- традиционное (несовременное общество)
- рационально-легальное:
• основа - бюрократия
• деперсонификация
• эффективное управление экономикой
• устойчивость в отношении господства
• недостаток: торжество формальности над сутью дела
- харизматическое:
• основа - качества лидера
• плохо справляется с экономикой
• плохо справляется с проблемой передачи власти
Способов рутинизации харизмы:
- выборы нового харизматика посредством оракула / божественного откровения
- передача харизмы по определённым личностным качествам человека
- назначение прошлым харизматиком своего преемника
- преемника назначает штаб
- передача харизмы по крови
- магическая передача харизмы (ритуал)
Линц
Почему сильный президент - плохо?
- двойной источник легитимности (грызня между парламентом и президентом)
- система «победитель получает всё» (выборы; после избрания импичмент тяжёл…)
- большая конфликтность в обществе (выбирающие другого президента оказываются не у дел)
Юрген Хабермас
- нужно добавить коммуникативное действие
- коммуникативная власть: власть там, где множество свободных людей достигает консенсуса, создаёт поле, где возможно рациональное действие на основе взаимопонимания
- нам не нужен фюрер, нам нужно обсуждение
- философия интерсубъективности
Мишель Фуко
Три периода творчества:
- археология (откуда проистекают системы мышления → появление понятия ненормальности в Новое время → появление дисциплинарных институций: школы, тюрьмы, психиатрической лечебницы)
- генеалогия (проблематика власти: мысль формируется в практических обстоятельствах → нужно смотреть на изменение властных практик, фокусировать внимание на институтах)
- практики заботы о себе
- власть - паутина
- она пытается казаться пышной, торжественной, но так мы её не поймём
- надо идти к душевнобольным, к школьникам и к заключённым (там власть проявляется в чистом виде)
- нам кажется, что власти становится меньше: нет, она заставляет нас думать определённым образом, а не вести себя определенным образом
Дисциплинарная власть:
- огораживается
- стремится выжать максимум из человека (чтобы не было ни минуты свободного времени)
- тяготеет к классовости (ранжирование, рейтинги)
- тело - предмет регулирования со стороны власти
- система правил (не можете понять, кто отдаёт вам приказ)
- формируется в 17-18 веке
________________________________________________________________________________
- власть не производится от человеческой воли, это человек подключается к сложной сети властных практик
Критика истории политической мысли
(3-х подходов):
- суверенная власть:
• ориентирована на прямой запрет
• там, где власть суверенна, она и легитимна (и наоборот)
• там, где суверенитет заканчивается, сопротивление легитимно (и наоборот)
• критика: политическая философия застряла на этом подходе, хотя смысл этих понятий уже утрачен
- власть как товар:
• Маркс
• власть можно передать и продать, власть - ресурс
• критика: власть нельзя передавать, потому что люди находятся в сетях власти, а не власть в руках людей
- власть как репрессия:
• Фрейд
• власть - там, где человека ограничивают в реализации его подлинных желаний
• критика:
- власть продуктивна, а не ограничивает человека (она производит субъекта)
- нет никакой истинной природы человека, она создаётся властью
- субъект создан властью → только субъект может быть свободным → власть производит свободу
Суверенная власть | Дисциплинарная власть | Биовласть |
появление новых институций: школы, психиатрической больницы, тюрьмы | появление новых понятий: безопасности, территории, населения | |
контроль за территорией | контроль за множеством людей, задача - раздробить это множество, обработать каждого | объект регулирования: население в целом (неважно, что отдельный человек умирает, важно, что происходит с обществом в целом) |
исключения используются для демонстрации своей силы | не признаёт исключений; если вы нарушаете правила, вас наказывают, но не публично: вас изолируют | различия исключений и правил утверждают биовласть; правила появляются на фоне исключений |
ограничена территорией | склонна к огораживанию | не предполагает границ |
обнаруживает себя в некоторых ситуациях | удваивает, производит дополнительную субъективность | преображает действительность (в той мере, в которой биовласть обнаруживает себя, она создаёт своих субъектов) |
-
- происходит распад универсума истины, восходящей к Богу, а разные дискурсы
- власть распадается на дискурсы власти знания
- зарождаются понятия государственного интереса и правительства → законы теперь не сводятся к принимающим их
- лидеры должны подчиняться правилам, а не правила лидерам
- governmentality (правительственность) - термин, введённый Фуко - правление мышлением
________________________________________________________________________________
Насилие
- темы: насилие / мораль; насилие / разум; насилие / право
- моральная философия: насилие - любое покушение на свободную волю
- политическая мысль не признаёт априорного наличия свободной воли (политика начинается, когда множество организует коллективную свободную волю
Ролз
- насилие - антоним морали
- мы можем вывести проект государства, где не будет насилия
- если наши права нарушаются (в нашем почти справедливом обществе), можем прибегнуть к гражданскому неповиновению
- проблема не в принципах справедливости, а в их проведении в жизнь
Жорж Сорель
- история - борьба рабов за права
- насилие начинается там, где мораль не справляется со своими задачами
- только насилие пробуждает достоинство, оно организует человека
- не будет насилия → не будет воли, равенства, борьбы; не будет культуры, не будет движения вперёд
- насилие пролетариата над буржуазией - благо, ведь только так буржуазия начинает развиваться
- пролетариат осуществляет насилие с двух сторон:
• преобразует природу в культуру
• по отношению к буржуазии
Как пролетариату бороться?
