Симона Чамберс. Джеф Кобстейн
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
гражданское общество как что-то отличное от государства (либеральный дискурс) условия: - свобода ассоциаций (гражданское общество - совокупность ассоциаций, куда вступают свободно свободные люди) - плюрализм (цели людей различны → в гражданском обществе человек может реализовывать свои частные интересы) - нет жесткой границы с государством (очертить гражданское общество может только государство посредством права)   - подход укоренен в работах Локка: правительство вторично по отношению к гражданскому обществу - мы объединяемся в гражданское общество, а побочный продукт - образование государства - политика принадлежит граждаснкому обществу   недостаток: - очень историчный подход (такое гражданское общество возможно лишь в странах Западной Европы и Северной Америки)
гражданское общество против государства - гражданское общество всегда противостоит государству (они стремятся уничтожить друг друга) Гавел: - там, где есть система, нет жизни - жизнь должна обороняться, защищать себя - давайте говорить честно друг с другом на местах! - только посредством кооперации мы придём к гражданскому обществу - это множество должно обнаружить ложность системы - бескровная смена власти Михник: - государство для Польши - внешний угнетатель - но мы выжили! - наш польский дух должен восстать против государства! недостаток: - тоже исторически укоренён в специфике коммунистических режимов второй половины 20 века
гражданское общество как поддержка государства Бенджамин Барбер: - американец зажат между правительством (плодит бюрократию) и рынком (плодит неравенство) - но государство - это не правительство! - государство - это мы с вами! - мы и должны организоваться в гражданское общество, чтобы сдерживать и правительство, и рынок  - государство должно поддерживаться гражданским обществом - гражданское общество должно решать социальные проблемы - благотворительность проблема: - в Руанде было лучшее гражданское общество в Африке; проблема в том, что такое гражданское общество способствует мобилизации против какой-то группы людей, это влечет за собой кровавые последствия
гражданское общество в диалоге с государством Хабермас. Коэн. Арато. - понятие коммуникативного разума - рационализация разных сфер жизни посредством коммуникации - политическая система страдает от однобокости, если в ней нет коммуникации - коммуникативный разум поможет нам в принятии взвешенного решения - должно быть широкое обсуждение в публичной сфере! плюсы: - публичное обсуждение приводит к рациональному решению проблемы - решения будут более легитимными - это будет полезно для гражданского общества - люди будут смотреть с позиций иных групп недостатки: - политическая система тяготеет к закрытости - проблема закрытых граждан
гражданское общество, преодолевающее государство - прозрачность границ национальных государств - оптимизм конца истории - глобальное гражданское общество - глобальные проблемы не могут решаться государствами - ассоциации гражданского общества склонны к объединению и универсализации  проблема: - если мы мыслим гражданское общество как что-то противопоставленное государству, что мы будем делать, когда оно отойдёт на второй план?
гражданское общество вместо государства - дискуссии в теории бюрократии (НПМ) - почему бы не отдать государственные функции структуре бизнеса? - «управляемость» - люди могут самоорганизовываться на низовом уровне - деволюция государственных функций

 

________________________________________________________________________________

 

