О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки
Введение
Ключевым условием достижения стратегических целей, включая усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, является обеспечение неуклонного роста ее конкурентоспособности.
Для построения современной экономики, основанной на знаниях, государство создает необходимые условия и стимулы для быстрой реализации научно-технических достижений в реальном секторе экономики.
За последние годы усилиями органов государственной власти, академий наук, имеющих государственный статус, научных фондов и организаций, научной общественности удалось добиться улучшения ресурсной и организационной поддержки государственного сектора науки.
Однако современное состояние российской науки не в полной мере отвечает условиям повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, которые обусловлены темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких отраслей экономики.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 г. № 3944п-П13) для подготовки вопроса на заседании Правительства Российской Федерации 26 мая 2005 г. подготовлен проект доклада Правительству Российской Федерации “О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки” и проект Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы.
Современное состояние государственного сектора науки и основные проблемы в его развитии
Структура и состав государственного сектора науки
Функционально в государственном секторе науки можно выделить три основных компонента:
1. Академический компонент, преимущественно ориентированный на проведение фундаментальных исследований, включает в себя около 850 организаций, подведомственных академиям наук, имеющим государственный статус (в подавляющей части – государственные учреждения).
2. Прикладной компонент, ориентированный в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более 1200 организаций (в большей части – государственные унитарные предприятия). Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий).
3. Вузовский компонент включает более 500 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.
Перспективная модель государственного сектора науки
Показатели
Ед. изм.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Академический сектор науки
Модернизация академического сектора науки основана на том, что в настоящем и в среднесрочной перспективе академический сектор науки – основа проведения фундаментальных исследований в стране.
Главной целью академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.
Сектор прикладной науки
Сектор прикладной науки образуют отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные базы и опытные производства, конструкторские бюро отдельных промышленных предприятий.
Сектор вузовской науки
С позиций обеспечения целостности и единства отечественной научной системы и неразрывности процессов ее модификации представляется целесообразным меры по модернизации государственного сектора исследований и разработок осуществлять в тесной связи с мерами по развитию вузовской науки.
Заключение
В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году государственный сектор науки будет представлять собой целостную сеть технически оснащенных, укомплектованных квалифицированными кадрами, достаточно крупных и устойчивых в финансовом отношении, объединенных интеграционными процессами научных, научно-исследовательских и научно-образовательных организаций различных организационно-правовых форм, проводящих фундаментальные исследования мирового уровня и создающих прикладные разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники с высоким уровнем коммерциализации в рамках национальной инновационной системы.
О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки
Введение
Ключевым условием достижения стратегических целей, включая усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, является обеспечение неуклонного роста ее конкурентоспособности.
Для построения современной экономики, основанной на знаниях, государство создает необходимые условия и стимулы для быстрой реализации научно-технических достижений в реальном секторе экономики.
За последние годы усилиями органов государственной власти, академий наук, имеющих государственный статус, научных фондов и организаций, научной общественности удалось добиться улучшения ресурсной и организационной поддержки государственного сектора науки.
Однако современное состояние российской науки не в полной мере отвечает условиям повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, которые обусловлены темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких отраслей экономики.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 г. № 3944п-П13) для подготовки вопроса на заседании Правительства Российской Федерации 26 мая 2005 г. подготовлен проект доклада Правительству Российской Федерации “О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки” и проект Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 280.