ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Понятие цены. Спрос и предложение. Особенности рыночного ценообразования.

2. Политика ценообразования и виды цен.

3. Этапы расчета цен. Эластичность спроса.

 

1 ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Проблемы ценообразования относят к наиболее сложным вопросам организации предпринимательской деятельности, поскольку каждое предприятие должно выдержать конкурентную борьбу и реализовать товар с выгодой для себя, т. е. получить тот объем прибыли, который даст возможность предприятию поддерживать и развивать производство в дальнейшем.

Под ценой обычно понимают стоимость товара (работы, услуги) в денежном выражении, т. е. цена — это сумма денег, за которую производитель готов продать товар, а покупатель — его приобрести. Величина цены зависит от множества факторов: величины затрат на производство и реализацию продукции, нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения на конкретный товар, степени конкуренции на определенных рынках сбыта и т. д.

Для решения этого вопроса о формировании цены товара, прежде всего, необходимо установить особенности рыночного механизма ценообразования на основе спроса и предложения.

Под спросом в рыночной экономике понимают то количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен, действующих в течение определенного периода времени.

Анализ спроса проводится в двух вариантах: в виде таблицы и в виде графика. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены и с точки зрения количественной оценки приобретаемого товара.

Закон спроса выражает обратную связь между ценой и величиной спроса: чем ниже цена товара, тем выше на него спрос, и наоборот. На величину спроса влияют две группы факторов:

· ценовые;

· неценовые.

К ценовым факторам относят:

1. величину цены (высокая цена всегда служит препятствием для товаров и услуг, а низкая цена стимулирует покупку);

2. принцип убывающей предельной полезности (каждые последующие единицы аналогичного купленного товара (по неизменным ценам) приносят все меньше и меньше удовлетворения потребителю);


3. эффект дохода (потребитель может больше приобрести какого-то товара, не отказывая себе одновременно в покупке других). Иными словами, низкая цена всегда увеличивает покупательную способность населения и способствует росту его жизненного уровня;

4. эффект замещения (потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми).

Обратную связь между ценой товара и величиной спроса можно проследить на графике (см. рис.3)

 

К неценовым факторам спроса обычно относят:

1. число покупателей (рост числа потребителей всегда приводит к увеличению спроса);

2. потребительские вкусы и предпочтения влияют на спрос под воздействием моды, рекламы, изменения свойств и качества отдельных товаров и т. д.;

3. доходы потребителей (напрямую связаны со спросом — рост доходов всегда ведет к увеличению спроса на товары и услуги). Однако предприниматели должны учитывать два обстоятельства. Во-первых, существуют так называемые товары высшей категории, или нормальные товары, и товары низшей категории. Спрос на них изменяется под воздействием роста (снижения) доходов в противоположном направлении. Так, если у всех групп населения наблюдается рост доходов, превышающий известный уровень, то в этом случае потребители стараются приобретать товары и услуги высокого качества (например, экологически чистые продукты питания, товары и одежду из натурального сырья и т. д.). Если же наблюдается повышенный спрос на товары низшей категории, например, одежду, обувь, товары длительного пользования, бывшие в употреблении, или низкосортные дешевые товары, то речь идет о резком снижении доходов потребителей.

4.цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие). К взаимозаменяемым товарам обычно относят: чай — кофе, маргарин—сливочное масло и т. д. Для этой группы товаров характерна прямая связь: рост цен на один вид товара приводит к увеличению спроса на другой, более дешевый. К взаимодополняющим товарам, или, как их еще называют, сопутствующим, относят продукцию, которая как бы представляет своеобразную пару, т. е. один товар не имеет для потребителя ценности без другого. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль—бензин; магнитофон - кассета; аппарат — фотопленка и т. д. Между спросом и ценой на сопутствующие товары существует обратная связь: снижение (увеличение) цены на один из товаров (например, фотоаппараты) может существенно увеличить (снизить) спрос на другой (в данном случае на фотопленку и фотоматериалы).

5. потребительские ожидания (обычно касаются трех важнейших критериев: возможные цены, возможные доходы и наличие товаров в ожидаемом будущем).

Все вышеперечисленные неценовые факторы будут влиять на спрос. В этом случае его увеличение (см. рис. 3) будет сдвигать кривую спроса вправо (линия D2D2 ) а уменьшение — влево (линия D1 D1).

Под предложением в рыночной экономике понимают зависимость, показывающую разное количество продуктов, которое производитель желает и способен произвести и предложить к реализации на


рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного промежутка времени.

Закон предложения выражает прямую связь между ценой и величиной предложения: чем выше цена товара, тем больше товара предлагается на рынке и наоборот. На величину предложения влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относят оптимальный размер цены, которая служит своеобразным стимулом к производству, поскольку обеспечивает предпринимателю выручку за каждую единицу товара.

К неценовым факторам, влияющим на предложение, относят:

1. цена на ресурсы, которые использует предприниматель для производства продукции (товаров, услуг). Если цена на ресурсы будет падать, то предложение товаров будет расти, и наоборот;

2. налоговые отчисления и величина дотаций. Рост налогов будет вести к снижению предложения. Дотации, наоборот, считаются стимулом роста производства;

3. совершенствование технологии производимой продукции;

4. цены на сопряженные товары (так, если цены на взаимозаменяемые товары будут снижаться, то это заставит производителя отказываться от выпуска одних товаров в пользу других);

5. ожидание изменения цен. В случае прогнозирования высоких цен предприятия или индивидуальные производители могут сознательно придерживать товар, что вызовет сокращение текущего предложения. С другой стороны, высокие цены могут побудить производителя войти в данную отрасль производства и тем самым увеличить предложение данного товара на рынке.

6. число продавцов (чем их больше на рынке, тем больше рыночное предложение);

 

 

 

Прямую связь между ценой и величиной предложения можно проследить на графике (см. рис. 4). При увеличении предложения график будет сдвигаться вправо (линия S1S1), а при уменьшении — влево (линия S2S2). Действие механизма рыночного ценообразования прослеживается при сопоставлении графиков, изображенных на рисунках 3 и 4.

В этом случае по горизонтали совмещаются линии спроса и предложения (Q) и обозначаются как количество какого-либо продукта за исследуемый промежуток времени. По вертикали по-прежнему остается цена товара (см.рис. 5).

Оба графика пересекаются в одной точке, которой соответствуют два значения: количество товара (в данном случае 3) и цена товара (в данном случае 60). Эта точка называется "ценой равновесия", "равновесной ценой" или "ценой рыночного клиринга". В этой точке совпадают интересы производителя и покупателя на рынке, поскольку при цене 60 единиц количество товара, которое предприниматель желает произвести и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое покупатели могут и в состоянии приобрести (3 единицы м, шт., л, кг и т. д.). Таким образом, на рынке нет ни дефицита, ни излишка продукции.

 

 

Если цена товара, по которой предприниматель желает и может его продавать, составит 80 единиц, т. е. выше точки равновесия, то потребители перестают осуществлять покупки. Возникает ситуация перенасыщение рынка товаром. Если цена товара будет ниже точки равновесия (допустим, 40 единиц), то на рынке возникает ситуация превышения спроса над предложением, т. е. дефицит.

 

2 ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ ЦЕН

В реальной практике предприниматель сталкивается с множеством сложных проблем при определении реальных цен и при выборе оптимальной политики ценообразования.

