ТЕМА 4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. Понятие цены. Спрос и предложение. Особенности рыночного ценообразования.
2. Политика ценообразования и виды цен.
3. Этапы расчета цен. Эластичность спроса.
1 ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Проблемы ценообразования относят к наиболее сложным вопросам организации предпринимательской деятельности, поскольку каждое предприятие должно выдержать конкурентную борьбу и реализовать товар с выгодой для себя, т. е. получить тот объем прибыли, который даст возможность предприятию поддерживать и развивать производство в дальнейшем.
Под ценой обычно понимают стоимость товара (работы, услуги) в денежном выражении, т. е. цена — это сумма денег, за которую производитель готов продать товар, а покупатель — его приобрести. Величина цены зависит от множества факторов: величины затрат на производство и реализацию продукции, нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения на конкретный товар, степени конкуренции на определенных рынках сбыта и т. д.
Для решения этого вопроса о формировании цены товара, прежде всего, необходимо установить особенности рыночного механизма ценообразования на основе спроса и предложения.
Под спросом в рыночной экономике понимают то количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен, действующих в течение определенного периода времени.
Анализ спроса проводится в двух вариантах: в виде таблицы и в виде графика. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены и с точки зрения количественной оценки приобретаемого товара.
Закон спроса выражает обратную связь между ценой и величиной спроса: чем ниже цена товара, тем выше на него спрос, и наоборот. На величину спроса влияют две группы факторов:
· ценовые;
· неценовые.
К ценовым факторам относят:
1. величину цены (высокая цена всегда служит препятствием для товаров и услуг, а низкая цена стимулирует покупку);
2. принцип убывающей предельной полезности (каждые последующие единицы аналогичного купленного товара (по неизменным ценам) приносят все меньше и меньше удовлетворения потребителю);
3. эффект дохода (потребитель может больше приобрести какого-то товара, не отказывая себе одновременно в покупке других). Иными словами, низкая цена всегда увеличивает покупательную способность населения и способствует росту его жизненного уровня;
4. эффект замещения (потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми).
Обратную связь между ценой товара и величиной спроса можно проследить на графике (см. рис.3)
К неценовым факторам спроса обычно относят:
1. число покупателей (рост числа потребителей всегда приводит к увеличению спроса);
2. потребительские вкусы и предпочтения влияют на спрос под воздействием моды, рекламы, изменения свойств и качества отдельных товаров и т. д.;
3. доходы потребителей (напрямую связаны со спросом — рост доходов всегда ведет к увеличению спроса на товары и услуги). Однако предприниматели должны учитывать два обстоятельства. Во-первых, существуют так называемые товары высшей категории, или нормальные товары, и товары низшей категории. Спрос на них изменяется под воздействием роста (снижения) доходов в противоположном направлении. Так, если у всех групп населения наблюдается рост доходов, превышающий известный уровень, то в этом случае потребители стараются приобретать товары и услуги высокого качества (например, экологически чистые продукты питания, товары и одежду из натурального сырья и т. д.). Если же наблюдается повышенный спрос на товары низшей категории, например, одежду, обувь, товары длительного пользования, бывшие в употреблении, или низкосортные дешевые товары, то речь идет о резком снижении доходов потребителей.
4.цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие). К взаимозаменяемым товарам обычно относят: чай — кофе, маргарин—сливочное масло и т. д. Для этой группы товаров характерна прямая связь: рост цен на один вид товара приводит к увеличению спроса на другой, более дешевый. К взаимодополняющим товарам, или, как их еще называют, сопутствующим, относят продукцию, которая как бы представляет своеобразную пару, т. е. один товар не имеет для потребителя ценности без другого. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль—бензин; магнитофон - кассета; аппарат — фотопленка и т. д. Между спросом и ценой на сопутствующие товары существует обратная связь: снижение (увеличение) цены на один из товаров (например, фотоаппараты) может существенно увеличить (снизить) спрос на другой (в данном случае на фотопленку и фотоматериалы).
5. потребительские ожидания (обычно касаются трех важнейших критериев: возможные цены, возможные доходы и наличие товаров в ожидаемом будущем).
Все вышеперечисленные неценовые факторы будут влиять на спрос. В этом случае его увеличение (см. рис. 3) будет сдвигать кривую спроса вправо (линия D2D2 ) а уменьшение — влево (линия D1 D1).
Под предложением в рыночной экономике понимают зависимость, показывающую разное количество продуктов, которое производитель желает и способен произвести и предложить к реализации на
рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного промежутка времени.
Закон предложения выражает прямую связь между ценой и величиной предложения: чем выше цена товара, тем больше товара предлагается на рынке и наоборот. На величину предложения влияют ценовые и неценовые факторы.
К ценовым факторам относят оптимальный размер цены, которая служит своеобразным стимулом к производству, поскольку обеспечивает предпринимателю выручку за каждую единицу товара.
К неценовым факторам, влияющим на предложение, относят:
1. цена на ресурсы, которые использует предприниматель для производства продукции (товаров, услуг). Если цена на ресурсы будет падать, то предложение товаров будет расти, и наоборот;
2. налоговые отчисления и величина дотаций. Рост налогов будет вести к снижению предложения. Дотации, наоборот, считаются стимулом роста производства;
3. совершенствование технологии производимой продукции;
4. цены на сопряженные товары (так, если цены на взаимозаменяемые товары будут снижаться, то это заставит производителя отказываться от выпуска одних товаров в пользу других);
5. ожидание изменения цен. В случае прогнозирования высоких цен предприятия или индивидуальные производители могут сознательно придерживать товар, что вызовет сокращение текущего предложения. С другой стороны, высокие цены могут побудить производителя войти в данную отрасль производства и тем самым увеличить предложение данного товара на рынке.
6. число продавцов (чем их больше на рынке, тем больше рыночное предложение);
Прямую связь между ценой и величиной предложения можно проследить на графике (см. рис. 4). При увеличении предложения график будет сдвигаться вправо (линия S1S1), а при уменьшении — влево (линия S2S2). Действие механизма рыночного ценообразования прослеживается при сопоставлении графиков, изображенных на рисунках 3 и 4.
В этом случае по горизонтали совмещаются линии спроса и предложения (Q) и обозначаются как количество какого-либо продукта за исследуемый промежуток времени. По вертикали по-прежнему остается цена товара (см.рис. 5).
Оба графика пересекаются в одной точке, которой соответствуют два значения: количество товара (в данном случае 3) и цена товара (в данном случае 60). Эта точка называется "ценой равновесия", "равновесной ценой" или "ценой рыночного клиринга". В этой точке совпадают интересы производителя и покупателя на рынке, поскольку при цене 60 единиц количество товара, которое предприниматель желает произвести и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое покупатели могут и в состоянии приобрести (3 единицы м, шт., л, кг и т. д.). Таким образом, на рынке нет ни дефицита, ни излишка продукции.
Если цена товара, по которой предприниматель желает и может его продавать, составит 80 единиц, т. е. выше точки равновесия, то потребители перестают осуществлять покупки. Возникает ситуация перенасыщение рынка товаром. Если цена товара будет ниже точки равновесия (допустим, 40 единиц), то на рынке возникает ситуация превышения спроса над предложением, т. е. дефицит.
