6.1 Налоговая система России. Основные понятия и определения
Налоги, как определяет НК РФ (ст. 8), – это обязательные, индивидуальные безвозмездные взносы, взимаемые с налогоплательщиков (юридических и физических лиц) в определенных законом размерах и в установленные сроки, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или оперативного ведения денежных средств в бюджеты соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды
В современных условиях налоги выполняют следующие функции: фискальную стимулирующую и распределительную.
Фискальная функция налогов заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения).
Стимулирующая функция заключается в предоставлении государством льгот, направленных на стимулирование, например, технического прогресса, увеличение числа рабочих мест, инвестиций и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение и реконструкцию предприятия с целью, например, расширения производства социально значимых товаров, освобождается от налогообложения.
Распределительная (перераспределительная) функция заключается в концентрировании налогов в государственном бюджете с последующим их перераспределением на решение ряда социальных проблем, а также на финансирование федеральных целевых комплексных программ.
Распределительная функция налоговой системы в ряде стран, таких, например, как Германия, Швеция и Норвегия, носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается различными путями, в том числе путем установления прогрессивных ставок налогообложения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Налоговая система – совокупность установленных законодательством налогов и обязательных платежей (пошлин, сборов), взимаемых исполнительными органами государства, а также формы, принципы и методы их исчисления, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Объект налога – предмет, подлежащий обложению. Это может быть:
- доход;
- стоимость отдельных товаров;
- отдельные виды операций;
- пользование ценными ресурсами;
- движимое и недвижимое имущество юридических и физических лиц.
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству.
Субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Примером переложения налога является косвенный налог, когда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара (НДС).
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога: может устанавливаться в абсолютных суммах либо в процентах.
Налоговая база (основа налога) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Так, если объектом является прибыль, то налоговая база – это ее величина в стоимостном исчислении.
Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджет (например, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год)
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством:
- введение налогооблагаемого минимума
- установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных категорий плательщиков
- понижение ставок налога
- предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога)
- освобождение от отдельных видов налогов и др.
Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени.
Она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.
В Российской Федерации систему налогов характеризуют как совокупность
- федеральных
- региональных
- местных налогов (ст. 12 НК РФ).
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
Их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)
- акцизы (гл. 22)
- налог на доходы физических лиц (гл. 23)
- налог на прибыль организаций (гл. 25)
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1)
- водный налог (гл. 25.2)
- налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26)
- государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории этих субъектов.
Региональные налоги и сборы включают:
- транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
- налог на игорный бизнес (гл. 29)
- налог на имущество организаций (гл. 30).
Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги включают:
- налог на имущество физических лиц (гл. 23 НК РФ)
- земельный налог (гл. 31).
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между конкретным налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг.
Они включаются в цену товара и оплачиваются потребителем (например, НДС, акцизы и таможенные пошлины).
Таким образом, налоговое бремя переносится на конечного потребителя.
При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим налогоплательщиком – потребителем этого товара (работы или услуги) (носителем налога).
Для государства косвенные налоги привлекательны потому, что поступление их в казну прямо не привязано к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги. Их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений (Дания – 59,9% в общем объеме налоговых поступлений, Австралия – 55,6%, Финляндия – 41,5%, США – 42,2%).
В зависимости от особенностей учета различают:
- налоги, относимые на издержки производства (страховые взносы в ВБФ, НДПИ, земельный налог и др.)
- включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы)
- относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли - налог на имущество)
- на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (налог на прибыль, платежи за загрязнение окружающей среды в части превышения лимита и др.)
Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности. Такая линия действий правительства именуется налоговой политикой.
При выработке налоговой политики правительству приходится решать противоречивую проблему. Проводя политику изъятия как можно большей суммы налогов, правительство усиливает фискальную функцию налогов и способствует росту доходов государства, расходуемых на общественные нужды. Но при этом ослабляется стимулирующая функция налогов, которая призвана способствовать экономическому росту предприятия, а значит и государства в целом.
Существует теоретически оптимальное значение доли производимого национального продукта, которую целесообразно изымать в виде налогов. Экономистами установлено, что максимуму поступлений в бюджет соответствует общая доля налогов, равная примерно 35% дохода. Некоторые страны руководствуются этой цифрой. В России в 90-х гг. XX в. острый бюджетный дефицит побудил придерживаться высокой доли налогового изъятия, равной 50-55%. Однако реальный уровень налоговых поступлений был значительно ниже ввиду массового сокрытия доходов и избыточных льгот.
Рассмотрим основные положения налоговой политики России в нефтегазовом комплексе и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при налогообложении.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.