При выработке долгосрочной политики ценообразования предприниматели должны ориентироваться на рыночную стратегию, в которой центральное место занимают вопросы оценки, стимулирования и удовлетворения спроса на товары. Ценообразование должно учитывать множество факторов. При определении цен предприниматели исходят из производственных затрат. Однако ориентация только на затратные факторы приводит к целому ряду негативных последствий, в частности, приведение цен в соответствие с издержками производства часто мешает предпринимателям ориентироваться на выпуск и предложение новых товаров на рынке. Следовательно, работа в области ценообразования должна быть нацелена на нахождение оптимальной цены, которая бы, с одной стороны, заинтересовала потребителя, а с другой — компенсировала все издержки предпринимателя.

В рыночной практике существует большое многообразие видов цен, которые позволяют предпринимателям ориентироваться в особенностях ценообразования на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:

1 .Фиксированные цены обычно устанавливаются государством на предметы первой необходимости или на так называемые монопольные товары (алкоголь и табачные изделия). Фиксированные цены не подлежат изменению в заключаемых контрактах.

2. Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. Такие цены подвержены изменению, они снижаются и повышаются в зависимости от целого ряда факторов.

3. Биржевые котировки являются ценовыми показателями для биржевых товаров, например, сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д. Эти цены отражают все изменения в спросе и предложении на определенный товар и, следовательно, дают уровень цен на определенный момент времени.

4. Справочные цены используются для не биржевых товаров. Эти цены обычно публикуются в специальных отраслевых материалах или фирменных каталогах. Справочные цены не так информативны, как биржевые, поскольку отражают тенденции развития цен с определенным временным интервалом.

5. Стандартные цены ориентированы на прочно выявленные потребительские вкусы и предпочтения и устанавливаются по общему согласию продавцов. Эти цены охватывают всех потребителей данного товара независимо от их доходов.

6. Оптовые цены используются при оптовых закупках и продажах товара.

7. Розничные цены формируются на основе оптовых цен с учетом розничной скидки для компенсации затрат по организации розничной торговли.

8. Регулируемые цены отклоняются от заданного базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.

9. Трансфертные цены используются для коммерческих сделок в рамках одного предприятия, фирмы. Используются по готовым изделиям, полуфабрикатам, сырью, материалам, по управленческим и


иным услугам.

10. Мировые цены — это типичные цены товаров, рассчитанные по их базовым качественным характеристикам. Эти цены зависят от спроса и предложения на мировом рынке и служат ориентирами для заключения сделок.

11. Экспортные цены — это цены товара при выходе за рубеж. При их определении учитывают таможенные пошлины, расходы по страхованию, расходы на транспорт, погрузку, разгрузку и упаковку, расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и т. д.

12. Престижные цены используются для потребителей с высоким уровнем доходов.

13. Договорные цены — это цены товаров (работ, услуг), установленные соглашением сторон в договоре (контракте).

 

3 ЭТАПЫ РАСЧЕТА ЦЕН. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Ценовая политика отдельных предприятий постоянно изменяется в зависимости от множества факторов, однако этапы расчета цен представляют собой унифицированный набор работ, который выполняется на каждом предприятии. В этом общем виде к основным этапам определения цен относят:

1. Постановку задач ценообразования.

2. Определение спроса.

3. Оценку издержек.

4. Анализ товаров и цен у конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6.Установление окончательной цены.

Цели, которые стремятся достичь предприятия с помощью своего товара, могут быть следующими:

1. выживаемость на рынке (данная цель выбирается в условиях жесткой конкуренции и при необходимости идти на ценовые уступки до тех пор, пока низкие цены покрывают издержки производства);

2. максимизация прибылей (эта цель целесообразна при необходимости увеличения текущей прибыли, когда есть возможность выбора рыночной цены, максимально возмещающей издер­жки);

3. завоевание лидерства по показателям доли рынка (эта цель устанавливается в том случае, когда предприятие ведет целенаправленную политику приращивания своего рынка (т. е. увеличения числа покупателей) за счет максимально возможного снижения цен);

4. завоевание лидерства по показателям качества товара. Выбор этой цели обусловливается стремлением предприятия добиться того, чтобы его товар стал самым высококачественным на рынке.

Степень ценовой эластичности (коэффициент эластичности) оценивается по формуле: процентное изменение количества спрашиваемой продукции

Ed = ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СПРАШИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

                                     ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ

или

Ed = ИЗМЕНЕНИЕ КОЛ-ВА СПРАШИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ  : ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ

       ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ КОЛ-ВО СПРАШИВАЕМОЙ ПРОД. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА

 Коэффициент эластичности Ed — это абсолютная величина. Если он больше единицы, то спрос считается эластичным и цены на изделия можно снижать, так как предприятие получит больший суммарный доход от общего объема продаж. При Ed меньше единицы спрос считается неэластичным и снижение цен проводить нельзя.

Рассмотрим расчет Еd нa конкретном примере. Допустим, что первоначальная цена товара составляла 300 рублей и объем спроса на нее составлял 60 единиц. При снижении цены до 200 рублей спрос увеличивался до 100 единиц. В этом случае:

Ed = 100 – 60 : 300 – 200 = 40 : 100 = 2

          60         300          60 300

 

Следовательно, в нашем примере спрос считается эластичным, так как Ed больше единицы и снижение цен способно принести дополнительную прибыль.


Выбор метода ценообразования осуществляется исходя из трех основных факторов:

1) себестоимости продукции, которая образует минимально возможную цену;


2) цен конкурентов и цен товаров-заменителей, которые определяют средний уровень цен, которых следует придерживаться на рынке;

3) уникальность достоинств товара, которые определяют максимально возможную цену.

В реально действующей практике существует много методов ценообразования, но следует рассматривать наиболее значимые из них:

1) "средние издержки плюс прибыль" (состоит в начислении определенной наценки на себестоимость товара);

2) метод установления цены исходя из "ценности товара для потребителя" (основным фактором ценообразования считают не издержки производителя, а покупательское восприятие);

3) метод, основанный на определении уровня текущих цен (в этой ситуации предприятия меньше обращают внимание на показатели собственных издержек или спроса, а отталкива­ются от цен конкурентов);

4) метод установления цен на основе закрытых торгов связан с получением выгодных подрядов или заказов. Обычно выигрывает тот, кто предлагает минимальную цену.

На этапе установления окончательной цены производители должны учитывать ряд дополнительных факторов. Во-первых, очень многие покупатели ассоциируют высокую цену товара с его престижностью и качеством. Именно поэтому многие предприятия умудряются сбывать плохой товар, когда повышают его цену. Во-вторых, при установлении цен используют чисто психологическое восприятие потребителями цифр. Допустим, у конкурента стереоустановка оценена в 300 долл., а мы на­значаем — 299 долл. Для многих потребителей его цена станет уже не 300 долл., а только 200 с лишним долл., что будет способствовать увеличению спроса. В-третьих, при установлении цен предприятия должны учитывать реакцию оптовых торговцев, конкурентов, органов государственного контроля за ценами и т. д., поскольку с их стороны могут возникнуть жалобы, претензии, отказ от товара, ответное повышение цен или запрет на торговлю по данным ценам.

 






ТЕМА 6 БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1. Значение и структура бизнес-плана

2. Изучение рынка продукции

3. Планирование предпринимательской деятельности, правовое обеспечение, оценка рисков

4. Финансовый план и стратегия финансирования

1. ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Основной плановый документ предпринимателя — бизнес-план, который представляет собой программу действий в определенных условиях. Без такого документа рискованно начинать какое-либо производство, трудно оценить свои возможности, предвидеть ожидаемые трудности.

