Методика и формы проведения отрядного «огонька»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Огонёк» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек». Многие считают, что никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению происходящего, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора. Даже взрослым бывает сложно выразить свою мысль, нужно этому учиться.

«Огонек» - это тесный круг друзей. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Не забывайте, что это еще и завершающее мероприятие дня. Он должен подготовить детей ко сну, а не развлечь.

 

I. Правила огонька:

1). Участники «огонька» садятся в круг, чтобы все могли видеть друг друга, на одном уровне. Если большинство распологается на полу, то всем стоит расположиться там же. Прекрасно подходит большой ковер, или одеяла. Сидящий за кругом не имеет право говорить.

2). Наличие живого огня (обычно в центре круга) у костра или при свечах. В последнее время часто используют гирлянду. И все же, свеча гораздо теплее.

3). Необходимый эмоциональный настрой: говорят не громко, чтобы не разрушать созданную атмосферу. Нужно избегать повышенных тонов. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы – основная задача вожатого (ведущего «огонька»). Доброжелательная обстановка – это осознание чувства доверия, уважения, защищённости, здесь тебя ждёт помощь, а не критика.

4). Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией, фразами, реакцией и т.д. Так же Ведущий контролирует и поведение остальных участников. Пресекает грубые, резкие высказывания, комментарии.

5). Тема огонька актуальна для большинства участников.

6). Говорим искренне, правдиво. Речь выступающего коротка и содержательна.

7). Время: не стоит затягивать, помните о возрастных особенностях.

8). Возможно наличие своих традиций огонька.

Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности). Можно записать их в уголке.

Законы огонька:

ü "Огонек идет – пока горит свеча" (если во время «огонька» свеча погасла случайно, то её зажигает тот, кто зажёг её в первый раз; если специально (шалость детей) - огонек прекращается).

ü Нельзя переходить через цент круга, или выходить из него до окончания огонька (иногда с младшими детьми возможны исключения). Так же как нельзя передавать через центр предметы.

ü "Когда говорит один – все молчат" (не перебивать говорящего, выступать только после того, как предыдущий закончил свою речь; чаще всего используют символическую вещь (значок, мягкая игрушка) передавая ее по кругу, говорит тот, у кого она в руках).

ü "Принцип здесь и сейчас" (все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы).

ü "Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки".

ü "Закон свободного микрофона" (высказаться имеют право все желающие, никто не может никого заставить говорить, сохраняется принцип добровольности)

II. Структура и виды огонька

Структура:

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Объявление темы, постановка проблемы.

3. Погружение в проблему.

4. Решение проблемы.

5. Песни.

6. Ритуал прощания.

Для разных видов огоньков возможна различная структура, все зависит от вашего творчества.

Огонек может включать в себя:

Обсуждение прожитого дня;

Откровенный разговор;

Время для творчества;

Приглашение гостя на огонек;

Песню;

Сюрприз для «огонька». 

Виды:

1). Огонек» знакомства - проводится в организационный период.

Цели:

- знакомство детей;

- выявление интересов и способностей каждого ребенка;

- закрепление законов и правил лагеря.

Традиционная форма проведения – все ребята, по кругу, рассказывают немного о себе. Первым начинает вожатый, предлагая схему рассказа. Но, из-за скованности, разного уровня умения общаться, не адаптированности, такие огоньки проходят достаточно сухо и формально. Лучше проводить знакомство в течение дня, а на таком важном первом мероприятии, стоит заняться снятием эмоционального напряжения детей.

2). Анализ дня

Цели:

- подведение итогов дня;

- планирование следующего дня;

- эмоциональная разгрузка.

       Начинает вожатый. Он напоминает, что произошло за день. Далее ребята по очереди рассказывают, как прошел день для них, оценивают его. Предложите им отвечать, например, на такие вопросы: как ты оцениваешь проведенное дело? Что сегодня в нашем отряде было хорошо? Чем понравился этот день? Кому говорим спасибо? Что было не очень хорошо и даже плохо? Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше? Что нужно учесть на будущее?

Последним говорит вожатый. Он подводит итог, оценивает работу и поведение отряда в течение дня.

