Все более значимым становится информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1996 г., положило начало сетевой экономике.
Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями).
Рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг и продуктов, предлагаемых на нем, а также условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. С тех пор этот рынок получил значительное развитие, однако на нем в настоящее время наряду с недавно появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и пресс-агентства, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений (работающие преимущественно на некоммерческой основе). Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, обзорно-аналитическая информация), библиотечное обслуживание и копирование первоисточников (по запросам, межбиблиотечному абонементу и т. п.).
С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию.
В рамках информационного рынка специалисты ЮНЕСКО выделяют 3 основных сектора:
•информация — т. е. деятельность по подготовке и продаже информации;
•информационные услуги — т. е. деятельность по обработке и распространению информации;
•средства обработки информации — т. е. производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.
Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к настоящему времени составляет по некоторым оценкам несколько триллионов долларов.
Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объектов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд конечных потребителей, информационные услуги и виды деятельности, обеспечивающие возможность функционирования сетевой экономики. Если говорить конкретно о секторе рынка средств обработки информации, то его, в свою очередь, можно подразделить:
•на рынок технических средств обработки информации, к которым относится оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации (вычислительная техника, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);
•на рынок программных средств промышленно-производственного назначения (к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);
•на рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т. п.).
Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техническим средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.
Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют 3 обособленных сегмента:
1.Деловая информация:
•биржевая и финансовая: информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах и т. п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;
•экономическая и статистическая: экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследованиями, с разработками и консалтингом;
•коммерческая: информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы, связях и сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т. п.;
•деловые новости в области экономики, бизнеса, предоставляемые специальными государственными или частными службами;
2.Информация для специалистов:
•профессиональная информация: специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т. п.;
•научно-техническая информация — документы, библиография, реферативные сборники, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;
•первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы и предоставляется в виде фотокопий и микрокопий и т. п.;
3.Массовая потребительская информация:
•новости и литература: информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
•потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование (общие и местные новости, погода, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам, путешествия, дачи для аренды, прокат товаров и т. п.).
С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.
В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора:
•рынок информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ);
•рынок информационных продуктов и услуг;
•рынок программных продуктов;
•рынок телекоммуникаций и средств связи;
•рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).
На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:
•как товар. В этом случае они являются продуктами потребления различных субъектов рыночных отношений;
•как средство производства товаров и услуг. В этом случае они являются производственными ресурсами предприятий различной отраслевой принадлежности;
•как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;
•как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.
Продолжает усиливаться тенденция к расширению рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсектор информационного рынка представляется прибыльным видом бизнеса и может быть условно подразделен на 5 направлений:
1.Рассылка вопросников пользователям.
2.Работа непосредственно с потребителями через организацию специальных встреч с пользователями для выявления необходимости разработки и внедрения новых программных продуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рекламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, организовывались специальные выставки и группы пропаганды возможностей диалогового доступа.
3.Высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению.
4.Сектор рынка услуг для обеспечения управленческих решений, который представляется наиболее обещающим для развития, так как способствует переходу от обработки информации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг.
5.Домашний рынок. Представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг — электронных сделок; платежей, банковских операций, покупок.
Учитывая, что основным препятствием к широкому внедрению услуг диалогового доступа являются не цены, а ограниченный круг лиц, умеющих использовать возможности информационной системы. В качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей.
В качестве средств маркетинговых услуг диалогового доступа рассматриваются:
1)организация обучения пользователей;
2)организация справочной службы;
3)выпуск бюллетеней новостей.
Российская индустрия интерактивных услуг не столь развита, как на Западе, что объясняется теми историческими условиями, в которых происходило ее формирование, и прежде всего централизованным управлением и низким уровнем рыночных связей. В результате спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию. Высокая цена на технические средства по сравнению с заработной платой препятствовала замене рутинного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов связи и сетевого оборудования, также не позволяло широко внедрять интерактивные услуги. Российская индустрия интерактивных услуг развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 1990-х гг. идет активная коммерциализация индустрии информации и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка. В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммерческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка.
Основными видами отечественных производителей являются: специалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники.
В целом существует благоприятная тенденция дальнейшего развития отечественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются активные шаги для ускоренного развития телекоммуникаций, (в том числе при помощи спутниковой связи); увеличивается число отечественных организаций, имеющих выход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки доступа к зарубежным информационным ресурсам.
Рассмотренная классификация не охватывает полностью существующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотеками и архивами, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информационных систем и т. п.
Тем не менее, можно попытаться представить хотя бы укрупненную структуру информационного рынка России (рис. 1.4).
Приведенная на рис.1.4 структура позволяет в общем виде понять взаимосвязь между материальной и нематериальной продукцией в сетевой экономике.
Российский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:
•отсутствие стабильности;
•неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны;
•слабая развитость сектора личного потребления;
•отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя;
•низкая информационно-правовая культура общества в целом;
•недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;
•отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники;
•недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.