Понятие цены. Структура цены и виды цен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цена – это денежное выражение стоимости товара (продукции, изделий, работ, услуг), т.е. то количество денег, которое покупатель платит за товар.

Тарифы (расценки) – это цены, по которым производится оплата услуг, например, плата за электроэнергию, газ, воду, услуги по транспортировке нефти и газа и т. д.

В цену продукции входят определенные экономические элементы, состав которых на различных стадиях ценообразования приведен на рисунке 7.1.

 

Элементы цены

  Себестои­мость производ­ства и реализации товаров, работ (услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги Посредническая оптовая наценка  (издержки, прибыль и НДС посредника) Торговая надбавка  (издержки, прибыль и НДС торговли)

Оптовая цена

Предприятия

 

Оптовая отпускная

Цена промышленности

   

Оптовая цена закупки

 

Розничная цена

 

 

Рисунок 7.1 – Виды цен

 

Таким образом, основу цены составляет ее себестоимость, которая характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции.

Вторым обязательным элементом цены является прибыль, которая должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, единовременные пособия на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.

Фактическая реализация товаров по ценам предприятия (цена производителя, заводская цена) возможна лишь в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

Налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог) отражаются неоднозначно в составе цены. Они могут включаться в себестоимость продукции, уменьшать прибыль предприятия (налог на прибыль) или могут представлять собой прямую надбавку к цене (НДС, акцизы).

Элементами цены являются также посредническая оптовая наценка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть рознич­ной торговли.

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечива­ют им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

Оптовые и розничные наценки могут устанавливаться свободно самими участниками опто­вого звена, а могут регулироваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов Российской Федерации.

В нефтяной и газовой промышленности оптовые цены предприятий используются для расчета между структурными подразделениями ВИНК (например, между производителем и сбытовой организацией, входящими в состав ВИНК). Механизм установления этих цен основывается на трансфертном ценообразовании.

Трансфертные цены, или внутрифирменные расчетные цены между отдельными подразделениями, представляют собой действующие в рамках компании (объединения, холдинга) стоимостные оценки продукции и услуг, передаваемых одним подразделением другому. Трансфертная цена устанавливается для подразделений одной компании. Как правило, она устанавливается ниже рыночной. Трансфертные цены служат инструментом оценки эффективности работы отдельных подразделений компании, а также важным инструментом принятия решений на уровне компании в целом.

Оптовые отпускные цены промышленности используют ВИНК для реализации продукции оптовому потребителю на внешнем рынке.

Розничные цены устанавливаются при реализации продукции конечному потребителю (на сырую нефть розничных цен нет).

Все вышеназванные цены относятся к классу национальных. Они должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а так же обеспечивать прибыль наци­ональным производителям.

Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществля­ется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от оп­ределения национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогич­ную или близкую по технико-экономическим показателям продук­цию.

Экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (ус­луги) на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен можно представить следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира; приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страховки, хранения и др.); перевод в национальную валюту.

Импортные цены – это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортируемого това­ра с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, рас­ходов на реализацию данного товара внутри страны.

 

Франкирование цен

Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене
осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных
расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен.
Под термином «франко» подразумевается пункт назначения, до которого продавец оплачивает все расходы по транспортировке, страхованию, сохранности груза, его погрузке и разгрузке (склад, порт, граница, борт судна и т.д.).

Система цен «франко» включает в себя:

- франко-склад поставщика,     

- франко-станция отправления,     

- франко-вагон станции отправления,

- франко-станция назначения,       

- франко-станция потребителя.

В мировой практике принято 11 базисных условий поставки то­вара, что соответствует российским понятиям франко.

Базисных условий поставки - весь комплекс основных положений внешнеторговогоконтракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него.

Четкое разграничение базисных условий контракта, однозначное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой.

В целях унификации толкования базисных условий поставки Международная торговая палата первоначально в 1936 г. разработала Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС – International Commercial Terms – INCOTERMS).

Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя – обновленная и уточненная, – в 2010 г.

Базисные условия поставки определяют 4 основных момента:

- распределение между продавцом и покупателем транспортных
расходов, т. е. какие расходы и до какого географического пункта несет продавец (экспортер), а какие – покупатель (импортер);

- момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения,
утраты или гибели груза;

- распределение обязанностей по таможенной очистке и уплате таможенных пошлин;

- распределение обязанностей по страхованию товара.

Условия называются «базисными», так как являются основой при определении внешнеторговой цены.

Рассмотрим основное содержание ИНКОТЕРМС (см. таблицу 7.1). В указанной таблице термины расположены последовательно друг за другом по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке товаров.






Группа Е. Отправление

ФРАНКО-ЗАВОД (... название места)  EXW – означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.).

При этом товар должен быть подготовлен продавцом для от­правки в транспортабельном состоянии (полностью готов к от­грузке).

Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 249.