Ценовая политика предприятия – это деятельность менеджмента организации по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары. Она включает определение целей ценообразования, принципов, выбор метода ценообразования, форм реализации ценовой политики и факторов, определяющих ценовую политику.
Предприятиям необходимо тщательно формулировать свою ценовую политику и учитывать все факторы, влияющие на цену продукции.
При формировании ценовой политики рекомендуют соблюдать следующие принципы:
- согласование данной политики с конъюнктурой товарного рынка и особенностями выбранной рыночной стратегии;
- сопряженность ценовой политики с общей политикой управления прибылью и основными целями текущей деятельности;
- активная ценовая политика, что обеспечивает прочные позиции предприятия на отдельных сегментах рынка;
- комплексность подхода к установлению уровня цен на товары в сочетании с высоким сервисным обслуживанием покупателей;
- высокий динамизм ценовой политики, который обеспечивается быстротой реагирования на изменения условий внутренней и внешней среды.
Тем самым предполагается учет в ценах на товары таких факторов, как конъюнктура товарного рынка, конкуренция, жизненный цикл изделий, изменение норм правового и налогового регулирования текущей деятельности, инфляция.
Формы реализации ценовой политики – сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен.
Существуют следующие основные цели ценовой политики предприятия: обеспечение выживания предприятия, максимизация прибыли, удержание рынка, лидерство на рынке определенного вида продукции.
Обеспечение выживания предприятия – главная цель фирмы, которая осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, т.е. когда на рынке присутствует несколько производителей с аналогичными товарами. Важными элементами данной ценовой политики является объем сбыта продукции (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта продукции производители иногда идут на использование заниженных цен с тем, чтобы после утверждения себя на рынке с лихвой компенсировать свои издержки.
К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и предприятия, не уверенные в своем будущем, и пытающиеся с максимальной для себя пользой использовать выгодную конъюнктуру рынка. В этих условиях предприятие производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.
Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
В то же время нельзя умалять важности задачи максимизации прибыли: предприятие, решившее все иные задачи, но не имеющее нормальной (с позиции владельцев) прибыли, не может считаться успешным. Кроме того, не имея прибыли, предприятие лишается возможности успешно развиваться, что может быстро привести к потере им своего положения на рынке.
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен.
7.4 Методы ценообразования
Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется предприятие-производитель или продавец при выборе того или иного метода:
1) на издержки производства – затратные методы;
2) конъюнктуру рынка – рыночные методы;
3) нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции – параметрические методы.
При использовании затратных методов цена на продукцию может быть определена как сумма себестоимости и нормативной прибыли. Нормативная прибыль – это минимальный размер прибыли, при котором предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечивая свою финансовую устойчивость.
Затратные методы ценообразования подразделяются на методы полных, прямых и стандартных издержек.
Сущность метода полных издержек состоит в том, что предприятие определяет сумму полных затрат на единицу продукции и прибавляет к ним максимально возможную сумму прибыли.
Формула для исчисления цены на основе полных затрат имеет вид:
Ц = C * (1+ NРЕНТ / 100), (7.1)
где Ц – нетто цена; С – полные затраты на единицу продукции; NРЕНТ – величина рентабельности (прибыльности) к полным затратам, %.
Размер нормы прибыли, учитываемой в цене, зависит от цели предприятия в данный момент времени, условий рынка, традиций, принятых в данной сфере (отрасли), вида товара. В ряде производств норма рентабельности регламентируется государственными органами.
Метод определения цен на основе полных затрат является самым распространенным методом. Преимущество этого метода заключается в простоте применения, так как он не требует много информации. Вся информация находится внутри предприятия. Считается, что если к этому методу определения цен обращаются все фирмы отрасли, то их цены будут схожими. В этом случае ценовая конкуренция сводится к минимуму. В то же время этот метод обладает недостатками, которые прежде всего связаны с методами калькулирования косвенных затрат, которые являются произвольными.
Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не должна опускаться. Метод используется, как правило, предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Примером применения затратного метода ценообразования является определение тарифов на оказание услуг по транспортировке нефти и газа.
Метод стандартных издержек предусматривает формирование цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Этот метод в отличие от предыдущего дает возможность пофакторно анализировать затраты на выпуск продукции. При этом анализируются отклонения затрат от их стандартных нормативов, а затем устанавливаются причины этих отклонений и намечаются пути их устранения. Такой подход дает возможность управлять затратами, а значит и прибылью предприятия, не по их общей величине, а по отклонениям от норматива путем периодического сопоставления затрат по каждой из статей.
Метод прямых издержек – это способ формирования цен на основе определения прямых (переменных) затрат.
Согласно этому методу прямые затраты, которые изменяются пропорционально объему выпускаемой продукции, полностью относятся на себестоимость продукции. Косвенные (постоянные) не распределяются на конкретную продукцию, а относятся на финансовые результаты деятельности предприятия и возмещаются за счет валовой прибыли.
