Государственные научные центры Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система регулирования, структура и характеристика состояния

Нормативно-правовая основа института ГНЦ РФ определяется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”, согласно которому научной организации, которая находится в ведении федерального органа исполнительной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра Российской Федерации.

Кроме того, Положением о приватизации объектов научно-технической сферы (постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1994 г. № 870) установлено, что приватизация предприятий, учреждений и организаций науки, которым присвоен статус ГНЦ РФ, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, при этом Правительство Российской Федерации принимает решения о необходимости сохранения профиля деятельности приватизируемого ГНЦ РФ и о закреплении пакетов акций в государственной собственности.

На ГНЦ РФ распространена следующая система налоговых льгот:

в соответствии с действующей редакцией закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 “О плате за землю” ГНЦ РФ полностью освобождаются от уплаты земельного налога;

налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая – федеральный закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ) предусматривает полное освобождение имущества ГНЦ РФ от налога на имущество организаций.

В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу ГНЦ РФ должны быть приданы функции ведущих организаций по важнейшим направлениям развития науки, технологий и техники, включая:

осуществление прогнозно-аналитической деятельности, направленной на получение объективной оценки состояния и перспектив развития определенных направлений науки, технологий и техники;

проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, ориентированных на стратегическое развитие соответствующего научно – технического направления;

обеспечение усиления взаимосвязи между научно-технической сферой и промышленностью;

осуществление подготовки и переподготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров, в частности посредством интеграции с академической и вузовской наукой;

содействие коммерциализации и вовлечению в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок;

участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Процесс образования ГНЦ РФ начался в 1994 г. В 1997 г. статусом ГНЦ РФ были наделены 62 организации, после этого в 1998 г. их число уменьшилось до 58 и остается неизменным до настоящего времени, в их числе: 48 государственных унитарных предприятий, восемь государственных учреждений, два акционерных общества.

ГНЦ РФ являются ключевым элементом сектора прикладной науки. Внутренние затраты на исследования и разработки в ГНЦ РФ в 2003 г. превысили 13 млрд. руб., а численность персонала ГНЦ РФ, занятого исследованиями и разработками, составила почти 62700 человек.

Роль ГНЦ РФ в государственном секторе науки характеризуется следующими основными показателями:

Показатели 2003 г.
Доля ГНЦ РФ в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, % 7,8
Удельный вес персонала ГНЦ РФ, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками, % 7,3
Удельный вес персонала ГНЦ РФ, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками в государственном секторе, % 9,44
Удельный вес ГНЦ РФ в общем числе научных организаций государственного сектора, % 1,96
Доля бюджетных расходов на поддержку ГНЦ РФ в общем объеме ассигнований из федерального бюджета на гражданскую науку, % 2,24
Доля бюджетных расходов на поддержку ГНЦ РФ в общем объеме ассигнований из федерального бюджета по ФЦНТП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники” на 2002-2006 годы, % 47,6

 

ГНЦ РФ представляют собой наиболее крупные научные организации: численность в среднем примерно 1080 чел., при этом по 19 ГНЦ РФ численность персонала превышает 1000 чел. В настоящее время наблюдается сокращение численности персонала ГНЦ РФ не только в абсолютном, но и относительном выражении: 2000 г. - численность персонала ГНЦ РФ, занятого исследованиями и разработками, составляла около 73 тысяч человек (8,26% от общей численности занятых исследованиями и разработками), 2003 г. – примерно 63 тысячи человек (7,3%).

Объем внутренних затрат в ГНЦ РФ на исследования и разработки, приходящийся на одного занятого в этой сфере, в 2003 г. составил примерно 211 тыс. руб./чел. (в целом по государственному сектору науки – 197,9 тыс. руб./чел.) В целом по ГНЦ РФ достаточно высок уровень внебюджетного финансирования затрат на исследования и разработки: в 2003 г. удельный вес внебюджетных средств составил 42 процента.

Вместе с тем остается низкой патентная активность ГНЦ РФ (в 2003 г. доля поданных патентных заявок составила примерно 2,4% в общем числе заявок в целом по стране). Недостаточно активно обновляется оборудование: по 34 ГНЦ РФ доля машин и оборудования с возрастом до 6 лет не превышает 30%, а по 15 ГНЦ РФ этот показатель ниже 10 процентов.

Диапазон удельных значений внутренних затрат на исследования и разработки по ГНЦ РФ составляет от 49 до 858 тыс. руб./чел. По 12 ГНЦ РФ удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки ниже 10%, но при этом по 13 другим ГНЦ РФ данный показатель превышает 70 процентов. Результаты деятельности ГНЦ РФ по вовлечению в хозяйственный оборот РНТД следующие: по итогам 2003 года по 14 ГНЦ РФ около 80%, однако по 10 другим ГНЦ РФ – нулевые показатели.

Таким образом, исходя из оценок показателей ГНЦ РФ, в их среде сформировались явно выраженные кластеры. В этой связи система мер по повышению эффективности ГНЦ РФ должна быть ориентированной на учет особенностей и потенциальной роли каждого из этих кластеров в решении задач, возлагаемых на государственный сектор науки.