Бизнес-план рекомендуется составлять для крестьянских (фер­мерских) хозяйств, для производства новых видов продукции на действующих сельскохозяйственных предприятиях, для вновь организуемых или преобразуемых в другие организационно-пра­вовые формы предприятий, а также в случае привлечения круп­ных инвестиций. Его разрабатывают обычно на предстоящий год с детализацией показателей по месяцам или кварталам, а при необ­ходимости — и на последующие годы (до 5 лет) с определением лишь основных направлений деятельности. Эту работу выполняют специалисты по бизнес-планированию с участием самих предпри­нимателей.

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

определить степень жизнеспособности и будущей устойчивос­ти предприятия в условиях конкуренции;

установить конкретные ориентиры предпринимательской дея­тельности в виде системы количественных и качественных пока­зателей;

оценить материально-технические, трудовые и финансовые возможности предпринимателя;

обосновать инвестиции в производство и получить заемные де­нежные средства;

снизить риск в предпринимательской деятельности.

Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам, кредиторам и партнерам, которые должны быть уве­рены в реальности и эффективности намечаемой предпринима­тельской деятельности. Поэтому показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений. Их приукра­шивание может создать недоверие у заинтересованных лиц и утра­ту репутации предпринимателя.

Содержание бизнес-плана целесообразно излагать кратко и до­ходчиво без общих теоретических положений, расплывчатых рас­суждений, перенасыщения терминологией, доступной лишь для узких специалистов. В него необходимо включать ту информа­цию, которая имеет непосредственное отношение к данной дея­тельности.

При разработке бизнес-плана применяют разные варианты его структурного построения, которые отличаются количеством, со­держанием и объемами разделов. Для сельскохозяйственных това­ропроизводителей целесообразно использовать примерную струк­туру бизнес-плана, состоящую из 12 разделов и приложения.

Вначале оформляют титульный лист, на котором указывают заголовок плана, дату завершения его подготовки, авторов, полное название и адрес предприятия. Затем располагают оглавление, где приводят заголовки и страницы разделов и приложения.

Далее размещают раздел 1 «Резюме», но излагают его после раз­работки других разделов, когда появляется полная ясность о наме­рениях и предполагаемых результатах деятельности предпринима­теля. Оно должно содержать цель плана, его основные положения и выводы, быть кратким, но исчерпывающим. Из него заинтере­сованные лица должны получить необходимую информацию, убе­диться в новизне, привлекательности, реальности и эффективнос­ти предпринимательской идеи. Важно иллюстрировать резюме показателями о производстве и реализации продукции, прибыли, уровне рентабельности.

Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» включает его местоположение, структуру, размеры производства, объемы и рай­оны реализации продукции. Если бизнес-план составляют для действующего предприятия, то указывают, кроме того, уровень

использования ресурсного потенциала, достигнутые результаты работы, финансовое состояние.

В разделе 3 «Характеристика товарной продукции» приводят ка­чественные показатели тех видов продукции, которые планируют­ся для реализации покупателям, указывают их потребительские, экологические и другие привлекательные свойства, а также конку­рентоспособность.

Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» включает результаты изуче­ния спроса на продукцию, емкости рынка, возможного объема продаж.

В разделе 5 «Оценка конкурентов» анализируют состояние кон­куренции по соответствующим видам продукции, выявляют по­тенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедре­нию и удержанию своих позиций на рынке.

Раздел 6 «Стратегия маркетинга» содержит вопросы ценообра­зования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения.

В разделе 7 «Производственный план» разрабатывают программу развития основного, вспомогательных и подсобных промышлен­ных производств.

В разделе 8 «Организационный тан» характеризуют персонал предприятия, определяют кадровую политику.

В разделе 9 «Юридический план» рассматривают правовое обес­печение предпринимательской деятельности.

В разделе 10 «Оценка рисков и управление ими» определяют веро­ятные риски и потери от них.

В разделе 11 «Финансовый план» показывают ожидаемые финан­совые результаты.

Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребность в финансовых ресурсах, их источники, сроки возврата.

В приложении размещают вспомогательные материалы, расчет­ные таблицы и другую дополнительную объемную информацию.

Ниже содержание основных разделов бизнес-плана рассмотре­но более подробно.

2. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ПРОДУКЦИИ

Характеристика товарной продукции. Этот раздел излагают в та­кой последовательности: виды товарной продукции; ее отличи­тельные качества и уникальность; направления совершенствова­ния производства, в том числе переработки, наличие авторских свидетельств и других документов об интеллектуальной собствен­ности; отношение к производству новой продукции; учет мнений потребителей; дизайн и упаковка.

Особое внимание обращают на привлекательность продукции, которую предприниматель намерен предложить покупателю и которая должна заинтересовать инвесторов и кредиторов. Жела­тельно, чтобы перечень продукции содержал хотя бы один новый вид или более продуктивные сорта (гибриды) культур, имеющие особые качества и пользующиеся повышенным спросом. Можно проиллюстрировать их фотографиями или рекламными проспек­тами, указать авторские свидетельства. Важно организовать вы­пуск экологически чистой продукции.

Если имеется или проектируется собственное перерабатываю­щее производство, то необходимо охарактеризовать ассортимент и качество консервов, соков и т. д.

Вместе с тем продукция должна быть не только привлекатель­ной для покупателя, но и конкурентоспособной, т. е. иметь пре­имущества перед продукцией других товаропроизводителей. Этих преимуществ можно достичь за счет сокращения затрат и выпуска более дешевой продукции, что важно для многих потребителей, или путем усиления специализации производства на отдельных видах изделий, обладающих особыми свойствами. В данном слу­чае для покупателей цена будет иметь меньшее значение, чем воз­можность приобрести высококачественную продукцию.

Рынки сбыта продукции. В данном разделе указывают результа­ты изучения рынков, на которых намечается реализовать продук­цию, их емкость, характеризуют сегменты рынков, определяют наиболее перспективных покупателей, планируют объемы про­даж. Изучение рынков — это основа для прогнозирования успеш­ной предпринимательской деятельности.

Прежде всего, важно определить текущий и перспективный спрос на продукцию, который зависит от уровня доходов покупа­телей, структуры их расходов, национально-культурных, климати­ческих и других факторов. Текущий спрос устанавливают на осно­ве использования показателей статистических и сельскохозяй­ственных органов за предшествующий год или материалов эксперт­ного обследования, перспективный — путем выделения ключевых факторов, оценки их влияния на спрос и применения статисти­ческих методов прогнозирования.

Количественно спрос на продукцию измеряют такими показа­телями, как емкость рынка (максимально возможный объем спро­са на конкретном рынке) и объем рыночного спроса (количество продукции, которое будет куплено в регионе группой потребите­лей за определенный период). Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса представляет нишу, которую может использовать предприниматель при осуществлении бизнес-плана.

Затем рассчитывают потенциальный объем продаж продукции, исходя из земельных, материально-технических, трудовых и фи­нансовых ресурсов, а также реальный объем продаж на основе сег­ментации рынка (разделение потребителей на группы, или сег­менты, по определенным признакам — социальному положению, уровню доходов, возрасту и т. д.). Каждую группу потребителей оценивают по величине возможного объема потребления и плате­жеспособности, выделяют из них более перспективных покупате­лей и рассчитывают реальные объемы продаж.

