Организация производства в нефтяной промышленности представляет собой сложный процесс соединения во времени и пространстве работ по изучению недр, подготовке и освоению месторождений, добыче нефти и газа, транспортировке и переработке, хранению и распределению нефти и нефтепродуктов.
Основная задача создания системы транспорта и хранения нефти и газа – это обеспечение перемещения извлекаемых из недр земли нефти и газа на нефте- или газоперерабатывающие заводы, или напрямую потребителям, включая иностранных потребителей.
Организация транспорта нефти и газа включает два основных этапа – это сооружение нефте- и газотранспортной системы и их эксплуатация. Особое место в системе нефтегазоснабжения занимает трубопроводный транспорт.
Сооружение объектов трубопроводного транспорта включает сооружение линейной части нефте- или газопроводов, сооружение насосных, компрессорных станций, нефте- или газохранилищ и других вспомогательных объектов. При сооружении линейной части трубопроводов выделяют два этапа – подготовительный и основной.
В ходе подготовительного периода выполняют следующие виды работ:
- разбивку трассы;
- отвод земель;
- подготовку строительной полосы;
- устройство временных и постоянных дорог.
В ходе основного периода выполняются следующие виды работ:
- погрузочно-разгрузочные и транспортные работы;
- земляные работы;
- сварочно-монтажные работы;
- изоляционно-укладочные работы;
- очистку внутренней полости и испытание трубопроводов.
Сооружение насосных, компрессорных станций, нефте- или газохранилищ, вспомогательных объектов в целом организуют также в 2 этапа. В ходе подготовительного этапа осуществляют:
- устройство строительной площадки и подъездных путей;
- подведение и разводку линий энерго- и водоснабжения;
- сооружение временных помещений для проживания и бытового обслуживания рабочих, а также для размещения прибывающих оборудования и материалов;
- доставку на строительную площадку топлива, оборудования и строительных материалов.
Работы, выполняемые в ходе основного этапа, подразделяются на общестроительные и специальные.
К общестроительным работам относят разбивочные, земляные, бетонные, монтажные работы по сооружению зданий и работы по устройству кровли.
К специальным строительным работам относят работы по монтажу агрегатов, основного и вспомогательного технологического оборудования, технологических трубопроводов, резервуаров для нефти и нефтепродуктов, систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, систем контрольно-измерительных приборов и автоматики, телемеханики и связи.
Законченные объекты транспорта и хранения нефти и газа включают в единую систему газоснабжения или нефтеобеспечения.
К организации работы нефте- и газопроводов предъявляются повышенные требования. Это связано с множеством факторов, среди которых можно выделить стратегическую сторону бесперебойного нефтегазоснабжения, ограниченное десятками число предприятий по магистральному транспорту и следовательно принципиальную важность объектов каждого предприятия, территориальную протяженность объектов, неравномерность потребления и др. Поэтому система нефтегазоснабжения в РФ находится под прямым контролем государства. Особое значение также приобретают принципы рациональной организации производства.
В условиях работы системы нефтегазоснабжения непрерывность производственного процесса во многом определяет эффективность работы не только самих предприятий транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа, но и потребителей этой продукции. Неравномерная реализация приводит к перегрузке транспортных коммуникаций, нарушает режим работы трубопровода или нефтебазы, а также смежных предприятий (нефте- и газодобывающих предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, потребителей и т. д.).
Организация транспорта нефти и нефтепродуктов. Поступающая в резервуарный парк нефтепровода нефть принимается от НГДУ нефтепроводными управлениями. Прием и сдача нефти оформляются соответствующими актами. При этом прием и сдача каждой партии нефти оформляется порезервуарно. Наряду с количественным контролем проводится лабораторный анализ проб для определения качества поступающей нефти. В некоторых случаях прием нефти нефтепроводными управлениями производится непосредственно в сырьевых резервуарных парках НГДУ. В последние годы стал распространен непрерывный способ приема нефти от НГДУ. Для этого вблизи магистральных нефтепроводов сооружают специальные автоматизированные приемо-сдаточные пункты. После доставки нефти к потребителям производится ее сдача по замерам резервуаров сырьевого парка потребителя (например, нефтеперерабатывающего завода). Прием нефти оформляется приемо-сдаточным актом.
Экономическая эффективность работы магистрального трубопровода определяется в основном его пропускной способностью и степенью загрузки в процессе эксплуатации. Расчетное время при определении технологического режима работы трубопровода принимается равным 350 дням, или 8400 ч в год. Для уникальных нефтепроводов большой мощности проводится индивидуальное обоснование числа дней использования трубопровода, обеспечивающее необходимый резерв мощности и надежность работы трубопроводной магистрали.
