются. В той же Турции по итогам голосования в 4-ом туре президентом становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Президент, избранный парламентом, не может противопоставлять себя парламенту, поскольку получил полномочия не непосредственно от избирателей;
- избрание специальной избирательной коллегией. В Германии это Федеральное собрание, состоящее из депутатов нижней палаты и такого же числа представителей от субъектов федерации. В Италии это коллегия, состоящая из избранных членов обеих палат парламента и представителей от автономных областей.
Конституции Мексики, Боливии, Никарагуа, Эквадора запрещают переизбрание президента на второй срок.
В Германии, США, Аргентине одно лицо может быть избрано президентом не более двух раз.
В Египте, Франции, Сирии ограничений по количеству сроков не существует. В некоторых странах Азии и Латинской Америки президенты избирались на седьмой и восьмой срок, что вело к установлению авторитарного режима.
В Тунисе, Уганде, Югославии в недалеком прошлом, а в Туркменистане в 1999 году провозглашались пожизненные президенты.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.