Оценка конкурентов включает анализ и прогноз состояния кон­куренции на рынках. Здесь указывают предпринимателей, предла­гающих аналогичную продукцию, а также ее объем, динамику и долю продаж; характеризуют качество, упаковку, цены; отмечают сильные и слабые стороны конкурентов и преимущества перед ними, предполагают их возможные действия (расширение ассор­тимента и улучшение качества продукции, снижение цен, увели­чение расходов на рекламу); намечают мероприятия по защите от конкуренции и удержанию своих позиций на рынках.

Важно объективно охарактеризовать потенциальных конкурен­тов, что позволит заслужить уважение инвесторов, кредиторов и партнеров.

Чтобы внедриться и удержать свои позиции на рынках, необхо­димо разработать мероприятия с учетом факторов, определяющих целесообразность и эффективность предпринимательской дея­тельности. К ним относят:

определение размера производства продукции, исходя из своих возможностей и уровня конкуренции;

выход на рынок на том этапе жизненного цикла товара, кото­рый имеет наименьшую конкуренцию;

использование предпочтений и сложившихся традиций поку­пателей продукции;

наличие собственного капитала и возможности получения его от инвесторов и кредиторов для успешного закрепления на рынках;

преимущества конкурентов, выпускающих аналогичную про­дукцию;

возможности доступа к сложившимся каналам реализации;

государственная политика, ограничивающая или способствую­щая развитию предпринимательской деятельности (лицензирова­ние, стандартизация, налогообложение, государственные целевые программы и т.д.).

Стратегия маркетинга содержит основные цели, подход к цено­образованию, вероятную реакцию покупателей на повышение или понижение цен. Здесь рассматривают также схему распростране­ния товарной продукции, используемые виды рекламы и затраты на нее, методы стимулирования продаж, формирование обще­ственного мнения о намечаемой предпринимательской деятель­ности.

В сельскохозяйственном маркетинге руководствуются следую­щими принципами:

учет запросов потребителей, что означает необходимость удов­летворения потребностей покупателей, а не только получение максимальной прибыли;

борьба за потребителей путем повышения качества продукции, реализации ее по доступным ценам, использования рекламы, сер­висных услуг и др.;

максимальная ориентация производства на требования рынка, при которой виды, объемы и качество продукции должны соответ­ствовать рыночному спросу.

При разработке стратегии ценообразования рекомендуется при­держиваться определенной последовательности.

Вначале оценивают емкость рынка и выбирают сегменты, предпочтительные для предпринимательской деятельности. Опре­деляют типы (модели) рынка в зависимости от конкурентоспо­собности продукции. Различают рынок свободной конкуренции, для которого характерно большое число продавцов и покупате­лей, олигополистический с небольшим числом товаропроизво­дителей и монополистический, где действует один крупный предприниматель.

Устанавливают этапы жизненного цикла товарной продукции (разработка, внедрение, рост спроса, зрелость, падение спроса), в течение которых требуется неоднократно менять ценовую полити­ку. Формируют общие цели предпринимателя по ценообразова­нию (получение максимума прибыли в короткий период или ов­ладение определенной долей рынка с получением максимума при­были в долгосрочном периоде, или поддержание сложившегося положения на рынке).

Затем выбирают ценовую политику как один из следующих ва­риантов:

выход на новый рынок с установлением более низкой первона­чальной цены и повышения ее по мере закрепления на рынке;

внедрение нового вида сельскохозяйственной продукции по максимально высокой цене с последующим снижением ее до средней величины;

защита позиции на рынке с сохранением занимаемой доли пу­тем установления доступных для потребителя цен, удобных для него сроков и объемов гарантированных поставок продукции, ус­ловий платежа, повышения качества товара, его упаковки и др.;

последовательный проход по сегментам рынка с высокой це­ной в одном сегменте и дальнейшей поставкой продукции в дру­гие сегменты по сниженной цене;

быстрое возмещение затрат с установлением относительно не­высоких цен, обеспечивающих реализацию большого объема про­дукции и получение прибыли в короткие сроки;

удовлетворительное возмещение затрат с реализацией продук­ции по сравнительно стабильным ценам в течение 1—2 лет для получения запланированной прибыли;

стимулирование комплексных продаж с установлением низкой цены на базовое изделие в комплекте (например, трактор с сельс­кохозяйственными машинами и орудиями), что позволяет реали­зовать весь набор товаров и получить при этом прибыль;

ценовая дискриминация, предусматривающая реализацию од­ного и того же вида продукции по разным ценам в зависимости от места и времени продаж;

следование за лидером с установлением цены на уровне круп­ного конкурента, занимающего лидирующее положение на рынке.

Далее анализируют факторы, влияющие на уровень цен. Они могут быть внешние (спрос на продукцию, государственное регу­лирование цен, действия конкурентов по ценообразованию и др.) и внутренние (затраты на производство и реализацию продукции).

Завершают разработку стратегии ценообразования расчетом цены и определением системы скидок с нее, а также установлени­ем механизма корректировки цены с учетом этапов жизненного цикла продукции и возможной инфляции.

Наиболее распространенный способ определения цены осно­ван на установлении минимально приемлемого для предпринима­теля уровня прибыли по формуле:

            Ц=С/(1- П)

где Ц— цена единицы продукции, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.;

П — приемлемая доля прибыли в цене.

Например, себестоимость 1 ц картофеля составляет 160 руб., минимально приемлемая доля прибыли в цене — 0,2. Подставляя эти значения в формулу, находим, что цена 1 ц картофеля соста­вит 160 руб. : (1 - 0,2) = 200 руб.

В схеме распространения товарной продукции излагают функции по сбыту, выполняемые предпринимателем и передаваемые по до­говорам другим физическим или юридическим лицам, указывают наиболее предпочтительные каналы реализации. Если продажей продукции будет заниматься в основном собственная служба сбы­та, то рассматривают такие вопросы, как численный и квалифика­ционный состав персонала, необходимость его обучения, обеспе­чение транспортными средствами и оргтехникой, оплата труда, затраты на содержание службы.

В условиях конкуренции каждый предприниматель стремится повлиять на выбор покупателя в свою пользу. Для этого использу­ет рекламу, размещая ее в средствах массовой информации, про­спектах, каталогах, на выставках, ярмарках и т. д., где характеризу­ет потребительские качества продукции. Чтобы реклама была эф­фективной, рекомендуется показывать покупателю, какие выгоды он сможет получить и какие проблемы решить в результате приоб­ретения продукции благодаря ее исключительным свойствам. Она должна опираться на конкретные факты и показатели и не быть чрезмерно назойливой. В бизнес-плане приводят виды, предпола­гаемые места размещения и расчеты по затратам на рекламу.

К методам стимулирования продаж относят предоставление бесплатных образцов продукции, скидки с цены для оптовых по­купателей, организацию выставок, поощрение собственного тор­гового персонала и др.

Общественное мнение о предпринимательской деятельности формируют путем публикации статей в газетах и журналах, орга­низации пресс-конференций, теле- и радиорепортажей, где осве­щают достижения в производстве продукции, характеризуют ее высокие потребительские качества, приводят отзывы покупате­лей. Этому способствует также общественная и благотворительная деятельность предпринимателя.

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОЦЕНКА РИСКОВ

Производственный план. Планируют производственную дея­тельность предприятия, обосновывают реальные объемы, ассорти­мент, качество и сроки получения продукции. При этом в бизнес-плане излагают только основные вопросы, а расчеты приводят в приложении.

