Экспортная пошлина на нефть рассчитывается ежемесячно на базе мониторинга котировок российской марки нефти Urals с 15-го числа предыдущего месяца до 14- го числа нынешнего месяца. Устанавливается Правительством РФ с 1- го числа каждого следующего месяца. Таким образом, в основе расчета экспортной пошлины лежат мировые цены на нефть (таблица 6.3).
Таблица 6.3 – Формула расчета экспортной пошлины на нефть
Средняя цена нефти марки Urals (P) в период мониторинга, долл./т | Максимальная ставка экспортной пошлины |
0 – 109,5 | 0 |
109,5 – 146,0 | 35%*(P – 109,5) |
146,0 – 182,5 | $12,78 + 45%*(P – 146,0) |
>182,5 | $29,2 + 45%*(P – 182,5) с 1.01.2015 г. $29,2 + 36%*(P – 182,5) с 1.01.2016 г. $29,2 + 30%*(P – 182,5) с 1.01.2017 г. |
На рисунке 6.1 показана доля налоговых платежей (НДПИ и таможенной пошлины) в цене нефти за 2007-2010 г.г.
Генеральной стратегией развития нефтяной отрасли до 2020 года предусмотрено освоение новых нефтегазоносных провинций Восточной Сибири. Поскольку их освоение требует развития инфраструктуры, разработка месторождений становится более затратной для нефтегазовых компаний. Простимулировать компании на разработку новых месторождений можно лишь путем введения налоговых льгот.
Рисунок 6.1 – Доля налоговых платежей в цене нефти
Льготы по пошлинам в нефтедобыче. В качестве мер государственной поддержки освоения ресурсного потенциала Восточной Сибири для 22 месторождений нефти и газа в 2010 г. была введена пониженная ставка экспортной пошлины, а для ряда месторождений – нулевая. С июля 2010 г. отменена нулевая ставка экспортной пошлины на нефть Ванкорского («Роснефть»), Верхнечонского («ТНК-ВР» и «Роснефть») и Талаканского («Сургутнефтегаз») месторождений и применена льготная, пониженная ставка, которая перестала действовать с 1.01.2011 г. С 1.08.2011 г. льготная пошлина отменена также для ряда других месторождений
Экспортная пошлина на нефтепродукты также как и на нефть устанавливается Правительством РФ на базе нефтяных котировок на международных рынках. При этом пошлины на экспорт темных нефтепродуктов в течение длительного времени были значительно ниже, чем пошлины на экспорт светлых, а те, в свою очередь, ниже пошлин на экспорт нефти. Такая система расчета экспортных пошлин привела к сильным перекосам в нефтегазовой отрасли.
Нефтяные компании были заинтересованы в том, чтобы подвергнув нефть, предназначенную для экспорта, минимальной переработке, вывезти ее за границу в виде темных нефтепродуктов (мазута). Выгода очень велика – около $200 с каждой тонны.
Низкосортные нефтепродукты стоят дешевле сырой нефти, в дополнение приходится нести расходы на переработку, из-за чего экспортеры недополучают определенную часть выручки. Однако субсидия от государства в виде пониженной ставки таможенной пошлины существенно перекрывала эти потери. При этом нет смысла повышать глубину переработки, производить больше качественного бензина, ведь тогда эффективность экспорта снизится. В результате растет загрузка нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих продукцию, которая стоит дешевле исходного сырья.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, за 2011 г. Россия поставила за границу 244,5 млн. т нефти на сумму $181,8 млрд. и 132,1 млн. т нефтепродуктов на сумму $95,7 млрд. Нетрудно вычислить, что за 1 т нефти Россия получила $742, 7 за 1 т нефтепродуктов – всего $724. Нефтяным компаниям выгоден такой бизнес, но государственная казна при этом теряет.
Способ пополнить бюджет и установить правильный порядок, когда нефтяным компаниям будет выгоднее производить и продавать качественный продукт, очевиден – следует выровнять пошлины на различные виды нефтепродуктов и приблизить их к размеру пошлины на сырую нефть. Поскольку пошлина на экспорт нефтепродуктов будет ниже пошлины на нефть, сохранится стимул экспортировать готовое топливо вместо нефти, однако станет совершенно невыгодно производить мазут, стоящий дешевле сырья. В итоге был принят компромиссный вариант: пошлины на экспорт нефтепродуктов выровняются, но будут установлены на более низком уровне от пошлины на нефть.
С целью побуждения нефтяников к модернизации НПЗ в целях более глубокой переработки нефти в декабре 2010 г. Правительство РФ приняло решение о поэтапном выравнивании экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (уменьшении пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов и увеличении пошлин для темных нефтепродуктов).
С 1 октября 2011 г.введена новая система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66», направленная на стимулирование увеличения глубины переработки нефти.
