Основной целью модернизации академического сектора науки является повышение его эффективности и результативности как среды для расширенного воспроизводства знаний, обеспечение сохранения, активного использования и активного восполнения созданного задела в области фундаментальной науки как основы для развития отечественной науки и образования на мировом уровне.
Основными направлениями модернизации академического сектора науки являются:
1. Повышение уровня фундаментальных исследований и координация фундаментальных исследований, проводящихся за счет средств федерального бюджета, включая:
а) преодоление ведомственной разделенности фундаментальной науки и создание предпосылок для объединения в перспективе научных организаций, ориентированных на выполнение фундаментальных исследований мирового уровня, вне зависимости от ведомственной принадлежности, в рамках РАН;
б) повышение уровня объективности в выборе перспективных и приоритетных направлений фундаментальных исследований за счет разработки методологии выбора приоритетов, развития системы экспертизы и создания сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований;
в) усиление функции Российской академии наук по координации фундаментальных научных исследований, ведущихся за счет федерального бюджета;
г) создание конкурентной среды в научных организациях академического сектора науки за счет оптимизации соотношения базового, программно-целевого и конкурсного финансирования и совершенствования конкурсного порядка замещения должностей.
2. Развитие образовательной деятельности и участия в подготовке кадров высшей квалификации, включая:
а) внедрение оптимальных форм интеграции с ведущими российскими университетами, включая организационную и экономическую интеграцию;
б) создание (при условии достижения в результате позитивных общественно-значимых эффектов в системах высшего образования и науки) в составе РАН академических университетов на базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, исторически тесно связанных с академическим сектором науки и ведущих подготовку научных кадров мирового уровня, и включение отдельных научных организаций академий наук в состав ведущих вузов страны;
в) повышение эффективности аспирантуры и докторантуры в организациях академического сектора науки; создание системы академической магистратуры; реструктуризация сети диссертационных советов.
3. Развитие экспертной деятельности, включая:
а) повышение значимости экспертной деятельности академического сектора науки в отношении важнейших государственных проектов;
б) разработку системы мониторинга и оценки результативности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности;
в) разработку и реализацию в организациях академического сектора науки современных моделей финансового и научного менеджмента.
4. Совершенствование механизмов финансирования академического сектора науки, включая:
а) увеличение расходов на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами;
б) расширение проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям исследований;
в) разработку реализацию целевой программы РАН “Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня”, основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности;
г) выход в течение 2007 г. на показатели минимальной бюджетной обеспеченности научного работника 700000-750000 руб. в год с предполагаемым средним уровнем заработной платы научного работника не менее 30000 руб. в месяц, а молодых специалистов – 15-20 тыс. руб. в месяц;
д) переход в перспективе к системе распределения средств федерального бюджета, предназначенных на финансирование фундаментальных исследований, включающей РАН; высшую школу; государственные научные фонды;
е) финансирование прикладных исследований и разработок исключительно на условиях открытых конкурсов или за счет средств хозяйствующих субъектов.
5. Создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала академического сектора науки, включая:
а) активное участие организаций академического сектора науки в процессе формирования новых элементов инновационной инфраструктуры;
б) создание “центров коммуникации” (инновационного пояса), обеспечивающего эффективный трансфер результатов исследований академического сектора науки на внутренний и глобальный рынки знаний.
6. Повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами, включая:
а) создание новой системы управления активами академического сектора науки в целях повышения эффективности использования государственного имущества;
б) направление имущества, высвобождаемого в результате оптимизации сети научных организаций, в интересах развития инновационной деятельности, поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, развития образовательной деятельности и дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки;
в) переход к системе консолидации средств, полученных в результате использования государственного, в том числе недвижимого, имущества, в целях дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки.
7. Оптимизация сети организаций академического сектора науки, включая:
а) создание предпосылок для включения в перспективе в состав РАН ряда научных организаций отраслевых академий наук, других научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, с соответствующим имуществом и финансированием;
б) консолидацию, при наличии целесообразности, однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности или выделение в качестве филиалов ведущих академических научных организаций с обязательным учетом региональных особенностей;
в) перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение публичных полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности;
г) передачу научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления, а научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность – в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
8. Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества, включая:
а) введение в действие (при необходимости) нового порядка утверждения в должности президентов в академиях наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий;
б) повышение демократичности системы управления за счет увеличения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки;
в) разработку общих требований к структуре научной организации академического сектора науки для эффективной реализации его функций и подготовку предложений по типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.
9. Приведение организационно-правового статуса научных организаций в соответствие с осуществляемыми ими функциями, включая:
а) сохранение в форме государственных учреждений организаций, преимущественно выполняющих фундаментальные исследования (после внесения соответствующих изменений в законодательство - также в форме государственных автономных учреждений);
б) преобразование организаций, осуществляющих преимущественно прикладные исследования и разработки и/или инновационную деятельность, в акционерные общества (после внесения соответствующих изменений в законодательство – также в формах государственных автономных учреждений и государственных автономных некоммерческих организаций);
в) перевод организаций, оказывающих социальные услуги сотрудникам, в новые организационно-правовые формы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.