Формирование тарифов на услуги по транспортировке нефти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время нефтетранспортные организации (далее – НТО)оказывают услуги по транспортировке углеводородного сырья по тарифам, регулируемым государством. Использование тарифной системы, начиная с 1992 года, повысило самостоятельность НТО и изменило их финансовые отношения с другими участниками нефтегазового рынка, число которых многократно возросло.

Государственное регулирование ограничивает тарифы минимальным уровнем, достаточным для покрытия текущих расходов транспорта, обеспечения финансовой стабильности всей системы нефтепроводного транспорта и достижения минимальной финансовой независимости.

Транспортный тариф (тариф на транспортировку груза) – есть цена перевозки единицы груза или цена единицы транспортной работы. По этому тарифу грузоотправитель оплачивает услуги транспортной организации (предприятия). Тариф может выражаться:

- в рублях на единицу груза;

- в рублях на единицу транспортной работы (грузооборота).

Для обеспечения единого подхода к расчету тарифа на услуги трубопроводного транспорта разрабатываются специальные методики, имеющие статус официального документа.

При определении первоначальных ставок тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, а также при нецелесообразности применения метода индексирования и иных методов определения тарифов их ставки определяются на основе плановых затрат. При этом в качестве основной расчетной и контрольной величины используется плановая тарифная выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый для осуществления НТО нормальной хозяйственной деятельности в течение периода регулирования.

Тарифы на услуги по транспортировке нефти должны обеспечить предприятию тарифную выручку, достаточную для покрытия экономически обоснованных расходов, а также получения нормативной прибыли и уплаты налогов.

Тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам рассчитываются таким образом, чтобы при плановых объемах перекачки (перевалки, слива/налива, приема/сдачи) нефти фактическая тарифная выручка НТО была равна плановой. Плановая тарифная выручка на расчетный период действия тарифов по регулируемому виду деятельности рассчитывается по следующей формуле:  ,                                (7.3) где  – плановая сумма расходов субъекта регулирования на транспортировку нефти, относимых на себестоимость;  – плановая величина сальдо прочих доходов и расходов НТО в части, относящейся на деятельность по оказанию услуг по транспортировке нефти;  – плановая сумма налога на прибыль НТО в части прибыли, получаемой от деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти; – плановая величина чистой прибыли НТО по регулируемому виду деятельности; Δ НВ – расходы, подлежащие возмещению (учет в формуле (10.3) со знаком "+") и исключению (учет в формуле (10.3) со знаком "–") из необходимой выручки.В случае если НТО в течение предыдущего периода действия тарифов понесло экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на потребляемые продукцию и услуги), эти расходы учитываются при определении необходимой прибыли, определяемой при установлении тарифов (тарифа) на планируемый период.

Отечественные методики расчета тарифов на услуги по транспортировке нефти были разработаны на основе изучения зарубежного опыта в этой области. Так, например, особенностью американской методики расчета тарифов является то, что тариф вычисляется по каждому нефтепроводу отдельно, а если имеются ответвления от него – то по каждому участку.

При разработке российских методик расчета тарифов для утверждения вычисляется единый удельный тариф на перекачку нефти в рублях на единицу товаротранспортной работы (руб./т·км) для всей организации, умножением которого на длину любого из участков нефтепровода и получают тарифы по участкам и адресные тарифы. Таким образом, плановая тарифная выручка по всей НТО распределяется между участками трубопровода пропорционально объему товаротранспортной работы. Схема расчета тарифа на перекачку нефти для гипотетической НТО, включающей три трубопроводных маршрута, приведена на рисунке 6.2.

Такой метод расчета тарифа на перекачку нефти объясняется следующими особенностями российской системы нефтепроводов:

1) высокая разветвленность российских нефтепроводов и, как следствие, большое число тарифных участков в составе каждой нефтетранспортной организации; утверждение тарифов по каждому участку потребовало бы большого объема работ по проверке и контролю со стороны органов регулирования;

2) учет затрат ведется по организации в целом, а не по отдельным участкам; получить реальные данные по затратам для каждого участка представляется проблематичной задачей.

Транспортировка нефти понимается как процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам, включающий следующие основные операции:

- выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефти;

- прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута;

- перекачка нефти по магистральному трубопроводу;

- сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута.