       Чтобы такие огоньки не были скучными можно воспользоваться различными формами анализа и получения обратной связи. Например, строить дом из разноцветных кирпичей, использовать «Конверт откровений», «Ромашку», «Черный и белый камушки», «Дерево» и др.

3). Конфликтный (Может быть «откровенный разговор»)

Цели:

- обсуждение возникшей конфликтной ситуации в доверительной атмосфере;

- совместный поиск способа разрешения конфликта;

- снятие межличностного напряжения, эмоциональная разрядка;

Конечно же каждый отряд, как и любой коллектив переживает конфликтные ситуации. Но не старайтесь сделать из огонька разборки, которые могут вылиться в неконтролируемую ругань и скандалы. Требуются огромный опыт и небольшая отстраненность, чтобы правильно «разрулить» накал страстей. Но и закрывать глаза, на нарастающее напряжение, тоже нельзя. К конфликту надо быть готовым. Конечно же такой огонек – это большой, откровенный разговор, чтобы каждый высказал свое мнение относительно проблемы в отряде. Позиция вожатого на таком огоньке - - честный, справедливый арбитр (к которому прислушиваются, доверяют), способный правильно повести разговор, который поможет найти выход из сложившейся ситуации. Подготовьтесь заранее, подумайте, к какому результату хотите привести, и просчитайте ходы.

И помните, нельзя замалчивать проблему. Чем раньше начнете ее решать, тем меньше последствий. Ищите причину и старайтесь ее устранить.

4). Тематический

Цели:

- в зависимости от тематики

Такие огоньки проводятся в основной период смены. Но подготовку к ним, лучше, провести ДО начала сезона. Возможные темы: дружба, любовь, верность, честь.

Эти понятия стоит подкреплять литературными образами, аргументы, логика разговора, все слова и примеры – все должно быть убедительным.

Примеры:

· Вечна ли дружба?

· Что значит «любить»?

· Верность и предательство в жизни человека.

· Вредные привычки – проблемы личные или общественные?

· Слово не воробей – вылетит не поймаешь...

· Встречают по одежке – провожают по уму...

· Подвиг – мгновение или жизнь?

· Бедность – это не порок.

Сюда же можно отнести и «Огонек легенд». На таком огоньке можно рассказать ребятам интересную легенду или реальную историю, при чем можно как проанализировать ее, так и просто, прослушав легенду, разойтись спать.

5) Прощальный

Цели:

- подведение итогов сезона (награждение всех детей);

- подготовка к расставанию (чтобы прошло наиболее безболезненно);

Традиционная форма такого огонька – расскажи мне обо мне. Каждый может услышать о себе мнение своих друзей.

Этот огонек должен стать самым запоминающимся. Задача вожатого – поддержание высокого эмоционального настроя. Должны быть высказаны все самые теплые, ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией из-за отъезда или поводом высказать накопившиеся обиды. Пусть этот «огонек» продлится дольше обычного, начните его пораньше. Но не затягивайте до утра – режим есть режим.

Подготовьте сюрпризы от вожатых, небольшие памятные сувениры. Не сомневайтесь, они станут самым приятным подарком для них.

 

Советы:

 

1. Опыт показывает, что, проводя детский «огонек», лучше предложить фразу, с которой каждый начнет свое высказывание. Например, «Самое главное – это…», «Мне нравится, что…», «Больше всего на свете я боюсь…», «Я бы хотела, чтобы завтра…», «Я мечтаю о…», «Я хотела бы поблагодарить… за…», «Если бы я был волшебником, я бы…» и т.д.

2. Дети очень любят тайны. Начните «огонек» с какой-нибудь интересной легенды или истории.

3. Не затягивайте детские «огоньки».

4. Не забывайте учитывать возрастные особенности и особенности детей вашего отряда.

5. Придумайте свой (или подсмотрите у коллег) вариант аплодисментов. Это может быть постукивание указательным пальцем по ладошке, или потирание ладони об ладонь. Такой вариант, который не будет нарушать камерную обстановку, но и поможет ребятам высказать свое одобрение.

6. Проводите огонёк так, чтобы его отсутствие было большим наказанием для отряда.

 

III. Особенности проведения огоньков на разных возрастных группах.

Младший возраст (6-8 лет): из всех целей огонька наиболее важными являются – подготовить детей ко сну и привить ОСНОВЫ анализа.

