Организационные формы капитального строительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В капитальном строительстве получили распространение в ос­новном следующие два способа строительства: хозяйственный и подрядный, в том числе строительство объектов «под ключ».

При хозяйственном способе строительство объектов осуществ­ляется собственными силами заказчика или инвестора. Данный способ обычно применяют при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объек­тов на территории существующего предприятия, т. е. в тех услови­ях, когда не представляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров и имеет место неопределенность в предоставлении фронта работ. В таких условиях приходится выполнять небольшие по масш­табам объемы работ различного профиля с неритмичной загрузкой рабочих.

При этом требуется относительно небольшое количество рабо­чих, владеющих широким спектром специальностей. При хозяй­ственном способе строительно-монтажные участки или управле­ния, как правило, характеризуются слабой оснащенностью высоко­производительной специализированной техникой, невысоким уровнем квалификации рабочих, неритмичностью строительных процессов, низким уровнем производительности труда.

Однако имеются преимущества: сокращение времени на все­возможные согласования, связанные с привлечением подряда строительных организаций; общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструк­ции, перевооружению или расширению предприятия; единство ру­ководства эксплуатации и строительства объекта.

При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и мон­тажными организациями (подрядчиками) по договорам с заказчи­ком, которые имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-мон­тажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей, полуфабрика­тов. Этот способ строительства является основным.

Подрядный способ работ предполагает заключение между за­казчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) договора на весь период строительства до полного завершения стройки. Этот договор носит название генерального. В развитие генерального до­говора стороны заключают дополнительные соглашения на год.

Все взаимоотношения между участниками процесса строительства ре­гулируются Правилами о договорах подряда на капитальное строи­тельство, Правилами финансирования строительства и договорами подряда.

Заказчик предоставляет подрядчику площадку для строитель­ства, своевременно передает ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечивает финансирование, поставляет техно­логическое, энергетическое и другие виды оборудования.

В процессе строительства заказчик осуществляет технический надзор за ходом строительства, контроль за соответствием факти­ческих объемов, стоимости и качества выполняемых работ, а также технических условий на производство и приемку работ, обеспечи­вает приемку и оплату законченных строительством объектов и от­дельных этапов работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую законченную строительную продукцию.

Наряду с вышеперечисленными развивается и форма строи­тельства объектов «под ключ», когда функции заказчика передают­ся генеральному подрядчику. В этом случае генподрядная строи­тельная организация принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утвержденным проектом, в установленные сроки и в пределах утвержденной сметной стоимости. Это повышает заинтересованность генподрядчика в более экономном расходовании установленного сметного лимита, так как полученная экономия поступает в его распоряжение, упрощается система связей, что способствует повышению оперативности принятия и реализации решения, а в конечном итоге – удешевлению и ускорению строительства.

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологической оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов. Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядным строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволя­ют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зре­ния как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Аналогичная практика привлечения подрядчиков начинает по­лучать распространение в России.

 

8.3 Основы ценообразования в строительстве

 

Определение сметной стоимости строительства (капитального ремонта) объектов транспорта и хранения нефти и газа представляет собой многоплановый, динамичный, изменяющийся процесс, который является важнейшим элементом экономических взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности в данной системе. Основной частью данного процесса является использование существующей системы сметного нормирования и ценообразования в инвестиционном комплексе, имеющей уникальную по своим масштабам и сложности нормативную базу.

Особенности определения затрат при строительстве (капитальном ремонте) объектов транспорта и хранения нефти и газа обусловлены спецификой и характером получаемой конечной продукции, которые рассмотрены ниже.

1 Объекты строительства и капитального ремонта объектов транспорта и хранения нефти и газа размещаются, как правило, на значительном расстоянии.

2 С территориальной закрепленностью и неподвижностью связана зависимость стоимости работ по строительству и капитальному ремонту объектов транспорта и хранения нефти и газа от местных условий: рельефа местности, несущей способности и геологического строения грунтов; глубин грунтовых вод и промерзания грунта; климатических, сейсмических и других местных условий; наличия сети дорог; способов доставки машин, материалов, трудовых кадров, конструкций, оборудования к месту работ. Местные условия ведения работ влияют на конструктивные решения отдельных частей сооружений, следовательно, на объем работ и стоимостные показатели.