2 ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ ЦЕН
В реальной практике предприниматель сталкивается с множеством сложных проблем при определении реальных цен и при выборе оптимальной политики ценообразования.
При выработке долгосрочной политики ценообразования предприниматели должны ориентироваться на рыночную стратегию, в которой центральное место занимают вопросы оценки, стимулирования и удовлетворения спроса на товары. Ценообразование должно учитывать множество факторов. При определении цен предприниматели исходят из производственных затрат. Однако ориентация только на затратные факторы приводит к целому ряду негативных последствий, в частности, приведение цен в соответствие с издержками производства часто мешает предпринимателям ориентироваться на выпуск и предложение новых товаров на рынке. Следовательно, работа в области ценообразования должна быть нацелена на нахождение оптимальной цены, которая бы, с одной стороны, заинтересовала потребителя, а с другой — компенсировала все издержки предпринимателя.
В рыночной практике существует большое многообразие видов цен, которые позволяют предпринимателям ориентироваться в особенностях ценообразования на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:
1 .Фиксированные цены обычно устанавливаются государством на предметы первой необходимости или на так называемые монопольные товары (алкоголь и табачные изделия). Фиксированные цены не подлежат изменению в заключаемых контрактах.
2. Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. Такие цены подвержены изменению, они снижаются и повышаются в зависимости от целого ряда факторов.
3. Биржевые котировки являются ценовыми показателями для биржевых товаров, например, сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д. Эти цены отражают все изменения в спросе и предложении на определенный товар и, следовательно, дают уровень цен на определенный момент времени.
4. Справочные цены используются для не биржевых товаров. Эти цены обычно публикуются в специальных отраслевых материалах или фирменных каталогах. Справочные цены не так информативны, как биржевые, поскольку отражают тенденции развития цен с определенным временным интервалом.
5. Стандартные цены ориентированы на прочно выявленные потребительские вкусы и предпочтения и устанавливаются по общему согласию продавцов. Эти цены охватывают всех потребителей данного товара независимо от их доходов.
6. Оптовые цены используются при оптовых закупках и продажах товара.
7. Розничные цены формируются на основе оптовых цен с учетом розничной скидки для компенсации затрат по организации розничной торговли.
8. Регулируемые цены отклоняются от заданного базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.
9. Трансфертные цены используются для коммерческих сделок в рамках одного предприятия, фирмы. Используются по готовым изделиям, полуфабрикатам, сырью, материалам, по управленческим и
иным услугам.
10. Мировые цены — это типичные цены товаров, рассчитанные по их базовым качественным характеристикам. Эти цены зависят от спроса и предложения на мировом рынке и служат ориентирами для заключения сделок.
11. Экспортные цены — это цены товара при выходе за рубеж. При их определении учитывают таможенные пошлины, расходы по страхованию, расходы на транспорт, погрузку, разгрузку и упаковку, расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и т. д.
12. Престижные цены используются для потребителей с высоким уровнем доходов.
13. Договорные цены — это цены товаров (работ, услуг), установленные соглашением сторон в договоре (контракте).
3 ЭТАПЫ РАСЧЕТА ЦЕН. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Ценовая политика отдельных предприятий постоянно изменяется в зависимости от множества факторов, однако этапы расчета цен представляют собой унифицированный набор работ, который выполняется на каждом предприятии. В этом общем виде к основным этапам определения цен относят:
1. Постановку задач ценообразования.
2. Определение спроса.
3. Оценку издержек.
4. Анализ товаров и цен у конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования.
6.Установление окончательной цены.
Цели, которые стремятся достичь предприятия с помощью своего товара, могут быть следующими:
1. выживаемость на рынке (данная цель выбирается в условиях жесткой конкуренции и при необходимости идти на ценовые уступки до тех пор, пока низкие цены покрывают издержки производства);
2. максимизация прибылей (эта цель целесообразна при необходимости увеличения текущей прибыли, когда есть возможность выбора рыночной цены, максимально возмещающей издержки);
3. завоевание лидерства по показателям доли рынка (эта цель устанавливается в том случае, когда предприятие ведет целенаправленную политику приращивания своего рынка (т. е. увеличения числа покупателей) за счет максимально возможного снижения цен);
4. завоевание лидерства по показателям качества товара. Выбор этой цели обусловливается стремлением предприятия добиться того, чтобы его товар стал самым высококачественным на рынке.
Степень ценовой эластичности (коэффициент эластичности) оценивается по формуле: процентное изменение количества спрашиваемой продукции
Ed = ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СПРАШИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ
или
Ed = ИЗМЕНЕНИЕ КОЛ-ВА СПРАШИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ : ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ КОЛ-ВО СПРАШИВАЕМОЙ ПРОД. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА
Коэффициент эластичности Ed — это абсолютная величина. Если он больше единицы, то спрос считается эластичным и цены на изделия можно снижать, так как предприятие получит больший суммарный доход от общего объема продаж. При Ed меньше единицы спрос считается неэластичным и снижение цен проводить нельзя.
Рассмотрим расчет Еd нa конкретном примере. Допустим, что первоначальная цена товара составляла 300 рублей и объем спроса на нее составлял 60 единиц. При снижении цены до 200 рублей спрос увеличивался до 100 единиц. В этом случае:
Ed = 100 – 60 : 300 – 200 = 40 : 100 = 2
60 300 60 300
Следовательно, в нашем примере спрос считается эластичным, так как Ed больше единицы и снижение цен способно принести дополнительную прибыль.
Выбор метода ценообразования осуществляется исходя из трех основных факторов:
1) себестоимости продукции, которая образует минимально возможную цену;
2) цен конкурентов и цен товаров-заменителей, которые определяют средний уровень цен, которых следует придерживаться на рынке;
3) уникальность достоинств товара, которые определяют максимально возможную цену.
В реально действующей практике существует много методов ценообразования, но следует рассматривать наиболее значимые из них:
1) "средние издержки плюс прибыль" (состоит в начислении определенной наценки на себестоимость товара);
2) метод установления цены исходя из "ценности товара для потребителя" (основным фактором ценообразования считают не издержки производителя, а покупательское восприятие);
3) метод, основанный на определении уровня текущих цен (в этой ситуации предприятия меньше обращают внимание на показатели собственных издержек или спроса, а отталкиваются от цен конкурентов);
4) метод установления цен на основе закрытых торгов связан с получением выгодных подрядов или заказов. Обычно выигрывает тот, кто предлагает минимальную цену.
На этапе установления окончательной цены производители должны учитывать ряд дополнительных факторов. Во-первых, очень многие покупатели ассоциируют высокую цену товара с его престижностью и качеством. Именно поэтому многие предприятия умудряются сбывать плохой товар, когда повышают его цену. Во-вторых, при установлении цен используют чисто психологическое восприятие потребителями цифр. Допустим, у конкурента стереоустановка оценена в 300 долл., а мы назначаем — 299 долл. Для многих потребителей его цена станет уже не 300 долл., а только 200 с лишним долл., что будет способствовать увеличению спроса. В-третьих, при установлении цен предприятия должны учитывать реакцию оптовых торговцев, конкурентов, органов государственного контроля за ценами и т. д., поскольку с их стороны могут возникнуть жалобы, претензии, отказ от товара, ответное повышение цен или запрет на торговлю по данным ценам.