Вначале указывают место производства — на действующем или вновь организуемом предприятии, его местоположение по отно­шению к рынкам сбыта и поставщикам, потребность в земельных, материально-технических и трудовых ресурсах. Если предприятие действующее, то характеризуют имеющиеся сельскохозяйствен­ные угодья, здания, сооружения, технику, численный состав ра­ботников, определяют недостающие средства производства и ра­бочую силу, возможность ее пополнения.

При составлении бизнес-плана по производству и реализации продукции растениеводства особое внимание обращают на рацио­нальное использование сельскохозяйственных угодий путем вне­дрения научно обоснованной системы земледелия, рациональной структуры посевов культур, прогрессивных технологий возделыва­ния, комплексной механизации работ.

Применительно к конкретным условиям уточняют системы: севооборотов, удобрений, обработки почвы и ухода за культурами, защиты их от вредителей, болезней и сорняков, мероприятий по мелиорации земель, семеноводства. Характеризуют систему ма­шин, которые будут использованы на производстве соответствую­щих видов продукции. Рассчитывают потребность в семенах, удобрениях, средствах защиты растений, тракторах, сельскохозяй­ственных машинах, оборудовании, нефтепродуктах. Рассматрива­ют организацию транспортных работ, технического обслуживания и ремонта техники.

Обосновывают урожайность культур с 1га, валовые сборы и объемы товарной продукции. Устанавливают, сколько будет реа­лизовано продукции в период уборки урожая и после осенне-зимнего хранения, указывают способы хранения и необходи­мые сооружения, их технико-экономические показатели (коли­чество и типы, система вентиляции и охлаждения, емкость, сметная стоимость, эксплуатационные расходы — всего и в рас­чете на 1т). Характеризуют способы, технику и оборудование, применяемые для товарной обработки продукции (зерноочистительно-сушильные, сортировальные, упаковочные и другие комплексы).

При планировании переработки продукции растениеводства указывают ее объем, который будет использован в качестве сырья, и приводят основные показатели перерабатывающего производ­ства (сметную стоимость и мощность, ассортимент и структуру выпускаемой продукции, удельный вес сырья, поступающего от своего предприятия и со стороны, сезонность работ по месяцам). При необходимости предусматривают участие других предприя­тий в хранении и переработке продукции.

Указывают, откуда, в каком объеме и на каких условиях (по­купка, аренда, прокат, лизинг) будут поступать на предприятие сельскохозяйственная техника, нефтепродукты, запасные части, сортовые семена, минеральные удобрения, средства защиты рас­тений и другие материально-технические ресурсы, как будут орга­низованы производственные связи между подразделениями хо­зяйства.

Целесообразно показать трудности, которые могут возникнуть при осуществлении производственного плана и снизить эффек­тивность предпринимательской деятельности, например небла­гоприятные погодные условия, недостаток отдельных видов ре­сурсов, слабо развитая производственная и социальная инфра­структура, как эти трудности будут преодолеваться.

Завершают раздел расчетами и оценкой необходимых трудовых и производственных затрат, включая издержки на выполнение ме­роприятий по безопасности жизнедеятельности.

Организационный план включает организационную структуру предприятия, характеристику ключевых фигур, которые будут за­няты в предпринимательской деятельности, кадровую политику, организацию труда и его оплату.

Организационная структура должна соответствовать структуре производства и способствовать повышению ее эффективности. Поэтому показывают, чем будет заниматься каждое подразделение и функциональная служба, как они будут взаимодействовать меж­ду собой, кто и как будет координировать и контролировать их работу.

К ключевым фигурам относят в основном тех лиц, которые уп­равляют производством. По каждому из них приводят краткие биографические сведения, указывают их образование, опыт рабо­ты и достижения, а также отмечают насколько они компетентны и квалифицированы в намечаемой предпринимательской деятель­ности. Разрабатывают должностные инструкции, в которых опре­деляют права и обязанности работников управленческого персо­нала.

Рассматривают вопросы подбора и обучения квалифицирован­ных кадров, так как они во многом определяют успех дела. Указы­вают формы организации первичных трудовых коллективов, ре­жимы труда и отдыха работников, условия и размеры основной оплаты труда и дополнительного материального поощрения.

Юридический план предусматривает правовое обеспечение предпринимателя. В этом разделе обосновывают выбор организа­ционно-правовой формы предприятия: крестьянское (фермерс­кое) хозяйство, производственный кооператив или одна из форм хозяйственных товариществ или обществ. Показывают особеннос­ти и преимущества выбранной формы для планируемой предпри­нимательской деятельности.

Приводят сведения о дате и месте создания и регистрации предприятия, учредительных документах, формах собственности, основных собственниках, их доле в капитале предприятия, струк­туре капитала, способах его формирования, а также о законода­тельных и других нормативных документах, регулирующих дея­тельность предпринимателя.

Оценка рисков и управление ими. В данном разделе устанавлива­ют возможные риски в намечаемой предпринимательской дея­тельности, группируют их по факторам производства (природные, технические, технологические, организационные, экономичес­кие) и ранжируют по вероятности возникновения. Затем выделя­ют наиболее реальные риски, оценивают ожидаемые убытки и разрабатывают мероприятия по защите от них. Например, возде­лывание культур, сортов и гибридов с разными вегетационными периодами, требованиями к температурному режиму и влаге, со­здание резервного фонда семян, организация орошения или осу­шения земель снижают или нейтрализуют риски, связанные с не­благоприятными погодными условиями.

Далее намечают программу страхования от рисков, где указы­вают его виды, сумму и страховые компании, услугами которых предприниматель будет пользоваться.

4. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Финансовый план содержит информацию об объемах продаж, выручке от реализации продукции, доходах и расходах, формиро­вании прибыли. При его разработке рекомендуется соблюдать следующие требования:

обеспечение достоверности показателей и сравнение их со средними показателями о финансовых результатах отрасли в дан­ном районе;

разработка нескольких вариантов финансовых расчетов, в том числе очень благоприятного и самого нежелательного, что позво­лит полнее представить развитие предприятия;

обязательная согласованность финансового плана с показате­лями производственного плана и других разделов;

краткое рассмотрение всех предположений, на основе которых сделаны расчеты, чтобы приводимые в финансовом плане показа­тели не вызывали сомнений.

Расчеты финансового плана целесообразно представить в виде нескольких таблиц.

В первой из них прогнозируют объемы, цены и выручку от реа­лизации продукции по месяцам первого года, а при планировании на последующий период — в целом по годам.

Вторая таблица включает баланс денежных поступлений и рас­ходов предприятия. В ней приводят: наличие денежных средств на начало периода; денежные поступления, в том числе выручку от реализации продукции и ценных бумаг, проценты, ссуды и др.; расходы денежных средств, в том числе на оплату труда, за пользо­вание услугами сторонних организаций, возврат кредитов и упла­ту процентов по ним, приобретение материально-технических ре­сурсов, создание резервов, выплату дивидендов и др.; остаток де­нежных средств на конец периода. Перечисленные показатели планируют на те же сроки, что и в первой таблице.

Третья таблица содержит выручку от реализации продукции, затраты на ее производство и реализацию, налоги, чистую при­быль тоже по месяцам первого года и по годам следующего пе­риода.

Четвертая таблица представляет собой баланс активов и пас­сивов предприятия на начало и конец первого года осуществле­ния бизнес-плана, т. е. показывает, чем располагает предприя­тие и какую сумму задолженности и собственного капитала имеет.

Финансовый план завершают нахождением точки безубыточ­ности, т. е. такого состояния, когда выручка от реализации про­дукции равна ее полной себестоимости, а предприятие не получа­ет прибыли и не имеет убытка. Она позволяет установить мини­мальный объем продаж, ниже которого наступает убыточность, а выше — прибыльность. Точку безубыточности можно определить графическим и аналитическим методами.