Перекачка нефти или нефтепродуктов осуществляется головной и промежуточными нефтеперекачивающими станциями (НПС). Головные перекачивающие станции создаются для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод.
Расстояния между промежуточными НПС определяются гидравлическим расчетом. Средние расстояния между НПС для первых очередей нефте- и продуктопроводов обычно составляют 150-200 км, для вторых очередей – 80-100 км.
Современный уровень организации производства при транспорте нефти (нефтепродуктов) подразумевает использование последовательных перекачек. При организации последовательной перекачки нефтей или нефтепродуктов по одному трубопроводу должны соблюдаться требования к сохранению качества нефтетоваров в соответствии с установленными техническими нормами. Последовательную перекачку нефтей и нефтепродуктов осуществляют с применением разделителей или без них. В ряде случаев могут использоваться буферные партии вспомогательных нефтепродуктов, близких по своим свойствам к основным видам нефтепродуктов. В среднем на нефтепроводе организуется 52-72 цикла перекачки в год, на продуктопроводах – 24-35 циклов в год.
Головные перекачивающие станции при перекачке одного сорта нефти или нефтепродуктов располагают емкостью в размере от двухсуточной до трехсуточной пропускной способности трубопровода.
Преобладающее большинство действующих магистральных трубопроводов оснащено средствами автоматики, телемеханики и вычислительной техники, обеспечивающими их нормальное функционирование в составе автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Насосные станции имеют системы автоматики, которые позволяют осуществлять централизованное управление основными и вспомогательными системами из операторной без постоянного присутствия дежурного персонала.
Организация транспорта газа. Газодобывающие и нефтегазодобывающие предприятия передают газ газопроводным управлениям, а они, в свою очередь, организуют транспорт и реализацию газа потребителям.
Транспортировка газа по газопроводу обеспечивается компримированием газа на компрессорных станциях (КС). Расстояния между КС принимаются в зависимости от пропускной способности газопровода, максимального давления, характеристик компрессоров и турбин, а также местных условий – рельефа местности, наличия источников энерго- и водоснабжения, близости населенных пунктов и др. Обычно расстояния между станциями – примерно 120-150 км.
Основную массу газа, транспортируемого по газопроводу, составляет товарный газ, удельный вес которого в общем объеме транспорта газа достигает в целом по стране примерно 97%. Расход газа на собственные нужды газопроводов в настоящее время примерно равен 2%. Газ на собственные нужды потребляется компрессорными установками в качестве топлива при его перекачке. Потери газа находятся в пределах 1%.
Поставки газа осуществляются непосредственно на газораспределительных станциях (ГРС), которые представляют собой комплекс сооружений и устройств, находящихся на стыке магистрального газопровода и разводящих газовых сетей. В ГРС давление газа снижается до установленных норм подачи его потребителям, проводится его очистка от механических примесей и одоризация.
Неравномерность реализации и транспорта газа определяется в значительной части режимом потребления газа. Потребители используют газ на различные нужды, а следовательно, предопределяют и различные режимы расходования газа. Например, если газ как сырье для химической промышленности используется в основном равномерно в связи с непрерывностью процесса производства на химических предприятиях, то на отопительные нужды его используют в котельных лишь сезонно.
Для обеспечения потребителей топливом в необходимом количестве в условиях изменяющейся потребности в газе применяются различные методы регулирования сезонной неравномерности потребления топлива. Они подразделяются на методы, используемые в самой газоснабжающей системе (подземное хранение газа, кольцевание магистральных газопроводов, наличие резервной мощности газовых промыслов и трубопроводов), и методы, применяемые за пределами газовой промышленности (использование буферных потребителей, которым сбрасываются излишки газа в летнее время и которые в зимний период работают на других видах топлива: газе, угле и т.д.).
Производственная структура предприятий транспорта нефти и газа является многозвенной и многоуровневой. Управление предприятиями осуществляется из единого центра. Это предопределено территориальной протяженностью объектов и необходимостью координации взаимосвязанных производственных процессов. Современная структура управления производством включает три уровня: управление системой нефте- или газопроводов, региональные управления и подчиненные им районные управления (рисунок 9.6).
Основной задачей головного управления является управление процессом перекачки в масштабах отрасли, организация планирования и управление экономической, производственно-хозяйственной, финансовой и др. видами деятельности.