- короткие, 20-30 минут;

- много интересных историй и сказок. Дети любят все таинственное и загадочное;

- высказываясь по кругу дети обычно повторяют друг друга, поэтому следует разбивать анализ на несколько частей: первые 3 человека высказываются по одной теме, следующие уже по другому событию, проблеме;

- не стремитесь к тотальному выполнению всех законов огонька. Детям в этом возрасте достаточно сложно усидеть долго на одном месте.

 

Средний возраст (9-11 лет):

- осторожно проводить конфликтные огоньки – дети в этом возрасте особо чувствительны к критике, несправедливости, своим недостаткам;

- будьте готовы к тому, что дети более склонны к спорам, бурному проявлению своих эмоций;

- основные конфликты – это «борьба полов» и «лидерство»;

- дети этого возраста не принимают на веру то, что слышат от взрослых, мнение сверстников более важно, поэтому точка зрения вожатого должна быть построена четко и наиболее убедительно.

 

Старший возраст (12-15 лет): интересны такие темы как дружба, любовь, одиночество, свобода...

- появляется желание понять себя, отвечать за себя, достичь личностного самоопределения, поэтому стоит проводить психологические игры, позволяющие каждому понять себя и свои возможности;

- у ребят формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки, поэтому следует уделить на это внимание при проведении огоньков, помочь ребятам правильно сформулировать свои жизненые цели.

 

Примеры игр, чаще всего проводимых на огоньках:

ü Паутинка;

ü Три слова (расскажи мне о себе; расскажи мне обо мне; расскажи о нашем отряде);

ü Бутылка пожеланий (Джин в бутылке);

ü Горячий стул, золотой стул;

ü Ромашка, конверт вопросов;

ü Черное и белое;

ü Мой портрет в лучах солнца, Американская открытка;

ü Круг молчания;

ü Наедине с собой;

ü Камушек в ботинке.

 

Оформление в лагере

Оформление является незамысловатой, но важной составляющей деятельности вожатого в детских оздоровительных лагерях. Именно вожатого! Ведь обычно на его плечи ложится организация образовательного пространства отряда (в нашем случае, это оформление отрядного уголка, стендов, визитки, выставки творческих работ детей и т.д.).

Функции оформительской деятельности в детском оздоровительном лагере:

1. Создание условий для комфортного проживания. Лагерь для детей и подростков становится временным домом, который необходимо оформить в этой логике, сделав его уютным, красочным, комфортным.

2. Привлечение внимания, повышение заинтересованности в мероприятии. Яркое и красочное оформление мероприятия, костюмы, различный реквизит только сконцентрируют внимание на каком-либо мероприятии и сделают его более интересными для детей.

3. Создание условий для актуализация творческого потенциала детей. Каждый ребенок имеет творческие задатки и возможности, которые можно реализовать в любой оформительской деятельности лагеря, ведь творческий потенциал ребенка развивается в продуктивных видах деятельности (например, рисование, конструирование, лепка и т.д.).

 

В оформлении нуждаются следующие пространства:

  1. Оформление корпуса – обычно, выполняется заранее вожатыми. НО! Обратите внимание на то, что дети тоже могут принимать участие в данном виде оформления:

- оформление, подготовленное взрослыми – подготавливается до заезда детей (табличка с номером отряда и возрастом детей, приветственные плакаты на дверь корпуса или холла, оформление вожатской, оформление дверей комнат детей, холла, прихожей)

- оформление, выполняемое самими детьми – выполняется в орг. период (оформление прихожей, дверей комнат, холла).

  1. Общее оформление лагеря

Территория лагеря становится дружелюбной, когда простые указатели выполнены в забавной форме, но при этом эстетическая концепция имеет место быть. Эти таблички можно делать как до заезда, так и во время смены вместе с детьми.

  1. Дружинный уголок.

Создается чаще всего подменными вожатыми, который размещается на видном месте, часто посещаемом детьми. Самым удобным в этом отношении является столовая.

