Ресурсное обеспечение государственного сектора науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В приложении к протоколу совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации от 20 марта 2002 г. установлены минимальные объемы финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2010 года. Указанные объемы представлены как в абсолютном выражении, так и в относительном – в процентах к расходной части федерального бюджета – что определяет два варианта минимальных пороговых значений бюджетного финансирования гражданской науки:

 

  2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Вариант 1*,              
млрд. руб. 34 39,9 46 56 71,7 89 110
(в ценах текущих лет)              
Вариант 2**,

41,9

51,4

59,6

76,1

96,2

119

155,2

млрд. руб.
(в ценах текущих лет)

* объемы приведены в приложении к протоколу в абсолютном выражении

** объемы рассчитаны на основе приведенного в приложении к протоколу показателя удельного веса финансирования исследований и разработок гражданского назначения в расходах федерального бюджета, исходя из фактических бюджетных расходов и бюджетных проектировок, приведенных в рамках “Сценарных условий социально-экономического развития и основных показателей сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года” от 7 апреля 2005 г.

 

Необходимым условием целевого и эффективного использования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование исследований и разработок, является наличие действенной системы координации производимых расходов. Координатором планов и тематики работ, выполняемых за счет бюджета в целях развития среды генерации знаний, формирования инновационной инфраструктуры, стимулирования инноваций и осуществления НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики, должно выступать Минобрнауки России.

Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований.

Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Росатом, Роскосмос, иные федеральные органы исполнительной власти, а также академии наук, имеющие государственный статус, в пределах своей компетенции обеспечивают формирование и реализацию целевых программ технологического развития.

Координация деятельности ведомств в сфере ресурсного обеспечения НИОКР, в том числе военного и двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (далее – Комиссия) (утверждена приказом Минобрнауки России № от 17 ноября 2004 г.), рабочим органом которой является Минобрнауки России.

Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства и государственные академии представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Для эффективной координации реформирования государственного сектора науки федеральные органы исполнительной власти ежегодно представляют в Комиссию информацию о функционировании подведомственных им государственных научных организаций. Не позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля. Кроме того, в тот же срок Комиссия готовит рекомендации по корректировке научных и технологических приоритетов, реализуемых в рамках ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ государственных академий. Рекомендации должны использоваться ведомствами и государственными академиями при формировании бюджета на следующий год.

В связи с переходом на новую систему бюджетного планирования, ориентированного на результат, возникает необходимость совершенствования механизмов финансирования научных исследований, проводимых организациями государственного сектора науки.

Финансовое обеспечение академического сектора науки представляется целесообразным развивать в направлении планомерного увеличения бюджетных расходов на проведение фундаментальных исследований. При этом выделяемые средства должны концентрироваться на проектах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами.

В рамках перехода на новую систему бюджетного планирования, ориентированного на результат, необходимо изменить соотношение базового, программно-целевого и конкурсного финансирования научных организаций. При этом доминирующим должно стать расширение проектного финансирования на основе реализации крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям фундаментальных исследований, в том числе ведомственной целевой программы РАН (с участием других академий, имеющих государственный статус) “Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня”.

Доля вузовской науки в структуре бюджетных расходов является весьма незначительной, имеет устойчивую тенденцию к снижению и, вообще говоря, не соответствует текущей и перспективной роли данного сектора в построении инновационной экономики. В этой связи финансовое обеспечение сектора вузовской науки представляется целесообразным развивать в направлении планомерного увеличение доли бюджетного финансирования – 2006 г. до 4,5-5 млрд. руб. и к 2008 г. – до уровня 8-9 млрд. руб. Выделение бюджетных средств предлагается осуществить:

в рамках научной программы “Развитие научного потенциала высшей школы” – подведомственным Рособразованию организациям на основе конкурсного отбора (годовой объем финансирования – порядка 3 млрд. руб.);

в рамках ведомственной целевой программы Роснауки “Ориентированные фундаментальные исследования в высшей школе”. В данную программу целесообразно интегрировать мероприятия, реализуемые до настоящего времени в рамках программы “Университеты России”. Также целесообразно предусмотреть возможность финансирования в рамках данной программы исследований всех высших учебных заведений России вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Предполагаемый объем финансирования программы в 2006 г. составляет около 2 млрд. руб. и увеличивается к 2008 г. до уровня 5 млрд. руб.

Основным направлением модификации системы ресурсного обеспечения прикладного сектора науки должны стать разработка и реализация ведомственной целевой программы организации и развития сети “национальных лабораторий” по прорывным направлениям развития науки и техники.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.