Некоторые компании немало выиграли от использования Интернета, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд компаний используют сеть для виртуальных «встреч» с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала «Think», рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР.
Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса.
На эффективность использования в экономике с точки зрения потребителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенности глобальных сетей, к которым относятся:
• коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве;
• четко определенные каналы доступа;
• полная прозрачность рынка, условия конкурентов можно выяснить в считанные секунды;
• активные пользователи, готовые понести определенные издержки;
• явная эффективность для клиента;
• возможность разбивки клиентов на группы;
• возможность статистического анализа поведения пользователей;
• возможность оперативной передачи актуализированной информации;
• возможность расширения функций системы.
Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые технологии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффективность использования информационных технологий в различных сферах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издательском деле и др. может быть представлена различными показателями.
Эффективность использования информационных технологий в электронной торговле (Еторг.), например для случая реализации на веб-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров ( S итов ), и общим количеством посетителей сервера (S):
Еторг = S итов / S * 100%
Эффективность использования веб-сервера может быть оценена несколькими показателями:
1. Эффективность различных входов на сервер (Еист i). Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определяется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным источником (Sист i), к общему количеству посещений сервера (S0):
Е ист i . = Sист i / S0 * 100%,
где i — наименование данного источника.
2. Оценка эффективности посещаемости веб-страниц сервера (Естр i), которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы (Sстр i) к общему количеству посещений сервера (S0):
Е стр i . = S стр i / S0 * 100%,
где г — наименование соответствующей страницы.
3. Количество повторных посещений (Рn). Этот показатель характеризует выполнение второй основной функции веб-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная отношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S):
Рn = S0 / S0
4. Эффективность баннерной рекламы (Е б i) зависит от числа посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на веб-сервер фирмы. Величина показателя
определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (S б i) к числу «кликнувших» на него (S0):
Е б i = S б i / S0 * 100%
Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. Если говорить о показателе экономической эффективности использования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определен как отношение результата, получаемого от их применения, к затратам, необходимым для достижения данного результата.
Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рассчитана следующим образом:
Е = Э / З,
Где: Э — экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т. п.;
З — затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий;
Разумеется, без капитальных вложений на использование в производстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурентами превратить в экономическое.
Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:
где В{ — стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве;
С. — дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-м периоде;
К; — единовременные капитальные затраты в i-м периоде (году);
N — число расчетных периодов (лет);
i — номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий;
г — расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года).
Определив или задав величины В. С. К; N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной г.
Уравнение (4.1) можно заменить неравенством:
Если неравенство (4.2) соблюдается, то вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно.
Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (4.1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.
Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.
Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капи тальным затратам можно отнести:
• инвестиции на первоначальный анализ и планирование;
• затраты на приобретение необходимого оборудования (например, веб-сервера);
• затраты на приобретение программного обеспечения;
• инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее оборудование;
• затраты на приобретение вспомогательного оборудования (например, компьютерной техники для обновления информации на веб-сервере для выполнения функций по обеспечению работоспособности веб-сервера и др.);
• инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.
К эксплуатационным расходам относятся:
• заработная плата обслуживающего персонала;
• расходы на вспомогательные материалы;
• взносы за доменное имя;
• арендная плата за каналы связи;
• плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание веб-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера;
• амортизационные отчисления;
• дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;
•расходы на проводимые рекламные кампании и т. д.
Источники экономии зависят от выполняемых веб-сервером функций.
При использовании электронных коммуникаций вместо традиционных снижаются расходы на печатные виды продукции, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей.
При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Сети может принести прибыль за счет:
• повышения имиджа торговой марки компании;
• продвижения товаров фирмы;
• привлечения новых потребителей;
• добавления нового канала распространения продукции;
• улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.
РАЗДЕЛ 4. СЕТЕВАЯ КОММЕРЦИЯ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 256.