Система «60-66» предусматривала снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% при изменении формулы ее расчета. В частности, учитывался коэффициент не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохранен повышенный уровень пошлины на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть (заградительная пошлина).
При этом предусматривалось, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.
Предложенный режим налогообложения был нацелен на улучшение прибыльности добывающего сегмента и стимулирование развития перерабатывающих активов в России за счет инвестиций в их модернизацию и сооружения более современных нефтеперерабатывающих мощностей.
Данная налоговая инициатива направлена также на рационализацию ряда небольших несовременных НПЗ, которые имеют уклон в сторону темных нефтепродуктов. Конечная цель – скорректировать дисбаланс, созданный в российской нефтяной отрасли предыдущим режимом налогообложения, в соответствии с которым облагавшаяся по высокой ставке нефтедобыча субсидировала производство и экспорт нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью (таблица 8).
Отсутствие ощутимых результатов перехода к системе «60-66-90» эксперты объясняют тем, что ее параметры просчитывались для цены на нефть ниже 90 долл./барр., но по мере последующего роста цен ценовые дифференциалы между нефтью и продуктовой корзиной увеличивались, что по-прежнему делало выгодной переработку нефти по простой схеме.
Согласно Закону РФ №263-ФЗ от 30 сентября 2013 года («малый налоговый маневр»), с 1 января 2014 года были изменены ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и базовые ставки НДПИ на сырую нефть. Принятые изменения снижали предельную ставку экспортной пошлины на сырую нефть (уменьшение коэффициента в формуле расчета) с уровня 60% до 59% в 2014 году с последующим поэтапным сокращением. Кроме того, изменения предусматривали понижение уровня вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (за исключением бензина), с уровня 66% до 65% от вывозной пошлины на нефть в течение 2014 года, до 63% в течение 2015 года и до 61% с начала 2016 года, а также с 1 января 2015 года повышение пошлины на темные нефтепродукты до уровня пошлины на сырую нефть (система «55-61-90-100»). Базовые ставки НДПИ поэтапно повышались.
Не дожидаясь оценки последствий «малого налогового маневра, был реализован так называемый «большой налоговый маневр», переход к которому осуществлен с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом № 366-ФЗ от 24.11.2014 г., предусматривающий поэтапное (в 2015-2017 гг.) сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат. При этом предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года).
Эксперты называют две основные причины «большого налогового маневра»:
- отсрочка введения 100% экспортной пошлины на темные нефтепродукты с целью сохранения рентабельности простой переработки на 2015 год из-за проблем, связанных с реализацией программ модернизации НПЗ;
- сокращение выпадающих доходов бюджета при поставках нефти из России в Беларусь и Казахстан в рамках создания Единого экономического пространства между этими странами.
В таблице 6.4 приведена хронология налоговых реформ в нефтегазовом секторе.
Таблица 6.4 – Хронология налоговых реформ в нефтегазовом секторе
Период | Характеристика |
1995-1996 гг. | Отказ от пошлин, повышение ставок акцизов на нефть |
1999 г. | Вновь введены таможенные пошлины. Пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на нефть. Пошлины на светлые нефтепродукты значительно (80-120%) ниже пошлин на темные нефтепродукты (50%) |
2003-2004 гг. | Единая ставка на все нефтепродукты (90% от вывозной пошлины на нефть). |
2005-2011 гг. | Дифференциация ставок на нефтепродукты: около 40% от пошлины на нефть для темных нефтепродуктов и около 72% — для светлых. |
Ноябрь 2011 г. 90-60-90-100 | Нефть: снижение коэффициента с 65 до 60%. Пошлины на светлые и темные 66%. Пошлины на бензин 90%. С 2015 введение 100% пошлины на мазут |
2014 г. «Малый налоговый маневр» | Нефть: снижение коэффициента с 60 до 59%. Поэтапное (в теч. 3-х лет) понижение ставок пошлины на светлые с 66% до 61% (кроме бензина). С 2015 введение 100% пошлины на мазут. Повышение ставок НДПИ. |
2015 г. «Большой налоговый маневр» | Нефть: поэтапное (в теч. 3-х лет) снижение коэффициента с 59% до 30%. Поэтапное (в теч. 3-х лет) понижение ставок пошлины на светлые (вкл. бензин) до 30 % (кроме нафты). Отсрочка введения 100% пошлины на мазут. Резкое повышение ставок НДПИ. |
Давая оценку последствий выравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты, нельзя не принять во внимание, как указанное изменение в системе налогообложения повлияет на структуру цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
Дело в том, что в настоящее время нефтяники формируют внутренние цены, базируясь на равнодоходности с экспортными поставками. При этом нефтяники ориентируются на экспортную альтернативу.
Экспортная альтернатива (netback, нетбэк) – равнодоходная цена, исчисляемая как цена мирового рынка минус экспортная пошлина и минус стоимость транспортировки от НПЗ до получателя.
Пример 1.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 351.