- политическая стачка - не ведет к радикальным переменам, нацелена на достижение конкретных целей
- всеобщая стачка - чистое насилие; пролетариат должен победить; следующий уровень - новый уровень культуры (пролетариат + буржуазия), ведь буржуазия тоже проявила героизм; исчезновение государства
- идеологии недостаточно: любая из них апеллирует к разуму, ни одна из них не способна побудить людей на насилие
- на это ↑ способны мифы
- мифы - глубинное понимание действительности, которое вызывает отторжение
Ханна Арендт
- насилие неразумно, оно находится вне сферы политического
- насилие - лишь инструмент, техника
- насилие предполагает цели; а политика ценна сама по себе, у нее нет цели, она разумна
- тоталитаризм держится на насилии как на самоцели
- насилие - естественный компонент природной жизни; разум - способ подняться над природой
- насилие всегда слепо и индивидуально, а власть коллективна
- формула насилия = один / немногие выступает/ют против всех
- в 20 веке происходит наложение власти на насилие
аргументы против насилия
как оппозиции разуму
- если насилие - элемент природы (а не человеческих отношений), то оно не имеет отношения к воле человека (то есть любое природное ограничение мира - насилие? если я, к примеру, не могу летать - это насилие?)
- разум может быть репрессивным (Фуко)
- насилие слепо и не предполагает коммуникации (по Аренд), но, например, теракт - инструмент коммуникации ;(
- насилие не может быть сломом свободной воли, как говорит моральная философия, потому что как бы мы его тогда идентифицировали? насилие - покушение на слом свободной воли
Макс Вебер
- насилие - что-то, что имеет отношение к праву
- у кого-то есть право его осуществлять, у кого-то - нет
Вальтер Беньямин
- насилие - оборотная сторона права
Функции насилия:
- правоустанавливающая: европейский князь завоевывает территорию, всех вырубает, говорит, что всё - его (установил право)
- правоподдерживающая: полиция разгоняет людей на несогласованном митинге (право поддерживается!)
• * в современном государстве эти функции насилия связаны и воплощены в институте полиции
Типы насилия:
Божественное насилие | Мифическое насилие |
осуществляется ради живущего (живых людей, тех, кто есть) против самой жизни | осуществляется ради самой жизни |
несёт за собой правоуничтожение (суверен сам нарушает собой же принятые права для осуществления насилия) | несёт за собой правоустановление (после революции осуществляется установление новых прав) |
разрушает пределы (любые границы разрушаются перед абсолютной властью) | устанавливает пределы (в смысле права) |
искупляет вину и грех | вызывает вину и грех |
разит (присутствует как воздаяние, мы не опасаемся его последствий) | угрожает (вызывает тревогу) |
смертельно, но без крови (гуманизация смерти) | кроваво (должно устрашать) |
принимает жертвы ради себя (карает и мстит) | требует жертв (должна быть сакрализована жертва!) |
право - следы когда-то утверждённого насилия | бесцельно |
________________________________________________________________________________
Ганди
- феномен ненасилия как техники
- не проявлять физическое насилие, а, к примеру, блокировать доступ к благам, отказывать в каких-то услугах
- но в широком смысле это ведь тоже насилие! (есть покушение на свободную волю)
инициатор насилия / цель | государство | общество |
государство | война | террор |
общество | бунт, революция, терроризм | гражданская война, в пределе - геноцид |
Джон Кин
треугольник насилия
(3 базовые проблемы современного мира очерчивают всё пространство насилия)
- ядерные державы
- негражданская война (распавшееся государство, пример Руанды)
- апокалиптический терроризм (в силу технологий выходит на новый уровень)
Война
Платон | - конфлкт в полисе - распри - конфликт греков и не греков - война (война без правил, потому что на варваров не распространяются правила человеческого общежития) |
Аристотель | - всё-таки в полисе могут быть войны (к примеру, если от соседа исходит угроза по отношению к тебе, ты вправе применить насилие) - а варвары существуют, чтобы их убивали (их телос в этом) |
Римская Античность (Цицерон) | - идея космополиса - разум на территории империи воплощается в гражданском праве - война - средство для наказания преступника (он нарушил права) - война имеет чёткую причину и чёткий конец |
Августин | - вместо нарушения права - грех - война оправдана в той мере, в которой мы чувствуем, что люди - грешники |
Гуго Гроций | - вместо греха - суверенитет - война справедлива тогда, когда мы защищаем наше государство - война - самозащита - если вы отбились, не надо продолжать войну |
Томас Гоббс | - естественное состояние - война всех против всех - война - это состояние (подобна погоде: может быть мокрой, хотя дождя и нет) - это состояние тревоги, оно иррационально → заключаем общественный договор, образуем государство → передаем права суверену - теперь война - состояние, в котором живут все государства; международные отношения - всегда война всех против всех |
Клаузевиц | - война - продолжение политики другими средствами - война - акт насилия, подчинённый политическим целям - война - событие - война всегда разная, она меняется составляющие войны / акторы: - насилие / народ - игра / полководцы - политические цели / правительство (должно решить, когда заключить мирный договор) - задача войны - провести нашу волю (не уничтожить противника!) - компонент игры после 18-19 века ушёл из войны окончательно (этого Клаузевиц не застал) |
Карл Шмитт | современные тенденции по отношению к войне: - криминализация войны (война становится уголовным преступлением) - морализация войны (отказываемся признавать противника человеком → самые кровавые войны от имени морали) |
Майкл Уолцер | - справедлива самооборона (заимствование идеи Гроция) - можем бить только регулярную армию (только тот, кто разумно соглашается на смерть, может быть убит) - если мы не можем отличить гражданское население от регулярной армии, надо прекратить войну - есть одно исключение: когда мы сталкиваемся с абсолютным злом (нацизмом, к примеру), мы не должны ограничивать себя в средствах |
________________________________________________________________________________
Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.