ТЕМА 6 БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1. Значение и структура бизнес-плана
2. Изучение рынка продукции
3. Планирование предпринимательской деятельности, правовое обеспечение, оценка рисков
4. Финансовый план и стратегия финансирования
1. ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Основной плановый документ предпринимателя — бизнес-план, который представляет собой программу действий в определенных условиях. Без такого документа рискованно начинать какое-либо производство, трудно оценить свои возможности, предвидеть ожидаемые трудности.
Бизнес-план рекомендуется составлять для крестьянских (фермерских) хозяйств, для производства новых видов продукции на действующих сельскохозяйственных предприятиях, для вновь организуемых или преобразуемых в другие организационно-правовые формы предприятий, а также в случае привлечения крупных инвестиций. Его разрабатывают обычно на предстоящий год с детализацией показателей по месяцам или кварталам, а при необходимости — и на последующие годы (до 5 лет) с определением лишь основных направлений деятельности. Эту работу выполняют специалисты по бизнес-планированию с участием самих предпринимателей.
Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:
определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия в условиях конкуренции;
установить конкретные ориентиры предпринимательской деятельности в виде системы количественных и качественных показателей;
оценить материально-технические, трудовые и финансовые возможности предпринимателя;
обосновать инвестиции в производство и получить заемные денежные средства;
снизить риск в предпринимательской деятельности.
Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам, кредиторам и партнерам, которые должны быть уверены в реальности и эффективности намечаемой предпринимательской деятельности. Поэтому показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений. Их приукрашивание может создать недоверие у заинтересованных лиц и утрату репутации предпринимателя.
Содержание бизнес-плана целесообразно излагать кратко и доходчиво без общих теоретических положений, расплывчатых рассуждений, перенасыщения терминологией, доступной лишь для узких специалистов. В него необходимо включать ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к данной деятельности.
При разработке бизнес-плана применяют разные варианты его структурного построения, которые отличаются количеством, содержанием и объемами разделов. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно использовать примерную структуру бизнес-плана, состоящую из 12 разделов и приложения.
Вначале оформляют титульный лист, на котором указывают заголовок плана, дату завершения его подготовки, авторов, полное название и адрес предприятия. Затем располагают оглавление, где приводят заголовки и страницы разделов и приложения.
Далее размещают раздел 1 «Резюме», но излагают его после разработки других разделов, когда появляется полная ясность о намерениях и предполагаемых результатах деятельности предпринимателя. Оно должно содержать цель плана, его основные положения и выводы, быть кратким, но исчерпывающим. Из него заинтересованные лица должны получить необходимую информацию, убедиться в новизне, привлекательности, реальности и эффективности предпринимательской идеи. Важно иллюстрировать резюме показателями о производстве и реализации продукции, прибыли, уровне рентабельности.
Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» включает его местоположение, структуру, размеры производства, объемы и районы реализации продукции. Если бизнес-план составляют для действующего предприятия, то указывают, кроме того, уровень
использования ресурсного потенциала, достигнутые результаты работы, финансовое состояние.
В разделе 3 «Характеристика товарной продукции» приводят качественные показатели тех видов продукции, которые планируются для реализации покупателям, указывают их потребительские, экологические и другие привлекательные свойства, а также конкурентоспособность.
Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» включает результаты изучения спроса на продукцию, емкости рынка, возможного объема продаж.
В разделе 5 «Оценка конкурентов» анализируют состояние конкуренции по соответствующим видам продукции, выявляют потенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедрению и удержанию своих позиций на рынке.
Раздел 6 «Стратегия маркетинга» содержит вопросы ценообразования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения.
В разделе 7 «Производственный план» разрабатывают программу развития основного, вспомогательных и подсобных промышленных производств.
В разделе 8 «Организационный тан» характеризуют персонал предприятия, определяют кадровую политику.
В разделе 9 «Юридический план» рассматривают правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
В разделе 10 «Оценка рисков и управление ими» определяют вероятные риски и потери от них.
В разделе 11 «Финансовый план» показывают ожидаемые финансовые результаты.
Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребность в финансовых ресурсах, их источники, сроки возврата.
В приложении размещают вспомогательные материалы, расчетные таблицы и другую дополнительную объемную информацию.
Ниже содержание основных разделов бизнес-плана рассмотрено более подробно.
2. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ПРОДУКЦИИ
Характеристика товарной продукции. Этот раздел излагают в такой последовательности: виды товарной продукции; ее отличительные качества и уникальность; направления совершенствования производства, в том числе переработки, наличие авторских свидетельств и других документов об интеллектуальной собственности; отношение к производству новой продукции; учет мнений потребителей; дизайн и упаковка.
Особое внимание обращают на привлекательность продукции, которую предприниматель намерен предложить покупателю и которая должна заинтересовать инвесторов и кредиторов. Желательно, чтобы перечень продукции содержал хотя бы один новый вид или более продуктивные сорта (гибриды) культур, имеющие особые качества и пользующиеся повышенным спросом. Можно проиллюстрировать их фотографиями или рекламными проспектами, указать авторские свидетельства. Важно организовать выпуск экологически чистой продукции.
Если имеется или проектируется собственное перерабатывающее производство, то необходимо охарактеризовать ассортимент и качество консервов, соков и т. д.
Вместе с тем продукция должна быть не только привлекательной для покупателя, но и конкурентоспособной, т. е. иметь преимущества перед продукцией других товаропроизводителей. Этих преимуществ можно достичь за счет сокращения затрат и выпуска более дешевой продукции, что важно для многих потребителей, или путем усиления специализации производства на отдельных видах изделий, обладающих особыми свойствами. В данном случае для покупателей цена будет иметь меньшее значение, чем возможность приобрести высококачественную продукцию.
Рынки сбыта продукции. В данном разделе указывают результаты изучения рынков, на которых намечается реализовать продукцию, их емкость, характеризуют сегменты рынков, определяют наиболее перспективных покупателей, планируют объемы продаж. Изучение рынков — это основа для прогнозирования успешной предпринимательской деятельности.
Прежде всего, важно определить текущий и перспективный спрос на продукцию, который зависит от уровня доходов покупателей, структуры их расходов, национально-культурных, климатических и других факторов. Текущий спрос устанавливают на основе использования показателей статистических и сельскохозяйственных органов за предшествующий год или материалов экспертного обследования, перспективный — путем выделения ключевых факторов, оценки их влияния на спрос и применения статистических методов прогнозирования.
Количественно спрос на продукцию измеряют такими показателями, как емкость рынка (максимально возможный объем спроса на конкретном рынке) и объем рыночного спроса (количество продукции, которое будет куплено в регионе группой потребителей за определенный период). Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса представляет нишу, которую может использовать предприниматель при осуществлении бизнес-плана.
Затем рассчитывают потенциальный объем продаж продукции, исходя из земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, а также реальный объем продаж на основе сегментации рынка (разделение потребителей на группы, или сегменты, по определенным признакам — социальному положению, уровню доходов, возрасту и т. д.). Каждую группу потребителей оценивают по величине возможного объема потребления и платежеспособности, выделяют из них более перспективных покупателей и рассчитывают реальные объемы продаж.