Дружинный уголок отражает следующие рубрики:

ü название сезона

ü план сетку;

ü сведения об отрядах (название и эмблемы);

ü имена педагогического состава;

ü имена начальника лагеря, кого-то из персонала и медиков;

ü сведения об успехах в соревнованиях;

ü график чистоты уборки территории;

ü а также другие рубрики, зависящие от фантазии и желания вожатых. В дружинном уголке также могут располагаться рубрики, которые создаются самой сменой.

  1. Отрядный уголок

Является центральным знаковым пространством, в котором отображается вся жизнь отряда, его проблемы и достижения, важная информация и приятные сюрпризы. Так же отрядный утолок выступает в качестве средства для формирования творческой активности детей, расширения знаний, воспитания эстетического вкуса, мотивации к самореализации и творческой социализации.

 Отрядный уголок не статичная газета, а живое, творческое пространство.

Для оформления отрядного уголка можно выделить несколько принципов:

- должен быть «говорящим», т.е. содержание и рубрики были мобильными и вариативными;

- должен отражать все стороны жизни отряда (самообслуживание, самоуправление, спорт, дни рождения, участие в жизни лагеря, награды, перспективы);

- чтобы оформление и обновление Уголка, его рубрик производили дети.

Отражает следующие основные позиции:

ü Название отряда

ü Девиз отряда

ü Список детей

ü Распорядок дня

ü План-сетка

ü Стену почета, где располагаются достижения отряда

ü и другие дополнительные рубрики, например,

1. Отрядный календарь, раскрывающий основные периоды смены. В итоге каждое мероприятие фиксируется в этом календаре. Форма подачи календаря может быть различной. Отрядный календарь раскрывает важные события. Календарь выполняет функцию плана на смену. При этом важно мероприятия не просто обозначить на календаре, а дать им оригинальное название, которые раскрывают суть самого мероприятия.

2. Новостная лента полностью подчинена новостям и анонсам тех мероприятий, которые только что прошли или планируются, а также в новостной ленте имеются короткие репортажи и интервью.

3. Поздравления можно выделить в отдельную рубрику. Поздравления в отряде не только посвящены дням рождения, но и любым достижениям в жизни отряда и лагеря.

4. Отрядная песня, ее создание возможно на уровне компиляции, а, может, найдутся такие талантливые дети, которые смогут придумать свою песню.

5. Краткая информация о лагере и отряде. Информация о лагере постоянна, но она может со временем переноситься из уголка отряда в любое другое место в отряде. Форма подачи этой информации также может быть различной. Например, летопись лагеря в высказываниях отдыхающих или история лагеря в рисунках и фотографиях. В информации о лагере и отряде содержатся также официальные сведения (адрес, контактные данные).

6. Наши достижения представляются не только в выставке грамот, но и отзывов в адрес победителей.

7. Наши планы раскрывают ориентиры, к которым стремятся дети. Это важно отобразить в отрядном уголке, так как планы ставят сами дети. И в этом случае они несут ответственность, они становятся более собранными, целеустремленными.

8. Всякая всячина. В этой рубрике, как правило, размещаются такие материалы, которые актуальны «здесь и сейчас».

9. Книга жалоб и предложений может иметь самые разные обозначения и оформления, но на сути это не сказывается. В этой же рубрике может размещаться отрядная почта.

10. Отдельным направлением в отрядном уголке являются Законы и традиции отряда, которые каждый должен знать и выполнять.

11. «Веревка доверия». Это отличный способ наладить наиболее доверительное общение между вожатыми и отрядом. В углу отрядного холла натяните веревку с прищепками (скрепками). Каждый ребенок может прикрепить к веревке листок бумаги и на одной стороне написать волнующий его вопрос, а на другой стороне вожатый пишет ответ.

12. «Тайная почта». Это один из наиболее простых путей по созданию положительного взаимодействия детей друг с другом. В первые дни смены напишите на маленьких бумажках имя каждого ребенка (можете включить и себя). Смешайте их и предложите каждому вытянуть бумажку с именем (если вытащил свое, то тянет еще раз), ребенок запоминает имя, но никому не говорит. Таким образом, у каждого оказывается «тайный друг по переписке». В течение всей смены ребята каждый день пишут «своему другу» какие-нибудь приятные слова, делают маленькие поделки, сюрпризы. В конце смены они должны угадать, кто же все это время оказывал им знаки внимания.