3 Относительная длительность производственного цикла при строительстве и капитальном ремонте (от нескольких месяцев до нескольких лет) вызывает отвлечение средств из хозяйственного оборота, для чего применяется учет стоимости работ по этапам и комплексам выполненных работ. При этом необходимо учитывать влияние изменения ценообразующих факторов, таких как темпы инфляции, возможные риски и развитие научно-технического прогресса.

4 Объекты инвестирования, как правило, различны по назначению, расположению на местности и в пространстве, применяемым конструкциям и материалам, оборудованию. Перечисленные особенности предопределяют необходимость специфического подхода к решению вопросов определения стоимости строительства и капитального ремонта в системе транспорта и хранения нефти и газа.

В настоящее время на альтернативной основе могут использоваться следующие методы определения затрат на строительство и капитальный ремонт объектов транспорта и хранения нефти и газа: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов (в том числе банка данных о стоимости ранее реконструированных или отремонтированных объектов-аналогов).

Ресурсный метод основан на калькулировании в текущих ценах и тарифах ресурсов, необходимых для реализации проектных решений. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в ресурсах: в затратах труда рабочих в чел.-часах, механизмов в маш.-часах, в материалах, конструкциях, энергоносителях.

Базисно-индексный метод основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне.

Для объектов, строительство которых финансируется за счет бюджета, применяются индексы, устанавливаемые Госстроем России или региональными центрами по ценообразованию в строительстве. По объектам, строительство которых финансируется за счет внебюджетных средств (средств инвестора), индексы устанавливаются (согласовываются) инвестором.

Базисно-индексный метод становится единственно возможным, когда требуется определить уровень затрат, а проектные решения окончательно не определены, не детализированы и невозможно определить всю номенклатуру ресурсов и соответственно их стоимость.

Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-компенсационный метод – это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне сметных цен, и дополнительных затрат, связанных с изменением цен и тарифов на потребляемые ресурсы.

Ресурсный метод позволяет более точно определить сметную стоимость в текущем уровне цен, однако является более трудоемким. Применение его при определении стоимости крупных объектов затруднительно, так как требуется отслеживать цены по очень широкой номенклатуре ресурсов, достигающей десятки тысяч наименований.

В состав затрат, определяющих стоимость нового строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов транспорта и хранения нефти и газа, входят расходы на ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы, приобретение и поставку нового (заменяемого) оборудования и прочие затраты. В последние входят расходы на проектно-изыскательские, конструкторские, исследовательские работы и т.д.

Основой определения размера ожидаемых затрат на строительство и капитальный ремонт промышленных объектов в настоящее время является сметная стоимость соответствующих работ.

Сметная стоимость строительства (капитального ремонта) объектов транспорта и хранения нефти и газа – это сумма денежных средств, необходимых для их осуществления по сметным нормам и расценкам в соответствии с проектными материалами.

Сметную стоимость строительства (капитального ремонта) объектов трубопроводного транспорта и хранения нефти и газа в настоящее определяют в двух уровнях цен:

а) в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих на определенную дату сметных норм и цен;

б) текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет.

Базисный уровень сметной стоимости работ предназначен для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды времени, экономического анализа различных сфер этой деятельности, а также используется как база для определения стоимости в текущих ценах. С 01.01.2003 г. рекомендуется использовать базисный уровень, установленный на 1 января 2000 г.

Для определения сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне рекомендуется использовать систему действующих цен и индексов, дифференцированных по элементам технологической структуры капитальных вложений.

Для определения сметной стоимости строительства (капитального ремонта) объектов транспорта и хранения нефти и газа составляется сметная документация, состоящая, как правило, из калькуляций, локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сводных сметных стоимости строительства.

Калькуляции составляются в том случае, если используемые сметные нормы и цены не учитывают отдельные виды затрат и требуют при их применении дополнительных расчетов. Например, при использовании так называемых открытых единичных расценок предварительно рассчитывается в калькуляции сметной стоимости материалов, конструкций и изделий стоимость неучтенных в этих расценках материалов. В свою очередь для расчета стоимости материалов составляются калькуляции транспортных расходов.

Локальные сметные расчеты (сметы) составляются на отдельные виды работ на основе объемов работ, определяемых при разработке проекта (рабочей документации). В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных по отдельным конструктивным элементам объекта и видам работ.

Объектные сметные расчеты (сметы) объединяют в своем составе данные из локальных расчетов (смет) на объект в целом.