Оценка конкурентов включает анализ и прогноз состояния конкуренции на рынках. Здесь указывают предпринимателей, предлагающих аналогичную продукцию, а также ее объем, динамику и долю продаж; характеризуют качество, упаковку, цены; отмечают сильные и слабые стороны конкурентов и преимущества перед ними, предполагают их возможные действия (расширение ассортимента и улучшение качества продукции, снижение цен, увеличение расходов на рекламу); намечают мероприятия по защите от конкуренции и удержанию своих позиций на рынках.
Важно объективно охарактеризовать потенциальных конкурентов, что позволит заслужить уважение инвесторов, кредиторов и партнеров.
Чтобы внедриться и удержать свои позиции на рынках, необходимо разработать мероприятия с учетом факторов, определяющих целесообразность и эффективность предпринимательской деятельности. К ним относят:
определение размера производства продукции, исходя из своих возможностей и уровня конкуренции;
выход на рынок на том этапе жизненного цикла товара, который имеет наименьшую конкуренцию;
использование предпочтений и сложившихся традиций покупателей продукции;
наличие собственного капитала и возможности получения его от инвесторов и кредиторов для успешного закрепления на рынках;
преимущества конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;
возможности доступа к сложившимся каналам реализации;
государственная политика, ограничивающая или способствующая развитию предпринимательской деятельности (лицензирование, стандартизация, налогообложение, государственные целевые программы и т.д.).
Стратегия маркетинга содержит основные цели, подход к ценообразованию, вероятную реакцию покупателей на повышение или понижение цен. Здесь рассматривают также схему распространения товарной продукции, используемые виды рекламы и затраты на нее, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о намечаемой предпринимательской деятельности.
В сельскохозяйственном маркетинге руководствуются следующими принципами:
учет запросов потребителей, что означает необходимость удовлетворения потребностей покупателей, а не только получение максимальной прибыли;
борьба за потребителей путем повышения качества продукции, реализации ее по доступным ценам, использования рекламы, сервисных услуг и др.;
максимальная ориентация производства на требования рынка, при которой виды, объемы и качество продукции должны соответствовать рыночному спросу.
При разработке стратегии ценообразования рекомендуется придерживаться определенной последовательности.
Вначале оценивают емкость рынка и выбирают сегменты, предпочтительные для предпринимательской деятельности. Определяют типы (модели) рынка в зависимости от конкурентоспособности продукции. Различают рынок свободной конкуренции, для которого характерно большое число продавцов и покупателей, олигополистический с небольшим числом товаропроизводителей и монополистический, где действует один крупный предприниматель.
Устанавливают этапы жизненного цикла товарной продукции (разработка, внедрение, рост спроса, зрелость, падение спроса), в течение которых требуется неоднократно менять ценовую политику. Формируют общие цели предпринимателя по ценообразованию (получение максимума прибыли в короткий период или овладение определенной долей рынка с получением максимума прибыли в долгосрочном периоде, или поддержание сложившегося положения на рынке).
Затем выбирают ценовую политику как один из следующих вариантов:
выход на новый рынок с установлением более низкой первоначальной цены и повышения ее по мере закрепления на рынке;
внедрение нового вида сельскохозяйственной продукции по максимально высокой цене с последующим снижением ее до средней величины;
защита позиции на рынке с сохранением занимаемой доли путем установления доступных для потребителя цен, удобных для него сроков и объемов гарантированных поставок продукции, условий платежа, повышения качества товара, его упаковки и др.;
последовательный проход по сегментам рынка с высокой ценой в одном сегменте и дальнейшей поставкой продукции в другие сегменты по сниженной цене;
быстрое возмещение затрат с установлением относительно невысоких цен, обеспечивающих реализацию большого объема продукции и получение прибыли в короткие сроки;
удовлетворительное возмещение затрат с реализацией продукции по сравнительно стабильным ценам в течение 1—2 лет для получения запланированной прибыли;
стимулирование комплексных продаж с установлением низкой цены на базовое изделие в комплекте (например, трактор с сельскохозяйственными машинами и орудиями), что позволяет реализовать весь набор товаров и получить при этом прибыль;
ценовая дискриминация, предусматривающая реализацию одного и того же вида продукции по разным ценам в зависимости от места и времени продаж;
следование за лидером с установлением цены на уровне крупного конкурента, занимающего лидирующее положение на рынке.
Далее анализируют факторы, влияющие на уровень цен. Они могут быть внешние (спрос на продукцию, государственное регулирование цен, действия конкурентов по ценообразованию и др.) и внутренние (затраты на производство и реализацию продукции).
Завершают разработку стратегии ценообразования расчетом цены и определением системы скидок с нее, а также установлением механизма корректировки цены с учетом этапов жизненного цикла продукции и возможной инфляции.
Наиболее распространенный способ определения цены основан на установлении минимально приемлемого для предпринимателя уровня прибыли по формуле:
Ц=С/(1- П)
где Ц— цена единицы продукции, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.;
П — приемлемая доля прибыли в цене.
Например, себестоимость 1 ц картофеля составляет 160 руб., минимально приемлемая доля прибыли в цене — 0,2. Подставляя эти значения в формулу, находим, что цена 1 ц картофеля составит 160 руб. : (1 - 0,2) = 200 руб.
В схеме распространения товарной продукции излагают функции по сбыту, выполняемые предпринимателем и передаваемые по договорам другим физическим или юридическим лицам, указывают наиболее предпочтительные каналы реализации. Если продажей продукции будет заниматься в основном собственная служба сбыта, то рассматривают такие вопросы, как численный и квалификационный состав персонала, необходимость его обучения, обеспечение транспортными средствами и оргтехникой, оплата труда, затраты на содержание службы.
В условиях конкуренции каждый предприниматель стремится повлиять на выбор покупателя в свою пользу. Для этого использует рекламу, размещая ее в средствах массовой информации, проспектах, каталогах, на выставках, ярмарках и т. д., где характеризует потребительские качества продукции. Чтобы реклама была эффективной, рекомендуется показывать покупателю, какие выгоды он сможет получить и какие проблемы решить в результате приобретения продукции благодаря ее исключительным свойствам. Она должна опираться на конкретные факты и показатели и не быть чрезмерно назойливой. В бизнес-плане приводят виды, предполагаемые места размещения и расчеты по затратам на рекламу.
К методам стимулирования продаж относят предоставление бесплатных образцов продукции, скидки с цены для оптовых покупателей, организацию выставок, поощрение собственного торгового персонала и др.
Общественное мнение о предпринимательской деятельности формируют путем публикации статей в газетах и журналах, организации пресс-конференций, теле- и радиорепортажей, где освещают достижения в производстве продукции, характеризуют ее высокие потребительские качества, приводят отзывы покупателей. Этому способствует также общественная и благотворительная деятельность предпринимателя.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОЦЕНКА РИСКОВ
Производственный план. Планируют производственную деятельность предприятия, обосновывают реальные объемы, ассортимент, качество и сроки получения продукции. При этом в бизнес-плане излагают только основные вопросы, а расчеты приводят в приложении.