При применении графического метода необходимо знать вы­ручку от реализации продукции (В), совокупные издержки (СИ) и совокупные постоянные издержки (СПИ). Например, по плану объем реализации картофеля составляет 4000 ц, выручка от реали­зации картофеля — 800 тыс. руб., затраты на реализованный картофель — 640 тыс. руб., постоянные затраты — 160 тыс. руб. Гра­фически это можно представить следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Графический метод определения точки безубыточности

 

На графике хорошо видно, что точка безубыточности составля­ет 2000 ц картофеля.

Аналитическим методом эту точку определяют по каждому виду продукции путем деления совокупных постоянных издержек на разницу между ценой и переменными издержками в расчете на единицу:

Т=СПИ/(Ц-ПИ),

где Г—точка безубыточности, ц; СПИ— совокупные постоянные издержки, руб., Ц— цена единицы продукции, руб.; ПИ— переменные издержки в себестоимости единицы продукции.

В приведенном примере цена реализации 1 ц картофеля состав­ляет 800 000: 4000 = 200 руб., а переменные издержки в себестои­мости 1 ц картофеля — (640 000 - 160 000): 4000 = 120 руб. Под­ставляя эти значения в формулу, находим, что точка безубыточно­сти равна 160 000 : (200 -120) = 2000 ц.

Стратегия финансирования содержит сведения о денежных сред­ствах, необходимых для осуществления предпринимательской де­ятельности, источниках и форме их получения, сроках полного возврата и размере доходов инвесторов.

Здесь указывают потребность в финансовых ресурсах, рассчи­танную в предыдущих разделах, а также суммы средств, вложен­ных в предприятие самим предпринимателем и планируемые к получению из других источников. Чем выше доля личных денег предпринимателя, тем больше уверенности у инвесторов и креди­торов в том, что он будет стремиться использовать их с макси­мальной эффективностью.

При расширении производства на действующем предприятии предпочтительнее получение кредитов, поскольку они имеют ма­териальное обеспечение в хозяйстве в виде основных средств

и поэтому не подвергаются значительному риску. В таком случае банки могут устанавливать пониженный процент за пользование кредитами.

Если для предпринимательской деятельности организуют но­вое предприятие, то целесообразнее использовать паевой или ак­ционерный капитал, так как своевременный возврат полученных кредитов может задерживаться в связи с медленным ростом объе­мов производства, особенно в начальный период его развития.

Еще большему риску подвергаются кредиты в тех отраслях, где разрыв между вложением значительных средств и получением прибыли очень продолжительный, например в садоводстве или виноградарстве. Поэтому такие отрасли лучше организовывать с привлечением паевого или акционерного капитала.

В заключение рассчитывают срок окупаемости вложенных средств как отношение первоначальных инвестиций к ежегодному чистому доходу, а также определяют размеры доходов инвесторов.

ТЕМА 10  ТИПЫ РЫНКОВ

В странах с развитой рыночной экономикой сформировались четыре основные модели (типа) рынков.

Для модели "чистая конкуренция" характерны следующие признаки:

1.Наличие большого числа независимо действующих на рынке продавцов, предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Обычно это рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2.Конкурирующие фирмы производят стандартизированную однородную продукцию, вследствие чего отсутствуют факторы неценовой конкуренции, т. е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и стимулирования сбыта продукции.

3.На этом рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Производитель может лишь подчиняться тем ценам, которые диктует рынок.

4.Этот тип рынка позволяет достаточно свободно входить и выходить новым фирмам из конкурентных отраслей. В странах с развитой рыночной экономикой для фирм, действующих на рынке "чистой конкуренции", нет ни финансовых, ни технологических ограничений.

На практике этот тип рынка встречается довольно редко.

Чистая монополия характеризуется следующими признаками:

1) на рынке действует один продавец товара (услуги);

2) товар (услуга) фирмы — уникален и ему нет заменителей. Поскольку такому предприятию всегда гарантирован сбыт, то и нет необходимости затрачивать большие средства на рекламу;

3) предприятия-монополисты всегда диктуют цену и контролируют ее;

4) предприятия-монополисты всеми возможными способами блокируют проникновение других предприятий на свой рынок.

На рынке "чистой монополии" обычно действуют предприятия по производству уникальных ювелирных изделий, регулируемые государством (или принадлежащие ему), предприятия общественного пользования. Это обычно услуги телефонных компаний, кабельное телевидение, водо-, электро- и теплоснабжение и т. д.

Монополистический рынок очень важен для стран с развитой рыночной экономикой, и объем их товаров (услуг) достигает 5— 6% от ВНП. Кроме того, развитие монополий — это объективный процесс, и их существование с точки зрения экономики оправдано. Во-первых, эффективное, крупномасштабное производство всегда будет экономить на издержках производства и, следовательно, предлагать потребителю товары по приемлемым для общей массы населения страны ценам. Во - вторых, большинству государств выгодно, чтобы подобные монополисты имелись в сталелитейной, алюминиевой, автомобильной промышленности. В-третьих, такие предприятия имеют большие возможности для внедрения НТП. В-четвертых, такие предприятия выпускают продукцию лучшего качества. Например, такие известные корпорации, как IBM, фирмы "Пепсико" и "Кока-кола", признаются лучшими по качеству в своих отраслях, и их товары потребители предпочитают аналогичным, но выпускаемым другими предприятиями.

Для рынка "монополистической конкуренции" существует дифференциация производимых товаров, которая принимает ряд специфических форм:

1. продукты обычно отличаются по качеству, дизайну, стилю, технологии изготовления и т. д.;

2. имеются различия в услугах, связанных с продажей товара (например, одна фирма упакует и пришлет покупку по месту назначения и установит более высокую цену, другая предоставит заботиться об этих проблемах покупателю и запросит более низкую цену);

3. размещение товаров на основе доступности (например, многие мелкие магазины успешно конкурируют с супермаркетами за счет размещения торговых точек в более людных местах, круглосуточной работы и т. д.).

К рынку "монополистической конкуренции" обычно относится производство одежды и обуви для различных групп населения, книгоиздание, производство мебели, химчистки, парикмахерские и т. д.

Характерными чертами "олигополистического" рынка являются:

1. Ограниченное число производителей. Обычно такие крупные фирмы, контролирующие рынок, называют по числу фирм: "Большая тройка", "Большая пятерка" и т. д.

2. Олигополии могут быть однородными (например, производство стали, меди, чугуна, цемента и т.д.) и дифференцированными (например, производство автомобилей, сложной бытовой техники, моющих средств, самолетостроение и т.д.).

3. Степень концентрации производства в олигополии очень высока.

4. Обычно цены на "олигополистическом" рынке жесткие и изменяются реже, чем на других рынках. Изменение цен происходит на основе тайного створа, что позволяет участникам: избе­гать ценовой войны, а следовательно, и спада производства на этой основе; полностью контролировать рынок и иметь постоянный рост прибыли; препятствовать появлению на своем рынке конкурентов.

В олигополии существует еще один вид контроля над ценами, так называемое лидерство в ценах (или молчаливое тайное соглашение). Эта ситуация возникает в том случае, если на "олигополистическом" рынке возникает господствующая фирма, которая начинает диктовать свои условия всем остальным предприятиям, вынужденным автоматически снижать или повышать свои цены вслед за лидером, несмотря на то что это отражается на их прибыли и рентабельности.