Citizenship (гражданин, от слова «город») and civil society

Аристотель - вводит понятие политического сообщества - греки от природы существа политические, они живут в политическом сообществе - koinonia - сообщество граждан полиса, которые обладают правами (помимо них есть метеки, дети, чужестранцы, рабы - они не входят в это сообщество)
Римская Античность koinonia → societas civilis - идея космополиса - разум всеобъемлющ и универсален - римское право - право тех, кто живёт в империи (варвары не имеют доступа к римскому праву) - status libertatis - субъекты римского права, свободные люди - status civitatis - римские граждане (привилегированная группа, поднимается над status libertatis) - все свободны, но это разные качества
Средневековье (Августин, Фома) - в переводе текстов остаётся только societas civilis - не чувствуется различия между status libertatis и status civitatis - утрачивается status civitatis - религиозное объединение группы людей - деполитизированное сообщество, объединенное общением 
Средневековая Германия 11-15 век status civitatis → бюргер (горожанин) - понятие бюргера (житель пространства вокруг замка, житель города) - бюргер - реанимация римского разделения - магдебургское право: status civitatis как что-то отличное от status libertatis - не давало городам значимой политической субъектности → давало права - античное представление: гражданин - тот, кто обладает специфическими правами - то есть теперь бюргеры обладают специфическими правами по отношению ко всей остальной группе населения - бюргеры не борются за политические права, они быстро богатеют → начинают ассоциироваться с упадочным сословием - понятие бюргера противопоставлялось аристократу - бюргер - буржуа (на французском)
Руссо бюргер →  citoyen - человек (citoyen) - гражданин - бюргер противопоставлен citoyen -у - бюргер исходит из частных интересов - citoyen исходит из интересов всеобщего - бюргерство - сословное, имеющее отношение к старому порядку - citoyen - универсалистские коннотации - «Декларация прав человека и гражданина» - уравнивается человеческое и гражданское - все люди от природы обладают правами (человеческими и гражданскими) - ни у одного человека не могут быть отняты его права - citoyen (горожанин) - носитель универсальных прав - гражданское общество - общество citoyen , общество горожан, общество носителей прав - человек = гражданин - сообщество граждан = гражданское общество
Гегель - буржуа - носитель партикулярных ценностей - гражданское общество - буржуазное общество, общество горожан, носителей определенных прав - да, это некая манифестация человеческой свободы, но это ограниченная манифестация - именно в государстве (на следующем шаге) свобода раскроется в полной мере - уже сделали французы, ещё не сделали немцы - реанимируется разрыв между человеческим и буржуазным - между человеческим и гражданским - человек ≠ гражданин - человеческое раскрывает себя по мере раскрытия человеческой свободы - буржуазия - носитель человечности на определенном историческом витке - но на следующем витке человеческое раскроется на уровне всеобщности: именно в государстве объективный дух найдёт своё завершение - государство - раскрытие универсальных прав (которые содержались в понятии citoyen) - только возвысившись над сословными интересами конкретных групп, государство конституирует себя как всеобщность - разрыв между гражданским и государственным - историчен (лишь на определенном историческом этапе)
Маркс - политическое и гражданское противоречат друг другу - в гражданском обществе (в обществе бюргеров, буржуазии) раскрывается лишь особливость человеческого духа, раскрывается жизнь в своей непосредственности - в политическом союзе раскрывается жизнь в её всеобщности - конфликт между гражданским обществом и государством (политическим сообществом) - непреодолимый конфликт - политическое (государственное) и гражданственное не могут совпадать, они всегда в конфликте - не только определенная эпоха, но и определенный класс - человеческое раскрывается в пролетарии (в буржуазии - нечто безжизненное) - гражданское общество против консервативных сил (мелкие ремесленники) и против пролетариата (борются от имени человеческого, универсального) - с уничтожением буржуазии человеческие раскроется в своей полноте 
Агамбен - понятие гражданина (как члена политического сообщества) не может быть приватизировано до конца (буржуазия - двигатель истории → буржуазия балласт → пролетариат уже несет с собой политическое действие) - человеческое не может быть закреплено в человеческих правах, не может быть приватизировано разумом - оно обеспечивается в человеческой борьбе - человеческое открывается на пределе

________________________________________________________________________________

 

