Проблеме определения роли, места и специфики информации как экономического ресурса уделяется много внимания в научных разработках последнего времени.
По мере своего развития экономика информационного общества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, которые являются необходимым условием эффективного использования экономикой остальных ресурсов. Структура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения информационных товаров и услуг.
Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная, или первичная, информация. Именно на ее основе создается информационный продукт, нужный для пользователя.
Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме. Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:
•в процессе производства информации не создается вещественных продуктов;
•информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;
•имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании информации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;
•при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с использованием этой информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства информацией ее стоимость переносится на готовый продукт частями;
•потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительная стоимость могут изменяться во времени;
•в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивается, и следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;
•производство информации однородно для всех сфер управления.
Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат, связанных с получением информации, а также на ее ценность приведены в табл. 1.1. Здесь использован подход к экономической оценке информации на качественном уровне на основе анализа отношения затраты/эффективность.
Таблица 1.1 - Влияние характеристик информации на величину затрат и на ее ценность
Характеристики информации | Влияние на затраты, связанные с получением информации | Влияние на ценность информации |
1. Характеристики формы | ||
Общее количество информации | Затраты на сбор, восстановление и ввод в память непрерывно снижаются | Рост количества информации вызывает увеличение се потенциальной полезности |
Доступность | Затраты на кодирование находятся в прямо пропорциональной (асимптотической) зависимости от степени доступности. | Экономический оптимум находят между затратами на легкий доступ и вызываемыми такой легкостью субъективными изъянами |
Гибкость | Модульная концепция информации все меньше противоречит экономичному достижению этой характеристики | Решающее и часто главное условие |
2. Характеристики сроков | ||
Скорость сбора данных | Затраты на сбор данных, в реальном масштабе времени постепенно сближаются с затратами на сбор данных со сдвигом времени | Менее полезна, чем можно было думать |
Скорость запроса/ответа | Экономические показатели улучшаются | Чрезвычайно полезна |
3. Характеристики места | ||
Условия доступа | Прогресс дистанционной обработки, но затраты на нее высоки и снижаются мало | Бесспорно, играют определяющую роль |
Свобода доступа (с юридической точки зрения) | Не влияет на затраты | Имеет косвенное значение |
4. Характеристики содержимого | ||
Выборочное содержимое | Не связано со значительными затратами | Не играет такой решающей роли, как принято об этом думать |
Структурное содержимое (категории) | Вероятно, сопряжено с трудностями и еще долго будет обходиться дорого | Очень важно |
Метрическое содержимое (точность) | Обходится все дороже и дороже | Не столь полезно, как об этом принято думать |
В практике обработки данных приняты следующие единицы измерения:
•машинописные страницы (листы), представляющие собой стандартные листы объемом в 1,8 тыс. печатных знаков;
•печатный лист, являющийся типографским термином для измерения объема печатных полиграфических изданий, который соответствует 24–25 машинописным листам, или примерно 40 тыс. печатных знаков;
•документострока выделяется в документации, подлежащей обработке;
•знак — любой, применяемый для отображения информации значок, отображаемый на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке;
•символ, включающий в себя кроме знаков, имеющих отображение в виде значка, также (невидимые) специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста);
•байт является компьютерным эквивалентом знака и символа (комбинация из 8 бит);
•бит представляет собой один двоичный разряд.
Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям. В процессе преобразования нашей экономики очень важны вопросы юридического характера по информационным правоотношениям. С одной стороны, согласно принятой в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина, «каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию». С другой стороны, ограничения этого права устанавливаются законом в целях охраны личной, профессиональной, коммерческой и государственной информации.
На рис. 1.2 представлены элементы информационных правоотношений, где перечислены основные права, обязанности, ограничения прав на информацию и ответственность пользователя.
Рис. 1.2. Классификация элементов правоотношений в информационной сфере
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе материальным, ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
На рис. 1.3 представлена классификация информационных ресурсов по признаку собственности, по доступу информации и по ее использованию. Классификация информационных ресурсов проведена с учетом требований и в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».
Рис. 1 .3. Классификация информационных ресурсов (по признаку собственности, по доступу к информации и по ее использованию)
Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам должны определяться их собственником или другим законным владельцем. В то же время определенные массивы информации, необходимые для обеспечения деятельности государства и общества, могут в установленном законом порядке изыматься из товарного обращения, что предусмотрено соответствующим законом РФ.
Информационные ресурсы могут быть государственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории государства могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, а также иностранных государств и лица без гражданства.
При создании единого информационного пространства РФ следует придерживаться государственных стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях — держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов и по видам информационной продукции и услуг.
Это может быть обеспечено путем создания:
•регионального центра для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
•региональных и межрегиональных государственных коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают:
•создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления;
•создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.