Сводный сметный расчет стоимости строительства (капитального ремонта) комплекса объектов транспорта и хранения нефти и газа составляется на основе объектных сметных расчетов (смет) и определяет общий лимит финансирования на указанные цели.

Основой формирования цен строительной продукции является действующая государственная система сметных нормативов и цен – комплекс сметных норм расхода ресурсов, единичных расценок и сметных цен, объединенных в отдельные сборники.

Под сметной нормой расхода ресурсов понимается количество ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ в расчете на заранее выбранный измеритель объема работ.

Различают следующие виды ресурсов: трудовые ресурсы – затраты труда (в чел.-ч) рабочих-строителей, выполняющих соответствующие работы, и рабочих-машинистов (механизаторов), обслуживающих машины; необходимое время работы машин, механизмов и автотранспортных средств (в маш.-ч); материальные ресурсы – количество материалов, изделий и конструкций, а также энергоносителей, потребляемых на технологические нужды[9] (в физических единицах измерения).

Под единичной расценкой понимаются затраты на выполнение данного вида работ, установленные на выбранный измеритель объема работ, под сметной ценой – стоимость единицы измерения ресурса на определенную дату.

Сметные нормативы подразделяются:

1) по масштабности на федеральные, отраслевые, территориальные и фирменные;

2) по степени укрупнения на поэлементные и укрупненные.

К федеральным относятся нормативы, входящие в состав 8 группы «Нормативные документы по экономике» Основных положений государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0) (подгруппы 81, 82 и 83).

Отраслевые нормативы относятся к разряду федеральных нормативов и должны использоваться в специальных видах технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов специального назначения, включая объекты транспорта и хранения нефти и газа.

Соответственно, к территориальным относятся нормативы, которые приняты на уровне одной территориальной единицы (субъекта Федерации) и должны использоваться всеми организациями независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования выполняемых работ.

К индивидуальной нормативной базе пользователя или фирменным нормативам относятся нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Эта нормативная база должна основываться на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации и не может им противоречить.

Наибольшее распространение в настоящее время получили государственные и территориальные нормативы, причем приоритетное значение имеют территориальные нормативы, так как они учитывают особенности производства и уровня цен на ресурсы конкретных регионов (республик, краев и областей Российской Федерации).

К государственным поэлементным нормативам в системе 2001 г. относятся:

1) государственные элементные нормы на строительные работы (ГЭСН - 2001), ремонтно-строительные работы (ГЭСНр - 2001), монтажные работы (ГЭСНм – 2001), пусконаладочные работы (ГЭСНп – 2001).

2) цены на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (приведены в федеральном сборнике ФСЦэм[10] 81-01-2001);

3) средние цены на материалы, изделия и конструкции (ФСЦмк 81-01-2001);

4) цены на перевозки грузов для строительства (ФСЦпг 81-01-2001);

5) федеральные единичные расценки на строительные работы (ФЕР 81-02-01…49- 2001), разработанные для Московской области;

6) федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (в сборниках ФЕР 81-02-51…69- 2001);

7) федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (ФЕР 81-03-01…40-2001);

8) федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы (ФЕР 81-04-01…09-2001).

К отраслевым поэлементным нормативам в системе 2001г. относятся единичные расценки отраслевого назначения на строительные работы (ОЕР 81-02-…-2001), монтажные работы (ОЕР 81-03-…– 2001), пусконаладочные работы (ОЕР 81-04-…–2001).

К территориальным поэлементным нормативам в системе 2001г. относятся:

1) цены на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (приведены в территориальном сборнике ТСЦэм 81-01-2001);

2) средние цены на материалы, изделия и конструкции (ТСЦмк 81-01-2001);

3) единичные расценки на строительные работы (ТЕР 81-02-01…47-2001);

4) единичные расценки на ремонтно-строительные работы (в сборниках ТЕР 81-02-51,…,69- 2001);

5) единичные расценки на монтаж оборудования (ТЕРм 81-03-01…40-2001).

В состав укрупненных нормативов входят:

1) нормы накладных расходов (НР);

2) нормы сметной прибыли (СП);

3) сметные нормы затрат на строительство временных зданий сооружений (НВЗ);

4) сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (НДЗ);

5) нормативы лимитированных затрат;

6) нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

7) индексы изменения стоимости работ, устанавливаемые к базовому уровню цен региональными центрами ценообразования в строительстве.

