Индикаторы оценки эффективности и результативности государственного сектора науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для оценки эффективности и результативности государственного сектора науки выделяются две категории индикаторов:

экономические, связанные с обеспечением поступлений в бюджет, привлечением и освоением внебюджетных средств, ростом рыночной стоимости организаций науки и др.

функциональные, связанные с исполнением государственных функций, реализацией стратегических приоритетов государства, обеспечением позитивных структурных сдвигов в экономике, производством общественных благ.

Необходимость введения системы функциональных индикаторов обусловлена тем, что государственные научные организации участвуют в реализации функций Российской Федерации, и это может приводить к существенному снижению их экономической эффективности. Эффект от такой деятельности, в том числе значимый в национальном масштабе, может проявляться лишь в средне- и долгосрочной перспективе и при этом не иметь четкого стоимостного выражения.

1. Экономические индикаторы

объем внутренних затрат на исследования и разработки;

объем привлеченных внебюджетных средств на проведение исследований и разработок, включая создание новых рабочих мест;

средняя заработная плата исследователей в организациях государственного сектора науки;

сумма налоговых и иных обязательных платежей государственных организаций науки;

перечисляемая в бюджет прибыль государственных унитарных предприятий;

дивиденды по принадлежащим государству акциям научных организаций;

прирост рыночной стоимости государственных организаций науки, в том числе за счет капитализации нематериальных активов;

доходы от приватизации государственных организаций науки с учетом стоимости нематериальных активов;

увеличение объема высокотехнологичной продукции (услуг) на каждый рубль бюджетных средств, вложенный в исследования и разработки;

уровень бюджетной обеспеченности одного научного сотрудника.

2. Функциональные индикаторы

а) организации, осуществляющие фундаментальные исследования:

уровень фундаментальных исследований в сравнении с мировым уровнем и их ориентированность на достижение результатов в приоритетных областях знаний;

количество публикаций (индексы цитирования ведущих исследователей) в реферируемых отечественных и зарубежных научных журналах;

количество диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения исследовательских проектов;

доля сотрудников в возрасте до 39 лет;

количество патентов (в т.ч. международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения исследовательских проектов;

уровень участия в международных проектах и программах;

б) организации, осуществляющие прикладные исследования и разработки:

количество реализованных проектов опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок;

количество разработанных технологий, соответствующих или превосходящих мировой уровень;

количество патентов (в том числе международных), на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

количество заключенных соглашений по распределению прав на использование результатов интеллектуальной деятельности;

количество зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров;

уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

количество диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

доля сотрудников в возрасте до 39 лет;

в) организации, совмещающие научную и образовательную деятельность:

число сотрудников, ведущих преподавательскую деятельность и осуществляющих научное руководство;

число учащихся, вовлеченных в процесс проведения научных исследований;

количество реализуемых учащимися самостоятельных исследовательских проектов;

число публикаций учащихся по итогам участия в научных исследованиях;

количество дипломных работ, подготовленных учащимися по результатам участия в научных исследованиях;

число подготовленных магистров и специалистов по передовым направлениям исследований и разработок; эффективность аспирантуры и докторантуры.

Приведенная выше система основных индикаторов является инструментом для оценки тенденций развития государственного сектора науки, эффективности выполнения возложенных на него функций, качества системы управления.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.