Структуру регионального управления магистральных нефтепроводов (нефтетранспортного предприятия) можно разделить на две – структура аппарата управления и структура производственных подразделений на местах – это важнейшее организационное звено системы нефте- и газотранспорта.
Типовая структура нефтетранспортного предприятия включает в качестве основных структурных единиц районные нефтепроводные управления (РНУ), основной задачей которых является управление линейно-производственными диспетчерскими станциями (ЛПДС) и нефтеперекачивающими станциями (НПС). ЛПДС объединяют несколько НПС (2-3), как правило, расположенных на одной территории, но ведущих перекачку нефти по разным нефтепроводам (пересекающимся или параллельным). В ЛПДС могут объединяться также разобщенные, отдельно стоящие НПС.
НПС и ЛПДС, являясь одним из основных узлов системы перекачки нефти, обеспечивают эксплуатацию насосных, резервуарных парков, котельных и очистных сооружений.
Рисунок 9.6 – Принципиальная схема управления системой нефтепроводного
транспорта
Кроме того, в состав нефтетранспортной организации в качестве структурных подразделений могут включаться перевалочные нефтебазы (НБ), центральная база производственного обслуживания (ЦБПО), база производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования (БПТОиК), специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий (СУПЛАВ).
Основными функциями ЦБПО являются ремонт оборудования и производство запасных частей. СУПЛАВ создаются с целью исследования причин аварий, разработки методик их предупреждения и быстрой ликвидации их последствий.
Кроме того, в состав нефтепроводного управления, кроме ЛПДС и НПС, обычно входят центральная ремонтная служба (ЦРС), цех технологического транспорта и спецтехники (ЦТТиСТ).
В состав ЛПДС в качестве основных подразделений могут входить:
- резервуарные парки (РП);
- аварийно-восстановительные пункты (АВП) и бригады (АВБ), в задачи которых входят профилактические работы по предупреждению аварий и ликвидация последствий аварий;
- пункты налива нефти в железнодорожные цистерны (ПН) (последние могут входить также в состав РНУ);
- пункты подогрева нефти (ПН);
- приемо-сдаточные пункты (ПСП).
Важную роль в надежности нефтеснабжения играют системы учета нефти. Нефтетранспортные предприятия имеют коммерческие узлы учета нефти, резервуарные узлы и калиброванные резервуары, используемые для коммерческого учета нефти как резерв. Коммерческие узлы обеспечивают измерение количества и физико-химичских параметров (показателей качества) нефти на потоке, обработку и выдачу данных при учетно-расчетных операциях между поставщиками, потребителями и транспортировщиками нефти.
Типовая организационно-производственная структура нефтепроводного управления приведена на рисунке 9.7.
Основным производственным звеном в газопроводном транспорте являются линейные производственные управления магистральными газопроводами (ЛПУМГ), входящие в структуру газотранспортных предприятий.
Протяженность магистральных газопроводов, обслуживаемых одним ЛПУМГ, обычно колеблется от 200 до 700 км. Состав служб и цехов, входящих в ЛПУМГ, зависит от конкретных условий данного управления. В общем случае в ЛПУМГ входят: диспетчерская и газокомпрессорная службы, линейно-эксплуатационная служба, служба КИП, автоматики и телемеханики, автотранспортный цех, химлаборатория.
Организационно-производственная структура ЛПУМГ приведена на рисунке 9.8.
Структура организации производства и организационно-производственная структура предприятий транспорта нефтепродуктов аналогична структуре управления транспортом нефти.
Рисунок 9.7 – Типовая организационно-производственная структура
нефтепроводного управления
Рисунок 9.8 – Производственная структура линейного производственного управления
Контрольные вопросы
1 Дайте определение производственного процесса.
2 Назовите и охарактеризуйте структурные направления организации производства как области менеджмента.
3 Перечислите направления классификации производственных процессов и дайте их краткую характеристику.
4 Назовите формы организации производства.
5 Перечислите и дайте определение основных принципов эффективной организации производства.
6 Что такое формы организации производственного процесса во времени?
7 Дайте определение производственного цикла, назовите его составляющие.
8 Что такое организационная структура предприятия?
9 Перечислите и охарактеризуйте типы производства.
10 Назовите основные этапы сооружения объектов трубопроводного транспорта и перечислите их составляющие.
11 Перечислите основные факторы, влияющие на организацию производства нефте- и газотранспортных предприятий.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 342.