Первичными нормативами в системе 2001 г. являются элементные нормы – ГЭСН. ГЭСН могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Полученные на их основе данные о составе и количестве ресурсов могут быть использованы для определения продолжительности выполнения работ.

Все виды ГЭСН предназначены для определения потребности в ресурсах, необходимых для выполнения работ. Они могут быть использованы для определения стоимости строительства (капитального ремонта) объектов транспорта и хранения нефти и газа ресурсным методом. Но основное их назначение – разработка единичных расценок (федеральных, территориальных, отраслевых и фирменных сборников ЕР) и укрупненных нормативов.

Перевод натуральных показателей ГЭСН в стоимостные осуществляется с помощью цен на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, средних цен на материалы, изделия и конструкции, цен на перевозки грузов, базовых часовых тарифных ставок оплаты труда рабочих.

ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень производства и технологию выполнения работ. Расход трудовых и материальных ресурсов в ГЭСН рассчитан для нормальных условий производства, не осложненных внешними условиями работ, в частности, при положительной температуре воздуха. Расчет дополнительных затрат при производстве работ при отрицательной температуре производится согласно Сборнику сметных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-2001).

При отсутствии в сборниках ГЭСН норм на отдельные виды конструкций и работ разрешается разрабатывать индивидуальные нормы.

Ряд укрупненных нормативов, в частности нормативы накладных расходов и сметной прибыли, представлены в Методических указаниях (МДС 81-4.99 и МДС 81-25.2001), а на возведение и использование временных зданий и сооружений в ГСН 81-05-01-2001.

Часть затрат, производимых строительно-монтажными организациями, возмещается заказчику за счет средств, включаемых в статью «Прочие работы и затраты», расчет которых производится согласно МДС 81-1.99.

Стоимость работ по новому строительству, техническому перевооружению, реконструкции и капитальному ремонту объектов транспорта и хранения нефти и газа является ценой продукции соответствующих ремонтно-строительных и монтажных предприятий, т.е. аналогией плановой цены продукции промышленных предприятий. Поэтому сметная стоимость работ состоит из прямых затрат, накладных расходов и нормативной (сметной) прибыли.

Прямые затраты – расходы, непосредственно связанные с производством работ. К прямым затратам относятся:

1) заработная плата рабочих, занятых выполнением ремонтно-строительных, монтажных или других работ, которая иногда (по нашему мнению – ошибочно) называется основной зарплатой;

2) затраты по эксплуатации машин и механизмов, требующихся для выполнения работ (включая зарплату рабочих, занятых управлением машин - машинистов);

3) затраты на материалы, изделия и конструкции, включая транспортные расходы по их доставке до приобъектных (участковых) складов на ремонтно-строительной площадке.

Прямые (прямопропорциональные) затраты определяются непосредственно по объему работ: чем больше объем работ по проекту, тем больше прямых затрат.

Накладные расходы – затраты на обслуживание производственных процессов, содержание аппарата управления ремонтно-строительных и монтажных предприятий и на выполнение организационных мероприятий.

Нормативная (сметная) прибыль – это сумма средств, необходимых для выплаты налогов и покрытия расходов соответствующих организаций-исполнителей на развитие производства, социальной сферы, материальное стимулирование работников ремонтно-строительных и монтажных предприятий.

В настоящее время действует следующая система нормативов накладных расходов:

- укрупненные нормативы для всех исполнителей;

- нормативы по видам работ;

- индивидуальные нормы для конкретной организации;

- предельные нормы накладных расходов на работы по реконструкции и капитальному ремонту объектов транспорта и хранения нефти и газа, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.

Укрупненные нормативы по основным видам работ рекомендуется использовать на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов на выполнение работ. Величину накладных расходов по промышленным объектам рекомендовано принимать в размере 112% от суммы оплаты труда рабочих и механизаторов.

Нормативы по видам работ согласно МДС 81-35.2004 рекомендовано применять на стадии разработки рабочей документации, а также для расчетов за выполненные работы. Например, на земляные работы, выполняемые механизированным способом, норма накладных расходов 97%, на магистральные трубопроводы газонефтепродуктов – 120%, на большинство видов монтажа оборудования 90%, на пусконаладочные работы 75% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и машинистов (механизаторов).

