Стратегия предпринимательской деятельности — это определение долговременных целей и ресурсов при их достижении. От нее в значительной степени зависит успешная и устойчивая работа сельскохозяйственных товаропроизводителей. Различают стратегии: товарную (рыночную), ценовую и финансовую.
Товарная (рыночная) стратегия состоит в определении потенциальных возможностей производства и реализации продукции (работ, услу!) на основе технико-экономического обоснования с последующим составлением бизнес-плана. Товарная стратегия необходима как для вновь организующегося, так и для действующего предприятия. При этом рекомендуется соблюдать следующие основные принципы.
Получение максимума прибыли в результате внедрения научно-технических достижений и передовой практики, организации производства новых видов продукции, применения прогрессивных технологий и высокопроизводительной техники, использования маркетинговых исследований и осуществления других новаторских мероприятий.
Гибкость в определении стратегии, которая предполагает изменение и структуры товарной продукции в результате изменения рыночного спроса, совершенствование намечаемой технологии на основе новых достижений научно-технического прогресса, замену рынков сбыта на более выгодные и т. д.
Рациональный выбор стратегической роли на рынке предусматривает, что предприятие может быть лидером, претендентом на лидерство, ведомым другими лидерами и новичком. Если предприятие станет лидером, то ему придется защищаться от претендентов на лидерство и применять соответствующие меры, например, распространять информацию о снижении цен, диверсифицировать производство, укреплять позиции на перспективных рынках. Претендент на лидерство будет использовать те же приемы и, прежде всего, рекламу, изменение цен, обновление продукции. Ведомый не станет участвовать в конкуренции и будет следовать за лидером и претендентом на лидерство по проторенному пути, держась от них на определенном расстоянии. Новичок попытается найти свою нишу на рынке, которая должна быть достаточно крупной, перспективной и не вызывающей интереса у конкурентов.
Стратегическая роль на рынке обусловливается также размерами и специализацией предприятия. Если оно крупное и будет развивать одну-две отрасли, то сможет поставлять продукцию на рынок большими партиями и быть лидером. Мелкие хозяйства, хотя и не имеют такого преимущества, но более гибкие в производстве и реализации продукции в соответствии с запросами потребителей и быстрее приспосабливаются к отдельным сегментам рынка.
Использование выгодных этапов жизненного цикла продукции путем проведения маркетинговых исследований. Это позволяет спрогнозировать возможные изменения потребностей покупателей и необходимость соответствующей перестройки производства в намечаемом периоде. Например, при сокращении жизненного цикла товарной продукции целесообразно принимать меры по его удлинению или прекращать ее производство. Одновременно следует предусматривать переход на выпуск новых товаров с получением более высоких доходов на этапах внедрения и роста спроса. Этого можно достичь путем освоения рациональных севооборотов и культурооборотов, использования наибольшего спроса потребителей на ранние овощи, картофель, ягоды и др. Так, в начале июля, когда начинается массовый сбор огурцов в открытом грунте, многие тепличные комбинаты ликвидируют эту культуру и высаживают томаты с таким расчетом, чтобы не затовариться ранними овощами летом, а поставлять их осенью после завершения уборки на полях.
Ценовая стратегия заключается в обосновании уровня цен и причин их изменений в период намечаемой предпринимательской деятельности, исходя из того, что они должны возмещать затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и обеспечивать получение прибыли. При этом максимальные цены могут быть установлены только при высоком покупательском спросе, а минимальные и средние — в зависимости от конкуренции на рынке и целей предприятия.
Кроме того, ценовую стратегию определяет жизненный цикл товарной продукции, каждый этап которого характеризуется своими особенностями. Например, если намечается организовать выпуск нового вида продукции, то возможны два следующих альтернативных варианта.
Стратегия «снятия сливок» состоит в установлении на первых получить значительную прибыль при больших затратах. Она будет сдерживать также покупательский спрос, что важно в условиях недостатка производственных мощностей в этот период, формировать у потребителей мнение о хорошем качестве продукции, ее престижности, и облегчит реализацию при снижении цены на последующих этапах жизненного цикла.
Стратегия «проникновения на рынок» предусматривает установление низкой цены на продукцию, чтобы увеличить объемы продаж, численность покупателей, занять значительную часть рынка и закрепиться на нем. Она предпочтительна для крупных предприятий, так как позволяет за счет большого объема реализации компенсировать потери прибыли из-за низкой цены, а также сдерживать проникновение на рынок мелких предприятий, у которых себестоимость продукции, как правило, выше.
При определении ценовой стратегии целесообразно разрабатывать систему цен на все виды продукции, в том числе на новые более привлекательные сорта и гибриды, продукцию для разных групп потребителей (перерабатывающие, торговые предприятия, общественное питание, оптово-розничные рынки и др.), что обеспечит больший объем реализации и получение максимальной прибыли.
Финансовая стратегия представляет собой прогноз потребности в ресурсах, необходимых для достижения долговременных целей, и источников их поступления. Она позволяет более реально оценить обоснованность и выполнимость товарной и ценовой стратегий.
Для предпринимательской деятельности необходимы трудовые (в том числе фонд оплаты труда), материально-технические и финансовые ресурсы, а источниками их поступления могут быть как собственные, так и заемные средства. Важно также определить основные направления капитальных вложений (мероприятия по улучшению земель — орошение, осушение и т.д., приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство производственных помещений и сооружений, закладка и реконструкция многолетних насаждений и др.), их объемы, сроки окупаемости, возможность привлечения внешних инвестиций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.