Вначале указывают место производства — на действующем или вновь организуемом предприятии, его местоположение по отношению к рынкам сбыта и поставщикам, потребность в земельных, материально-технических и трудовых ресурсах. Если предприятие действующее, то характеризуют имеющиеся сельскохозяйственные угодья, здания, сооружения, технику, численный состав работников, определяют недостающие средства производства и рабочую силу, возможность ее пополнения.
При составлении бизнес-плана по производству и реализации продукции растениеводства особое внимание обращают на рациональное использование сельскохозяйственных угодий путем внедрения научно обоснованной системы земледелия, рациональной структуры посевов культур, прогрессивных технологий возделывания, комплексной механизации работ.
Применительно к конкретным условиям уточняют системы: севооборотов, удобрений, обработки почвы и ухода за культурами, защиты их от вредителей, болезней и сорняков, мероприятий по мелиорации земель, семеноводства. Характеризуют систему машин, которые будут использованы на производстве соответствующих видов продукции. Рассчитывают потребность в семенах, удобрениях, средствах защиты растений, тракторах, сельскохозяйственных машинах, оборудовании, нефтепродуктах. Рассматривают организацию транспортных работ, технического обслуживания и ремонта техники.
Обосновывают урожайность культур с 1га, валовые сборы и объемы товарной продукции. Устанавливают, сколько будет реализовано продукции в период уборки урожая и после осенне-зимнего хранения, указывают способы хранения и необходимые сооружения, их технико-экономические показатели (количество и типы, система вентиляции и охлаждения, емкость, сметная стоимость, эксплуатационные расходы — всего и в расчете на 1т). Характеризуют способы, технику и оборудование, применяемые для товарной обработки продукции (зерноочистительно-сушильные, сортировальные, упаковочные и другие комплексы).
При планировании переработки продукции растениеводства указывают ее объем, который будет использован в качестве сырья, и приводят основные показатели перерабатывающего производства (сметную стоимость и мощность, ассортимент и структуру выпускаемой продукции, удельный вес сырья, поступающего от своего предприятия и со стороны, сезонность работ по месяцам). При необходимости предусматривают участие других предприятий в хранении и переработке продукции.
Указывают, откуда, в каком объеме и на каких условиях (покупка, аренда, прокат, лизинг) будут поступать на предприятие сельскохозяйственная техника, нефтепродукты, запасные части, сортовые семена, минеральные удобрения, средства защиты растений и другие материально-технические ресурсы, как будут организованы производственные связи между подразделениями хозяйства.
Целесообразно показать трудности, которые могут возникнуть при осуществлении производственного плана и снизить эффективность предпринимательской деятельности, например неблагоприятные погодные условия, недостаток отдельных видов ресурсов, слабо развитая производственная и социальная инфраструктура, как эти трудности будут преодолеваться.
Завершают раздел расчетами и оценкой необходимых трудовых и производственных затрат, включая издержки на выполнение мероприятий по безопасности жизнедеятельности.
Организационный план включает организационную структуру предприятия, характеристику ключевых фигур, которые будут заняты в предпринимательской деятельности, кадровую политику, организацию труда и его оплату.
Организационная структура должна соответствовать структуре производства и способствовать повышению ее эффективности. Поэтому показывают, чем будет заниматься каждое подразделение и функциональная служба, как они будут взаимодействовать между собой, кто и как будет координировать и контролировать их работу.
К ключевым фигурам относят в основном тех лиц, которые управляют производством. По каждому из них приводят краткие биографические сведения, указывают их образование, опыт работы и достижения, а также отмечают насколько они компетентны и квалифицированы в намечаемой предпринимательской деятельности. Разрабатывают должностные инструкции, в которых определяют права и обязанности работников управленческого персонала.
Рассматривают вопросы подбора и обучения квалифицированных кадров, так как они во многом определяют успех дела. Указывают формы организации первичных трудовых коллективов, режимы труда и отдыха работников, условия и размеры основной оплаты труда и дополнительного материального поощрения.
Юридический план предусматривает правовое обеспечение предпринимателя. В этом разделе обосновывают выбор организационно-правовой формы предприятия: крестьянское (фермерское) хозяйство, производственный кооператив или одна из форм хозяйственных товариществ или обществ. Показывают особенности и преимущества выбранной формы для планируемой предпринимательской деятельности.
Приводят сведения о дате и месте создания и регистрации предприятия, учредительных документах, формах собственности, основных собственниках, их доле в капитале предприятия, структуре капитала, способах его формирования, а также о законодательных и других нормативных документах, регулирующих деятельность предпринимателя.
Оценка рисков и управление ими. В данном разделе устанавливают возможные риски в намечаемой предпринимательской деятельности, группируют их по факторам производства (природные, технические, технологические, организационные, экономические) и ранжируют по вероятности возникновения. Затем выделяют наиболее реальные риски, оценивают ожидаемые убытки и разрабатывают мероприятия по защите от них. Например, возделывание культур, сортов и гибридов с разными вегетационными периодами, требованиями к температурному режиму и влаге, создание резервного фонда семян, организация орошения или осушения земель снижают или нейтрализуют риски, связанные с неблагоприятными погодными условиями.
Далее намечают программу страхования от рисков, где указывают его виды, сумму и страховые компании, услугами которых предприниматель будет пользоваться.
4. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансовый план содержит информацию об объемах продаж, выручке от реализации продукции, доходах и расходах, формировании прибыли. При его разработке рекомендуется соблюдать следующие требования:
обеспечение достоверности показателей и сравнение их со средними показателями о финансовых результатах отрасли в данном районе;
разработка нескольких вариантов финансовых расчетов, в том числе очень благоприятного и самого нежелательного, что позволит полнее представить развитие предприятия;
обязательная согласованность финансового плана с показателями производственного плана и других разделов;
краткое рассмотрение всех предположений, на основе которых сделаны расчеты, чтобы приводимые в финансовом плане показатели не вызывали сомнений.
Расчеты финансового плана целесообразно представить в виде нескольких таблиц.
В первой из них прогнозируют объемы, цены и выручку от реализации продукции по месяцам первого года, а при планировании на последующий период — в целом по годам.
Вторая таблица включает баланс денежных поступлений и расходов предприятия. В ней приводят: наличие денежных средств на начало периода; денежные поступления, в том числе выручку от реализации продукции и ценных бумаг, проценты, ссуды и др.; расходы денежных средств, в том числе на оплату труда, за пользование услугами сторонних организаций, возврат кредитов и уплату процентов по ним, приобретение материально-технических ресурсов, создание резервов, выплату дивидендов и др.; остаток денежных средств на конец периода. Перечисленные показатели планируют на те же сроки, что и в первой таблице.
Третья таблица содержит выручку от реализации продукции, затраты на ее производство и реализацию, налоги, чистую прибыль тоже по месяцам первого года и по годам следующего периода.
Четвертая таблица представляет собой баланс активов и пассивов предприятия на начало и конец первого года осуществления бизнес-плана, т. е. показывает, чем располагает предприятие и какую сумму задолженности и собственного капитала имеет.