Таблица

Основные характеристики моделей (типов) рынков

 

Характерные черты

Модель рынка

Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизи­рованный Дифференцированны й Стандартизированн ый или однородный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Незначительный, в узких рамках Ограничен вза­имной зависимостью, контроль идет при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасли Свободное Сравнительно легкое Крайне трудное, устанавливаются все возможные препятствия Блокированное
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки Привлечение типичных средств Главным образом реклама, связи фирмы с общественными местными организациями
Примеры Сельское хозяйство Различная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. Производство стали, самолетов, электробытовых приборов Местные пред­приятия общественного пользования (АТС, водо-, тепло-, электроснабже-ние)

 

ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Цель, задачи и участники предпринимательской деятельности

2. Условия и основные принципы предпринимательской деятельности

3. Виды и организационно-правовые формы предпринимательской

деятельности

4. Принятие предпринимательского решения

5. Требования к предпринимателю

6. Права и обязанности предпринимателей

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательство — это самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематичес­кое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в установленном законом по­рядке. Такое понятие определено Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации. Оно достаточно полно и всесторонне рас­крывает основную сущность предпринимательства примени­тельно и к сельскому хозяйству.

Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли, которая необходима для расширенного вос­производства, развития социальной сферы и материального сти­мулирования работников.

Основная задача предпринимательства — удовлетворение по­требностей покупателей в необходимой продукции (работах, ус­лугах). Кроме того, необходимо уменьшать рискованность дея­тельности путем развития производства разных видов продук­ции, использования нескольких каналов ее сбыта, создания ре­зервных (страховых) фондов, а также обеспечивать постоянное наличие денежных средств, позволяющих без задержки рассчи­тываться с поставщиками, кредиторами и работниками предпри­ятия.

Предпринимательством могут заниматься как физические, так и юридические лица, включая иностранных граждан, дей­ствующих в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

В предпринимательской деятельности, наряду с предприни­мателями, участвуют потребители продукции (работ, услуг), на­емные работники, государственные и муниципальные органы. Каждый из них имеет свой интерес и выполняет определенную роль.

Предприниматели стремятся к получению максимальной при­были, в связи с чем организуют производство и реализацию про­дукции (работ, услуг), удовлетворяющей запросы покупателей, используя при этом прогрессивные технологии, более совершен­ную технику и методы труда.

Потребители приобретают продукцию (работы, услуги) наи­лучшего качества на основе взаимовыгодных отношений с пред­принимателями.

Наемные работники заинтересованы в получении более высоко­го личного дохода, выполняя договорные (контрактные) обяза­тельства, заключенные с предпринимателями.

Государственные и муниципальные органы организуют выполне­ние целевых программ по развитию производства важнейших ви­дов сельскохозяйственной продукции в интересах населения, сти­мулируя участие предпринимателей.

2. УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательскую деятельность осуществляют в опреде­ленной среде, представляющей собой совокупность конкретных и взаимозависимых условий, определяющих положение и действия предпринимателей на рынках. К ним относят географические, технологические, социально-культурные, экономические и право­вые условия.

Географические условия включают природные условия (почвен­ные, климатические и др.), доступность сырья и энергоресурсов, наличие путей сообщения (автомобильных дорог с твердым по­крытием, близко расположенных железнодорожных станций, реч­ных пристаней, аэропортов). От этих факторов зависит выбор ви­дов производимой продукции, расходы на ее реализацию, воз­можности использования разнообразных рынков сбыта, затраты на доставку материально-технических ресурсов.

Технологические условия зависят от развития научно-техничес­кого прогресса и влияют на выбор технологии получения продук­ции. Так, комплексная механизация и автоматизация процессов позволяют создавать предприятия индустриального типа, а вы­пуск высокоэффективной малогабаритной техники — органи­зовывать небольшие хозяйства с применением соответствующих технологий.

Социально-культурные условия определяют потребности населе­ния в товарах и услугах, отношение работников к своим обязанно­стям, условиям труда, размерам его оплаты в зависимости от изме­нений их жизненного уровня и развития общества.

Экономические условия включают развитие банковской систе­мы, оптовых и оптово-розничных рынков, юридических, аудиторских, информационных и других услуг, необходимых для пред­принимательской деятельности, а также покупательную способ­ность населения, рынок труда, возможности получения заемных средств, налоговую политику государства и др.

Правовые условия — это законодательная база, способствующая предпринимательской деятельности в интересах общества.

Предпринимательство осуществляют на основе принципов хо­зяйственной самостоятельности, прогнозирования, новаторства, маневренности, экономической заинтересованности и материаль­ной ответственности.

Хозяйственная самостоятельность предусматривает принятие решений исходя из собственных интересов предпринимателей. Они сами выбирают виды деятельности, технику, технологию и организацию производства, сроки и каналы реализации продук­ции (работ, услуг), заключают сделки, распределяют полученную прибыль, решают другие вопросы.

Прогнозирование — определение перспективных направлений и показателей в деятельности предпринимателей. С этой целью они изучают достигнутый уровень и резервы развития предприятия, сложившуюся и возможную конъюнктуру рынка, факторы, позво­ляющие избежать или уменьшить риски в работе. Все это находит отражение в краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных пла­нах, важнейший из которых бизнес-план предпринимателя.

Новаторство состоит в том, что предприниматели должны на­ходиться в постоянном творческом поиске, направленном на производство новых видов конкурентоспособной продукции, ис­пользование резервов повышения экономической эффективности путем применения совершенных технологий, машин, оборудова­ния и т. д.

Маневренность заключается в том, что предприниматели долж­ны быстро реагировать на изменения спроса и предложения на рынках. Этот принцип требует от них своевременной перестройки на выпуск более качественной и дешевой продукции, налажива­ния производства новых товаров, поиска более выгодных рынков сбыта.

Экономическая заинтересованность состоит в том, что предпри­ниматели должны производить такие виды продукции (работы, услуги), которые обеспечивают получение наибольшей прибыли и вместе с тем отвечают потребностям покупателей.

Материальная ответственность предусматривает личную от­ветственность предпринимателей за результаты их деятельности, своевременную и в полном размере уплату налогов, выполнение договорных обязательств, соблюдение требований законодатель­ства об охране труда, окружающей среды, противопожарной безо­пасности. Она выражается также в возмещении нанесенного пред­принимателем ущерба, применении к нему штрафных санкций и признании банкротом.

 

3. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Различают три вида предпринима­тельства: производственное, коммерческое и финансовое. Все они взаимосвязаны между собой.

Производственное предпринимательство включает производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Для осуществле­ния этой деятельности предприниматели составляют бизнес-план на основе изучения рынков сбыта и факторов производства, зак­лючают с покупателями договоры, используют собственные и арендованные средства, в том числе на условиях лизинга, нанима­ют постоянных и временных работников, привлекают при необхо­димости транспортные, строительные, ремонтные и другие пред­приятия, а также банковские кредиты, завершают свою деятель­ность реализацией товарной продукции (работ, услуг) и получени­ем денежной выручки. В сельском хозяйстве производственное предпринимательство получило преимущественное распростране­ние по сравнению с другими видами.