Формула расчета цены имеет вид
Ц = СПЕР(1+NПЕР /100), (7.2)
где СПЕР – переменные затраты на единицу продукта; NПЕР – процентная надбавка к переменным затратам.
Надбавка должна быть выше, чем при расчете цены на основе полных затрат, так как она вносит вклад в покрытие постоянных затрат и обеспечивает получение планируемой прибыли. Размер надбавки может основываться на отраслевых традициях, собственном опыте, эмпирических правилах.
Определение цен на основе переменных затрат имеет преимущества по сравнению с определением цен на базе полных затрат. Во-первых, не возникает проблем, связанных с калькулированием постоянных затрат, которое носит условный (произвольный) характер. Другое преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Механизм такого выявления состоит в том, что при формировании цены предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одной продукции на другую, ни при изменении (в определенных пределах) объема ее выпуска. Поэтому чем выше разница между ценой продукции и прямыми затратами, тем больше валовая прибыль (величина покрытия) и соответственно – рентабельность предприятия.
Группа рыночных методов ценообразования может быть разделена на две подгруппы:
- методы с ориентацией на потребителя;
- методы с ориентацией на конкурентов.
Подгруппа методов с ориентацией на потребителя также включает в себя:
- метод на основе воспринимаемой ценности товара;
- метод с ориентацией на спрос.
Метод на основе воспринимаемой ценности товара заключается в максимизации соотношения между ценностью для потребителя и затратами на производство. Основным фактором при этом методе являются не производственные издержки, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всех предложений выбрать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товар (экономическая ценность).
Экономическая ценность – цена лучшего альтернативного товара (цена безразличия), увеличенная на ценность для покупателя отдельных свойств данного товара. При таком подходе к определению цены потребитель заплатит за то, что представляет для него ценность, а не за то, что представляет «стоимость» для производителя.
Метод ценообразования с ориентацией на спрос предполагает изучение динамики спроса под воздействием цены.
При ценообразовании с ориентацией на конкуренцию ориентируются на цены конкурентов, устанавливая их выше или ниже. Основными методами этой группы принято считать: метод установления цены, ориентированный на цену отрасли; метод установления цены, ориентированный на ценового лидера, ценовой картель.
7.5 Ценообразование в нефтегазодобыче[7]
Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2007 гг. сохранялась устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием.
Добыча и переработка нефти ВИНК доминируют на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром»), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.
Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%.
Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.
Основными факторами формирования конъюнктуры внутреннего рынка нефти в России являются оценка баланса спроса и предложения на следующий месяц, а также экспортная альтернатива – цена на морских рынках, приведенная к узлу учета в Западной Сибири.
Большая часть нефти, реализуемой на российском свободном рынке, продается в ходе ежемесячных внебиржевых торгов, которые, как правило, продолжаются 5-10 рабочих дней во второй половине месяца. В остальные дни месяца торговая активность почти отсутствует.
Нефть на внутреннем рынке реализуется по фиксированным ценам, которые рассчитывают крупные продавцы с учетом баланса спроса и предложения, а также по ценовым формулам, привязанным к котировкам нефти на международном рынке.
Фактически внутренняя цена рассчитывается методом netback (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировом рынках, зависит от динамики мировых цен.
Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.
Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и независимыми малыми производителями и трейдерами.
ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов.
ОАО «ЛУКОЙЛ» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР Холдинг» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок.
Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т в мес.) и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (оценочно 100-300 тыс.т в мес.) независимым участникам рынка для переработки, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т в мес.).
Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти, не отражающие баланс рынка в целом.
До сих пор, некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга (без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК). Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены.
Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК.
Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в так называемых схемах «замещения», фактически отсутствует.
Анализ практики ценообразования на нефть и нефтепродукты в России показывает, что в настоящее время этот рынок находится фактически вне действия существующего антимонопольного законодательства Российской Федерации. Так, например, отсутствие действенного механизма антимонопольного регулирования рынка со стороны государства дает возможность продавцам нефтепродуктов заключать между собой ценовые сговоры с целью установления монопольно высоких цен. Кроме этого, высокая степень монополизации рынка позволяет вертикально-интегрированным нефтяным компаниям устанавливать необоснованно высокие размеры рентабельности, а также сбытовых и розничных наценок, которые в свою очередь отражаются на цене нефтепродуктов.
Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынок является ОАО «Газпром».
ОАО «Газпром» – крупнейшая компания в мире, располагающая 12% мировых и более 50% российских запасов газа. Более половины добываемого газа ОАО «Газпром» продает на внутреннем рынке.