Финансовый план завершают нахождением точки безубыточности, т. е. такого состояния, когда выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости, а предприятие не получает прибыли и не имеет убытка. Она позволяет установить минимальный объем продаж, ниже которого наступает убыточность, а выше — прибыльность. Точку безубыточности можно определить графическим и аналитическим методами.
При применении графического метода необходимо знать выручку от реализации продукции (В), совокупные издержки (СИ) и совокупные постоянные издержки (СПИ). Например, по плану объем реализации картофеля составляет 4000 ц, выручка от реализации картофеля — 800 тыс. руб., затраты на реализованный картофель — 640 тыс. руб., постоянные затраты — 160 тыс. руб. Графически это можно представить следующим образом (рис.1).
Рис. 1. Графический метод определения точки безубыточности
На графике хорошо видно, что точка безубыточности составляет 2000 ц картофеля.
Аналитическим методом эту точку определяют по каждому виду продукции путем деления совокупных постоянных издержек на разницу между ценой и переменными издержками в расчете на единицу:
Т=СПИ/(Ц-ПИ),
где Г—точка безубыточности, ц; СПИ— совокупные постоянные издержки, руб., Ц— цена единицы продукции, руб.; ПИ— переменные издержки в себестоимости единицы продукции.
В приведенном примере цена реализации 1 ц картофеля составляет 800 000: 4000 = 200 руб., а переменные издержки в себестоимости 1 ц картофеля — (640 000 - 160 000): 4000 = 120 руб. Подставляя эти значения в формулу, находим, что точка безубыточности равна 160 000 : (200 -120) = 2000 ц.
Стратегия финансирования содержит сведения о денежных средствах, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, источниках и форме их получения, сроках полного возврата и размере доходов инвесторов.
Здесь указывают потребность в финансовых ресурсах, рассчитанную в предыдущих разделах, а также суммы средств, вложенных в предприятие самим предпринимателем и планируемые к получению из других источников. Чем выше доля личных денег предпринимателя, тем больше уверенности у инвесторов и кредиторов в том, что он будет стремиться использовать их с максимальной эффективностью.
При расширении производства на действующем предприятии предпочтительнее получение кредитов, поскольку они имеют материальное обеспечение в хозяйстве в виде основных средств
и поэтому не подвергаются значительному риску. В таком случае банки могут устанавливать пониженный процент за пользование кредитами.
Если для предпринимательской деятельности организуют новое предприятие, то целесообразнее использовать паевой или акционерный капитал, так как своевременный возврат полученных кредитов может задерживаться в связи с медленным ростом объемов производства, особенно в начальный период его развития.
Еще большему риску подвергаются кредиты в тех отраслях, где разрыв между вложением значительных средств и получением прибыли очень продолжительный, например в садоводстве или виноградарстве. Поэтому такие отрасли лучше организовывать с привлечением паевого или акционерного капитала.
В заключение рассчитывают срок окупаемости вложенных средств как отношение первоначальных инвестиций к ежегодному чистому доходу, а также определяют размеры доходов инвесторов.
ТЕМА 10 ТИПЫ РЫНКОВ
В странах с развитой рыночной экономикой сформировались четыре основные модели (типа) рынков.
Для модели "чистая конкуренция" характерны следующие признаки:
1.Наличие большого числа независимо действующих на рынке продавцов, предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Обычно это рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2.Конкурирующие фирмы производят стандартизированную однородную продукцию, вследствие чего отсутствуют факторы неценовой конкуренции, т. е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и стимулирования сбыта продукции.
3.На этом рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Производитель может лишь подчиняться тем ценам, которые диктует рынок.
4.Этот тип рынка позволяет достаточно свободно входить и выходить новым фирмам из конкурентных отраслей. В странах с развитой рыночной экономикой для фирм, действующих на рынке "чистой конкуренции", нет ни финансовых, ни технологических ограничений.
На практике этот тип рынка встречается довольно редко.
Чистая монополия характеризуется следующими признаками:
1) на рынке действует один продавец товара (услуги);
2) товар (услуга) фирмы — уникален и ему нет заменителей. Поскольку такому предприятию всегда гарантирован сбыт, то и нет необходимости затрачивать большие средства на рекламу;
3) предприятия-монополисты всегда диктуют цену и контролируют ее;
4) предприятия-монополисты всеми возможными способами блокируют проникновение других предприятий на свой рынок.
На рынке "чистой монополии" обычно действуют предприятия по производству уникальных ювелирных изделий, регулируемые государством (или принадлежащие ему), предприятия общественного пользования. Это обычно услуги телефонных компаний, кабельное телевидение, водо-, электро- и теплоснабжение и т. д.
Монополистический рынок очень важен для стран с развитой рыночной экономикой, и объем их товаров (услуг) достигает 5— 6% от ВНП. Кроме того, развитие монополий — это объективный процесс, и их существование с точки зрения экономики оправдано. Во-первых, эффективное, крупномасштабное производство всегда будет экономить на издержках производства и, следовательно, предлагать потребителю товары по приемлемым для общей массы населения страны ценам. Во - вторых, большинству государств выгодно, чтобы подобные монополисты имелись в сталелитейной, алюминиевой, автомобильной промышленности. В-третьих, такие предприятия имеют большие возможности для внедрения НТП. В-четвертых, такие предприятия выпускают продукцию лучшего качества. Например, такие известные корпорации, как IBM, фирмы "Пепсико" и "Кока-кола", признаются лучшими по качеству в своих отраслях, и их товары потребители предпочитают аналогичным, но выпускаемым другими предприятиями.
Для рынка "монополистической конкуренции" существует дифференциация производимых товаров, которая принимает ряд специфических форм:
1. продукты обычно отличаются по качеству, дизайну, стилю, технологии изготовления и т. д.;
2. имеются различия в услугах, связанных с продажей товара (например, одна фирма упакует и пришлет покупку по месту назначения и установит более высокую цену, другая предоставит заботиться об этих проблемах покупателю и запросит более низкую цену);
3. размещение товаров на основе доступности (например, многие мелкие магазины успешно конкурируют с супермаркетами за счет размещения торговых точек в более людных местах, круглосуточной работы и т. д.).
К рынку "монополистической конкуренции" обычно относится производство одежды и обуви для различных групп населения, книгоиздание, производство мебели, химчистки, парикмахерские и т. д.
Характерными чертами "олигополистического" рынка являются:
1. Ограниченное число производителей. Обычно такие крупные фирмы, контролирующие рынок, называют по числу фирм: "Большая тройка", "Большая пятерка" и т. д.
2. Олигополии могут быть однородными (например, производство стали, меди, чугуна, цемента и т.д.) и дифференцированными (например, производство автомобилей, сложной бытовой техники, моющих средств, самолетостроение и т.д.).
3. Степень концентрации производства в олигополии очень высока.
4. Обычно цены на "олигополистическом" рынке жесткие и изменяются реже, чем на других рынках. Изменение цен происходит на основе тайного створа, что позволяет участникам: избегать ценовой войны, а следовательно, и спада производства на этой основе; полностью контролировать рынок и иметь постоянный рост прибыли; препятствовать появлению на своем рынке конкурентов.