Общество

Аристотель - koinonia - политическое сообщество полноправных граждан - koinonia - сообщество людей, состоящее из других сообществ - они объединены дружбой - дружба умирает, когда нет общения - граждане должны общаться! - извращенные формы правления - не дружба   дружба: - из взаимного удовольствия - из полезности - из добродетели дружбы (подлинная дружба)   - разные дружеские отношения обладают специфическим правом: право подстраивается под дружеские отношения - чем более интенсивная дружба, тем более серьёзное право
Римская Античность (Цицерон) - koinonia переводится двумя способами: societas (социум) и communitas (коммуна) - они синонимы - пространство империи лишает нас возможности почувствовать, что есть что-то, кроме отношений, определяемых правом (потому что у нас космополис)
Фома - не политическое животное, а общественное - koinonia - дружба - конфликт между тираном и обществом - что делать с тираном? специфическим дружеским отношениям - специфическое право - если тиран нарушает отношения с поданными, они могут его свергнуть
Гоббс - дружба - неестественные отношения - война всех против всех - республика = государство - общество = государство - заключая общественный договор, мы образуем общество и государство - вне государства нет общества и социальных отношений - подчинение первично
Руссо - всё было хорошо до общества - общество - отчуждение человека от него самого - общество довлеет над человеком, репрессируя его - равенство первично
Кант - оппозиция равенства и господства исчезает перед понятием разума - равенство может быть только между свободными людьми - свобода производна от практического разумения - общество = государство - и государство, и общество определяются только через разум - только в государстве может быть реализована свобода
Новалис (и смежные мысли) - разум вроде как есть, а государства нет и общества нет (Германия) - но что-то же есть! - оппозиция между общностью и обществом  - политический союз - общество - иерократический союз - общность - в Германии - общность (единство культуры, языка, религии, практик) - общность - естественное состояние человека - общество - продукт господства, ограничивающий человека
Гегель - общество не образует никакой гармонии, хоть оно и выводится из разума - общество всегда содержит в себе внутреннее противоречие - общество нуждается в государстве как в царстве свободы
Маркс - коммунизм - снятие противоречия между обществом и общностью - снятие противоречия между  societas и communitas - необходимо разрушить общество (societas) и выйти на следующий уровень   на этом этапе начинается позитивная наука об обществе
Дюркгейм (за общество) - социология начинается с проведения границы между обществом современным и обществом архаичным - ключевое отличие современного общества: индустриальная экономика + принцип разделения труда - вместе с изменением характера производства меняется и характер солидарности - архаичные общества: механическая солидарность (когда люди живут в естественной общности - коммунизм; жесткие табу и социальные конвенции, авторитеты, нет отличного от конкретных людей права) - современные общества: органическая солидарность (люди разные, они занимаются разными вещами; подобно человеческому организму, органы в котором выполняют разные функции)
Теннис (за общность) воля: - сущностная (на ней строится общность, в которой люди обогащают друг друга, питают доверие) - избирательная (на ней строится общество, для которого характерно недоверие и атомизация) 
Парсонс - общество - такая система, которая является наиболее всеобъемлющей из всех систем - общество - самая самодостатчная система
Луман - общество - система коммуникации - нужно его понимать из себя же, без привязки к акторам - общество - наиболее всеохватная система, включающая в себя все остальные системы (это писал и Аристотель)

________________________________________________________________________________

 

Революция

Козеллек

два аспекта понятия революция:

- коренной перелом в жизни общества (выход на новый уровень)

- использование насилия для перехода на этот уровень

 

В современности появляется революция как коренной перелом, после которой время прерывается.

 

Гегель - революция встроена в общий проект философии истории - история - последовательное приращение свободы - современность - стадия познания абсолютным духом самого себя, в которую он входит в непрестанное противоречие (отсюда у Хабермаса его модерн - незавершённый проект) - революция не может кончиться: она идет, как и реформация, и просвещение - нет практических выводов
Маркс - история (человечества) начнётся тогда, когда произойдёт революция - сегодня - история классов - философы должны менять мир - они могут и должны предсказывать революцию, чтобы способствовать её наступлению - противоречия достигли предела: отчуждение человека у него самого (пролетариат должен совершить переход на новый уровень!)

 

Линии напряжения:

границы революции Гегель, Бадью: революция идёт до тех пор, пока люди, вовлеченные в неё, осознают её; пока сохраняется временной режим, определяемый этим событием
насилие и революция Арендт революцию отличают: - пафос новизны - использование насилия - идея свободы   социальный вопрос: из-за него ВФР обречена на провал, а Американская революция - отличная   - частное - условие политики - политика устанавливает себя за счет насилия
что мы можем знать о революции за её пределами? - Маркс: можно предсказать - Арендт: можем предвосхитить (но важнее вопрос о том, что революцию нужно уберечь) Хайдеггер: - именно в событии обретает себя подлинно человеческое - событие - распад социальности, единство с миром - революция как событие: истина открывается только в событии (но надо быть верными открывшейся нам истине) - революция сегодня везде, только не в политике (это симптом кризиса!) - событие открывает нам альтернативы - когда оно пройдет, будут установлены новые структуры господства и социальные отношения - если мы будем верны ответам на экзистенциальные вопросы, данным в ходе события, революция сохранится

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.