Расчет индивидуальных норм накладных расходов осуществляется для конкретной организации методом постатейного калькулирования для учета реальных условий выполнения работ, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах.

Предельная норма накладных расходов принимается только для вновь образованных организаций в размере 14,2% от общей стоимости прямых затрат.

Общая величина накладных расходов определяется в локальных сметных расчетах (сметах). Порядок определения величины накладных расходов зависит от метода расчета сметной стоимости и стадии проектирования.

Например, при применении ресурсного метода, когда средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена на стадии проекта по формуле

 

               ;                                                        (8.1)

 

на стадии рабочей документации:

 

                ,                                                      (8.2)

где b - величина накладных расходов[11], руб.; wo, wi  - величины средств на оплату труда[12] рабочих и механизаторов в целом по объекту (комплексу) и виду работ, руб.; ro – коэффициент, соответствующий укрупненному нормативу накладных расходов по данному виду работ; ri - коэффициент, соответствующий нормативу накладных расходов по i - му виду работ.

В составе норматива сметной прибыли обычно учитываются следующие затраты:

- налог на прибыль организаций, налог на имущество, региональные и местные налоги и сборы (в размере не выше 5%);

- расширенное воспроизводство подрядных ремонтно-строительных и монтажных предприятий и организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

- материальное стимулирование работников ремонтно-строительных и монтажных предприятий (материальная помощь, охрана здоровья и т.д.);

- организация помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

Расчет величины нормативной прибыли в настоящее время производится согласно Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001). Эти указания применяются для определения стартовой цены строительной продукции и договорных цен, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками (ремонтно-строительных и монтажных предприятиями).

В качестве базы для определения нормативной прибыли ремонтно-строительных и монтажных предприятий так же, как и при расчете накладных расходов, принимается величина средств на оплату труда рабочих в текущих ценах в составе прямых затрат. При этом используется следующая система нормативов:

- общеотраслевого норматива для всех исполнителей;

- норматива по видам работ;

- индивидуальной нормы для конкретной организации.

Решение по выбору варианта норматива принимается заказчиком совместно с подрядчиком.

Общеотраслевой норматив для определения нормативной прибыли строительных и монтажных работ равен 65% к величине средств на оплату труда рабочих. При определении нормативной прибыли ремонтно-строительных работ величина норматива равна 50%.

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли рекомендуется применять для разработки технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены при проведении подрядных торгов, для планирования расчетов за весь комплекс работ и в других подобных целях. Нормативы расчетной прибыли по видам работ применяются, как правило, на стадии разработки рабочей документации и при расчетах за выполненные работы.

Например, норматив на земляные механизированные работы – 50%, магистральные нефтепроводы газонефтепродуктов – 60%, пусконаладочные работы – 60%.

Величина сметной прибыли может быть определена по формуле

 

                      , руб.,                                                 (8.3)

        

где n o – коэффициент, соответствующий общеотраслевому нормативу расчетной прибыли.

 

Расчет стоимости строительных, ремонтно-строительных, монтажных и других работ по какому-либо этапу (комплексу - Z s) может быть проведен по формуле

 

,                                        (8.4)

 

где i – вид работ; Vi – объем i -го вида работ в принятых в ГЭСН измерителях, т, км, м и т.п.; Ci – удельные прямые затраты на выполнение выбранного в ГЭСН измерителя i -го вида работ, руб./т, руб./км, руб./м; b s – величина накладных расходов на рассматриваемый комплекс работ, руб.; ps – величина сметной прибыли при выполнении работ данного комплекса, руб.

В формуле (12.15)  представляет собой сумму прямых затрат на рассматриваемый этап или комплекс работ.

       Одновременно с определением стоимости монтажных работ ведется расчет затрат на приобретение, комплектацию, оснащение запасными частями и транспорт оборудования. При этом на затраты, связанные с приобретением, транспортом и комплектацией оборудования, не начисляются ни накладные расходы, ни нормативная прибыль.

Все единичные расценки (ЕР) делятся на два вида: закрытые и открытые.

В закрытых расценках учтена стоимость всех используемых материалов согласно территориальным или федеральным сборникам средних цен ТСЦмк или ФСЦмк. Но при этом необходимо иметь в виду, что транспортные расходы по доставке учтенных в ЕР материалов в каждом территориальном районе рассчитаны по усредненной транспортной схеме.