В олигополии существует еще один вид контроля над ценами, так называемое лидерство в ценах (или молчаливое тайное соглашение). Эта ситуация возникает в том случае, если на "олигополистическом" рынке возникает господствующая фирма, которая начинает диктовать свои условия всем остальным предприятиям, вынужденным автоматически снижать или повышать свои цены вслед за лидером, несмотря на то что это отражается на их прибыли и рентабельности.
Таблица
Основные характеристики моделей (типов) рынков
Характерные черты | Модель рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополисти-ческая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень большое число | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированны й | Стандартизированн ый или однородный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Незначительный, в узких рамках | Ограничен взаимной зависимостью, контроль идет при тайном сговоре | Значительный |
Условия вступления в отрасли | Свободное | Сравнительно легкое | Крайне трудное, устанавливаются все возможные препятствия | Блокированное |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки | Привлечение типичных средств | Главным образом реклама, связи фирмы с общественными местными организациями |
Примеры | Сельское хозяйство | Различная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. | Производство стали, самолетов, электробытовых приборов | Местные предприятия общественного пользования (АТС, водо-, тепло-, электроснабже-ние) |
ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Цель, задачи и участники предпринимательской деятельности
2. Условия и основные принципы предпринимательской деятельности
3. Виды и организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности
4. Принятие предпринимательского решения
5. Требования к предпринимателю
6. Права и обязанности предпринимателей
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такое понятие определено Гражданским кодексом Российской Федерации. Оно достаточно полно и всесторонне раскрывает основную сущность предпринимательства применительно и к сельскому хозяйству.
Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли, которая необходима для расширенного воспроизводства, развития социальной сферы и материального стимулирования работников.
Основная задача предпринимательства — удовлетворение потребностей покупателей в необходимой продукции (работах, услугах). Кроме того, необходимо уменьшать рискованность деятельности путем развития производства разных видов продукции, использования нескольких каналов ее сбыта, создания резервных (страховых) фондов, а также обеспечивать постоянное наличие денежных средств, позволяющих без задержки рассчитываться с поставщиками, кредиторами и работниками предприятия.
Предпринимательством могут заниматься как физические, так и юридические лица, включая иностранных граждан, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В предпринимательской деятельности, наряду с предпринимателями, участвуют потребители продукции (работ, услуг), наемные работники, государственные и муниципальные органы. Каждый из них имеет свой интерес и выполняет определенную роль.
Предприниматели стремятся к получению максимальной прибыли, в связи с чем организуют производство и реализацию продукции (работ, услуг), удовлетворяющей запросы покупателей, используя при этом прогрессивные технологии, более совершенную технику и методы труда.
Потребители приобретают продукцию (работы, услуги) наилучшего качества на основе взаимовыгодных отношений с предпринимателями.
Наемные работники заинтересованы в получении более высокого личного дохода, выполняя договорные (контрактные) обязательства, заключенные с предпринимателями.
Государственные и муниципальные органы организуют выполнение целевых программ по развитию производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции в интересах населения, стимулируя участие предпринимателей.
2. УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательскую деятельность осуществляют в определенной среде, представляющей собой совокупность конкретных и взаимозависимых условий, определяющих положение и действия предпринимателей на рынках. К ним относят географические, технологические, социально-культурные, экономические и правовые условия.
Географические условия включают природные условия (почвенные, климатические и др.), доступность сырья и энергоресурсов, наличие путей сообщения (автомобильных дорог с твердым покрытием, близко расположенных железнодорожных станций, речных пристаней, аэропортов). От этих факторов зависит выбор видов производимой продукции, расходы на ее реализацию, возможности использования разнообразных рынков сбыта, затраты на доставку материально-технических ресурсов.
Технологические условия зависят от развития научно-технического прогресса и влияют на выбор технологии получения продукции. Так, комплексная механизация и автоматизация процессов позволяют создавать предприятия индустриального типа, а выпуск высокоэффективной малогабаритной техники — организовывать небольшие хозяйства с применением соответствующих технологий.
Социально-культурные условия определяют потребности населения в товарах и услугах, отношение работников к своим обязанностям, условиям труда, размерам его оплаты в зависимости от изменений их жизненного уровня и развития общества.
Экономические условия включают развитие банковской системы, оптовых и оптово-розничных рынков, юридических, аудиторских, информационных и других услуг, необходимых для предпринимательской деятельности, а также покупательную способность населения, рынок труда, возможности получения заемных средств, налоговую политику государства и др.
Правовые условия — это законодательная база, способствующая предпринимательской деятельности в интересах общества.
Предпринимательство осуществляют на основе принципов хозяйственной самостоятельности, прогнозирования, новаторства, маневренности, экономической заинтересованности и материальной ответственности.
Хозяйственная самостоятельность предусматривает принятие решений исходя из собственных интересов предпринимателей. Они сами выбирают виды деятельности, технику, технологию и организацию производства, сроки и каналы реализации продукции (работ, услуг), заключают сделки, распределяют полученную прибыль, решают другие вопросы.
Прогнозирование — определение перспективных направлений и показателей в деятельности предпринимателей. С этой целью они изучают достигнутый уровень и резервы развития предприятия, сложившуюся и возможную конъюнктуру рынка, факторы, позволяющие избежать или уменьшить риски в работе. Все это находит отражение в краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планах, важнейший из которых бизнес-план предпринимателя.
Новаторство состоит в том, что предприниматели должны находиться в постоянном творческом поиске, направленном на производство новых видов конкурентоспособной продукции, использование резервов повышения экономической эффективности путем применения совершенных технологий, машин, оборудования и т. д.
Маневренность заключается в том, что предприниматели должны быстро реагировать на изменения спроса и предложения на рынках. Этот принцип требует от них своевременной перестройки на выпуск более качественной и дешевой продукции, налаживания производства новых товаров, поиска более выгодных рынков сбыта.
Экономическая заинтересованность состоит в том, что предприниматели должны производить такие виды продукции (работы, услуги), которые обеспечивают получение наибольшей прибыли и вместе с тем отвечают потребностям покупателей.
Материальная ответственность предусматривает личную ответственность предпринимателей за результаты их деятельности, своевременную и в полном размере уплату налогов, выполнение договорных обязательств, соблюдение требований законодательства об охране труда, окружающей среды, противопожарной безопасности. Она выражается также в возмещении нанесенного предпринимателем ущерба, применении к нему штрафных санкций и признании банкротом.
3. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают три вида предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. Все они взаимосвязаны между собой.
Производственное предпринимательство включает производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Для осуществления этой деятельности предприниматели составляют бизнес-план на основе изучения рынков сбыта и факторов производства, заключают с покупателями договоры, используют собственные и арендованные средства, в том числе на условиях лизинга, нанимают постоянных и временных работников, привлекают при необходимости транспортные, строительные, ремонтные и другие предприятия, а также банковские кредиты, завершают свою деятельность реализацией товарной продукции (работ, услуг) и получением денежной выручки. В сельском хозяйстве производственное предпринимательство получило преимущественное распространение по сравнению с другими видами.