Для решения проблем развития ГНЦ РФ необходимо:

во-первых, изменить роль и место ГНЦ РФ в государственном секторе науки, имея в виду переход от задачи сохранения научно-технического потенциала к задаче ускоренной реализации этого потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

во-вторых, усилить механизмы реализации ключевых функций ГНЦ РФ в части укрепления взаимосвязи между научно-технической сферой и промышленностью, коммерциализации и вовлечения в хозяйственный оборот РНТД, подготовки высококвалифицированных научных кадров, интеграции научной и образовательной деятельности;

в-третьих, уточнить статус ГНЦ РФ, а также порядок их государственной поддержки;

в-четвертых, принять систему целевых индикаторов для комплексной оценки деятельности ГНЦ РФ;

в-пятых, совершенствовать систему бюджетного финансирования ГНЦ РФ, имея в виду уход от однолетнего (зачастую – ситуативного) цикла финансирования, увязанную с программами их развития, которые определяются заинтересованными министерствами.

Задачи и направления модернизации

Ключевыми задачами реформирования системы ГНЦ РФ являются:

а) совершенствование регулирования деятельности ГНЦ РФ, включая:

более четкое определение критериев, которым должна отвечать организация для получения статуса ГНЦ РФ, в том числе в отношении акционерных обществ (при участия государства в их капитале – не менее контрольного пакета акций);

обязательность среднесрочной программы деятельности организации, увязанной со стратегией развития соответствующего сектора экономики;

определение условий и приоритетности включения мероприятий по развитию материальной базы ГНЦ РФ в федеральную адресную инвестиционную программу;

определение целевых индикаторов для оценки деятельности ГНЦ РФ;

установление целесообразности сочетания статуса ГНЦ РФ со статусом стратегического предприятия (акционерного общества);

определение особенностей акционирования организаций со статусом ГНЦ РФ;

б) формирование рациональной системы финансирования ГНЦ РФ, включая:

совершенствование системы финансирования ГНЦ РФ, включая обеспечение существенной доли инвестиций для обновления основных фондов;

отражение результатов и показателей эффективности ГНЦ РФ, планируемых бюджетных расходов на поддержку их деятельности в специальном приложении к бюджетному докладу федерального органа исполнительной власти, к которому относятся данные ГНЦ РФ;

определение места и роли ГНЦ РФ в рамках целевых программ, заказчиком которых является федеральный орган исполнительной власти, к которому относятся данные ГНЦ РФ;

формирование механизма государственной поддержки на конкурсной основе проектов совместных исследований ГНЦ РФ и частных компаний в рамках приоритетов развития науки, технологий и техники;

в) оптимизация организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности ГНЦ РФ, включая:

проведение инвентаризации ГНЦ РФ и оценки вклада каждого ГНЦ РФ в реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

оценку роли и места ГНЦ РФ в реализации стратегий развития секторов экономики;

отказ от применения в отношении ГНЦ РФ организационно-правовой формы государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

 

4.2.2.4 Система “национальных лабораторий”

Одновременно с совершенствованием системы поддержки ГНЦ РФ, оптимизацией их состава необходим переход к формированию “национальных лабораторий”, ориентированных на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития, то есть на создание условий для освоения производства новых конкурентоспособных продуктов с высокой степенью обработки.

“Национальные лаборатории” предполагается создавать на базе существующих организаций, как наделенных статусом ГНЦ РФ, так и не имеющих такового. Специальное формирование новых юридических лиц или изменение формы собственности имущества в рамках данного процесса не планируется.

Приоритетными для “национальных лабораторий” должны стать следующие задачи:

обеспечение реализации приоритетных направлений технологического развития на основе механизмов государственно-частного партнерства;

научная координация реализации целевых программ технологического профиля;

разработка конкурентоспособных на глобальном рынке коммерческих технологий;

координация участия в международном научно-техническом сотрудничестве и выработка предложений по активной стратегии интеграции сектора прикладных исследований и разработок в мировую систему.

Наиболее целесообразной для “национальных лабораторий” (с позиций обеспечения устойчивого финансирования среднесрочных программ их развития) представляется организационно-правовая форма государственного автономного учреждения, в рамках которой сочетается сметное финансирование программ их развития и программное финансирование в рамках федеральных целевых программ научно- технологического профиля.

По оценкам, к 2008 г. может быть создано (сформировано) около 5-7 “национальных лабораторий” двух типов:

отраслевые (обеспечивающие принципиально более высокий технологический уровень в отрасли в целях расширения экспорта ее продукции (услуг);

технологические (обеспечивающие разработку принципиально новых технологий в целях стимулирования развития новых секторов экономики, либо применение которых возможно во многих отраслях и существенным образом влияет на характеристики соответствующей продукции (услуг).

В качестве основных мероприятий на 2005-2008 годы по формированию “национальных лабораторий” можно выделить следующие этапы:

2005- 2006 годы:

разработка и принятие Концепции формирования и развития “национальных лабораторий”, включая определение научно-технологических направлений, по которым целесообразно создание “национальных лабораторий”,

разработка и принятие нормативной правовой базы формирования и деятельности “национальных лабораторий”, включая определение порядка и критериев принятия решений об их создании, механизмов государственной поддержки и финансирования;

2006-2007 годы:

разработка ведомственных целевых программ по формированию и поддержке деятельности “национальных лабораторий”;

проведение на конкурсной основе отбора проектов создания (формирования) “национальных лабораторий”;

начало финансирования ведомственных целевых программ по формированию и поддержке деятельности “национальных лабораторий”.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.