Коммерческое предпринимательство представляет собой дея­тельность по свершению коммерческих сделок, связанных с куп­лей-продажей продукции. Основное внимание предпринимателей направлено на приобретение товаров, пользующихся повышен­ным спросом, сокращение затрат на транспортирование, выпол­нение коммерческих операций, приобретение или аренду складс­ких и торговых помещений, оплату услуг сторонних организаций, рекламу и др. Такое предпринимательство более рискованное, чем производственное, так как оно требует большей маневренности и серьезных усилий, чтобы избежать неблагоприятной ситуации, когда в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка цена реализации товара может оказаться ниже затрат на его покупку и других расходов.

Финансовое предпринимательство — это деятельность по приоб­ретению и продаже валюты и ценных бумаг (акций, облигаций и других видов). Например, банки продают, предоставляют в кредит и покупают их на определенных условиях, которые позволяют иметь дополнительный доход. Сельскохозяйственные предприни­матели тоже могут приобретать ценные бумаги для получения по ним дивидендов (процентов) и продавать их по более высокой цене, а также выпускать и реализовывать акции (если это откры­тое акционерное общество) для привлечения дополнительного ка­питала.

 

4. ПРИНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РЕШЕНИЯ

Для эффективной предпринимательской деятельности необхо­димо не только иметь капитал, но и уметь принимать наиболее правильные решения по его использованию с учетом складываю­щейся предпринимательской среды. Рассмотрим этот вопрос от зарождения идеи (замысла деятельности) до принятия оконча­тельного решения.

Зарождение идеи (замысла деятельности) заключается в изуче­нии соотношения между спросом и предложением на продукцию, которую предприниматель намечает производить, а также цены на нее и покупательной способности населения. При этом показате­ли прогнозируют на период, в течение которого рынок сначала будет насыщен полностью, затем продукция морально устареет и перестанет пользоваться спросом. Целесообразно разрабатывать несколько вариантов такого прогноза с учетом сложившихся пред­ложений других товаропроизводителей.

Оценка реальности идеи состоит в определении возможностей ее осуществления. Принято считать, что предпринимательскую деятельность лучше начинать с производства таких видов продук­ции, которые имеют сравнительно небольшой уровень конкурен­ции и риска. В сельском хозяйстве — это картофель, овощи от­крытого грунта, семена многолетних и однолетних трав, молоко, говядина и др. Кроме того, требуется установить, соответствуют ли имеющиеся материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы намеченным объемам реализации продукции, есть ли возможности для приобретения недостающих основных и оборот­ных средств, найма работников, получения кредитов в банке, коо­перирования с другими предпринимателями и т. д.

Проведение расчетов — определение нескольких вариантов цены на продукцию, затрат на ее производство и реализацию, фи­нансовых результатов в прогнозируемом периоде. Рекомендуется принимать в расчетах не усредненную за несколько лет цену, а

предельно низкую для соответствующего рынка, тщательно рас­считывать собственные расходы, чтобы в любом случае иметь воз­можность получить прибыль.

Экспертная оценка расчетов проводится в целях определения экономической эффективности принимаемого решения и вклю­чает технико-экономическое обоснование, которое дает представ­ление о прибыли, уровне рентабельности, сроке окупаемости ка­питальных вложений и об эффективности варианта в целом.

Принятие решения. На основе технико-экономического обосно­вания принимают наиболее эффективное решение и разрабатыва­ют бизнес-план.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Предпринимателей не назначают, ими становятся. Практика показывает, что только часть населения обладает или способна обладать качествами, необходимыми для успешной предпринима­тельской деятельности.

Прежде всего, необходимо отметить универсальность предпри­нимателей. Они должны иметь достаточно широкие знания в тех­нологии, технике и организации производства, экономике, управ­лении и правовых вопросах, а также уметь организовать производ­ство, наладить экономические взаимоотношения с различными предприятиями и организациями, сотрудничать с учеными науч­но-исследовательских и высших учебных учреждений, специалис­тами по маркетингу, бизнес-планированию, юристами и др.

Для предпринимателей характерна самостоятельность в реше­нии вопросов, касающихся их деятельности. Они сами определя­ют направления работы, размеры и объекты инвестиций, рынки сбыта продукции, подбирают кадры, устанавливают системы оп­латы труда и т. д.

Предприниматели должны иметь высокое чувство ответствен­ ности за свою деятельность перед государством (уплата налогов, забота об окружающей среде), потребителями их продукции (ка­чество, сроки и места реализации), наемными работниками (уро­вень и своевременность выдачи заработка, создание нормальных условий труда), партнерами по бизнесу (соблюдение договорных обязательств).

Важная черта предпринимателей — уверенность в своих способ­ ностях, умение доводить до конца начатое дело, осознавая при этом его рискованность и возможность лишиться имущества, бла­гополучия и т. п.

Предприниматели — люди прогрессивно мыслящие, они не оста­навливаются на достигнутом, постоянно ищут пути увеличения производства и удешевления продукции, повышения ее качества за счет внедрения технологических и организационно-экономи­ческих новшеств.

Предпринимателям необходима мобильность, т. е. способность быстро перестраиваться в соответствии с требованиями рынка и другими факторами производства. Для этого они должны посто­янно анализировать результаты своей деятельности и финансовые возможности, цены, спрос и предложения на реализуемую про­дукцию.

Предприниматели постоянно взаимодействуют с представите­лями исполнительной власти, других предприятий и организаций. Поэтому они должны соблюдать деловую этику (нормы поведе­ния), быть порядочными людьми, с уважением относиться к парт­нерам, ценить их профессионализм и компетентность, понимать необходимость сотрудничества с ними.

 

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Права:

1.предприниматель вправе создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Российской Федерации, приобретать имущество и права у других хозяйствующих субъектов и иных лиц и участвовать в их деятельности;

2.самостоятельно определять программу своей хозяйственной деятельности;

3.выбирать поставщиков и потребителей;

4.выполнять заказы для государственных нужд;

5.нанимать и увольнять работников на условиях, определенных договорами (конечно, с соблюдением трудового законодательства);

6.устанавливать цены и тарифы на свою продукцию (работы, услуги);

7.открывать счета в любых банках (без разрешения банка по местонахождению);

8.производить расчетные, кассовые и кредитные операции всех видов;

9.свободно распоряжаться доходом (прибылью), размер которого не ограничен (после внесения налогов и иных обязательных платежей);

10.участвовать во внешнеэкономических отношениях и осуществлять валютные операции в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании.

Таким образом, права, предоставляемые предпринимателям, предусматривают создание условий, необходимых для свободы хозяйственной деятельности — суверенитета предпринимателя. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам реализовывать. Экономический суверенитет потребителя — это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретать все, что покупатель сочтет нужным для производственного потребления, свобода выбора продавца, места, времени и других условий покупки. Обязанности:

1. предприниматель обязан оплачивать труд лиц, работающих по найму, не ниже установленных законодательством минимальных размеров. Он не вправе препятствовать объединению работников в профсоюзы и заключению коллективных договоров;

2. вносить платежи по социальному страхованию работников;

3. обеспечивать предусмотренные законодательством и договорами условия труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной гигиены;

4. осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности;

5. своевременно представлять декларацию о доходах и уплачивать налоги;

6. заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами;

7. выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;

8. выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и за­ключенных им договоров.

Полное или частичное неисполнение предпринимателем возложенных на него обязанностей грозит ему экономическими и административными санкциями. Например, за сокрытие или занижение дохода (а значит, и суммы соответствующего налога) взимается штраф. За просрочку уплаты страховых взносов взыскивается пеня. Предприниматель обязан возмещать вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием и иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; в компенсации дополнительных расходов (на приобретение лекарств, лечение и т. п.); в возмещении морального ущерба.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.