Тарифы на услуги по транспортировке нефти, устанавливаемые ФСТ России, могут состоять из следующих ставок, дифференцированных по основным операциям:- ставка тарифа на услуги по перекачке нефти;- ставка тарифа на услуги по перевалке, сливу/наливу, приему/сдаче нефти;- ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы Российской Федерации и государств – участников соглашения о Таможенном Союзе; - ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации и государств – участников соглашения о Таможенном Союзе.Ставки тарифов на услуги, непосредственно относящиеся к деятельности в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам (кроме конкурентных и долгосрочных тарифов) рассчитываются по следующей формуле:  ,                                     (7.4)

Рисунок 7.2 – Схема расчета тарифа на перекачку нефти

где TBi – плановая тарифная выручка НТО за предоставление соответствующей основной операции; Vi – плановый объем грузооборота нефти по соответствующей основной операции (принимается в необходимой размерности). Размерность планового объема грузооборота определяется видом выполняемой основной операции. Средний удельный тариф на перекачку нефти по нефтетранспортной организации устанавливается в рублях на 100 тоннокилометров. Тариф на налив, перевалку нефти устанавливается в рублях на 100 тонн.Тарифы на перевалку (слив/налив, прием/сдачу) нефти определяются по каждому пункту перевалки (слива/налива, приема/сдачи) нефти. Размер плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти определяется:- исходя из объемов финансирования комплексных и целевых программ диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных трубопроводов субъектов регулирования; - объемов финансирования закупок оборудования; - расходов на НИОКР;- потребности в средствах на обслуживание долговых обязательств всех видов; - других экономически обоснованных расходов, носящих общесистемный характер; - суммы налога на прибыль, исчисляемого от чистой прибыли, служащей источником для покрытия расходов, которые учитываются в целях определения размера плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти.Тарифы на перекачку нефти определяются ФСТ России по каждой НТО, входящей в группу АК «Транснефть», и применяются для расчетов грузоотправителей с компанией. ФСТ России могут устанавливаться предельные минимальные тарифы на услуги по транспортировке нефти, оказываемые НТО внутри группы компании. Тарифы (стоимость услуг) по транспортировке нефти, оказываемые НТО внутри группы компании, определяются АК «Транснефть» самостоятельно, исходя из устанавливаемых ФСТ России предельных минимальных тарифов и планируемых объемов финансирования комплексных и целевых программ диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов.Общая стоимость услуг по транспортировке нефти (адресный тариф) по трубопроводному маршруту движения нефти либо тарифному участку[8] определяется путем умножения утвержденных ФСТ России удельных ставок тарифов на протяженность соответствующих тарифных маршрутов (участков) и прибавления тарифов на перевалку (слив/налив, прием/сдачу) нефти по соответствующим пунктам перевалки (слива/налива, приема/сдачи) нефти на этом маршруте (участке).Обоснование плановых затрат и прибыли в составе тарифа. При расчете тарифов учитываются: расходы на материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд; расходы на электро- и теплоэнергию, используемую на производственные и хозяйственные цели; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды (единый социальный налог); амортизационные отчисления; арендная плата; расходы на оплату услуг всех видов транспорта; услуги сторонних организаций; расходы на капитальный ремонт; расходы на диагностику; расходы на подготовку кадров; расходы на охрану труда и технику безопасности; расходы на страхование, в том числе добровольное медицинское и негосударственное пенсионное страхование; расходы на проведение НИОКР и совершенствование технологии, включая разработку отраслевых стандартов, регламентов и документов; другие расходы.Прочие расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам включают экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, на ликвидацию основных производственных средств, дополнительные выплаты работникам НТО, занятым в процессе оказания услуг по транспортировке нефти, а также другие экономически обоснованные расходы.

НДС в состав плановой тарифной выручки не включается, а при расчетах за транспорт нефти должен прибавляться к тарифам.

Определение плановой чистой прибыли, включаемой в величину тарифной выручки НТО, может осуществляться следующими способами:1) определение суммы, необходимой для финансирования программ технического перевооружения, реконструкции и развития систем магистральных трубопроводов и других экономически обоснованных расходов из чистой прибыли;2) установление нормы рентабельности, определяемой в виде отношения планируемой чистой прибыли (разрешенной прибыли) к базе рентабельности.Для целей определения плановой чистой прибыли в качестве базы рентабельности может приниматься одна из следующих величин:- балансовая стоимость основных производственных средств по регулируемому виду деятельности в соответствии с данными бухгалтерского учета субъекта регулирования;- собственный капитал нефтетранспортной организации;- плановая тарифная выручка;- расходы на оказание услуг в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам.