Коммерческое предпринимательство представляет собой деятельность по свершению коммерческих сделок, связанных с куплей-продажей продукции. Основное внимание предпринимателей направлено на приобретение товаров, пользующихся повышенным спросом, сокращение затрат на транспортирование, выполнение коммерческих операций, приобретение или аренду складских и торговых помещений, оплату услуг сторонних организаций, рекламу и др. Такое предпринимательство более рискованное, чем производственное, так как оно требует большей маневренности и серьезных усилий, чтобы избежать неблагоприятной ситуации, когда в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка цена реализации товара может оказаться ниже затрат на его покупку и других расходов.
Финансовое предпринимательство — это деятельность по приобретению и продаже валюты и ценных бумаг (акций, облигаций и других видов). Например, банки продают, предоставляют в кредит и покупают их на определенных условиях, которые позволяют иметь дополнительный доход. Сельскохозяйственные предприниматели тоже могут приобретать ценные бумаги для получения по ним дивидендов (процентов) и продавать их по более высокой цене, а также выпускать и реализовывать акции (если это открытое акционерное общество) для привлечения дополнительного капитала.
4. ПРИНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РЕШЕНИЯ
Для эффективной предпринимательской деятельности необходимо не только иметь капитал, но и уметь принимать наиболее правильные решения по его использованию с учетом складывающейся предпринимательской среды. Рассмотрим этот вопрос от зарождения идеи (замысла деятельности) до принятия окончательного решения.
Зарождение идеи (замысла деятельности) заключается в изучении соотношения между спросом и предложением на продукцию, которую предприниматель намечает производить, а также цены на нее и покупательной способности населения. При этом показатели прогнозируют на период, в течение которого рынок сначала будет насыщен полностью, затем продукция морально устареет и перестанет пользоваться спросом. Целесообразно разрабатывать несколько вариантов такого прогноза с учетом сложившихся предложений других товаропроизводителей.
Оценка реальности идеи состоит в определении возможностей ее осуществления. Принято считать, что предпринимательскую деятельность лучше начинать с производства таких видов продукции, которые имеют сравнительно небольшой уровень конкуренции и риска. В сельском хозяйстве — это картофель, овощи открытого грунта, семена многолетних и однолетних трав, молоко, говядина и др. Кроме того, требуется установить, соответствуют ли имеющиеся материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы намеченным объемам реализации продукции, есть ли возможности для приобретения недостающих основных и оборотных средств, найма работников, получения кредитов в банке, кооперирования с другими предпринимателями и т. д.
Проведение расчетов — определение нескольких вариантов цены на продукцию, затрат на ее производство и реализацию, финансовых результатов в прогнозируемом периоде. Рекомендуется принимать в расчетах не усредненную за несколько лет цену, а
предельно низкую для соответствующего рынка, тщательно рассчитывать собственные расходы, чтобы в любом случае иметь возможность получить прибыль.
Экспертная оценка расчетов проводится в целях определения экономической эффективности принимаемого решения и включает технико-экономическое обоснование, которое дает представление о прибыли, уровне рентабельности, сроке окупаемости капитальных вложений и об эффективности варианта в целом.
Принятие решения. На основе технико-экономического обоснования принимают наиболее эффективное решение и разрабатывают бизнес-план.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ
Предпринимателей не назначают, ими становятся. Практика показывает, что только часть населения обладает или способна обладать качествами, необходимыми для успешной предпринимательской деятельности.
Прежде всего, необходимо отметить универсальность предпринимателей. Они должны иметь достаточно широкие знания в технологии, технике и организации производства, экономике, управлении и правовых вопросах, а также уметь организовать производство, наладить экономические взаимоотношения с различными предприятиями и организациями, сотрудничать с учеными научно-исследовательских и высших учебных учреждений, специалистами по маркетингу, бизнес-планированию, юристами и др.
Для предпринимателей характерна самостоятельность в решении вопросов, касающихся их деятельности. Они сами определяют направления работы, размеры и объекты инвестиций, рынки сбыта продукции, подбирают кадры, устанавливают системы оплаты труда и т. д.
Предприниматели должны иметь высокое чувство ответствен ности за свою деятельность перед государством (уплата налогов, забота об окружающей среде), потребителями их продукции (качество, сроки и места реализации), наемными работниками (уровень и своевременность выдачи заработка, создание нормальных условий труда), партнерами по бизнесу (соблюдение договорных обязательств).
Важная черта предпринимателей — уверенность в своих способ ностях, умение доводить до конца начатое дело, осознавая при этом его рискованность и возможность лишиться имущества, благополучия и т. п.
Предприниматели — люди прогрессивно мыслящие, они не останавливаются на достигнутом, постоянно ищут пути увеличения производства и удешевления продукции, повышения ее качества за счет внедрения технологических и организационно-экономических новшеств.
Предпринимателям необходима мобильность, т. е. способность быстро перестраиваться в соответствии с требованиями рынка и другими факторами производства. Для этого они должны постоянно анализировать результаты своей деятельности и финансовые возможности, цены, спрос и предложения на реализуемую продукцию.
Предприниматели постоянно взаимодействуют с представителями исполнительной власти, других предприятий и организаций. Поэтому они должны соблюдать деловую этику (нормы поведения), быть порядочными людьми, с уважением относиться к партнерам, ценить их профессионализм и компетентность, понимать необходимость сотрудничества с ними.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Права:
1.предприниматель вправе создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Российской Федерации, приобретать имущество и права у других хозяйствующих субъектов и иных лиц и участвовать в их деятельности;
2.самостоятельно определять программу своей хозяйственной деятельности;
3.выбирать поставщиков и потребителей;
4.выполнять заказы для государственных нужд;
5.нанимать и увольнять работников на условиях, определенных договорами (конечно, с соблюдением трудового законодательства);
6.устанавливать цены и тарифы на свою продукцию (работы, услуги);
7.открывать счета в любых банках (без разрешения банка по местонахождению);
8.производить расчетные, кассовые и кредитные операции всех видов;
9.свободно распоряжаться доходом (прибылью), размер которого не ограничен (после внесения налогов и иных обязательных платежей);
10.участвовать во внешнеэкономических отношениях и осуществлять валютные операции в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании.
Таким образом, права, предоставляемые предпринимателям, предусматривают создание условий, необходимых для свободы хозяйственной деятельности — суверенитета предпринимателя. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам реализовывать. Экономический суверенитет потребителя — это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретать все, что покупатель сочтет нужным для производственного потребления, свобода выбора продавца, места, времени и других условий покупки. Обязанности:
1. предприниматель обязан оплачивать труд лиц, работающих по найму, не ниже установленных законодательством минимальных размеров. Он не вправе препятствовать объединению работников в профсоюзы и заключению коллективных договоров;
2. вносить платежи по социальному страхованию работников;
3. обеспечивать предусмотренные законодательством и договорами условия труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной гигиены;
4. осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности;
5. своевременно представлять декларацию о доходах и уплачивать налоги;
6. заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами;
7. выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;
8. выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров.
Полное или частичное неисполнение предпринимателем возложенных на него обязанностей грозит ему экономическими и административными санкциями. Например, за сокрытие или занижение дохода (а значит, и суммы соответствующего налога) взимается штраф. За просрочку уплаты страховых взносов взыскивается пеня. Предприниматель обязан возмещать вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием и иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; в компенсации дополнительных расходов (на приобретение лекарств, лечение и т. п.); в возмещении морального ущерба.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.