Факторы, влияющие на величину прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факторы, влияющие на прибыль, можно представить в виде двух блоков: внутренних – зависящих о деятельности предприятия и внешних – не зависящих от деятельности предприятия.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы, влияющие на прибыль, связаны с наличием и использованием средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, а с другой, – величину и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Внепроизводственные факторы связаны с организацией снабжения, организацией сбыта продукции, финансовой и экономической деятельности, социальными условиями труда и т. д.

К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения, государственное регулирование цен и тарифов, процентных ставок, валютных курсов и т. д.

При определении резервов увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли.

Увеличение прибыли предприятия трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа может быть достигнуто за счет увеличения объема транспортной работы; снижения себестоимости транспортировки углеводородного сырья (продуктов его переработки) за счет более рационального использования материальных, топливно-энергетических ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; повышения надежности работы оборудования и линейной части магистральных нефте- (газо-)проводов.

Показатели рентабельности

 

Для оценки уровня эффективности функционирования предпри­ятия чаще всего используют относительные величины – показа­тели рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность это степень доходности, выгодности, при­быльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестицион­ной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, по­тому что их величина отражает соотношение эффекта с вложен­ным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как ин­струмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

На практике чаще всего рассчитывают следующие показатели рентабельности:

- Рентабельность активов (совокупного капитала) (RTA) характеризует эффективность использования всех активов независимо от источников их финансирования. Определяется как отношение суммы прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме совокупных активов предприятия за отчетный период:

 

.                               (5.1)


                                                   Вычесть

 

 


                                                                        Вычесть

 

 


                                               

 

                                                                      Вычесть

 

                                                                    Вычесть

 

 

Рисунок 5.2 – Модель распределения прибыли акционерного общества

 

Данный показатель характеризует, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы, для всех заинтересованных сторон (государства, собственников и кредиторов). Он является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей эффективности деятельности предприятия.

- Рентабельность собственного капитала (ROE) предприятия представляет собой отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала:

 

 .                                (5.2)

 

Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками (акционерами), и сравнить данный показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие виды деятельности. В зарубежных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

- Рентабельность продаж (оборота) (RОБ) представляет собой прибыль от реализации, деленную на выручку от реализации продукции (объем продаж):

 

 .                 (5.3)

 

Данный показатель характеризует эффективность управления затратами и ценовой политики предприятия: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

- Рентабельность продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции и характеризует эффективность производственного процесса.

- Рентабельность производства измеряется как отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных средств и нормируемых оборотных средств.

- Рентабельность инвестиций – это отношение прибыли до налогообложения к общей сумме инвестиций.

Контрольные вопросы

1 В чем разница между доходом и прибылью предприятия?

2 Каковы основные виды прибыли и методика их расчета?

3 Каков порядок формирования, распределения и использования прибыли?

4 Перечислите факторы, влияющие на величину прибыли.

5 Какова роль прибыли в воспроизводственном процессе предприятия?




Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.