Факторы, влияющие на прибыль, можно представить в виде двух блоков: внутренних – зависящих о деятельности предприятия и внешних – не зависящих от деятельности предприятия.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.
Производственные факторы, влияющие на прибыль, связаны с наличием и использованием средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, а с другой, – величину и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Внепроизводственные факторы связаны с организацией снабжения, организацией сбыта продукции, финансовой и экономической деятельности, социальными условиями труда и т. д.
К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения, государственное регулирование цен и тарифов, процентных ставок, валютных курсов и т. д.
При определении резервов увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли.
Увеличение прибыли предприятия трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа может быть достигнуто за счет увеличения объема транспортной работы; снижения себестоимости транспортировки углеводородного сырья (продуктов его переработки) за счет более рационального использования материальных, топливно-энергетических ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; повышения надежности работы оборудования и линейной части магистральных нефте- (газо-)проводов.
Показатели рентабельности
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные величины – показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
На практике чаще всего рассчитывают следующие показатели рентабельности:
- Рентабельность активов (совокупного капитала) (RTA) характеризует эффективность использования всех активов независимо от источников их финансирования. Определяется как отношение суммы прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме совокупных активов предприятия за отчетный период:
. (5.1)
Вычесть
Вычесть
Вычесть
Вычесть
Рисунок 5.2 – Модель распределения прибыли акционерного общества
Данный показатель характеризует, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы, для всех заинтересованных сторон (государства, собственников и кредиторов). Он является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей эффективности деятельности предприятия.
- Рентабельность собственного капитала (ROE) предприятия представляет собой отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала:
. (5.2)
Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками (акционерами), и сравнить данный показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие виды деятельности. В зарубежных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.
- Рентабельность продаж (оборота) (RОБ) представляет собой прибыль от реализации, деленную на выручку от реализации продукции (объем продаж):
. (5.3)
Данный показатель характеризует эффективность управления затратами и ценовой политики предприятия: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
- Рентабельность продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции и характеризует эффективность производственного процесса.
- Рентабельность производства измеряется как отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных средств и нормируемых оборотных средств.
- Рентабельность инвестиций – это отношение прибыли до налогообложения к общей сумме инвестиций.
Контрольные вопросы
1 В чем разница между доходом и прибылью предприятия?
2 Каковы основные виды прибыли и методика их расчета?
3 Каков порядок формирования, распределения и использования прибыли?
4 Перечислите факторы, влияющие на величину прибыли.
5 Какова роль прибыли в воспроизводственном процессе предприятия?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.