В этом случае плановая чистая прибыль рассчитывается по формуле

 

                                                (7.5)

 

где Б – база рентабельности; NR – норма рентабельности в процентах.

Индексирование и пересмотр тарифов. При незначительном изменении условий хозяйственной деятельности НТО и незначительном отклонении структуры фактической тарифной выручки от плановой тарифы на услуги по транспортировке нефти рассчитываются методом индексирования.При применении метода индексирования тарифы на услуги по транспортировке нефти умножаются на величину индекса, определяемого ФСТ России для каждой НТО.При определении индекса также учитываются:- ожидаемое изменение грузооборота субъектов регулирования;- ожидаемый рост цен (тарифов) на энергоресурсы;- ожидаемый рост оптовых цен на продукцию промышленных предприятий;- ожидаемый рост потребительских цен.Величина индекса определяется и дифференцируется с учетом территориальных и природно-климатических особенностей, условий хозяйствования НТО.Плановый пересмотр тарифов на услуги по транспортировке нефти производится не раньше, чем через 12 месяцев после предыдущего планового пересмотра на основании данных о результатах работы НТО в прошедшем отчетном периоде.Внеплановый пересмотр тарифов ФСТ России может производить при обращении НТО при существенном изменении условий хозяйственной деятельности по не зависящим от НТО причинам.Виды тарифов. В случае необходимости проведения мероприятий, имеющих своей целью расширение пропускной способности системы магистральных нефтепроводов или повышение надежности ее функционирования, расходы на осуществление которых не учитывались при плановом установлении ставок тарифов, ФСТ России в целях финансирования указанных мероприятий дополнительно утверждаются тарифы на услуги по транспортировке нефти по отдельным тарифным участкам (пунктам перевалки, слива/налива, приема/сдачи). При этом тариф (далее – согласованный тариф) должен быть официально одобрен всеми грузоотправителями по тарифному участку (пункту перевалки, слива/налива, приема/сдачи).Согласованные тарифы устанавливаются на перекачку (перевалку, слив/налив, прием/сдачу) конкретного объема нефти (выполнение конкретного объема товаротранспортной работы) и/или на фиксированный срок применения (действия). Согласованный тариф устанавливается в виде дополнительной ставки к действующим тарифам. При готовности пользователя системы магистральных трубопроводов и согласии нефтетранспортной организации заключить долгосрочный договор на транспортировку нефти по фиксированной тарифной ставке в зависимости от текущей и перспективной загруженности тарифного маршрута для данного пользователя устанавливается долгосрочный тариф на срок не менее трех лет.Долгосрочные тарифы могут устанавливаться в виде дополнительной ставки к действующим тарифам. В случае если у определенного тарифного маршрута существуют альтернативные способы транспортировки нефти, сравнимые по эффективности с трубопроводным транспортом, на услуги по транспортировке нефти по этому маршруту могут устанавливаться конкурентные тарифы. Конкурентные тарифы устанавливаются в виде предельных максимальных ставок тарифов или в виде соотношения со стоимостью транспортировки нефти по альтернативному маршруту, рассчитанному в соответствии с методами рыночного ценообразования.В целях оптимизации грузопотоков на отдельных маршрутах магистральных трубопроводов, имеющих более одного конечного пункта поставки нефти с ответвлениями или без таковых, может устанавливаться тариф на перекачку 1 тонны нефти (сетевой тариф).Сетевой тариф может устанавливаться ФСТ России в виде одной или суммы нескольких ставок, действующих на всем протяжении маршрута (маршрутов) вне зависимости от расстояния транспортировки.

Предпосылками к применению сетевых тарифов являются: дифференцированный и гибкий подход к текущей тарификации нефтетранспортных предприятий АК «Транснефть»; создание благоприятных условий работы новых нефтетранспортных проектов; ценовое стимулирование грузоотправителей к максимальному использованию трубопроводного транспорта при поставках нефти на внутренний и внешний рынки.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 428.