Государственный сектор науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Доля в госсекторе науки по:

численности организаций численности персонала, занятого исследованиями и разработками основным средствам исследований и разработок Академический 29,5 22,6 33,2 Прикладной 51,4 70,9 54,6 Высшего образования (вузовский) 19,1 6,5 12,2 ИТОГО: 100% 100% 100%

 

В структуре государственного сектора науки по организационно-правовым формам доминируют государственные учреждения (50% от числа организаций в государственном секторе науки) и государственные унитарные предприятия (48%). По состоянию на начало 2003 года, в отрасли “Наука и научное обслуживание” насчитывалось 1477 государственных учреждений (примерно 4% от общего числа государственных учреждений) и 1431 государственное унитарное предприятие (14,5% от общего числа ФГУП). За прошедшее десятилетие количество учреждений в науке увеличилось в 1,5 раза.

1.3. Ключевые проблемы в развитии государственного сектора науки

В развитии государственного сектора науки отмечаются следующие основные тенденции.

По сравнению с 1998 г. внутренние затраты на исследования и разработки в целом в постоянных ценах выросли в 1,85 раза, составив в 2003 году около 170 млрд. руб., или около 10% ежегодно.

В последние годы доля капитальных затрат во внутренних затратах на исследования и разработки составляла порядка 5%, а расходы на покупку оборудования составили в среднем 1,8%.

Учитывая, что в составе основных фондов доля машин и оборудования старше 11 лет составляет 42%, сложившиеся диспропорции могут существенно ослабить материально-техническую базу науки и обусловить падение уровня исследований и разработок.

Основные расходы в государственном секторе науки приходятся на оплату труда персонала. В структуре расходов научных организаций в федеральной собственности лишь 4,4% затрат приходится на покупку оборудования.

В целом по научному сектору в 2003 г. внутренних затрат на исследования и разработки на одного занятого исследованиями и разработками приходилось 197,9 тыс. руб./чел. При этом наиболее высокий уровень этого показателя наблюдается в частных бесприбыльных организациях (636,8 тыс. руб./чел.).

В 2003 году доля организаций сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки в 2003 году составила 6,1% (их число – 526 или 19% от числа организаций государственного сектора науки), в основных средствах – 7,6 %, а по машинам и оборудованию – 4,8%. Количество персонала, занятого в сфере исследований и разработок- 41 тыс. чел., что составляет 6,1% от общей численности персонала в государственном секторе науки. Роль вузовской науки в целом малозначительна: в настоящее время затраты на научную деятельность зафиксированы только в 40% российских вузов (государственных и негосударственных).

Размещение научных организаций по территории страны характеризуется существенной неравномерностью, которая усилилась за прошедшее десятилетие. В 2003 г. 39,2% организаций, выполняющих исследования и разработки, было сосредоточено в Центральном федеральном округе (из них г. Москва – 22,3%). Такие же тенденции проявляются в распределении кадрового потенциала (в г. Москва сосредоточена треть научного персонала) и в затратах на науку (на г. Москва и г. Санкт-Петербург приходится около 45% внутренних затрат на исследования и разработки).

Сохраняется недостаточная патентная активность научных организаций: удельный вес числа поданных ими заявок на изобретения составил примерно 29% от всех заявок, поданных в стране отечественными заявителями, удельный вес полученных патентов – около 34% от общего числа выданных отечественным заявителям патентов на изобретения.

Наблюдается низкая активность в развитии сетей обмена технологиями. В 2003 г. в коммерческом обмене технологиями участвовало лишь 463 НИИ и КБ (около 20% от общего числа научных организаций). При этом поступления от сделок с зарубежными партнерами составили менее 15% суммарных поступлений от продажи технологий в стране.

Государственные научные организации слабо участвуют в трансфере объектов промышленной собственности (доля организаций государственного сектора науки в заключенных договорах на передачу запатентованных объектов промышленной собственности не превышает 9-11% в их общем числе).

Основной формой экспорта научно-технической продукции является заключение договоров на выполнение научно-исследовательских работ с иностранными заказчиками. В результате интеллектуальная рента от производства инновационной продукции остается за рубежом.

Для научных организаций характерен низкий уровень капитализации нематериальных активов. В 2003 г. лишь 46,3% научных организаций имели на своем балансе нематериальные активы. Подавляющая доля стоимости нематериальных активов (88%) приходилась на научно-исследовательские институты прикладного профиля.

Низкий уровень капитализации нематериальных активов во многом обусловлен несовершенством нормативной правовой базы. Так, в соответствии с действующим налоговым законодательством при постановке стоимости прав на результаты научно-технической деятельности на баланс организаций в качестве нематериального актива необходима уплата налога на прибыль. Кроме того, результаты научно-технической деятельности, не являющиеся объектами исключительных прав, нельзя поставить на баланс организации, что резко сужает возможности для роста величины нематериальных активов (Положение о бухгалтерском учете ПБУ 14/2000).

В целом, недостаточный уровень эффективности и результативности государственного сектора науки определяется следующим:

избыточный размер и раздробленность государственного сектора науки, наличие в его составе организаций, не реализующих функции государства, препятствует концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

несовершенна структура государственного сектора науки по используемым организационно-правовым формам. Большинство организаций продолжают оставаться в форме государственных учреждений и унитарных предприятий, что препятствует росту капитализации и инвестиционной привлекательности этих организаций;

низкая бюджетная обеспеченность научных работников приводит к невысокой результативности научных исследований. Преимущественно сметное финансирование исследований (прежде всего, фундаментального характера) создает ориентированность научных организаций на ресурсы, а не на результат;

существенная неравномерность размещения государственного сектора науки по территории страны нарушает территориальную целостность национальной инновационной системы;

низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной деятельностью, приводит к внутренней и внешней утечке специалистов и недостатку молодых кадров в научно-технической сфере;

неопределенность целевых индикаторов деятельности организаций госсектора науки, преимущественно однолетний цикл государственного финансирования существенно снижают программный потенциал развития;

сохраняются организационно-правовые барьеры между фундаментальной наукой и образованием – новые научные результаты слабо используются в сфере образования (прежде всего университетского), а в проведение научных исследований недостаточно вовлекаются молодые специалисты и вузовские ученые;

неоптимальность состава и нерациональность использования имущественных комплексов научных организаций ведет к низкой эффективности использования государственного имущества;

несовершенна нормативная правовая база, регламентирующая правоотношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности (далее – РНТД), что не позволяет юридически корректно производить идентификацию правообладателей результатов РНТД, закрепление за ними прав и осуществлять введение РНТД в гражданский оборот (в первую очередь в отношении РНТД, созданных за счет средств государства, в том числе, созданных до 1992 года);

недостаточное качество системы управления государственным сектором науки, низкий уровень требовательности к руководителям организаций по обеспечению результативности и эффективности деятельности, дефицит профессиональных управляющих, отсутствие практики привлечения к процессу управления государственными организациями науки специализированных компаний приводит к неэффективному менеджменту в этих организациях.

Таким образом, общественная полезность государственного сектора науки остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности реализации его потенциала в интересах выполнения функций государства по развитию научной и инновационной деятельности и обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.