ОАО «Газпром» является естественной монополией наряду с МПС, РАО «ЕЭС». Цена основного объема газа, который продает ОАО «Газпром» на внутреннем рынке, регулируется государством. По нерегулируемым ценам продается газ независимых производителей, которые в совокупности удовлетворяют около четверти российского спроса на «голубое топливо». При этом государственное регулирование цен на альтернативные виды топлива – уголь и мазут – было отменено еще в начале девяностых годов.
Оптовые цены на газ, добываемый и реализуемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами на внутреннем рынке, ежегодно устанавливаются государством в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ).
В соответствии с законами Российской Федерации и Постановлениями Правительства России государственному регулированию подлежат:
- оптовые цены на газ или предельный максимальный и минимальный уровни оптовых цен для отдельных категорий потребителей;
- тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
- тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;
- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
- размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);
- розничные цены на газ, реализуемый населению.
Государственное регулирование цен осуществляется в отношении газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами за исключением объемов, реализуемых на электронной торговой площадке.
Оптовые цены на газ дифференцированы по 60 ценовым поясам и по категориям потребителей – для реализации потребителям (кроме населения) и для последующей реализации населению. В настоящее время оптовые цены для населения в среднем на 24% ниже, чем для других потребителей.
Оптовые цены на газ устанавливаются на условиях франко-граница раздела газотранспортных и газораспределительных сетей. Цены на газ устанавливаются на объемную единицу измерения газа – 1000 м3, приведенную к определенным условиям температуры (20о С), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0%), расчетной теплоте сгорания (7900±100 ккал/м3).
В пределах оптовых цен на газ, установленных ФСТ, ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций ОАО «Газпром»:
1) внутренние расчетные (оптовые) цены на газ (руб./1000 м3) для добывающих предприятий;
2) внутренние расчетные (оптовые) цены на нестабильный газовый конденсат и нефтегазоконденсатные смеси (руб. за 1 т);
3) внутренние расчетные (оптовые) цены на продукцию газоперерабатывающих организаций (отбензиненный газ, руб./1000 м3, одорант, руб./т);
4) внутренние расчетные (оптовые) цены на газ (руб./1000 м3), используемый организациями ОАО «Газпром» на собственные технологические нужды, включая технологические потери, буферный газ, закачиваемый во вновь строящиеся и расширяющиеся подземные хранилища, и газ, закачиваемый в пласт для поддержания пластового давления и других методов повышения нефтеконденсатоотдачи. Цены дифференцированы по предприятиям ОАО «Газпром»;
5) внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, оказываемые газотранспортными организациями. Тарифы дифференцированы по газотранспортным предприятиям и устанавливаются на транспортировку 1000 м3 газа на 100 км;
6) внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа в подземных хранилищах (ПХГ), оказываемые газотранспортным предприятиям. Тарифы установлены в расчете на 1000 м3 и применяются независимо от теплоты сгорания закачиваемого на хранение (отбираемого) газа и дифференцированы по газотранспортным предприятиям, имеющим в своей структуре ПХГ.
В основе формирования внутренних расчетных цен для предприятий и организаций ОАО «Газпром» лежит принцип возмещения издержек ценой и образования на предприятиях прибыли, необходимой на уплату налогов, экономических санкций, содержание социальной инфраструктуры, расходов на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и др.
Основные доходы ОАО «Газпром» получает от экспорта газа в дальнее зарубежье – на экспорт направляется около четверти добычи, однако экспорт обеспечивает более 60 % выручки.
Поставки газа потребителям России остаются нерентабельными из-за низких внутренних цен. Несмотря на то, что в последние годы регулируемые цены на газ изменялись темпами, превышающими индексы инфляции, в настоящее время они еще не достигли уровня, обеспечивающего рентабельную поставку газа внутри страны и учитывающего его потребительские свойства.
Газ в России – самый дешевый вид топлива. Одно из негативных последствий этого – изменение структуры энергопотребления в стране. Снизилось использование угля, мазута и других видов альтернативного топлива, а, следовательно, снизилась и необходимость увеличения их производства и развития соответствующих отраслей.
Дешевый газ сделал неконкурентоспособным внедрение энергосберегающих технологий и новых экологически чистых видов топлива. Сегодня российская экономика является самой газоемкой экономикой в мире. В отличие от многих индустриальных стран, где газ в первую очередь потребляется населением, в России газ преимущественно поставляется электрогенерирующим компаниям и предприятиям металлургической и химической промышленности. Низкие цены на газ не позволяют инвестировать средства в разработку новых месторождений, прокладку новых газопроводов, реконструкцию действующих мощностей.
Розничные цены на природный газ для населения устанавливаются администрациями субъектов РФ.
Розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим основным направлениям потребления газа: на приготовление пищи; на горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений.
В августе 2006 года ФСТ России утверждена новая Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам.
С 1 июля 2009 года ставка за совершаемую работу по перемещению газа (ставка за перемещение) тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций утверждена в размере 9,15 руб. за 1000 м3 газа на 100 км.
