Подхода к пониманию политики:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Политика? Государство? Республика?

 

Платон Философы должны управлять полисом, потому что они созерцают идеи, скрывающиеся за совокупностью вещей. Управляющему нужно понимать людей, изучать их. Политика и философия неразрывны (но после смерти Сократа выносит академию за пределы полиса). Политика - специфический образ мысли, когда я могу разделить благое и не благое. 
Аристотель Практические науки - политика, экономика, этика (противовес теоретическим). Политика - наука, некий стиль мышления, образ жизни. Политика обладает автономией перед этикой и экономикой. Люди обладают логосом, поэтому они способны к политике. Полис - совокупность граждан, совокупность носителей логоса. За пределами полиса разума нет. В частном пространстве политики нет (там женщины, рабы и дети).   Власть: - деспотическая (над рабом - не ради их блага) - царская (над детьми - не политическая, но ради их блага) - политическая (над женой - потому что с женой мы равны)
Рим Стоицизм Идея космополиса, империя не имеет границ. Требуется появление права. Неправильно сопротивляться - необходимо слиться со вселенским порядком. Марк Аврелий - император стоик: чему быть, того не миновать. Понятие «политики» у римлян не в ходу.
Цицерон Республика - дело народное, общее дело. Граждане, объединенные понятием справедливости и согласием в вопросах права. Понятие политики не в фокусе его внимания, в фокусе влияния - республика. Фокус переходит с борьбы за власть (борьбы за ресурсы, о чем говорит Лассуэлл) на частное право, на общественную жизнь. 
Фома Аквинский Человек - животное общественное (а не политическое).
Никколо Макиавелли  «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»: политика - о вопросах права. Римское понимание политики как республики. Идея блага, которое воплощено в праве. А в «Государе» ни разу не встречается слово «политика», но его понимают не так, политика приобретает негативные коннотации. От Макиавелли идёт линия понимания политического, как того, что связано с государством. Критики говорили, что Макиавелли называл политикой тиранию. Языковые проблемы: «Il Principe» (анг. принц). Происходит от латинского «принципат» (то есть управлять чем-то). Принципат и state - разные смыслы. State - публичный статус территории. Лоренцо Медичи устанавливает le stato (то, что с точки зрения античности является тиранией, неполитическое правление - правление не ради общего блага). Что тогда в этом политического?
Томас Гоббс Гоббс все ещё продолжает линию «деспотического государства» у Макиавелли. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». На английском вместо слова «государство» звучит - Commonwealth, а не state. Commonwealth - английская версия понятия республика. Для него эти понятия взаимозаменяемы: commonwealth или state. Он философски фундировал то, о чём пишет Макиавелли: он позволяет себе говорить о правлении Лоренцо Медичи (о тирании) как о республике. После статьи Филмера Гоббс меняет заголовок: теперь там монархия.   Политика → Республика → Монархия   Гоббс уравнивает понятие республики (commonwealth) со state (государство), а затем откидывает республику. Остаются монархия и государство, где теперь живёт политика.
Гегель Государство - воплощение объективного духа. Если политика (вселенский логос) живёт в государстве, то всем оно нужно.
Вебер Политическое - то, что связано с государством.
Проблемы современности Действительность меняется. Во время своего появления национальное государство было торжеством политического. Но сегодня это, скорее, уже не так: ведь мы видим его упадок.

 

 

По-пацански:

в античности была политика → в римское время говорили о республике → Макиавелли способствует тому, что политика = государство → Гоббс разошёлся и получилось, что политика = государство = монархия (было = и республике, но пришлось её откинуть) → Гегель фетишизирует государство (оно воплощение объективного духа) → Вебер фиксирует: политическое - то, что связано с государством

 

________________________________________________________________________________

 

Карл Шмитт:

- государство - статус политически организованного народа (само по себе государство не является политическим)

- сферы культуры:

• политическое (друг / враг)

• экономическое (выгодно / невыгодно)

• эстетическое

• моральное (добро / зло)

- каждая сфера имеет свой критерий, они автономны друг от друга

- политическое имеет место там, где есть экзистенциальное публичное противостояние друга и врага

- политическое - всегда коллективное переживание

- вражда - не война, а отношения людей, обусловленные вероятностью войны

- специфика политического: отсутсвие предметной области; политическое - степень интенсивности противостояния

Почему публичная экзистенциальная вражда?

- все политические понятия носят полемический характер → они обретают свой смысл в ходе политической борьбы → политическое знание открывается только с некоторой перспективы → только включившись во вражду, можно занять политическую позицию

- политические понятия:

• первичные: политика, госудасртво, друг, враг

• вторичные политическое понятия - симптом кризиса (их быть не должно!)

- ошибка Гоббса: как считает Шмитт, нельзя давать человеку на поле брани право бежать и спасать свою жизнь (потому что мы не можем ограничивать суверена в праве отнимать у нас жизнь, потому что мы сами заключали общественный договор и даровали все права и свободы суверену)

- государство первично

- политика для Шмитта - только внешняя политика (внутри государства политики быть не должно)

- в современности возможность войны исчезает, но политика все равно исчезнуть не может

- вместе с политическим из мира исчезла бы и свобода

- политическое присутствует, но оно подавлено

________________________________________________________________________________

 

Ханна Арендт:

- политическое - там, где мы наблюдаем публичную коммуникацию, публичное использование разума

- жизнь:

• деятельная: труд, создание, политика

• созерцательная

- покинуть частное пространство и выставить себя на суд может только мужественный

- политика противоположна насилию (насилие неразумно, это элемент животного мира)

- экзистенциальное разделение на публичное и частное

- христианское мировоззрение девальвировало деятельную жизнь

- в Новое время происходит взаимопроникновение публичного и частного, это рождает два гибрида: социальное и интимное

- политическое значение открывается только тогда, когда мы занимаем политическую позицию и отстаиваем её в политическом пространстве

- политическая сфера автономна от других

- государства выносят социальные вопросы на повестку, так делать нельзя! это делает государство антиполитическим образованием

- только там, где рушатся социальные порядки, политика являет себя (революция)

- недостаток подхода: Арендт игнорирует насильственное основание политики; не говорит о рабстве

 

Джорджио Агамбен:

- предельная форма современного государства - концлагерь

- государство тяготеет к контролю за всеми сферами жизни людей

 

Политика и Мораль:

- Кант: политика должна встать на колени перед моралью

- Аристотель: мораль обретает содержание только в политике

________________________________________________________________________________

 

Справедливость

- в либеральной теории (господствует во второй половине 20 века) на первый план выходит понятие справедливости

- подходы к пониманию справедливости:

• утилитаризм (проблема вагонетки: смерть одного лучше смерти пятерых)

• интуитивизм (проблема вагонетки: решения нет, поступать интуитивно)

Джон Ролз

- деонтологический либерализм

- права первичны перед благами (следование кантовскому триединству: мораль + разум + свобода)

- вуаль неведения (концепция общественного договора)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.