В открытых расценках в графе 7 указывается расход не учтенных в ЕР материалов. В том случае, если расход материалов или изделий принимается по проектным данным, в этой графе используется литера «П».

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат на основе объемов, выявленных при разработке рабочей документации (РД) или рабочих чертежей.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Основной информацией при составлении локальных смет по единичным расценкам являются сборники ТЕР, а при ресурсном методе – сборники ГЭСН. Ресурсный метод является более трудоемким, так как в нем приходится определять цены на тысячи ресурсов основного и вспомогательного назначения, поэтому его рекомендуется применять только при небольшой номенклатуре ресурсов.

Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в базисном и текущем уровне цен на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат».

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для планирования и расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости ремонтно-строительных работ, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включаются средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

- стоимость временных зданий и сооружений, на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам, и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства;

- часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете.

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (капитального ремонта) объектов транспорта и хранения нефти и газа (ССР) являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства (капитального ремонта) всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке ССР служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования. В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат.

ССР составляется по установленной форме-образцу № 1 и содержит 12 глав.

Глава 1. Подготовка территории строительства.

Глава 2. Основные объекты строительства.

Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

Глава 4. Объекты транспортного хозяйства и связи.

Глава 5. Объекты энергетического хозяйства.

Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.

Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.

Глава 8. Временные здания и сооружения.

Глава 9. Прочие работы и затраты.

Глава 10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия.

Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров.

Глава 12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

 

В главу 8 ССР «Временные здания и сооружения» включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, к которым относятся специально возводимые или приспособляемые на период выполнения работ производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства ремонтно-строительных работ и обслуживания работников организаций-исполнителей.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные (для обеспечения нужд строительства в целом) и нетитульные (для обеспечения нужд отдельного объекта, учитываемые в составе накладных расходов).

Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, обычно определяется по нормативам, приведенным в Сборнике норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от стоимости ремонтно-строительных работ по итогам глав 1-7 сводного сметного расчета. Например, при реконструкции и капитальном ремонте линейной части магистральных нефтепроводов – 2,2% от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав

1 - 7 ССР.

Таким образом, величина затрат на временные здания и сооружения рассчитывается по формуле

,                                                 (8.5)

 

где k tb коэффициент, учитывающий величину норматива затрат на временные здания и сооружения согласно НВЗ (ГСНр 81-05-01-2001); Z sa – сметная стоимость работ по главам 1 - 7 ССР; а – вид работ (ремонтно-строительные, монтажные и пр.).

 

В главу 9 «Прочие работы и затраты» ССР включаются средства на те работы и затраты, которые не нашли отражения в рекомендуемой системе нормативов. К указанному виду работ относятся удорожание работ в зимнее время; дополнительные затраты на перевозку материалов, изделий и конструкций сверх учтенных в единой для региона транспортной схеме; разница между фактической стоимостью электроэнергии и учтенной в сборнике ТСЦэм и т.д.

К затратам, учитывающим специфические условия реконструкции или капитального ремонта объектов транспорта и хранения нефти и газа относятся затраты на подвижной и разъездной характер работы, затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом; затраты, связанные с перебазированием ремонтно-строительных или монтажных организаций с одного объекта на другой, затраты на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т.п. Всего насчитывается свыше 35 видов таких видов прочих работ и затрат.

 

Контрольные вопросы

1 Что понимается под новым строительством, реконструкцией, техническим перевооружением и капитальным ремонтом основных средств?

2 Чем обусловлены особенности определения затрат при новом строительстве, техническом перевооружении, реконструкции и капитальном ремонте объектов транспорта и хранения нефти и газа?

3 Охарактеризуйте состав сметной документации.

4 Что понимается под сметной нормой расхода ресурсов?

5 Что понимается под единичной расценкой на выполнение работ?

6 Назовите государственные поэлементные нормативы в системе 2001 года.

7 Охарактеризуйте состав укрупненных нормативов.

8 Опишите порядок определения прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.

9 Охарактеризуйте содержание проекта организации строительства, передаваемого заказчиком исполнителю работ.

11 Какие существуют варианты графического представления взаимосвязи работ при календарном планировании?

12 Дайте сравнительную характеристику линейных и сетевых моделей.

13 Охарактеризуйте основные элементы сетевой модели: работа, событие зависимость и ожидание.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 313.