Конечная оптовая цена на газ включает регулируемые составляющие: оптовую цену на газ, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги. «Газпром» получает выручку от продажи газа по регулируемой оптовой цене. Выручка газораспределительных организаций, которые обеспечивают транспортировку газа по распределительным сетям до потребителей, формируется за счет регулируемых транспортных тарифов. Региональные компании по реализации газа получают плату за оказываемые ими снабженческо-сбытовые услуги.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям устанавливаются ФСТ России дифференцировано по группам конечных потребителей в зависимости от объема потребляемого газа.
По согласованию с газораспределительными организациями в тарифы могут включаться специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 года №335).
Размеры специальных надбавок определяются органами исполнительной власти субъектов РФ и включаются ФСТ России в тарифы на транспортировку газа, установленные для соответствующей газораспределительной организации. Размер надбавки не может превышать 20% экономически обоснованного уровня соответствующего тарифа.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги устанавливается ФСТ России дифференцировано по группам конечных потребителей в зависимости от объема потребляемого газа.
Позиция ОАО «Газпром» во взаимодействии с государственными органами в области выработки стратегии развития российского газового рынка заключается в сокращении регулируемого и соответствующем расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной структуры оптового рынка.
В настоящее время приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;
- формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор с 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства РФ планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);
- расширение электронной и организация биржевой торговли газом.
Предполагается поэтапное развитие трехсекторной модели рынка газа в России. Регулируемые государством цены сохранятся, в основном, в секторе поставок газа населению. При этом расширится сектор торговли газом с использованием биржевых технологий. Основным по объемам реализации газа должен стать сектор торговли газом по договорным ценам между поставщиками и потребителями, предусматриваемым, в том числе, в долгосрочных договорах.
28 мая 2007 года Правительством РФ принято Постановление №333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», которое предусматривает внедрение нового механизма формирования цены на газ, поставляемый ОАО «Газпром». Оно заключается в установлении предельных регулируемых уровней цен (минимального и максимального) для отдельных групп потребителей.
Согласно документу, оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, определяются по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются фиксированные цены на газ, устанавливаемые ФСТ России. Например, в 2008 году средний минимальный уровень оптовой цены на газ (кроме реализуемого населению) составил 1696,3 р./тыс. м3.
Максимальные предельные уровни устанавливаются на базе регулируемых фиксированных цен, с увеличением их в 2007 г. на 60%, в 2008 г. – на 50%, с 1 января 2009 г. – на 40%, с 1 июля 2009 г. – на 30%, с 1 января 2010 г. – на 20%, с 1 июля 2010 г. – на 10%. Например, в 2008 году средний максимальный уровень оптовой цены на газ (кроме реализуемого населению) составил 2544,5 р./тыс. м3 .
Право определения цен на газ в этих рамках предоставлено поставщикам и покупателям.
Данный порядок распространяется на новых потребителей, впервые заключивших договор поставки после 1 июля 2007 г., а также на сверхдоговорные объемы газа. В 2008 ОАО «Газпром» реализовал потребителям указанных групп 15,9 млрд. м3 газа.
Как показывает практика, в промышленном секторе российской экономики уже сложились условия для реализации газа по свободным ценам. Применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены является одной из основных характеристик цивилизованного рынка газа. Практика показывает, что для того, чтобы биржевая цена стала ориентиром для контрактных цен, через электронные торги должно проходить 5-10% производимой в отрасли продукции.
В этой связи ОАО «Газпром» в течение последних лет выступало с инициативой использовать биржевые технологии для определения цен поставок газа промышленным потребителям, а регулируемые цены на газ сохранить только для жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных потребителей и населения. В 2007-2008 гг. необходимый опыт использования современных биржевых технологий участники российского газового рынка приобретали на электронной торговой площадке (ЭТП) сбытового подразделения «Газпрома» – ООО «Межрегионгаз».
В ходе проведения на электронной торговой площадке эксперимента по продаже газа по свободным рыночным ценам в 2007 г. и в 2008 г. было реализовано соответственно 7,04 млрд. м3 и 6,09 млрд. м3 газа предприятий группы «Газпром» и независимых продавцов. В ходе торгов установились относительно стабильные ценовые индикаторы – превышение средневзвешенной цены продажи газа через ЭТП над регулируемыми оптовыми ценами составило в среднем 36,9% в 2007 г. и 38% в 2008 году. С учетом опыта, приобретенного на ЭТП, в настоящее время прорабатываются вопросы организации биржевой торговли газом на внутреннем рынке России на постоянной основе.
Создание внутреннего рынка газа и газовой биржи изменит рассмотренную выше систему ценообразования в газовой промышленности, заменив ее принципами рыночного ценообразования с учетом спроса и предложения на газ и цен конкурентов – продавцов природного газа.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 275.