13. «Градусник настроения». При помощи этого градусника ребенок в любой момент может выразить свои эмоции, изменив показатель градусника в соответствии со своим настроением. Изготовить градусник можно из куска картона и двух связанных в кольцо разноцветных тесемок (различные настроения вы можете отобразить как словами, так и рожицами).

14. «Ромашка». Посередине листа ватмана нарисуйте окружность — серединку цветка. Сделайте вокруг надрезы и вставьте туда ярко раскрашенные вырезанные из другого ватмана (или из цветной бумаги) лепестки. При помощи этих лепестков можно распределять методом жеребьевки задания по уборке, дежурству в столовой и т.д.

15. «Забор гласности». Это может быть один или несколько листов ватмана, оформленных в виде забора и прикрепленных к стене. В течение смены каждый может подойти к «забору» и написать на нем все, что вздумается. Это поможет вожатым отслеживать настроение ребят, держать руку на пульсе всего происходящего в отряде, а администрации лагеря — сохранить стены и забор в чистоте.

16. «Пальма лагеря». Поместите в ней правила и законы лагеря. Повесьте пальму в отрядном месте, чтобы она всегда была перед глазами ребят. Правила можно юмористически обыграть: так они будут легче и менее конфликтно усвоены ребятами.

17. Рубрика «Эти песни мы поем». Часто вожатый сталкивается с тем, что ребята по много раз просят написать слова и аккорды понравившихся песен. Отведите в отрядном уголке место, где тексты наиболее популярных у ребят песен будут находиться постоянно и любой из желающих сможет подойти и переписать их в любое время.

18. Конкурс, который можно проводить в течение всей смены в отрядном уголке и который развеселит и детей, и вожатых, и даже администрацию лагеря, это —конкурс «Крылатая фраза дня». Предложите ребятам продолжить «список», периодически (каждые 3-4 дня) подводите итоги, определяя и награждая «интереснейшую фразу сезона».

 

  1. Оформление игр, КТД и мероприятий

При проведении отрядных или дружинных игр, или КТД вам тоже может понадобиться оформление. К их числу относятся: реквизит, название КТД, место проведения, маршрутные листы и т.п.

Для проведения дружинных мероприятий оформляются сами места проведения с указанием названия станции, места проведения тех или иных этапов мероприятия, необходимого реквизита. Если мероприятие проводится на сцене, то обязательно оформляется задник сцены и делается оформление зала, идет изготовление бутафории, приглашений, программок и т.д. в соответствии с тематикой сезона, с тематикой мероприятия или общей концепцией отряда.

  1. Награды

Как правило, награды делают вожатые до начала смены:

  • медали;
  • грамоты;
  • призы;
  • сертификаты и пр.

Однако могут быть и награды, которые утверждают сами дети.

 

Грамоты бывают:

1) Рисованные.

2) Ксерокопированные — рисуете или набираете на компьютере и размножаете с помощью ксерокса. Если ксерокс черно-белый, то можно раскрасить их, используя разные материалы.

3) Коктейль-грамоты, составленные из вырезок по принципу коллажа.

4) Отпечатанные на цветном принтере.

5) Купленные в магазине.

6) Сделанные своими руками из подручных материалов: диски, пластинки, трафарет, открытки и пр.

Все грамоты должны быть аккуратными, яркими, подходить по тематике мероприятия. Грамоты, купленные в магазине, можно использовать для награждения на официальных или серьезных мероприятиях (открытие, закрытие, Олимпиада, Зарница).

  1. Костюмы.

Для изготовления костюмов используйте все подручные средства, в том числе и бросовый материал. Важно, чтобы все костюмы были оправданы и соответствовали характеру и содержанию Возможные рубрики для отрядного уголка.

На сегодняшний день большой проблемой является задидактированность во всех сферах жизнедеятельности детей. Взрослым, почему-то, все время хочется сделать за детей то, что они вполне могут сделать сами. Так что не бойтесь давать детям возможность самим заниматься оформительской деятельностью. Но дать возможность детям и подросткам проявить активность и инициативность вовсе не означает самоустранение со стороны вожатого и организаторов лагеря. Необходимо создать атмосферу команды, в которой от деятельности каждого зависит успех общего дела.

 

 



Приложения

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1789.